Познавательная программа "Берегите природу"
Цель: - систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
Задачи:
- Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы;
- развивать логическое мышление, речь;
- активизировать внимание, память;
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
Участники: учащиеся 3 класса. Члены жюри.
Правила игры.
-Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей.
-Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда.
-Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Ход занятия:
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
1. Приветствие команд.
Группа делится на 2 группы. Команды придумывают названия и девиз.
2. «Разминка »
( ведущий задаёт по очереди вопросы командам)
1.Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)
2.Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (мокрым)
3.Как можно пронести воду в решете? (заморозив)
4.Много рук, а нога одна. (дерево)
5.Где сухого камня не найдёшь? (под водой)
6.Что вниз верхушкой растёт? (сосулька)
7.Какой цветок имеет одновременно мужское и женское имя? (Иван -да-Марья)
8.Какое животное может прожить без воды 45 дней? (верблюд)
3. «Заморочки из бочки»
(командиры по очереди лостают снежинки с вопросами)
1.Какие жизненные формы встречаются у растений? (травы, кустарники, деревья)
2.Как размножаются растения? (семенами, черенками, клубнями, усами)
3.Как зимуют обитатели водоёмов? (ведут малоподвижный образ жизни)
4.Чем лягушки и жабы ловят пищу? (языком)
5.Назови части растений? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)
6.Какой особенностью отличается клёст от других птиц? (выводит потомство зимой)
7.Какие жуки носят названия того месяца, в котором они появились? (майские)
8.Эту птицу называют «лесным доктором». (дятел)
4. Вопрос-ответ
Узнай по описанию 10 20 30
Названия 10 20 30
Почему? 10 20 30
Что будет… 10 20 30
Узнай по изображению 10 20 30
За каждым числом спрятан вопрос. Чем число больше, тем труднее вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете соответствующее число очков. Если ответ неверен, очков нет.
По одпому участнику команды называет вопрос и его номер.
Узнай по описанию
10. Их жилище представляет собой сложное многоэтажное сооружение из различных ходов и камер, где размещаются яйца, личинки и куколки живут взрослые особи, несущие различные обязанности: рабочие, солдаты и т. д. (Муравьи)
20. С мая до осени летают эти прожорливые насекомые над заросшими берегами рек и речушек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается “ловчая корзина”. (Стрекозы - самые прожорливые хищники среди насекомых)
30. В древности о нашествиях этого насекомого писали: “Земля перед ней как цветущий сад, позади неё - дикая пустыня!” (Саранча)
Названия
10. От какого слова произошло слово “насекомое”? (От слова “насекать”, “насечка”. Если внимательно рассмотреть брюшко крупного насекомого, то можно увидеть на нём полоски, словно брюшко насечено)
20. Откуда появилось название “божья коровка”? (Этого жучка назвали из-за белой неприятно пахнущей жидкости, которую он выделяет при опасности)
30. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Хрущи майский и июньский)
Почему?
10. Почему люди не любят колорадского жука? (Он откладывает яйца, из которых выводятся личинки, на картофеле, баклажанах, томатах. Личинки могут начисто съесть все листья растения)
20. Почему водомерка не тонет и легко бежит по воде? (Всё её тело и лапы покрыты мелкими волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают)
30. Почему тлю называют “муравьиной коровой”? (Тли сосут из растений соки, при этом выделяют на брюшке сладкую капельку - падь. Муравей-пастух слизывает эту капельку, наполняет зобик и бегает к муравейнику, кормит голодных муравьёв)
Что будет …
10. Что будет с птицами, если исчезнут насекомые? (Начнут погибать все насекомоядные птицы)
20. Что будет с растениями, если исчезнут насекомые? (Начнут исчезать, потому что многие растения без насекомых-опылителей не смогут образовать плоды и семена)
30. Что будет с лесом, если исчезнут насекомые-санитары? (Без жуков-могильщиков тела погибших от болезней или умерших своей смертью птиц и зверьков будут загрязнять лес. Лес станет больным)
Узнай по изображению
10. Жук-олень (рисунок)
20. Бабочка-адмирал (рисунок)
30. Богомол
6. «Да или нет»
(команды выполняют задания на карточках, полученных от ведущего)
1.Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (да)
2.Лягушка-домашнее животное.(нет)
3.У кукушки кукует самец. (да)
4.Перелётные птицы на юге тоже строят гнёзда, как на родине. (нет)
5.Почки на деревьях раскрываются сразу после листопада. (нет)
6.Волк, лиса, рысь - хищники. (да)
7.Число 28 есть только в феврале? (нет)
8.Берёза, осина, тополь – лиственные деревья.(да)
7. «Загадки о растениях»
1.Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший
Он им протянет сотнирук
И тысячи ладошек.
А) крапива
Б) муравейник
В) лес
2. Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки
А) черника
Б) земляника
В) малина
3.Шёл я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке
Но совсем не горячее
Солнца белые лучи
А) ромашка
Б) одуванчик
В) астра
4.Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий
Кругом торчат иголки
А) шиповник
Б) лебеда
В) репейник
5.Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
А) берёза
Б) ива
В) осина
6.Только тронь-
Отдёрнешь ладонь.
Обжигает трава, как огонь.
А) малина
Б) крапива
В) чертополох.
« О зверях и птицах»
1.Что является лучшим лакомством для лосей и оленей?
А) трава
Б) грибы
В) соль
2. Какой зверёк умеет летать?
А) рысь
Б) собака
В) летучая мышь
3.Кто из этих зверей на зиму ложится в спячку?
А) кабан
Б) заяц
В) медведь
4.Какая птица благодаряскрещенному клюву может доставать семена из
сосновых шишек?
А) соловей
Б) клёст
В) зяблик
8 Составьте новые слов
каждая команда должна составить слова из данных слов.Победит та команда,которая больше всех составит слова.
Природоведение, лесовичок, насекомое.
9. Выстрел
Явления природы 1 2 3 4
Птицы 1 2 3 4
Деревья 1 2 3 4
Грибы 1 2 3 4
Звери 1 2 3 4
За каждым числом спрятан вопрос. Все вопросы разделены по темам.Чем число больше, тем труднее вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете соответствующее число очков. Если ответ неверен, очков нет. ”.
Явления природы
1. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. (Дождь)
2. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
3. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)
4. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0° в тёплое время года. Верная примета этого явления - лёд на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень-очень редко - летом. (Заморозки)
Птицы
1. Почему осенью от нас улетают перелётные птицы? (Зимой для них нет основной пищи - насекомых)
2. Осенью птицы собираются в большие группы для перелёта в тёплые страны. Как называются эти группы птиц? (Стаи)
3. Какие перелётные птицы летят клином (углом)? (Журавли)
4. Что является “четвёртым лишним”: стриж, соловей, дятел, ласточка? (Дятел, остальные - перелётные птицы)
Деревья
1. Отгадайте загадку: “Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - чернеет” (Лист дерева, кустарника)
2. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, черёмухи)
3. У какого из этих деревьев осенью не происходит никаких изменений: берёзы, сосны, лиственницы? (У сосны - хвойного дерева)
4. Почему осенью листья на многих деревьях меняют цвет? (Осенью в листьях прекращают образовываться питательные вещества. Оставшееся в листе живое вещество умирает, при этом окрашиваясь в красный и жёлтый цвета, но эти красивые краски - цвета умерших листьев, и растение легко их сбрасывает)
Грибы
1. Отгадайте загадку: “В роще у берёзки повстречались тёзки”. (Подберёзовики)
2. Чем грибы не похожи на растения? (У них нет листьев и цветков, а есть шляпка, ножка и грибница под землёй, похожая на тончайшие белые нити)
3. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка - шляпка снизу белая, внизу на ножке разорванный мешочек)
4. Почему в лесу нельзя пинать мухоморы? (Мухомор нужен всем: и растениям, и животным, и людям. Его едят слизни, белка откусывает по маленькому кусочку, сорока. А лоси могут проглотить по 5-6 мухоморов за один раз - это лекарство. Соснам и другим деревьям он помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает для себя из почвы. А для человека это сигнал: где есть мухоморы - жди белых грибов.)
Звери
1. Какой крупный зверь осенью усиленно питается, нагуливая жир? (Медведь)
2. У какого зверя в листопад появляются детёныши? (У зайца, детёнышей так и называют листопаднички)
3. Узнайте зверя по изображению. У него щека вместо мешка. (Бурундук)
4. Готовятся ли бобры к зиме? (Возле своих домиков они складывают большие кучи упавших деревьев. Замёрзнет зимой пруд, а бобры будут сидеть в своём жилище и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев)
10. Подведение итогов жюри. Награждение.
Молодцы, ребята, сегодня вы показали себя знатоками природы. Но
природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять!
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.
3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. - М.: Просвещение, 2002.
4. Рыжова Н.А. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-пресс, 1996.
5. Типикина В. Радость общения с природой. // Дошкольное воспитание - №7. - 1993.
6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание - №7. - 2004.
7. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2008.
8. Зацепина В. Планета Земля - наш общий дом. // Дошкольное воспитание - №7. - 1996.
9. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: - систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
Задачи:
- Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы; - развивать логическое мышление, речь; - активизировать внимание, память; - воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
Участники: учащиеся 3 класса. Члены жюри.
Правила игры.
-Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей.
-Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда.
-Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Ход занятия:
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
1. Приветствие команд.
Группа делится на 2 группы. Команды придумывают названия и девиз. 2. «Разминка »
( ведущий задаёт по очереди вопросы командам)
1.Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)
2.Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (мокрым)
3.Как можно пронести воду в решете? (заморозив)
4.Много рук, а нога одна. (дерево)
5.Где сухого камня не найдёшь? (под водой)
6.Что вниз верхушкой растёт? (сосулька)
7.Какой цветок имеет одновременно мужское и женское имя? (Иван -да-Марья)
8.Какое животное может прожить без воды 45 дней? (верблюд)
3. «Заморочки из бочки»
(командиры по очереди лостают снежинки с вопросами)
1.Какие жизненные формы встречаются у растений? (травы, кустарники, деревья)
3.Как зимуют обитатели водоёмов? (ведут малоподвижный образ жизни)
4.Чем лягушки и жабы ловят пищу? (языком)
5.Назови части растений? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)
6.Какой особенностью отличается клёст от других птиц? (выводит потомство зимой)
7.Какие жуки носят названия того месяца, в котором они появились? (майские)
8.Эту птицу называют «лесным доктором». (дятел)
4. Вопрос-ответ
Узнай по описанию
10
20
30
Названия
10
20
30
Почему?
10
20
30
Что будет…
10
20
30
Узнай по изображению
10
20
30
За каждым числом спрятан вопрос. Чем число больше, тем труднее вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете соответствующее число очков. Если ответ неверен, очков нет.
По одпому участнику команды называет вопрос и его номер.
Узнай по описанию
10. Их жилище представляет собой сложное многоэтажное сооружение из различных ходов и камер, где размещаются яйца, личинки и куколки живут взрослые особи, несущие различные обязанности: рабочие, солдаты и т. д. (Муравьи)
20. С мая до осени летают эти прожорливые насекомые над заросшими берегами рек и речушек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается “ловчая корзина”. (Стрекозы - самые прожорливые хищники среди насекомых)
30. В древности о нашествиях этого насекомого писали: “Земля перед ней как цветущий сад, позади неё - дикая пустыня!” (Саранча)
Названия
10. От какого слова произошло слово “насекомое”? (От слова “насекать”, “насечка”. Если внимательно рассмотреть брюшко крупного насекомого, то можно увидеть на нём полоски, словно брюшко насечено)
20. Откуда появилось название “божья коровка”? (Этого жучка назвали из-за белой неприятно пахнущей жидкости, которую он выделяет при опасности)
30. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Хрущи майский и июньский)
Почему?
10. Почему люди не любят колорадского жука? (Он откладывает яйца, из которых выводятся личинки, на картофеле, баклажанах, томатах. Личинки могут начисто съесть все листья растения)
20. Почему водомерка не тонет и легко бежит по воде? (Всё её тело и лапы покрыты мелкими волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают)
30. Почему тлю называют “муравьиной коровой”? (Тли сосут из растений соки, при этом выделяют на брюшке сладкую капельку - падь. Муравей-пастух слизывает эту капельку, наполняет зобик и бегает к муравейнику, кормит голодных муравьёв)
Что будет …
10. Что будет с птицами, если исчезнут насекомые? (Начнут погибать все насекомоядные птицы)
20. Что будет с растениями, если исчезнут насекомые? (Начнут исчезать, потому что многие растения без насекомых-опылителей не смогут образовать плоды и семена)
30. Что будет с лесом, если исчезнут насекомые-санитары? (Без жуков-могильщиков тела погибших от болезней или умерших своей смертью птиц и зверьков будут загрязнять лес. Лес станет больным)
Узнай по изображению
10. Жук-олень (рисунок)
20. Бабочка-адмирал (рисунок)
30. Богомол
6. «Да или нет»
(команды выполняют задания на карточках, полученных от ведущего)
1.Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (да)
2.Лягушка-домашнее животное.(нет)
3.У кукушки кукует самец. (да)
4.Перелётные птицы на юге тоже строят гнёзда, как на родине. (нет)
5.Почки на деревьях раскрываются сразу после листопада. (нет)
6.Волк, лиса, рысь - хищники. (да)
7.Число 28 есть только в феврале? (нет)
8.Берёза, осина, тополь – лиственные деревья.(да)
7. «Загадки о растениях»
1.Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший
Он им протянет сотнирук
И тысячи ладошек.
А) крапива
Б) муравейник
В) лес
2. Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки
А) черника
Б) земляника
В) малина
3.Шёл я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке
Но совсем не горячее
Солнца белые лучи
А) ромашка
Б) одуванчик
В) астра
4.Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий
Кругом торчат иголки
А) шиповник
Б) лебеда
В) репейник
5.Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
А) берёза
Б) ива
В) осина
6.Только тронь-
Отдёрнешь ладонь.
Обжигает трава, как огонь.
А) малина
Б) крапива
В) чертополох.
« О зверях и птицах»
1.Что является лучшим лакомством для лосей и оленей?
А) трава
Б) грибы
В) соль
2. Какой зверёк умеет летать?
А) рысь
Б) собака
В) летучая мышь
3.Кто из этих зверей на зиму ложится в спячку?
А) кабан
Б) заяц
В) медведь
4.Какая птица благодаряскрещенному клюву может доставать семена из
сосновых шишек?
А) соловей
Б) клёст
В) зяблик
8 Составьте новые слов
каждая команда должна составить слова из данных слов.Победит та команда ,которая больше всех составит слова.
Природоведение, лесовичок, насекомое.
9. Выстрел
Явления природы
1
2
3
4
Птицы
1
2
3
4
Деревья
1
2
3
4
Грибы
1
2
3
4
Звери
1
2
3
4
За каждым числом спрятан вопрос. Все вопросы разделены по темам .Чем число больше, тем труднее вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете соответствующее число очков. Если ответ неверен, очков нет. ”.
Явления природы
Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. (Дождь)
Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)
Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0° в тёплое время года. Верная примета этого явления - лёд на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень-очень редко - летом. (Заморозки)
Птицы
Почему осенью от нас улетают перелётные птицы? (Зимой для них нет основной пищи - насекомых)
Осенью птицы собираются в большие группы для перелёта в тёплые страны. Как называются эти группы птиц? (Стаи)
Какие перелётные птицы летят клином (углом)? (Журавли)
Что является “четвёртым лишним”: стриж, соловей, дятел, ласточка? (Дятел, остальные - перелётные птицы)
Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, черёмухи)
У какого из этих деревьев осенью не происходит никаких изменений: берёзы, сосны, лиственницы? (У сосны - хвойного дерева)
Почему осенью листья на многих деревьях меняют цвет? (Осенью в листьях прекращают образовываться питательные вещества. Оставшееся в листе живое вещество умирает, при этом окрашиваясь в красный и жёлтый цвета, но эти красивые краски - цвета умерших листьев, и растение легко их сбрасывает)
Грибы
Отгадайте загадку: “В роще у берёзки повстречались тёзки”. (Подберёзовики)
Чем грибы не похожи на растения? (У них нет листьев и цветков, а есть шляпка, ножка и грибница под землёй, похожая на тончайшие белые нити)
Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка - шляпка снизу белая, внизу на ножке разорванный мешочек)
Почему в лесу нельзя пинать мухоморы? (Мухомор нужен всем: и растениям, и животным, и людям. Его едят слизни, белка откусывает по маленькому кусочку, сорока. А лоси могут проглотить по 5-6 мухоморов за один раз - это лекарство. Соснам и другим деревьям он помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает для себя из почвы. А для человека это сигнал: где есть мухоморы - жди белых грибов.)
Звери
Какой крупный зверь осенью усиленно питается, нагуливая жир? (Медведь)
У какого зверя в листопад появляются детёныши? (У зайца, детёнышей так и называют листопаднички)
Узнайте зверя по изображению. У него щека вместо мешка. (Бурундук)
Готовятся ли бобры к зиме? (Возле своих домиков они складывают большие кучи упавших деревьев. Замёрзнет зимой пруд, а бобры будут сидеть в своём жилище и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев)
10. Подведение итогов жюри. Награждение.
Молодцы, ребята, сегодня вы показали себя знатоками природы. Но
природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять!!!
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.
3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. - М.: Просвещение, 2002.
4. Рыжова Н.А. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-пресс, 1996.
5. Типикина В. Радость общения с природой. // Дошкольное воспитание - №7. - 1993.
6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание - №7. - 2004.
7. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2008.
8. Зацепина В. Планета Земля - наш общий дом. // Дошкольное воспитание - №7. - 1996.