Цель: Формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;
2. Познакомить с правилами поведения на природе;
3. Развитие коммуникативных качеств учащихся, умения работать в паре и в группах, высказывать свое мнение, аргументировать его.
Тип занятия: внеклассное мероприятие
Формы: фронтальная, в паре, в группе.
Методы: познавательные, практические.
Технологии:
- игровая
- здоровьесберегающая
- проблемная ситуация.
Оборудование: компьютер, звуковые файлы, авторская презентация, мультипликационный фильм «На лесной тропе», костюмы лесных жителей, листы с заданием, листья и плоды деревьев, природный материал, пластилин, бумажные листья для рефлексии.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Постановка цели урока.
Учитель.
- Ребята, предлагаю вам совершить интересное путешествие. Для этого отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
Учитель.
- О чем пойдет разговор на уроке? (О лесе).
Звучат звуки леса.
3. Лес – наш друг. Значение леса
- Лес…как много вобрали в себя эти три буквы.
Леса – настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому.
Лес - это жилище многих животных, в том числе и занесенных в Красную книгу.
Лес задерживает влагу, не дает ей испаряться очень быстро.
Лес является хорошим "укрытием" от ветров.
Леса очищают воздух от пыли и вредных веществ.
- Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по лесам Южного Урала. А поможет нам в этом маленький лесной человечек – Старичок – Лесовичок. (Входит Старичок – Лесовичок).
4. Игра: «Узнай следы животных»
Старичок – Лесовичок.
- Здравствуйте, ребята. У меня в лесу много тайн и чудес, много друзей среди птиц и зверей. Отгадайте первую тайну, кто поможет нам сегодня фантазировать, разгадывать лесные тайны и научат, как правильно вести себя в природе.
У детей на партах находятся листочки с изображением животных и их следов.
Задание: подумайте и ответьте, кому из животных принадлежат эти следы, соединив стрелками .
(Входят медвежонок, лисенок и мышонок. Приветствуют ребят)
- Знакомство с понятиями «лиственный, хвойный и смешанный леса».
Учитель.
- Медвежонок, лисенок и мышонок очень любят свой лес. Они раскроют нам вторую тайну и расскажут нам о том, какие бывают леса.
«Какие бывают леса»
Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки.
Смешанным лес тот зовется, друзья,
Тут все деревья от А и до Я. (А. Кочергина)
- Игра: «Что это за листья?»
Учитель.
- Старичок – Лесовичок знает названия каждого дерева, кустика, цветка в своем лесу, но случилась беда. Листья перепутались. Помогите восстановить порядок в лесу.
Старичок – Лесовичок загадывает загадки.
Дети отгадывают загадки, находят у себя на столах веточки с листьями или плоды этого дерева и поднимают их вверх (работа в паре). Дети рассказывают, в каком лесу растут эти деревья.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена. (Береза.)
Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)
Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал. Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)
Не береза, не сосна —
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Учитель.
- Порядок в лесу восстановлен.
Физминутка.
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрите вправо, влево.
Руки подняли и покачали – это деревья в нашем лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся.
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели, заниматься тихо сели.
7. Проблемная ситуация
- Но что это за шум в лесу?
Просмотр мультфильма «На лесной тропе», Союзмультфильм, 1975 год.
- Какие правила поведения в природе нарушили герои сказки?
После просмотра дети обсуждают ситуации в группах и делают вывод. (Рубили деревья; ломали ветки деревьев; громко шумели; разожгли костер; ранили птицу; погубили рыбу в реке; оставили мусор на поляне и т.д.)
- Какой совет вы бы дали лисам?
Вывод: Лес – наш друг, а друзей любят и берегут.
8. Знакомство с правилами поведения в лесу.
- Наши друзья медвежонок, лисенок и мышонок познакомят вас с правилами поведения в лесу.
Правила поведения в лесу.
- Не разоряйте птичьи гнёзда!
Дети запомнить должны
И понять:
Гнёзда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
- Не разоряйте муравейники!
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
- Не шумите в лесу!
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
- Не оставляй мусор в лесу!
Вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
Стоят деревья – великаны
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – «на память!»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут-
Добро и красоту несут…
- Не обижай змей!
Ты, змею не обижай
И, увидев, палку не хватай,
Не маши руками, не кричи –
Просто отойди и помолчи…
Хоть опасны змеи, но нужны:
Чистоту беречь они должны;
Санитарам леса и воды
Ты не делай зла или беды…
- Не вырывайте кустарники с корнем!
Раз ты собрался по грибы –
С собою острый нож бери;
Им аккуратно гриб срезай –
В земле грибницу оставляй.
А если встретил землянику,
Куст брусники иль черники –
Нежно ягодки сорви,
А куст – оставь, побереги.
- Не портите несъедобные грибы!
В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай,
Но и ногами не сбивай…
Нужны они лесным зверятам:
Лисичкам, ёжикам, зайчатам…
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного всё ж
Тот гриб полезен и хорош.
9. Заключение
Учитель
- Если соблюдать все эти правила поведения – то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будет радовать нас и дальше. Так давайте все делать для того, чтобы шумели леса, пели птицы, росли травы и цветы. И в лес будем ходить только с добром.
Старичок – Лесовичок и зверята читают стихотворение
Берегите добрый лес -
Он источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клены, ели –
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой!
Ответное слово детей
Пожелание лесу:
- Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес.
Полный сказок и чудес!
Нор звериных, птичьи гнёзда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живётся с нами радостно всегда!
10.Практическая работа.
- Наши гости многому научили нас сегодня на занятии. В благодарность мы тоже сделаем им подарки.
Дети, работая в группах, делают коллективные поделки из природного материала «Лес – дом родной для птиц и зверей» и дарят их Старичку – Лесовичку.
11.Рефлексия.
- А сейчас мы будем наряжать дерево:
Зеленый лист – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.
Красный лист – если ты к природе относишься не бережно, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.
(Под звуки музыки ребята выбирают листочек и наряжают дерево).