Просмотр содержимого документа
«"Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». с.Падинского, Новоселицкого района, Ставропольского края.
Лекторий
«Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»
Воспитатель: Гиря И.П.
Цель: раскрыть основные экологические проблемы нашей планеты, развивать у обучающихся понимание единства человека и природы; развитие экологической культуры поведения в окружающей среде;
воспитывать у детей бережное отношение к природе; коррекция мыслительной деятельности, памяти.
Ход занятия
1.Организационный момент (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Представьте, что на вас солнышко льёт теплые лучи, под ними вы становитесь добрее, умнее и внимательнее.
2.Коррекционное упражнение на внимание.
Отгадав загадки, вы узнаете, о чем будет наша беседа.
Не живое, А на всех языках говорит.(эхо)
Слайд №1
Крашеное коромысло Над рекой повисло (радуга)
Слайд №2
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем — не найдём.(роса)
Слайд №3
Люди ждут меня, зовут, А приду к ним — прочь бегут.(дождь)
Слайд №4
Кругом вода, А с питьём беда.(море)
Слайд №5
- Ребята, что это все?
( Природа)
Слайд №6, 7, 8, 9
Да, это природа.
Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы поговорить о природе.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
2.Активизация мыслительной деятельности.
Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда. Мы должны природу оберегать. Чтобы оберегать природу, надо ее любить. А чтобы любить надо ее знать. А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».
Но ведь природа – это не только территория нашей школы. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет.
Послушайте загадку:
Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню — земляникой, Таню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой, Катеньку — малиной, А Васю -хворостиной. (Лес)
Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».
Слайд №10
Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.
Слайд №11
Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым. Послушайте стихотворение Глеба Горбовский, которое так и называется «Мертвый лес»
Слайд №12
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары,
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары. ...
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес:
Что ни пихта -- иссякла сила,
И что ни лиственница -- крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди! –
Не человек. Злодей. Злодей.
- Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?
- Почему поэт показывает злодеем человека, который сжег лес?
- Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).
Послушайте загадку:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Слайд №13
Вода имеет важное значение для жизни всего живого. Именно в воде появились первые признаки жизни, и первые организмы. Без воды не может существовать вся экосистема (животные, растения, птицы, бактерии).Вода в атмосфере стабилизирует климат и погоду Земли. Участвует в процессах образования почвы, гор, холмов. Вода является драгоценным сырьем для сохранения жизни на планете. Все мы знаем, что организм человек из 75% состоит из воды. Человек не сможет существовать без воды. Вода для человека - необходимая и незаменимая потребность для жизни. Вода в организме человека обеспечивает передвижение крови по сосудам. Вода - главный источник энергии для обеспечения существования человека. Без еды человек сможет прожить около 40 дней, а без воды умрёт уже через пять дней. Но чистой воды становится все меньше и меньше.
Слайд №14, 15
Фабрики, заводы часто загрязняют реки, ручьи, озера, моря веществами,
вредными для живых существ. Загрязнение воды убивает большое количество рыбы, птиц и других животных.
Давайте охранять наши водоемы от загрязнения и бережно относиться к воде.
Послушайте загадку:
Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим…(Воздух)
Воздухом дышат животные, птицы, человек; воздух необходим для жизни
растений. Воздух засоряют фабрики и заводы, которые выбрасывают в
воздух вредные вещества. Воздух засоряют машины, которых стало очень
много в наших городах. Чтобы воздух был чистым, надо сажать как можно
больше деревьев, не зря леса называют легкими нашей планеты, они
вдыхают вредные вещества, а нам выделяют чистый воздух.
Без воды мы можем прожить несколько дней, а без воздуха – считанные минуты. Именно поэтому за чистоту воздуха необходимо бороться. Чистый воздух нужен всему живому.
Послушайте загадку:
Дышит, растёт, А ходить не может. (Растение)
Слайд №16, 17
Роль растений, как в природе, так и в жизни и хозяйственной деятельности человека трудно переоценить. Благодаря процессу фотосинтеза, происходящему в зеленых листьях растений, при участии солнечного света, происходит образование кислорода, который жизненно необходим для всех обитателей земной поверхности. Растения - богатейших источник витаминов и минералов, незаменимый элемент питания.
Слайд № 18
Если бы в природе не существовало растений, то не было бы ни животных, ни самого человека, а сама бы планета выглядела как безжизненная пустыня, на ней бы даже не было почвы и никакого ландшафтного разнообразия, создаваемого именно растениями. Человек должен ценить и понимать роль растений в своей жизни, ведь без них его бы просто не существовало, сажая и ухаживая за маленькими росточками зеленой жизни, мы становимся чище и добрее, приобщаемся к таинствам природы. Растения – это гигантская кладовая чистого воздуха. Многие растения – лечебные. Растения называют зелёным чудом планеты.
Природа терпелива. Она многое прощает человеку, но и просит помощи. Высаживайте растения, радуйте окружающих красотой цветов.
Слайд № 19, 20, 21, 22
Наша Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. А раз так, то нам надо вдвойне стараться, чтобы природа нашего общего дома не только сохранилась, а становилась все изобильнее и краше.
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Берегите молодые всходы На зелёном празднике природы, Небо в звёздах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, - Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...