kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

«Особенности адаптации пятиклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и про­филактика проблем.

Задача: познакомить с психологическими особенностями пе­риода адаптации; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он по­взрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять тре­бования средней школы и приспособиться к ним.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого пе­риода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребен­ка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе  взаимоот­ношений класса, формируется статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего свя­заны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не со­ответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учите­лей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от ин­теллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1.  Разные требования со стороны учителей-предметников,  необходимость все их учитывать и выполнять.

2.  Большой поток информации,  незнакомые термины,  слова.  Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у  взрослых.

3.  Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы,  а классному руководителю не удается  уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом  периоде их школьной жизни.

Физиологические проблемы пятиклассников:  

  • изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой,  увеличение физической и умственной нагрузки;
  • быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
  • изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей:  

•  Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома.  Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий. 

  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  • Организации правильного питания ребенка. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов,  фруктов и овощей. 
  • Забота родителей о закаливании ребенка.
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка.

Психологические проблемы адаптации пятиклассников:

 

  • Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
  •   Повышение уровня тревожности самого ребенка.  Зависимость степени адаптации ребенка к новым  условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
  •  Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в  начальной школе.
  •   Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника,  его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
  •   Состояние его физического здоровья,  связанное с возрастными изменениями в организме и  психологическим климатом в классном коллективе.
  •  Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у  ребенка в школе).

 

Рекомендации для родителей: 

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника —  безусловное принятие ребенка,  несмотря на те   неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

 

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому   прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.  

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  •  Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.  Медлительные и   малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу,  быстро теряют к нему интерес,  если    чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка

 

Правила,  которые могут помочь  родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни.  

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть - иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

 

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни!  Ты не лучше всех,  ты не хуже всех!  Ты —  неповторимый для самого себя,  родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо,  если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего  ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.

 

 

Литература:

1. Воскобойников В. М. Как  определить  и  развить   способности ребенка. СПб., 1996.

2. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с  ребенком. Как? М., 1997.

4. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995

Просмотр содержимого документа
««Особенности адаптации пятиклассников»»

5



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»













«Особенности  адаптации пятиклассников»


















Выполнила: Малышева Г.И.













Р.п. Красные Баки

2016 г.


Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и про­филактика проблем.

Задача: познакомить с психологическими особенностями пе­риода адаптации; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.



Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он по­взрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять тре­бования средней школы и приспособиться к ним.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого пе­риода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребен­ка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе взаимоот­ношений класса, формируется статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего свя­заны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не со­ответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учите­лей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от ин­теллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.



Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Физиологические проблемы пятиклассников:

  • изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

  • быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

  • изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.



Рекомендации для родителей:

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий.

  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

  • Организации правильного питания ребенка. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

  • Забота родителей о закаливании ребенка.

  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка.



Психологические проблемы адаптации пятиклассников:



  • Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

  • Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

  • Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

  • Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.

  • Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

  • Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).



Рекомендации для родителей:

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.



  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка



Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

  • Не дерись без причины.

  • Зовут играть - иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.



  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.





Литература:

1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.

2. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.

4. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Особенности адаптации пятиклассников»

Автор: Малышева Г.И.

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Материал для беседы с  родителями:  «Адаптация пятиклассников к средней школе». "
    ["seo_title"] => string(86) "matierial-dlia-biesiedy-s-roditieliami-adaptatsiia-piatiklassnikov-k-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "146241"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419141251"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация "Особенности адаптации пятиклассников" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-osobiennosti-adaptatsii-piatiklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "185305"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426168368"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация " Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-adaptatsiia-piatiklassnikov-k-novym-usloviiam-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "177835"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424713164"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Родительское собрание: "Адаптация учащихся 5 класса" "
    ["seo_title"] => string(60) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169678"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423456806"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(68) "programma-zaniatii-po-adaptatsii-piatiklassnikov-k-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "130912"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416036289"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства