kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение»1 класс на 2016 -2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе

примерной адаптированной основной программы.

Календарно-тематическое планирование разработано на основе

«Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение»1 класс на 2016 -2017 учебный год»

Пояснительная записка.


Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;

3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.

4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.


Обучению грамоте предшествует добукварный период, направленный на коррекцию сенсомоторной сферы, сложных недостатков речи, неправильных представлений об окружающем мире, без чего невозможно приступить к воспитанию навыков чтения и письма.


Добукварный период продолжается от одного до двух месяцев.

В течение добукварного периода учитель тщательно изучает каждого ученика:

- устанавливает степень его ориентации;

- определяет уровень развития речи; состояние фонематического слуха;

- уровень зрительных восприятий; моторики;

- выясняет объем владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения);

- проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи учащихся;

- отмечает недостатки психофизических функций;

Изучение учащихся в дальнейшем поможет учителю целенаправленно вести занятия, учитывая как общие, типичные недостатки, так и индивидуальные особенности детей.

Параллельно с изучением учащихся учителем осуществляется подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками чтения. В добукварный период решаются следующие задачи:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции; внятно выражать свои просьбы и желания;

- коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;

- практическое овладение терминами «слово» и «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из двух-четырех слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;

- формирование умения слышать звуки и выделять их в слове;

- развитие у учащихся интереса к обучению.


Задачи букварного периода:

- формировать умения слышать звуки и выделять их в слове;

- формировать навыки послогового чтения;

- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся, пониманию смыслового содержания речевого материала;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

- учить строить устные связные высказывания;

- уточнять и активизировать словарь;

- закладывать учащимся необходимую базу для развертывания устной речи;

- воспитывать культуру речевого общения;

- знакомить со звуками и обозначающими их буквами печатного и рукописного шрифта;

- формировать элементарные навыки чтения


Букварный период подразделяется на четыре этапа.

Большое внимание уделяется звуковому анализу.

Наличие звука в слове выявляется с использованием следующих приемов:

- отбор картинок, в названиях которых имеется изучаемый звук;

- выполнение различных действий (хлопки, приседание, показ знака светофора) на слова с данным звуком;

- называние слов с изучаемым звуком в прочитанном учителем стихотворении, предложении, чистоговорке;

- выделение звукоподражательного слова из предложения.


На первом этапе обучения грамоте дети усваивают гласные а, у, о, согласные м, с, х, читают слова, состоящие из двух гласных (ау, уа), закрытый двухбуквенный слог и прямой слог.

Для закрепления навыков приобретенных на первом этапе, рекомендуется предлагать учащимся следующие задания:

  1. Назвать пройденные буквы.

  2. Указать, как обозначается на письме тот или иной звук.

  3. Определить по артикуляции звук, произносимый без голоса сначала учителем, затем учащимися.

  4. Определить в каком из названных слов встречается звук, заданный учителем.

  5. Отобрать картинки, в названиях которых так же имеется этот звук.

  6. Назвать слова с нужным звуком.

  7. Определить место звука в слове (в начале и конце).

  8. Читать слоги, сравнивать сходные по звукам слоговые структуры.

  9. Разложить на звуки предложенные учителем или подобранные учениками слоги и слова, зафиксировать их в виде условно-графической схемы, составить из букв разрезной азбуки, записать на доске.

  10. Запомнить изученные слоги.

  11. Правильно и плавно прочитать слоги по букварю или в подписи под картинкой.


На втором этапе учащиеся знакомятся с согласными (ш, л, н, р), гласным (ы), с закрытым слогом (нос), учатся читать слова (ура, сумка, рама, сын) и короткие предложения.

Для закрепления навыков, приобретенных на 2 этапе, выполняются следующие задания:

  1. Быстро назвать изученные буквы.

  2. Подобрать соответствующие буквы к произносимым звукам.

  3. Соотнести печатный и рукописный варианты букв.

  4. Правильно произнести сходные звуки (с – ш, р – л, м – н) и слоги с ними.

  5. Сравнить слоги, составленные из одинаковых букв, определить их сходство и различие.

  6. Подобрать примеры, в которых изучаемый звук находится в начале, в середине или конце слова.

  7. Прочитать слоги с одинаковыми гласными или согласными буквами.

  8. Дополнить недостающий слог к слову, ориентируясь на картинку.

  9. Отгадать второй слог, подобрать слова, где еще встречается этот слог.

  10. Прочитать слова, короткие предложения по букварю, табличке и подписи к картинкам.

  11. Найти на картинке изображение того, о чем прочитано, ответить коротко на вопрос учителя по прочитанному.

  12. Выложить условно-графическую схему слова, предложения.

  13. Сложить прочитанные слоги, слова и предложения из букв разрезной азбуки.


На третьем этапе обучения грамоте учащиеся изучают согласные: (к, п, т, з, в, ж, б, г, д), гласный (и), согласный (й), мягкий знак.

Для преодоления трудностей на этом этапе используются приемы: чтение слогов по подобию, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата для слитного произношения слогов с мгновенными согласными (а – ба – ба), чтение по следам анализа.

Закрепление умений, формируемых на третьем этапе, осуществляется в процессе выполнения следующих заданий:

  1. Быстрое узнавание и называние указанных букв.

  2. Дифференциация сходных печатных и рукописных букв.

  3. Соотнесение звука и буквы печатного и рукописного вариантов.

  4. Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звуками.

  5. Постоянное повторение слоговых структур, их запоминание для узнавания «в лицо».

  6. Сравнение слогов и слов, отличающихся одной буквой или их количеством.

  7. Более самостоятельное составление условно-графических схем слов и предложений.

  8. Подбор слов и предложений к условно-графическим схемам.

  9. Чтение трехсложных слогов и слов, состоящих из новых слоговых структур.


На четвертом этапе обучения грамоте учащиеся усваивают гласные (э, е, я, ю, ё), аффрикаты (ц, ч), щелевые (щ, ф). Читают слоги со стечением двух согласных в начале слова и в конце.

Увеличивается объем текстов для чтения.


Обучение грамоте (букварный период) осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода.

Данный метод ориентирован на развитие фонематического слуха, на формирование мыслительных операций анализа и синтеза. Этот метод целенаправленно готовит учащихся к овладению навыками чтения, способствует развитию мышления речи.

Наряду аналитико-синтетическим методом используется слоговой метод с целью создания более оптимальных условий для глобального восприятия слогов, для узнавания их «в лицо». Он является наиболее доступным для данной категории детей, т.к. учитывает особенности их мыслительной деятельности.

Внедрение элементов слогового метода обучения грамоте включает процессы механической памяти. Осознание механизма образования слоговой структуры и постоянная работа со слоговыми карточками для запоминания слогов способствуют дальнейшему продвижению первоклассников в овладении послоговым чтением.

В период обучения грамоте используется прием разнообразных наглядных опор и игровых заданий. Игровые приемы: узнай букву по ее элементам; на основе загадки; назови сам элементы буквы и предложи угадать товарищам; отгадай спрятанный предмет по первому (последнему) слогу его названия кто больше составит слов по слоговой таблице; поиграем в домино со слогами на фишках, помоги герою любимой сказки «прочитать» слоги, слова, выполнить задание.


Обучение грамоте предполагает обязательное использование наглядности:

- настенная касса букв

- «городок букв» (который заполняется по мере изучения азбуки), где каждая буква живет на своей «улице» и имеет «дом» своего цвета

- картинная азбука (картинки сходны с конфигурацией букв)

- таблицы оппозиционных слогов

- касса слогов

- слоговые таблицы

- слоговые карточки с выделенными гласными (величина, цвет)

- предметные, сюжетные картинки

- индивидуальные наборы букв и слогов

- наборы полосок, кружков для условно-графического обозначения слогов, слов, предложений, выделения звуков в словах.


В целях индивидуализации процесса чтения помимо текста букваря используются:

  1. Карточки с более легким или более сложным текстом

  2. Слоговые карточки с выделенными гласными

  3. Буквы алфавита в цветном оформлении

  4. Карточки со слогами и словами в игровом оформлении

  5. Специально составленные учителем книжки-малышки с картинками и различным по сложности текстом

  6. Более частое обращение к использованию игровых приемов

  7. Буквы, вырезанные из бархатной бумаги, разборные буквы

  8. Таблички для чтения, оформленные в виде игры.


Основные требования к умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень.

- различать звуки на слух и в собственном произношении;

- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;


2-й уровень

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.


Учебно-методический комплекс, используемый для реализации рабочей программы.


  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2011

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2006

  4. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы (русский язык, математика). Под редакцией доктора психологических наук В.Г.Петровой Москва «Просвещение» 1982 .

  5. В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина «Букварь» Москва «Просвещение» 2007


Программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», разработанному на основе примерной АООП (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Устава КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», с учетом требований, установленных СанПиНом, постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15





Чтение 1 класс 1 четверть (3 часа в неделю)

Содержание учебного материала

Кол час

Дата


1.

2.

3

4.


5.


6.

7.

8.

9.


10.

11.

12

13.

14

15.

16.

17.


18.


19.


20.


21.

22.


23.

24.


25.


Добукварный период.

Первый день в школе. Беседа на тему «Школа, класс».

Беседа на тему «Школьные вещи». Понятие «слово».

Беседа на тему «Утро школьника». Понятие «предложение».

Составление и анализ предложений. Различение звуков окружающей действительности.

Понятие «слог» - часть слова. Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов.

Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов.

Выделение звука [а].

Выделение звука [у].

Выделение звука [м].

Букварный период.

Звук и буква А а.

Звук и буква У.

Слово АУ - УА.

Звук и буква М.

Слог АМ - УМ.

Слог МА - МУ.

Звук и буква О.

Составление и чтение слогов ОМ-МО. Сравнительный звуко-буквенный анализ этих слогов.

Упражнения в составлении и чтении слогов АМ - МА, УМ - МУ, ОМ - МО.

Составление и чтение слова МА – МА и предложений с этим словом.

Звук и буква С. Составление и чтение обратных слогов АС, УС, ОС.

Прямые открытые слоги СА, СО, СУ.

Упражнения в составлении и чтении слогов, слов с буквой с. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов АС-СА, ОС –СО, УС-СУ.

Звук и буква Х. Обратные и прямые слоги с буквой Х.

Составление и чтение слов со звуком [х] и буквой Х. Чтение предложений с данными словами.

Упражнения в чтении изученных слоговых структур.


1

1

1

1


1


1

1.

1.

1.


1.

1

1

1

1.

1.

1.

1


1.


1.


1.


1.

1.


1.

1.


1.


2.09

5.09

7.09

9.09


12.09


14.09

16.09

19.09

21.09


23.09

26.09

28.09

30.09

3.10

5.10

7.10

10.10


12.10


14.10


17.10


19.10

21.10


24.10

26.10


28.10

Чтение 1 класс 2 четверть

Содержание учебного материала

Кол час

Дата


1-2

3

4


5

6

7

8

9

10

11


12

13

14

15

16


17

18

19

20

21-23



Повторение пройденных звуков и букв.

Звук и буква Ш. Закрытые слоги аш, уш, ош.

Прямые слоги со звуком Ш. Чтение слов и предложений со звуком Ш.

Дифференциация звуков и букв С-Ш.

Звук и буква Лл. Обратные и прямые слоги.

Чтение слов с прямыми слогами.

Чтение коротких текстов.

Слова, состоящие из одного закрытого слога.

Звук и буква Ы. Слоги и слова с буквой Ы.

Слоги, слова с буквой Ы. Предложения с этими словами. Короткий текст.

Звук и буква Н. Обратные и прямые слоги с буквой Н.

Прямые и обратные слоги. Чтение слов с усвоенными слогами.

Звук и буква Р. Закрытые слоги, слова с закрытыми слогами.

Прямые и обратные слоги со звуком Р.

Прямые и обратные слоги и слова с данными слогами. Чтение короткого текста.

Дифференциация звуков Р-Л.

Звук и буква К. Слова с закрытыми слогами.

Слоги и слова со звуком и буквой К. Чтение короткого текста.

Упражнения в чтении слов с буквой К, предложений.

Закрепление изученных во 2 четверти слоговых структур, слов, предложений.


2

1

1


1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1


1

1

1

1

3


7,9

11.11

14.11


16.11

18.11

21.11

23.11

25.11

28.11

30.11


2.12

5.12

7.12

9.12

12.12


14.12

16.12

19.12

21.12

23,26,

28

Чтение 1 класс 3 четверть

Содержание учебного материала

Кол час

Дата


1

2

3


4

5


6

7


8

9

10

11

12


13

14

15

16


17

18

19


20

21

22

23

24


25

26

27-28


Повторение изученного.

Звук и буква П. Слова и слоги со звуком и буквой П.

Прямые слоги с буквой П, слова. Предложения с этими словами. Чтение короткого текста.

Звук и буква Т. Слоги и слова с данной буквой.

Слова с буквой Т, состоящие из двух усвоенных слоговых структур.

Звук и буква И. И – как отдельное слово.

Составление и чтение слов со звуком и буквой И, в которых И составляет отдельный слог или входит в состав слога.

Звук и буква И как показатель мягкости согласных.

Слова со слогом ШИ.

Звук и буква З. Слоги и слова со звуком и буквой З.

Сравнительный звукобуквенный анализ слогов ЗЫ-ЗИ.

Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв З-С, слогов, слов с этими буквами.

Звук и буква В. Чтение прямых слогов, слов.

Слоги и слова с буквой В в твёрдом и мягком варианте..

Звук и буква Ж. Чтение прямых слогов, слов с буквой Ж.

Слог ЖИ. Чтение слов со слогом ЖИ. Различение на слух, в произношении и чтении слогов, слов с Ш-Ж.

Слоги ЖИ-ШИ, слова с этими слогами.

Звук и буква Б. Прямые слоги и слова с ними.

Образование и чтение слов, состоящих из 2-3х открытых слогов. Чтение слогов в твердом и мягком варианте.

Дифференциация звуков и букв Б-П.

Звук и буква Г. Прямые слоги и слова с буквой Г.

Образование и чтение слов, состоящих из 2-3х слогов.

Звук и буква Д. Слоги и слова с буквой Д.

Упражнения в чтении слогов, слов с буквой Д. Чтение предложений.

Звук и буква Й. Слоги и слова со звуком и буквой Й.

Образование и чтение слов с буквой Й. Чтение предложений.

Дифференциация И-Й


1

1

1


1

1


1

1


1

1

1

1

1


1

1

1


1

1

1

1


1

1

1

1

1


1

1

2



11.01

13.01

16.01


18.01

20.01


23.01

25.01


27.01

30.01

1.02

3.02

6.02


8.02

10.02

13.02


15.02

17.02

27.02

1.03


3.03

6.03

10.03

13.03

15.03


17.03

20.03

22,24.03

Чтение 1 класс 4 четверть

Содержание учебного материала

Кол час

Дата


1

2

3

4

5

6


7


8


9

10


11

12


13

14


15

16

17

18

19


20

21



Повторение изученного.

Буква Ь. Звуко-буквенный анализ слов КОНИ – КОНЬ.

Звук и буква Ее. Составление и чтение слов со звуком Е и буквой Е.

Буква Е - показатель мягкости согласных.

Звук и буква Ёё. Составление и чтение слов с буквой Ё.

Ё - показатель мягкости согласных. Дифференциация слов с буквами О-Ё

Звук и буква Я. Составление и чтение слов с буквой Яя в начале слова и в конце после гласной.

Дифференциация слов с буквами А-Я. Упражнения в чтении слов с буквами А-Я.

Звук и буква Ю. Слова с буквой Ю в начале и в конце слова.

Дифференциация букв У-Ю как показатель твердости и мягкости согласных.

Звук и буква Цц. Слоги и слова с буквой Цц.

Упражнения в чтении слов с буквой Цц. Чтение предложений, текста.

Звук и буква Чч. Слова с буквой Чч. Слова со слогами ЧА, ЧУ.

Звук и буква Щщ. Слоги и слова с буквой Щщ. Слова со слогами ЩА, ЩУ.

Звук и буква Ф. Слоги и слова с буквой Ф.

Звук и буква Э. Слова с буквой Э.

Буква Ъ. Составление и чтение слов с Ъ.

Работа над стихотворением «Когда это бывает?».

Работа над текстом «Чиж», «Котята». Анализ слов по звуковому составу.

Работа над текстом «Светофор».

Закрепление изученного.



1

1

1

1

1

1


1


1


1

1


1

1


1

1


1

1

1

1

1


1

1


3.04

5.04

7.04

10.04

12.04

14.04


17.04


19.04


21.04

24.04


26.04

28.04


3.05

5.05


10.05

12.05

15.05

17.05

19.05


22.05

24.05




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Антипова Людмила Анатольевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства