Материалы для родительского собрания "Адаптация пятиклассника при переходе в среднее звено".
Материалы для родительского собрания "Адаптация пятиклассника при переходе в среднее звено".
МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»
Классный руководитель 5а класса,
МАОУ «Кондратовская СОШ»:
Жданова Мария Власовна
Материалы для родительского собрания
«Адаптация пятиклассника при переходе
в среднее звено»
(2011-2012)
Вот и закончилась начальная школа. Впереди следующий этап взросления Вашего ребенка. Как он сложится, с какими трудностями столкнется ребенок? Стоит ли вам волноваться по поводу успеваемости в пятом классе? Есть ли необходимость помощи своим детям?
В пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах.
Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.
Переход, из начальной школы в среднюю, связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень серьезным испытанием для школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы для родительского собрания "Адаптация пятиклассника при переходе в среднее звено". »
4
МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»
Классный руководитель 5а класса,
МАОУ «Кондратовская СОШ»:
Жданова Мария Власовна
Материалы для родительского собрания
«Адаптация пятиклассника при переходе
в среднее звено»
(2011-2012)
Вот и закончилась начальная школа. Впереди следующий этап взросления Вашего ребенка. Как он сложится, с какими трудностями столкнется ребенок? Стоит ли вам волноваться по поводу успеваемости в пятом классе? Есть ли необходимость помощи своим детям?
В пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах.
Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.
Переход, из начальной школы в среднюю, связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень серьезным испытанием для школьника.
В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения. Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость.
В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?
Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?
Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.
В связи с этим ребенок впервые учится учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности.
В пятом классе у ребенка начинает формироваться основной навык умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже пристают к ребятам из старших классов.
Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.
Дают о себе знать физиологические факторы в развитии
Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.
У ребенка начинается перестройка гормональной системы.
Характерны перепады самочувствия.
Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.
Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.
В этот период появляется потребность в самоутверждении.
Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его представлению о себе.
Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников.
Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса?
Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители – единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.
Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития характерны для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений.
Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах.
Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников.
Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства
В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.
Подростковый возраст – это трудный возраст. Для психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.
Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации:
нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
отсутствие мотивации к обучению;
несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.).