ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Пояснительная записка
Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.
В последнее время появляется все больше детей, которые в пятых классах не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в программе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Переход ребенка из начальной школы в среднее звено связан с определенными трудностями , одной из причин которых являются психологические особенности ребенка . К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
При переходе в среднее звено на ребенка влияет комплекс факторов: личность педагогов, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Именно в 5 классе осуществляется переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями – предметниками. Расставание с первым, любимым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один педагог, как это было в начальной школе, а несколько. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребенка также большой неожиданностью. Поэтому действия учителей должны быть согласованы, чтобы детям было несложно привыкнуть к разнообразию требований по разным предметам. Педагоги относятся к пятикласснику как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это. Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.
Неадаптированность обучающихся переходящих с начальных классов связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Пятый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Переход из начальных классов для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.
Система работы педагога-психолога в этот переломный момент является одним из этапов в организации педагогическим коллективом адаптационного периода, цель которого – обеспечение плавного, постепенного, нетравматичного перехода учащихся из начальной школы в основную.
Цель:оказание помощи учащимся в адаптации при переходе в среднее звено обучения в школе. Содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
Задачи:
психологическое сопровождение процесса адаптации в5-х классах;
Составление психологических характеристик учеников и класса в целом.
Выделение качеств учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.
обеспечение психологической поддержки дезадаптированных учащихся;
- развитие икорректирование психических функций обучающихся;
Развитие у нерешительных обучающихся способность овладеватьсостоянием нерешительности и неуверенности;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- снизить уровень агрессивности обучающихся;
формировать учебные мотивы обучающихся
Анализ проделанной работы.
План работы
№
Содержание деятельности педагога-психолога
Сроки
Ответственные
1
Диагностика учеников 5-х классов на адаптацию в среднем звене и развитие познавательной сферы
Педагог-психолог
2
Мониторинг готовности пятиклассников к обучению
3
Составление социальной карты класса.
4
Определение детей группы риска.
5
Тесты личностных особенностей.
6
Проведение занятий направленных на снижение тревожности, агрессивности
7
Проведение семинара для учителей, работающих с учащимися 5-х классов «Адаптация детейв среднем звене и психолого-педагогическая поддержка учащихся дезадаптантов».
8
Проведение классного часа: «Посвящение в пятиклассники!»
9
Проведение беседы «Чего я боюсь? Как преодолеть неуверенность в себе?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ »
Программа занятий по адаптации пятиклассников к средней школе
Аубакирова Виктория Николаевна
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа имени Естая Актогайского района»
Пояснительная записка
Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.
В последнее время появляется все больше детей, которые в пятых классах не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в программе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Переход ребенка из начальной школы в среднее звено связан с определенными трудностями , одной из причин которых являются психологические особенности ребенка . К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
При переходе в среднее звено на ребенка влияет комплекс факторов: личность педагогов, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Именно в 5 классе осуществляется переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями – предметниками. Расставание с первым, любимым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один педагог, как это было в начальной школе, а несколько. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребенка также большой неожиданностью. Поэтому действия учителей должны быть согласованы, чтобы детям было несложно привыкнуть к разнообразию требований по разным предметам. Педагоги относятся к пятикласснику как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это. Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.
Неадаптированность обучающихся переходящих с начальных классов связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Пятый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Переход из начальных классов для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.
Система работы педагога-психолога в этот переломный момент является одним из этапов в организации педагогическим коллективом адаптационного периода, цель которого – обеспечение плавного, постепенного, нетравматичного перехода учащихся из начальной школы в основную.
Цель:оказание помощи учащимся в адаптации при переходе в среднее звено обучения в школе. Содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
Задачи:
психологическое сопровождение процесса адаптации в 5-х классах;
Составление психологических характеристик учеников и класса в целом.
Выделение качеств учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.
обеспечение психологической поддержки дезадаптированных учащихся;
- развитие и корректирование психических функций обучающихся;
Развитие у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- снизить уровень агрессивности обучающихся;
формировать учебные мотивы обучающихся
Анализ проделанной работы.
План работы
№
Содержание деятельности педагога-психолога
Сроки
Ответственные
1
Диагностика учеников 5-х классов на адаптацию в среднем звене и развитие познавательной сферы
Педагог-психолог
2
Мониторинг готовности пятиклассников к обучению
3
Составление социальной карты класса.
4
Определение детей группы риска.
5
Тесты личностных особенностей.
6
Проведение занятий направленных на снижение тревожности, агрессивности
7
Проведение семинара для учителей, работающих с учащимися 5-х классов «Адаптация детейв среднем звене и психолого-педагогическая поддержка учащихся дезадаптантов».
8
Проведение классного часа: «Посвящение в пятиклассники!»
9
Проведение беседы «Чего я боюсь? Как преодолеть неуверенность в себе?»
Актогайский район
СШ им. Естая
Программа
«Занятия по адаптации пятиклассников в средней школе»