Рябых Л.В.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для 1 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» и адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат».
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
-В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2013.
На данный учебный предмет отведено 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год.
В связи с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом классе ( в сентябре -октябре проводится по 3 урока) уменьшилось количество уроков по плану на 2 часа, которые проведены в форме путешествия, инсценирования сказки.
Освоение обучающимися учебного предмета «Чтение» за 1класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
В основу организации учебных занятий и основных видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью положен системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся базовые учебные действия. Характер обучения – индивидуально-дифференцированный.
При проведении учебных занятий осуществляется сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества. Основной формой организации процесса обучения является урок. Предусмотрено проведение как традиционных, так и нетрадиционных видов уроков: «путешествие», «экскурсия», «игра», «презентация», «аукцион»; кино-, теле-, видеоуроки и т.д.. Основные виды деятельности для формирования базовых учебных действий: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, обобщение, поиск и открытие, слушание и др.
№ урока | № по теме | Тема урока | К-о час | Коррекционная работа | Основные понятия | Пл. дата | Фак дата |
| | Добукварный период | 14 | | | | |
1 | 1 | Первый день в школе. | 1 | Развитие зрительного и слухового восприятия | День знаний. | | |
2 | 2 | Ориентировка учащихся в ближайшем окружении. | 1 | Работать над увеличением объёма словарного запаса. | Лето, осень | | |
3 | 3 | Школа, класс. Поведение в школе
| 1 | Формирование умений ориентироваться в пространстве с учётом требовании. | Школа, класс | | |
4 | 4 | Семья. | 1 | Активизация словаря; закрепление в речи и употребление названия членов семьи. | Папа мама дочь сын | | |
5 | 5 | Игрушки. Учебные вещи. Понятие «Слово». | 1 | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Учебные вещи, слово | | |
6 | 6 | Предложение. | 1 | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Предложение | | |
7 | 7 | Состояние и анализ предложений. | 1 | Выработка умений преодолевать трудности. | Режим дня | | |
8 | 8 | Дифференциация сходных по звучанию слов . | 1 | Развитие мелкой моторики. | Геометрические фигуры | | |
9 | 9 | Понятие «Слог» | 1 | Развитие мелкой моторики. | Слог | | |
10 | 10 | Деление слов на слоги. Составление слов из слогов.
Путешествие в страну звуков. Выделение из слов звука а. | 1 | Выработка умений преодолевать трудности. | Овощи
Звук А | | |
11 | 11 | Выделение из слов звука у. | 1 | Совершенствование быстроты, точности воспроизведения. | Звук у | | |
12 | 12 | Выделение из слов звука м. | 1 | Совершенствование быстроты, точности воспроизведения. | Звук м согласный | | |
13 | 13 | Рассказывание. Работа по содержанию сказки «Колобок». | 1 | Развивать умения пересказывать по картинному плану | Колобок | | |
14 | 14 | Рассказывание . Работа по содержанию сказки «Репка».\с18\ | 1 | Развивать умения пересказывать по картинному плану. | Репка | | |
| | Букварный период | 81 |
| | | |
15 | 1 | Звук и буква Аа. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата. | Звук а | | |
16 | 2 | Звук и буква Уу.
| 1 | Развитие фонематического слуха. | Звук у | | |
17 | 3 | Звук и буква Уу. | 1 | Формировать активность восприятия. | Слог | | |
18 | 4 | Звук и буква Мм. | 1 | Развитие фонематического слуха. | Звук м | | |
19 | 5 | Обратные слоги ам, ум. | 1 | Развивать зрительную и слуховую память. | Обратный слог | | |
20 | 6 | Прямые открытые слоги ма, му. | 1 | Развивать умения сливать звуки в слоги. Развитие зрительной памяти. | Прямой открытый слог | | |
21 | 7 | Звук и буква Оо. Инсценирование сказки «Ослиный город» Слоги ом-мо | 1 | Развитие фонематического слуха. | Звук о | | |
22 | 8 | Звук и буква Сс . | 1 | Развитие фонематического слуха. | Звук с | | |
23 | 9 | Слоги с буквой с. | 1 | Развивать функции фонематического анализа. | Слог | | |
24 | 10 | Слова и предложения с буквой с. | 1 | Расширять активный словарь. | Слова | | |
25 | 11 | Звук и буква Хх. Слоги с буквой х. | 1 | Развитие фонематического слуха. | Звук х | | |
26 | 12 | Слоги и слова с буквой х. | 1 | Развивать функции математического анализа. | Слог слово | | |
27 | 13 | Слова и предложения с буквой х. | 1 | Формирование умения в практическом употреблении слов с изученными буквами. | Предложение | | |
28 | 14 | Звук и буква Шш . Слоги прямые и обратные с буквой ш. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Звук ш | | |
29 | 15 | Слова и предложения с буквой ш. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Составление слова | | |
30 | 16 | Повторение по теме «Чтение слов и предложений с изученными звуками». | 1 | Формирование умений в практическом употреблении слов с изученными буквами | Добавление слога | | |
31 | 17 | Звук и буква Лл . Слоги прямые и обратные с буквой л. | 1 | Развитие фонематического слуха | Звук л | | |
32 | 18 | Слова и предложения с буквой л. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | | | |
33 | 19 | Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Предложения с этими словами. | 1 | Активизировать работу речевого аппарата | | | |
34 | 20 | Звук и буква ы . Слоги и слова с буквой ы. | 1 | Развитие фонематического слуха | Звук ы | | |
35 | 21 | Слоги и слова с буквой ы. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | | | |
36 | 22 | Звук и буква Нн. Слоги и слова с буквой н. | 1 | Развитие фонематического слуха | Звук н | | |
37 | 23 | Слоги и слова с буквой н. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | | | |
38 | 24 | Слова и предложения с буквой н. | 1 | Формирование умений в практическом употреблении слов с изученными буквами | Семья | | |
39 | 25 | Звук и буква Рр. Обратные слоги, слова с этими слогами. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук р | | |
40 | 26 | Прямые и обратные слоги с буквой р, слова с этими слогами. | 1 | Приучать учащихся следить за своей речью | Хор | | |
41 | 27 | Слова и предложения с буквой р. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Текст | | |
42 | 28 | Звук и буква Кк. Слова и предложения с буквой к. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук к | | |
43 | 29 | Слова и предложения с буквой к Составление схемы слова. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Схема слова | | |
44 | 30 | Звук и буква Пп. Слоги, слова и предложения с буквой п. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук п | | |
45 | 31 | Слоги и слова с буквой п. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Лапа -лампа | | |
46 | 32 | Предложение с буквой п. Чтение текста «Мы». | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Шалаш | | |
47 | 33 | Звук и буква Тт. Слова и предложения с буквой т. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук т | | |
48 | 34 | Слоги и слова с буквой т. Чтение текстов «Урок», «Утром» | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Карта | | |
49 | 35 | Звук и буква Ии. Чтение текста «Кошка и мышка», «Куклы». | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук и | | |
50 | 36 | Звук и буква и как показатель мягкости согласных. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Липа осина | | |
51 | 37 | Слова и предложения с буквой и. Чтение текста «Малыши». | 1 | Приучать учащихся следить за своей речью | ши | | |
52 | 38 | Звук и буква Зз. Чтение текстов «Роза», «Коза». | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук з | | |
53 | 39 | Различие на слух звуков с-з. Слоги и слова с буквами с-з. | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования | Зву-ки с-з | | |
54 | 40 | Различие на слух звуков с-з. Слоги и слова с буквами с-з. | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования | Зву-ки с-з | | |
55 | 41 | Звук и буква Вв. Слоги , слова и предложения с буквой в. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук в | | |
56 | 42 | Чтение слов и предложений с буквой в . | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Воз вилы | | |
57 | 43 | Слова с буквой в . Чтение текста «Наши повара». | 1 | Совершенствовать слуховое восприятие, внимание | Повар | | |
58 | 44 | Звук и буква Жж. Слова и предложения с буквой ж. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук ж | | |
59 | 45 | Чтение слов с буквой ж. Чтение текста «Лужок». | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Лужок | | |
60 | 46 | Дифференциация звуков ж-ш. Чтение слогов и слов. | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования | Звуки ж-ш | | |
61 | 47 | Звук и буква Бб. Слоги и слова с буквой б. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук б | | |
62 | 48 | Чтение слов и предложений с буквой б. Чтение текста «Барабан». | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Барабан | | |
63 | 49 | Дифференциация звуков б-п. | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования | Звуки б-п | | |
64 | 50 | Звук буква Гг.Слоги и слова с буквой г. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук г | | |
65 | 51 | Чтение слов и текста «Гости» | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Гости | | |
66 | 52 | Дифференциация звуков г-к. | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования | Звуки г-к | | |
67 | 53 | Звук и буква Дд. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук д | | |
68 | 54 | Слоги и слова с буквой д. Чтение текста «Садик». | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Огород | | |
69 | 55 | Звук и буква й. Чтение слов и предложений с буквой й. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата | Звук й | | |
70 | 56 | Чтение слов и текста «Лайка и зайка». | 1 | Расширять активный словарь | | | |
71 | 57 | Дифференциация звуков й-и. | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования | Звуки и-й жадный | | |
72 | 58 | Буква ь как показатель мягкости согласных на конце слова | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Буква ь | | |
73 | 59 | Различие слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова. | 1 | Совершенствовать слуховое восприятие, внимание | Хор-хорь | | |
74 | 60 | Мягкий знак в середине слова. | 1 | Развивать зрительно-слуховое восприятие. | | | |
75 | 61 | Звук и буква Ее. Слова и предложения с буквой е. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения | Звук е | | |
76 | 62 | Различие слов с буквами е-и. Чтение текстов « У реки», «В лесу». | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования | Звуки е-и | | |
77 | 63 | Звук и буква Ёё. Слова и предложения. Чтение текста «Ёлка». | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования | Звук ё | | |
78 | 64 | Различие слов с буквами о-ё. Чтение текстов «Самолёт», «Кто у кого ». | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. | Звуки о-ё самолет | | |
79 | 65 | Чтение сходных по звуковому составу слов. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата. | | | |
80 | 66 | Звук и буква Яя. Слова и предложения. | 1 | Развитие фонематического воспроизведения. | Звук я | | |
81 | 67 | Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Чтение предложений и текста «На поляне» . | 1 | Развитие фонематического воспроизведения. | Ягоды | | | |
82 | 68 | Звук и буква Юю. Слова и предложения. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата. | Звук ю | | |
83 | 69 | Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквами у-ю. Чтение предложений и текста «Клюква». | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. | Клюква болото | | |
84 | 70 | Звук и буква Цц. Слоги и слова. Чтение текста «Мой отец». | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата. | Звук ц кузнец | | |
85 | 71 | Чтение текста «Курица и лисица». | 1 | Расширять кругозор и словарный запас. | | | |
86 | 72 | Звук и буква Чч. Слова и предложения. | 1 | Развитие фонематического слуха. | Звук ч, обруч | | |
87 | 73 | Чтение текста «Игры детей». | 1 | Формирование умений в практическом употреблении слов с изученными буквами. | Урок математики | | |
88 | 74 | Чтение текста «Курочка ряба». | 1 | Расширять кругозор и словарный запас. | Сказка | | |
89 | 75 | Звук и буква Щщ. Слова и предложения. Чтение текста « Овощи». | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата. | Звук щ овощи | | |
90 | 76 | Различие на слух и в произношении слогов ша-щу. Чтение текста «Роща» . | 1 | Развивать умения сравнивать . | Ша-щу,ча-ща,чу-щу | | |
91 | 77 | Звук и буква Фф. Слоги, слова и предложения. Чтение текстов «На фабрике», «Ферма». | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата. | Звук ф фабрика | | |
92 | 78 | Различие на слух звуков в-ф.Чтение слов и предложений с буквами в-ф. | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. | Звуки в-ф | | |
93 | 79 | Звук и буква Ээ. Слова и предложения. | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата. | Звук э | | |
94 | 80 | Чтение текста «Эхо». | 1 | Активизировать работу артикуляционного аппарата. | Эхо | | |
95 | 81 | Буква ъ. Слова и предложения. | 1 | Развитие фонематического слуха. | Буква ъ | | |
| | Повторение пройденного | 2 | | | | |
96 | 1 | Чтение стихотворения «Когда это бывает?» | 1 | Расширять кругозор и словарный запас. | Времена года | | |
97 | 2 | Чтение текста «Верный друг» | 1 | Расширять кругозор и словарный запас. | Верный друг | | |
1 Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы (авторы-составители М.Н. Перова, В.В.Эк –М.: Просвещение, 2008г.).
2 Воронкова В.В, Коломыткина И.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 9-е издание – М.: Просвещение, 2013.