kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра- занятие "Экологическая пирамида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Экологическая пирамида»* (подготовительная к школе группа)

 

Программные задачи: формировать представление детей о взаимосвязи обитателей леса—растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Научить составлять пищевые цепочки. Способствовать воспитанию интереса к миру природы.

Предварительная работа: чтение В.Танасийчука «Экология в картинках. Цепочки в лесу.», «Невидимые весы».

Материал: модель «экологических пирамид; картинки растений с плодами и семенами (сосна, ель, дуб, рябина, береза, осина, орешник, ягодные кустарники, цветущие растения, грибы и т.д.), картинки животных (бабочка, мышь, заяц, гусеница, синица, сова, дятел, ласка, лиса, кошка, волк, сокол, медведь); игрушечная пирамид; модель солнца, света, воды, воздуха; картинки для игры «Живая пирамида»; дидактический материал «Береги живое».

 

                                  Ход занятия.

В гости к детям приходит старичок – лесовичок.

-Ребята, каких животных называют «хищники»? (животные, которые питаются на более мелких зверей и птиц)

-Каких животных называют «травоядные»? (животные, которые питаются растениями)

-В природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений существует подвижное равновесие. Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей), которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются—«экологические пирамиды» или «пирамиды численности». Вот сегодня мы  с вами будем строить такие пирамиды.

Воспитатель выставляет модель «экологических пирамид». Предлагает детям  посмотреть на разложенные картинки с изображением растений, животных птиц, насекомых, живущих в лесу. Дает первое задание:

-Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на нижнюю зеленую полоску «экологических пирамид».

Дети выполняют задание, выкладывают картинки растений с семенами и плодами: сосна, ель, дуб, рябина, береза, осина, орешник, ягодные кустарники, цветущие растения, грибы и т.д.)

Проверив правильность выполнения задания, педагог дает второе задание:

-Найти животных, которые питаются этими растениями, поместить их выше на другую полоску.

Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных: гусеницы, жуки пчелы, бабочки, травоядные животные—мыши, зайцы, олени лоси, кабаны и т.д.

 Проверив правильность выполнения задания, педагог дает третье задание:

-Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на второй полоске.

Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных: насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники.

Проверив правильность выполнения задания, педагог дает четвертое задание:

-Поместить на самую верхнюю полоску изображения животных – хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц.

Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных – хищников: волк, рысь, медведь, хищные птицы.

Педагог подводится вывод:

-Вот у нас получились «экологические пирамиды».Растения «кормят» насекомых мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же кормит растения? (дети вспоминают, что нужно для роста и развития растения: солнце, вода, свет и воздух)

Помещают модели солнца, света, воздуха, воды.

Для сравнения воспитатель показывает детям игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять.

-Почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке, от большего к меньшему. (размышления детей)

-Давайте рассмотрим с вами одну из пирамид. Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик—одну или много? (много)

Для того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше зайчиков. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиком. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу зайцев должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк, может съесть много зайцев, а один заяц—много травы. Чтобы всем хватил еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев—больше чем волков.

Воспитатель просит детей высказать свои мысли по поводу другой пирамиды:

-Кто любит колоски? (мышки)

-Много или мало колосков съедает каждая мышка? (много)

-Значит, кого должно быть больше? (колосков должно быть больше, чем мышек)

-А чем питается сова? (ловит мышек на обед)

-Сова тоже сильная, большая птица, хищник, как и волк.

-Чтобы быть такой сильной, сове надо съесть одну или много мышек? (много)

-Значит, кого должно быть меньше, сов или мышек? (конечно сов, чтобы им хватило мышек на обед)

Подводится итог:

-Чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей—больше, чем сов.

 

 

 

                            Игра «Живая пирамида»

-Старичок – лесовичок предлагает нам построить «Живую пирамиду».

Дети, изображающие травку, садятся на пол или приседают, дети – «зайцы» садятся на стулья сзади, а «волк» становится сзади стула.

-Дети которые изображают растения садятся на пол, травоядные—садятся на стул, мелкие  хищные—становятся сзади стула, животные-хищники—на стул.  

Воспитатель раздает картинки, дети выстраивают «живые пирамиды».

Трава—заяц—волк.

Цветок—бабочка—мыши—лиса.

Дуб, желуди—мыши—лиса.

Колоски—мышь—сова—волк.

Обсуждается с детьми, почему они построили именно такую пирамиду.

 

-Ребята, как вы думаете, можно ли включить в «экологические пирамиды» человека? (дети выдвигают свои версии)

-Человек—самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

-Как может человек использовать растения леса? (ягоды, грибы, дрова, лекарственные растения, мед и т.д.)

-А что будем делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки из дидактического материала «Береги живое»: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не оставляй мусор в лесу)

-А человек может использовать животных леса? (мясо, мех, рога, змеиный яд и т.д.)

-Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают.

-Так что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Послушайте стихотворение Б.Заходера «Про Всех На Свете»

Все—все, все

На свете

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны на свете!

Нужны все подряд—кто делает мед

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников—

Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны.

А если нас кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

Все—все, все

На Свете

На Свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!!!

 

ТАБЛИЦА «ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПИРАМИД»

I ряд

РАСТЕНИЯ

 

 

II ряд

ЖИВОТНЫЕ

травоядные

III ряд

ЖИВОТНЫЕ

мелкие хищники

IV ряд

ЖИВОТНЫЕ

хищники

цветок

бабочка

синица

сова

дуб, желуди

мышь

-

лиса

трава

заяц

-

волк

лист, дерево

гусеница

синица

сокол

колосья

мышь

сова

волк

шишка, сосна

личинки жука

дятел

-

колосья

мышь

ласка

сова

колосья

мышь

кошка

 

сосна

личинки жуков

птица

рысь, волк

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«игра- занятие "Экологическая пирамида" »

Тема «Экологическая пирамида»* (подготовительная к школе группа)


Программные задачи: формировать представление детей о взаимосвязи обитателей леса—растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Научить составлять пищевые цепочки. Способствовать воспитанию интереса к миру природы.

Предварительная работа: чтение В.Танасийчука «Экология в картинках. Цепочки в лесу.», «Невидимые весы».

Материал: модель «экологических пирамид; картинки растений с плодами и семенами (сосна, ель, дуб, рябина, береза, осина, орешник, ягодные кустарники, цветущие растения, грибы и т.д.), картинки животных (бабочка, мышь, заяц, гусеница, синица, сова, дятел, ласка, лиса, кошка, волк, сокол, медведь); игрушечная пирамид; модель солнца, света, воды, воздуха; картинки для игры «Живая пирамида»; дидактический материал «Береги живое».

Ход занятия.

В гости к детям приходит старичок – лесовичок.

-Ребята, каких животных называют «хищники»? (животные, которые питаются на более мелких зверей и птиц)

-Каких животных называют «травоядные»? (животные, которые питаются растениями)

-В природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений существует подвижное равновесие. Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей), которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются—«экологические пирамиды» или «пирамиды численности». Вот сегодня мы с вами будем строить такие пирамиды.

Воспитатель выставляет модель «экологических пирамид». Предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображением растений, животных птиц, насекомых, живущих в лесу. Дает первое задание:

-Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на нижнюю зеленую полоску «экологических пирамид».

Дети выполняют задание, выкладывают картинки растений с семенами и плодами: сосна, ель, дуб, рябина, береза, осина, орешник, ягодные кустарники, цветущие растения, грибы и т.д.)

Проверив правильность выполнения задания, педагог дает второе задание:

-Найти животных, которые питаются этими растениями, поместить их выше на другую полоску.

Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных: гусеницы, жуки пчелы, бабочки, травоядные животные—мыши, зайцы, олени лоси, кабаны и т.д.

Проверив правильность выполнения задания, педагог дает третье задание:

-Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на второй полоске.

Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных: насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники.

Проверив правильность выполнения задания, педагог дает четвертое задание:

-Поместить на самую верхнюю полоску изображения животных – хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц.

Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных – хищников: волк, рысь, медведь, хищные птицы.

Педагог подводится вывод:

-Вот у нас получились «экологические пирамиды».Растения «кормят» насекомых мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же кормит растения? (дети вспоминают, что нужно для роста и развития растения: солнце, вода, свет и воздух)

Помещают модели солнца, света, воздуха, воды.

Для сравнения воспитатель показывает детям игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять.

-Почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке, от большего к меньшему. (размышления детей)

-Давайте рассмотрим с вами одну из пирамид. Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик—одну или много? (много)

Для того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше зайчиков. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиком. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу зайцев должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк, может съесть много зайцев, а один заяц—много травы. Чтобы всем хватил еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев—больше чем волков.

Воспитатель просит детей высказать свои мысли по поводу другой пирамиды:

-Кто любит колоски? (мышки)

-Много или мало колосков съедает каждая мышка? (много)

-Значит, кого должно быть больше? (колосков должно быть больше, чем мышек)

-А чем питается сова? (ловит мышек на обед)

-Сова тоже сильная, большая птица, хищник, как и волк.

-Чтобы быть такой сильной, сове надо съесть одну или много мышек? (много)

-Значит, кого должно быть меньше, сов или мышек? (конечно сов, чтобы им хватило мышек на обед)

Подводится итог:

-Чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей—больше, чем сов.




Игра «Живая пирамида»

-Старичок – лесовичок предлагает нам построить «Живую пирамиду».

Дети, изображающие травку, садятся на пол или приседают, дети – «зайцы» садятся на стулья сзади, а «волк» становится сзади стула.

-Дети которые изображают растения садятся на пол, травоядные—садятся на стул, мелкие хищные—становятся сзади стула, животные-хищники—на стул.

Воспитатель раздает картинки, дети выстраивают «живые пирамиды».

Трава—заяц—волк.

Цветок—бабочка—мыши—лиса.

Дуб, желуди—мыши—лиса.

Колоски—мышь—сова—волк.

Обсуждается с детьми, почему они построили именно такую пирамиду.


-Ребята, как вы думаете, можно ли включить в «экологические пирамиды» человека? (дети выдвигают свои версии)

-Человек—самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

-Как может человек использовать растения леса? (ягоды, грибы, дрова, лекарственные растения, мед и т.д.)

-А что будем делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки из дидактического материала «Береги живое»: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не оставляй мусор в лесу)

-А человек может использовать животных леса? (мясо, мех, рога, змеиный яд и т.д.)

-Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают.

-Так что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Послушайте стихотворение Б.Заходера «Про Всех На Свете»

Все—все, все

На свете

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны на свете!

Нужны все подряд—кто делает мед

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников—

Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны.

А если нас кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

Все—все, все

На Свете

На Свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!!!


ТАБЛИЦА «ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПИРАМИД»

I ряд

РАСТЕНИЯ



II ряд

ЖИВОТНЫЕ

травоядные

III ряд

ЖИВОТНЫЕ

мелкие хищники

IV ряд

ЖИВОТНЫЕ

хищники

цветок

бабочка

синица

сова

дуб, желуди

мышь

-

лиса

трава

заяц

-

волк

лист, дерево

гусеница

синица

сокол

колосья

мышь

сова

волк

шишка, сосна

личинки жука

дятел

-

колосья

мышь

ласка

сова

колосья

мышь

кошка


сосна

личинки жуков

птица

рысь, волк







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
игра- занятие "Экологическая пирамида"

Автор: Ушкова Светлана Владимировна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект занятия по ФЦКМ  с применением нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе"Лесная книга""
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-zaniatiia-po-ftskm-s-primienieniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-knigha"
    ["file_id"] => string(6) "308555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458617952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тематическое планирование факультативного курса "Зелёная планета""
    ["seo_title"] => string(73) "tiematichieskoie-planirovaniie-fakul-tativnogho-kursa-zielionaia-planieta"
    ["file_id"] => string(6) "261684"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449165713"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Программа внеурочной деятельности "Экология" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "105373"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402845337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация к творческому проекту "Детские развивающие изделия" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-tvorchieskomu-proiektu-dietskiie-razvivaiushchiie-izdieliia"
    ["file_id"] => string(6) "104181"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402675062"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства