Тема «Экологическая пирамида»* (подготовительная к школе группа)
Программные задачи: формировать представление детей о взаимосвязи обитателей леса—растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Научить составлять пищевые цепочки. Способствовать воспитанию интереса к миру природы.
Предварительная работа: чтение В.Танасийчука «Экология в картинках. Цепочки в лесу.», «Невидимые весы».
Материал: модель «экологических пирамид; картинки растений с плодами и семенами (сосна, ель, дуб, рябина, береза, осина, орешник, ягодные кустарники, цветущие растения, грибы и т.д.), картинки животных (бабочка, мышь, заяц, гусеница, синица, сова, дятел, ласка, лиса, кошка, волк, сокол, медведь); игрушечная пирамид; модель солнца, света, воды, воздуха; картинки для игры «Живая пирамида»; дидактический материал «Береги живое».
Ход занятия.
В гости к детям приходит старичок – лесовичок.
-Ребята, каких животных называют «хищники»? (животные, которые питаются на более мелких зверей и птиц)
-Каких животных называют «травоядные»? (животные, которые питаются растениями)
-В природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений существует подвижное равновесие. Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей), которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются—«экологические пирамиды» или «пирамиды численности». Вот сегодня мы с вами будем строить такие пирамиды.
Воспитатель выставляет модель «экологических пирамид». Предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображением растений, животных птиц, насекомых, живущих в лесу. Дает первое задание:
-Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на нижнюю зеленую полоску «экологических пирамид».
Дети выполняют задание, выкладывают картинки растений с семенами и плодами: сосна, ель, дуб, рябина, береза, осина, орешник, ягодные кустарники, цветущие растения, грибы и т.д.)
Проверив правильность выполнения задания, педагог дает второе задание:
-Найти животных, которые питаются этими растениями, поместить их выше на другую полоску.
Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных: гусеницы, жуки пчелы, бабочки, травоядные животные—мыши, зайцы, олени лоси, кабаны и т.д.
Проверив правильность выполнения задания, педагог дает третье задание:
-Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на второй полоске.
Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных: насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники.
Проверив правильность выполнения задания, педагог дает четвертое задание:
-Поместить на самую верхнюю полоску изображения животных – хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц.
Дети выполняют задание, выкладывают картинки животных – хищников: волк, рысь, медведь, хищные птицы.
Педагог подводится вывод:
-Вот у нас получились «экологические пирамиды».Растения «кормят» насекомых мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же кормит растения? (дети вспоминают, что нужно для роста и развития растения: солнце, вода, свет и воздух)
Помещают модели солнца, света, воздуха, воды.
Для сравнения воспитатель показывает детям игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять.
-Почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке, от большего к меньшему. (размышления детей)
-Давайте рассмотрим с вами одну из пирамид. Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик—одну или много? (много)
Для того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше зайчиков. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиком. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу зайцев должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк, может съесть много зайцев, а один заяц—много травы. Чтобы всем хватил еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев—больше чем волков.
Воспитатель просит детей высказать свои мысли по поводу другой пирамиды:
-Кто любит колоски? (мышки)
-Много или мало колосков съедает каждая мышка? (много)
-Значит, кого должно быть больше? (колосков должно быть больше, чем мышек)
-А чем питается сова? (ловит мышек на обед)
-Сова тоже сильная, большая птица, хищник, как и волк.
-Чтобы быть такой сильной, сове надо съесть одну или много мышек? (много)
-Значит, кого должно быть меньше, сов или мышек? (конечно сов, чтобы им хватило мышек на обед)
Подводится итог:
-Чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей—больше, чем сов.
Игра «Живая пирамида»
-Старичок – лесовичок предлагает нам построить «Живую пирамиду».
Дети, изображающие травку, садятся на пол или приседают, дети – «зайцы» садятся на стулья сзади, а «волк» становится сзади стула.
-Дети которые изображают растения садятся на пол, травоядные—садятся на стул, мелкие хищные—становятся сзади стула, животные-хищники—на стул.
Воспитатель раздает картинки, дети выстраивают «живые пирамиды».
Трава—заяц—волк.
Цветок—бабочка—мыши—лиса.
Дуб, желуди—мыши—лиса.
Колоски—мышь—сова—волк.
Обсуждается с детьми, почему они построили именно такую пирамиду.
-Ребята, как вы думаете, можно ли включить в «экологические пирамиды» человека? (дети выдвигают свои версии)
-Человек—самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.
-Как может человек использовать растения леса? (ягоды, грибы, дрова, лекарственные растения, мед и т.д.)
-А что будем делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки из дидактического материала «Береги живое»: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не оставляй мусор в лесу)
-А человек может использовать животных леса? (мясо, мех, рога, змеиный яд и т.д.)
-Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают.
-Так что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Послушайте стихотворение Б.Заходера «Про Всех На Свете»
Все—все, все
На свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны на свете!
Нужны все подряд—кто делает мед
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников—
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны.
А если нас кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все—все, все
На Свете
На Свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!!!
ТАБЛИЦА «ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПИРАМИД»
I ряд
РАСТЕНИЯ
II ряд
ЖИВОТНЫЕ
травоядные
III ряд
ЖИВОТНЫЕ
мелкие хищники
IV ряд
ЖИВОТНЫЕ
хищники
цветок
бабочка
синица
сова
дуб, желуди
мышь
-
лиса
трава
заяц
-
волк
лист, дерево
гусеница
синица
сокол
колосья
мышь
сова
волк
шишка, сосна
личинки жука
дятел
-
колосья
мышь
ласка
сова
колосья
мышь
кошка
сосна
личинки жуков
птица
рысь, волк