Программа летнего лагеря с экологической направленностью.
Программа летнего лагеря с экологической направленностью.
I.Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни» М. Пришвин
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания. Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющая собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Создание отряда летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью актуально. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.
Цель программы:
расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
организация активного отдыха и оздоровление детей;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Принципы:
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
Принцип творческого отношения к делу.
Принцип добровольности участия в делах.
Принцип учета возрастных особенностей детей.
Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Отряд комплектуется на лето 2015 года из числа учащихся 1-4 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 20 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формы и методы
тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
Направления:
Правила поведения в природе
Лес, луг, пруд. Знакомство с окрестными экосистемами.
Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
Лекарственные растения вокруг
Охрана окружающей среды
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.
Ожидаемые результаты - Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
II. Основные программные мероприятия
№ Направления Способы и формы проведения
1
Правила поведения в природе Ознакомление с правилами поведения в природе, у водоёмов. Беседа о лекарственных травах, трудовой десант, игра-викторина.
2Лесополосы, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами
Беседы об экосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в экосистеме и экосистеме.
Беседы о луге, степи, его обитателях, растениях, значении луга в экосистеме.
Беседы о речках станицы, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме.
Игра-викторина. Экскурсия в парк, к озеру.
3
Экология школьного двора.
Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников.
Круглый стол по обсуждению озеленения школьного двора.
4
Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка.
Трудовой десант. Анкетирование. Круглый стол.
5
Лекарственные растения в окрестностях станицы
Изучение лекарственных растений Ростовской области
Занятия на природе.
6
Охрана окружающей среды
Беседа об охране окружающей среды.
III. План-график реализации программы
№ Направления Мероприятия Дата
1
1.Торжественная линейка. Открытие лагеря.
2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ.
3. Экологический ликбез «Экология как наука»
4.Подвижные игры на свежем воздухе
2
Правила поведения в природе
Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
Беседа «. Жила- была река»
3. Экскурсия на водоём.«Изучение разнообразия растительного и животного мира местного водоёма».Инструктаж по ТБ Правила поведения.
4. Ролевая игра-беседа «Как обезопасить свою жизнь»
1.Минутка здоровья «Берегите глаза»
2.Беседа «Знакомимся с Красной книгой»
3.Сказка «Серая шапочка и Красный волк».
4. Подвижные игры на свежем воздухе.
3
Лесопарк, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами
Минутка здоровья «Солнечный удар»
Сказка «Как медведь пень потерял».
3. Беседа «Как защитить природу»
4. Подвижные игры на свежем воздухе.
Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
Беседа «Чей лом лучше»
3. Подвижные игры на свежем воздухе
4. Игра-викторина
4
Экология школьного двора.
Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников».
Подвижные игры на свежем воздухе
3. Сказка о чистоте земли.
1. Беседа «Почему здоровым быть модно»
2. Наш адрес не дом и не улица.
Подвижные игры на свежем воздухе
4.Познавательная игра «Аукцион народных мудростей о природе».
5
Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта
1.Беседа «Экология и состояние организма».
2. Подвижные игры на свежем воздухе
Экскурсия «Красивые уголки станицы Ольгинской»
4. Конкурс «Полна чудес – могучая природа»
1.Минутка здоровья «Осанка –основа красивой походки»
2. Беседа «Наука о доме».
3.Подвижные игры на свежем воздухе
6.
Лекарственные растения в окрестностях станицы.
Минутка здоровья «Как снять усталость ног»
Беседа «Лекарственные растения»
3.Подвижные игры на свежем воздухе
4.Игра «Ботаническая прогулка»
1 Минутка здоровья «Правильное питание»
2.Занятия на природе.
3.Игры на свежем воздухе. Подвижные игры.
4.Праздник «Люби и охраняй свой край»
7
Охрана окружающей среды
Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию».
Беседа об охране окружающей среды
3. Подвижные игры на свежем воздухе
4 «Веселые старты»
1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека.
2.Бережное отношение к парку станицы, зонам отдыха у рек, озер.
3.Подвижные игры на свежем воздухе
4.Конкурс рисунков «Береги природу.
1 Беседа об охране окружающей среды.
2.Путешествие в город Экоград.
3.Подвижные игры на свежем воздухе
4.Экологический ликбез «Рациональное использование природных ресурсов»
1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых
2. Беседа «Как люди речку обидели»
3. Подвижные игры на свежем воздухе
4. «Веселыми тропинкам и лета» - конкурс рисунков.
Просмотр содержимого документа
«Программа летнего лагеря с экологической направленностью.»
Согласовано Утверждено
Начальник лагеря:
ПРОГРАММА
экологического отряда детского летнего лагеря
дневного пребывания «Малышок»
«Зеленая Планета»
Составила: учитель начальных классов
Пасько Ирина Викторовна,
2015г.
I.Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания. Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющая собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Создание отряда летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью актуально. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.
Цель программы:
расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
организация активного отдыха и оздоровление детей;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Принципы:
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
Принцип творческого отношения к делу.
Принцип добровольности участия в делах.
Принцип учета возрастных особенностей детей.
Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Отряд комплектуется на лето 2015 года из числа учащихся 1-4 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 20 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формы и методы
тематические программы; - познавательные игры и викторины; - спортивные игры и соревнования; - психологические игры; - игровые тестирования, опросы, анкетирование; - беседы, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов. - занятия на природе; - изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
Направления:
Правила поведения в природе
Лес, луг, пруд. Знакомство с окрестными экосистемами.
Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
Лекарственные растения вокруг
Охрана окружающей среды
Формы и методыработы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии; - познавательные игры и викторины; - спортивные игры и соревнования; - игровые тестирования, опросы, анкетирование; - беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов. - занятия на природе; - изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты. - концерты, фестивали, акции.
Ожидаемые результаты - Повышение уровня экологической культуры. - Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). - Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года. - Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей. - Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях. - Развитие лидерских качеств.
II. Основные программные мероприятия
№
Направления
Способы и формы проведения
1
Правила поведения в природе
Ознакомление с правилами поведения в природе, у водоёмов. Беседа о лекарственных травах, трудовой десант, игра-викторина .
2
Лесополосы, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами
Беседы об экосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в экосистеме и экосистеме. Беседы о луге, степи, его обитателях, растениях, значении луга в экосистеме. Беседы о речках станицы, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме.
Игра-викторина. Экскурсия в парк, к озеру.
3
Экология школьного двора.
Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников.
Круглый стол по обсуждению озеленения школьного двора.
4
Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка.
Трудовой десант. Анкетирование. Круглый стол.
5
Лекарственные растения в окрестностях станицы
Изучение лекарственных растений Ростовской области
Занятия на природе.
6
Охрана окружающей среды
Беседа об охране окружающей среды.
III. План-график реализации программы
№
Направления
Мероприятия
Дата
1
1.Торжественная линейка. Открытие лагеря.
2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ.
3. Экологический ликбез «Экология как наука»
4.Подвижные игры на свежем воздухе
01.06.2015 г.
2
Правила поведения в природе
Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
Беседа «. Жила- была река»
3. Экскурсия на водоём.«Изучение разнообразия растительного и животного мира местного водоёма».Инструктаж по ТБ Правила поведения.
4.. Ролевая игра-беседа «Как обезопасить свою жизнь»
02.06.2015 г.
1.Минутка здоровья «Берегите глаза»
2.Беседа «Знакомимся с Красной книгой»
3.Сказка «Серая шапочка и Красный волк».
4. Подвижные игры на свежем воздухе.
03.06.2015 г.
3
Лесопарк, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами
Минутка здоровья «Солнечный удар»
Сказка «Как медведь пень потерял».
3. Беседа «Как защитить природу»
4. Подвижные игры на свежем воздухе.
04.06.2015 г.
Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
Беседа «Чей лом лучше»
3. Подвижные игры на свежем воздухе
4. Игра-викторина
05.06.2015 г.
4
Экология школьного двора.
Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников».
Подвижные игры на свежем воздухе
3. Сказка о чистоте земли.
06.06.2015 г.
1. Беседа «Почему здоровым быть модно»
2. Наш адрес не дом и не улица.
Подвижные игры на свежем воздухе
4.Познавательная игра «Аукцион народных мудростей о природе».
8.06.2015г.
5
Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта
1.Беседа «Экология и состояние организма» .
2. Подвижные игры на свежем воздухе
Экскурсия «Красивые уголки станицы Ольгинской»
Конкурс «Полна чудес – могучая природа»
9.06.2015г.
1.Минутка здоровья «Осанка –основа красивой походки»
2. Беседа «Наука о доме».
3.Подвижные игры на свежем воздухе
10.06.2015 г.
6.
Лекарственные растения в окрестностях станицы.
Минутка здоровья «Как снять усталость ног»
Беседа «Лекарственные растения»
3.Подвижные игры на свежем воздухе
4.Игра «Ботаническая прогулка»
11.06.2015 г.
1 Минутка здоровья «Правильное питание»
2.Занятия на природе.
3.Игры на свежем воздухе. Подвижные игры.
4.Праздник «Люби и охраняй свой край»
13.06.2015 г.
7
Охрана окружающей среды
Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию».
Беседа об охране окружающей среды
3. Подвижные игры на свежем воздухе
4 «Веселые старты»
15.06.2015 г.
1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека.
2.Бережное отношение к парку станицы, зонам отдыха у рек, озер.
3.Подвижные игры на свежем воздухе
4.Конкурс рисунков «Береги природу.
16.06.2015 г.
1 Беседа об охране окружающей среды.
2.Путешествие в город Экоград.
3.Подвижные игры на свежем воздухе
4.Экологический ликбез «Рациональное использование природных ресурсов»
18.06.2015 г.
1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых
2. Беседа «Как люди речку обидели»
3. Подвижные игры на свежем воздухе
4. «Веселыми тропинкам и лета» - конкурс рисунков.