Просмотр содержимого документа
«"Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене"»
Адаптация обучающихся 5 класса
В 5А классе 9 обучающихся: 3 девочки и 6 мальчиков. 8 обучающихся посещают школу, 1 (Кирилл Б.) обучается на дому. Все обучающиеся дети-инвалиды, имеют легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
Понятие «адаптация» тесно связано с понятием «готовность к обучению в средней школе». Не все обучающиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково, поэтому период адаптации в 5-м классе является одним из труднейших периодов школьного обучения.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе: классный руководитель – учителя-предметники. В нашем случае еще и занятия во втором учебном корпусе, переход из здания в здание. Увеличивается количество уроков, новых предметов и объем материала в них. Увеличивается объем домашних заданий. Если в начальной школе учащиеся всегда находились в поле зрения одного педагога, который полностью контролировал степень их готовности к очередному уроку, помогал находить взаимопонимание с другими учителями, то в средней школе дети должны стать более самостоятельными, ответственными. Обучающиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с новыми педагогами, найти свое место в школе.
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Задачи на период адаптации, поставленные мной, классным руководителем:
1. Изучение классного коллектива.
2. Знакомство с родительским коллективом.
3. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Для решения этих задач были предприняты следующие шаги:
- Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.
-Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Проведены классные часы: “Я - пятиклассник”, “Предметы и учителя”, “Дружба” и другие.
По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
Произвольность психических процессов. Большая часть обучающихся может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий (Мария Б., Алексей Б., Ярослав К., Алексей Б.,) Некоторым обучающимся нужна направляющая помощь педагога (Максим П., Алина Л.). Обучающиеся Иван Г., Александра С. работают под контролем учителя. Во время занятий дети показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Почти все обучающиеся работают в одном темпе со всем классом. Немного отстает Иван Г.
Мотивационная сфера. В основном, ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
Особенности поведения. Обучающиеся показывают достаточный уровень саморегуляции. Принимают и соблюдают классные и школьные социальные нормы. Иногда не умеет сдерживать свои эмоции Алексей С., Мария Б.
Особенности общения со сверстниками. Не все обучающиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию, есть сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что некоторые могут обижать своих одноклассников. Алексей С. здоровается избирательно, а не со всеми детьми. Девочки Мария Б. И Александра С. могут ссориться между собой. Алина Л. дружит только с Максимом П. Конфликтов со старшеклассниками не наблюдается, а наоборот, поддерживаются дружеские отношения.
Особенности общения с педагогами. В целом обучающиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогами.
Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей дети испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы. Исключение - Алексей С. Иногда бывают эмоциональные срывы. Но быстро отходит.
Знакомство с родительским коллективом началось еще в августе месяце по средствам телефонной связи и при личной беседе. Проведено три родительских собрания. На собраниях обсуждали вопросы поведения, успеваемости, посещаемости, требования учителей- предметников. На собрания приглашались педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по УВР.
Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с обучающимися были проведены беседы, в результате которых дети познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности. В течение полугодия перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями- предметниками об успеваемости, проблемах, о детях, на которых стоит обратить особое внимание. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Результатом бесед стало следующее:
Особенности класса: слабоактивный, не очень дружный. Дети, в основном, приветливые. Некоторые здороваются только после напоминания. Ответственность желает быть лучше. Особых проблем в дисциплине нет. Главная проблема в классе - это посещаемость. Обучающиеся пропускают очень много занятий (Ярослав К., Александра С., Максим П.) В основном, это пропуски по причине болезни или уважительной причине. Могут допустить пропуск и без уважительных причин. Были проведены беседы с родителями. Посещаемость во второй четверти стала лучше. Пропуски сократились почти в два раза. Посещаемость влияет на качество знаний. Качество знаний во второй четверти выше. Алексей С. имел одну “3” по русскому языку. Вторую четверть окончил без троек. Лучше успеваемость стала у Алексея Б., Ярослава К., Марии Б.
Участие классного коллектива в школьной жизни.
Обучающиеся класса принимают активное участие в общешкольных мероприятиях (Александра С., Алексей С., Мария Б., Иван Г., Алина Л.), выставках рисунков и поделок. По итогам первого полугодия 4 обучающихся поощрены школьной стипендией.
Таким образом, исходя из наблюдения за обучающимися, можно оценить уровень адаптации 5А класса к новым условиям обучения как средний.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
Можно подвести итог по вопросу адаптации 5А класса к процессу обучения в средней школе:
- у большинства обучающихся 5А класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и хорошая успеваемость.
- с некоторыми обучающимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
Исходя из выше сказанного, считаю, что поставленные основные цели и задачи, выполнены.
Далее следует:
1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться высокого уровня сплоченности.
2.Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии (сохранить успеваемость класса – 100%, добиваться повышения качества знаний, добиваться 100% посещаемости).
3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности.
Анализ проведенной деятельности показал развитие творческой активности у детей, формирование интеллектуальных умений, дети показали самостоятельность и ответственность.
В общем, адаптация обучающихся к обучению в среднем звене школы-интерната проходит успешно.