Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологическому воспитанию " Береги и люби природу»
Конспект внеклассного занятия
по экологическому воспитанию
Тема: «Береги и люби природу»
(в 8 классе для учащихся VIII вида.)
Воспитатель: Литвинова Н.В.
Цель: Формирование ответственного отношения к природе, познакомить с правилами поведения на природе, формировать знания о разнообразных видах деятельности человека по защите природы,
Задачи: 1. Расширить кругозор учащихся. 2. Развивать умение жить с природой в гармонии. 3. Формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы, пополнение знаний учащихся по экологии. 4. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, уважения ко всему живому умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. 5. Развивать познавательную, творческие и коммуникативные способности.
План занятия.
1.) Орг. момент. (введение в тему занятия) 2.) Актуализация знаний.
- Здравствуйте ребята. - Тема нашего классного часа будет такова … - Сейчас отгадаете загадки и тогда я думаю, поймете.
Крыльев нет, но я летаю.
Я незрим, неосязаем.
Но, как только осерчаю,
Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)
Весна пришла, не топят уж печей,
И вдоль полей бежит, журча,… (Ручей)
Стоят столбики белены,
На них шапочки зелены. (Березы)
Самый верхний слой земельный.
В ней растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как ее все называют? (Почва)
Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой-… (Природой)
Ребята, что это все? - Природа.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
- Итак, ребята, какова же тема нашего занятия?
- «Береги и люби природу»
- Зачем же надо любить и беречь природу? (Ответы детей)
Актуализация знаний.
Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги.»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги.»
Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек».
В тебя мы верим, не солги, «Ты береги нас, береги.»
- Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна!
Как называется наука о доме в котором мы живём
Экология «ЭКОС» - дом «ЛОГОС» - ученье
Экология – модное слово раньше Земля не знала такого.
Банки, бутылки везде не бросали
В реку отходы и нефть не сливали
Не было столько автомобилей
Трубы заводов так не дымили
Столько лесов не вырубали
И зверей в лесах не уничтожали.
Рет в лесах теперь зверей!
Человек ведь всех главней!!
Мир вокруг нас – леса, реки и моря, воздух, горы и вода, животные и растения, почва, люди.
- Может ли планета заболеть? - Оказывается может! Именно это произошло с землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы:
Уничтожение лесов
Загрязнение воздуха, воды, почвы
Исчезновение растений и животных
Ухудшение условий для жизни самого человека.
Охрана окружающей среды - задача всего человечества, значит лечить проблему нужно сообща!
- Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные "удобрениями" овощи и фрукты Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.
Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?
Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит и здоровью самого человека, так как он пьет воду, дышит, использует в пищу растения и животных. По вине людей уже исчезло немало животных и растений. Многие другие стали редкими и находятся на грани исчезновения.
Когда-то давно природа решала быть или не быть человеку.
Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.
- Как вы думаете, зачем человек создал «Красную книгу»?
В 1960 годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счёл необходимым вести списки объектов животного и растительного миро для охраны редких и исчезающих видов. Первая «Красная» книга в нашей стране была издана в 1978 году. После появления первого издания «Красной» книги повысился интерес к изучению редких видов животных, были приняты меры по их сохранению. Но экологическая обстановка, увы не улучшилась. Поэтому и «Красная» книга пополнила свой объём.
Помимо таких животных, как соболь, сайгак, лось и растений, как лотос, тис в «Красную» книгу попали рыбы, моллюски, ракообразные, насекомые, мхи и лишайники. Поэтому в 1984 году в свет вышло второе издание «Красной» книги.
- Так зачем нужна «Красная» книга?
Вывод: Она информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске исчезновения, советует, как избежать опасности. Главное её практическое значение – спасение исчезаемых видов и восстановление редких. «Красная» книга – это не закон об охране животных и растений. Это программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которых собраны и конкретизированы знания и опыт учёных-зоологов, охотоведов, любителей и знатоков природы.
- Все страницы «Красной» книги можно обозначить разными цветами.
- Какие бы цвета использовали вы?
Чёрные – те, кого мы никогда не увидим.
Красные – редкие и исчезающие.
Жёлтые – количество видов быстро снижается.
Белые – численность всегда невелика.
Серые – мало изучены, места обитания мало доступны.
Зелёные – те виды, которые удалось сохранить, спасти от вымирания.
Вот такое обозначение использовали.
-В чём причина исчезновения многих видов животных, растений? (ответы детей) - Вырубают леса -Уничтожают растения. - Приносится вред почве. - Загрязняются реки. - Ведётся бессистемная охота. - Деятельность человека.
-Животные играют огромную роль в природе, Но люди порой жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда и просто ради развлечения. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие стали редкими и занесены в Красную Книгу. - С древних времён растения были для человека не только источником питания, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней, использовались с лечебной целью. Такие растения называют лекарственными или чудесной аптекой. К лекарственным растениям относят: одуванчик, зверобой, мяту, душицу, ландыш, подорожник, ромашку, крапиву.
Минутка отдыха
Какая ветка не растёт на дереве (железнодорожная)
Что будет делать ворона прожив 3 года. (жить 4)
где начинается край света (там, где кончается тень)
Зачем охотник носит ружьё (за плечом)
Где сухого камня не найти (в реке)
На что больше подходит половина апельсина (на другую половину)
На какое дерево садиться ворона после дождя. (на мокрое)
На каких полях не растёт трава ( на полях тетради)
Основной этап.
а.) «Мы твои друзья, Природа!»
Мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».
- Давайте вспомним правила в лесу:
1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать. Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать, Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!
3. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают! Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги.
б). «Экологические знаки»
Знаки и обсуждение их.
1. Не рвать цветы.
2. Не стрелять из рогатки.
3. Помогать птицам.
4. Не портить деревья.
5. Не уничтожать грибы, даже ядовитые.
6. Не шуметь в лесу.
7. Не вырубать деревья.
8. Не оставлять мусор.
Да, природе будет хуже! Ведь каждая зря сломанная веточка или гриб - это маленькая рана, нанесенная природе. Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Будьте осторожны с кострами! Помните – лес наше богатство!
в.) «Вода – мой друг»
Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
-Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям)
Где на планете встречается вода?
Для чего человеку нужна вода?
Почему чистой воды становится меньше?
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает
столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарныхпоездов.
Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,
морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в
водоемах?
использоватьт на заводах и фабриках для очистки воды фильтры
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всѐ живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь)
- А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
-Какие же меры принимаются для охраны природы? 1.Красная книга 2.Переоборудование фабрик и заводов 3.Посадка новых лесов 4.Запрет на охоту животных 5.Заповедники и национальные парки -А есть ли у нас в Смоленской области заповедники или национальные парки? -У нас в Смоленской области существует национальный парк «Смоленское поозерье». Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года. Создание парка преследовало цели сохранения уникальных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, сохранение видов растений и животных.
Игра «Экологический светофор»
(класс разбит на 3группы, у каждого ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный)
Красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе. Желтый - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения. Свет зеленый - это, когда мы для природы делаем добрые дела.
Варианты заданий.
- Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора. Мальчик взял:
а). Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)
б.) Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)
в.)Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет) г.) Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)
д.) Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)
е.) Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)
ж.) Сачок для ловли бабочек. (красный свет)
з.) Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)
- Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе!
6. Итог
- Мы сегодня много узнали вспомнили экологические правила поведения в природе
Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? 1.Соблюдать правило поведения в природе 2.Делать кормушки 3.Кормить птиц 4.Сажать деревья и цветы
Озера - глаза Планеты!
Реки - вены Планеты!
Леса - легкие Планеты!
Цветы - украшение Планеты!
- Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.