Цель:
Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважение к культуре и традициям Донбасса, осознание священного долга – защиты своего Отечества, развитие чувства гордости и любви к Родине.
Формировать чувство ответственности за будущее своей республики.Воспитывать уважение к истории народов Донбасса, бережное отношение культурным памятникам, любовь к родному городу.
Оборудование : фонограммы «С чего начинается Родина», «Аист на крыше,«Солнечный круг»
Иллюстрации «Мой Донбасс», детские рисунки « Наш край - моя земля»
Видео «Донбасс - наш край», «Мой край»
Плакаты со словами (Донбасс, Родина)
Предметы: клубочек для игры, конверт с мозаикой, сердечки, бумажные голуби.
Круг радости
Добрый день!
- А вас, ребята, я приглашаю в круг радости.
- Ребята, сегодня я встречаю вас с особенным, я бы сказала – волшебным настроением. Мне хочется, чтобы вы на нашем уроке стали необыкновенными, добрыми волшебниками.
- Ребята, попробуем подарить друг другу чуточку тепла, добра и счастья. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням своего соседа и передайте ему тепло своего сердца. Мысленно пожелайте друг другу всего самого хорошего
- Хорошо, что солнце светит
- Хорошо, что дует
- Хорошо идти с друзьями!
Хорошо прижаться к маме!
- Спасибо, ребята. Я думаю, вы искренне пожелали друг другу всего хорошего. А знаете еще один секрет? Когда человек говорит пожелания искренне, с душой, то оно обязательно сбудется. Так пусть сбудутся все ваши пожелания….
- Через годы доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной стране, родной земле! Из чего же вырастает человеческая любовь ко всему. Что входит в одно слово – “РОДИНА”?
(Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»)
«Ассоциативный куст» (Донбасс- любимый, родной,могучий, великий, трудолюбивый, хлеборобный, научный, культурный.)
Упражнение «Ожидание»
-Что вы ожидаете узнать и услышать?
«Мозговой штурм»
-Что вы знаете о Донбассе?
-В каком городе мы живем?
-Что больше вам нравится в нашем городе?
-Почему город так назван?
-Назови дату основания города.
-Как раньше назывался город?
-Какие памятники напоминают нам времена Великой Отечественной войны?
-Когда мы празднуем освобождение Донбасса от фашистских захватчиков?
-Какие профессии у ваших родителей?
-Назовите славные места нашего края.
Итог: Когда мы произносим слово Родина, каждый мысленно представляет какой - то свой милый сердцу уголок родной земли.
Каждый человек должен любить свою Родину, чтить ее традиции, уважать законы.
Минутка тишины
А сейчас я приглашаю вас на минутку тишины.
Мы совершаем путешествие над просторами нашего родного края. Внизу простираются бескрайние просторы нашего родного края. Посмотрите, как красив наш город Макеевка. Зеленые леса радуют своими жителями: птичками, зверьками, насекомыми. По широкой степи гуляет веселый ветер. В городе живут добрые трудолюбивые люди. В голубом небе летит голубь, уверенно и красиво взмахивая крыльями. Почувствуйте, как гордость переполняет ваше сердце. Оно стучит очень радостно. А теперь откройте глаза, почувствуйте, как приятно слышать о Родине, как приятно жить на Родине. Запомните состояние души. Приложите ладонь к сердцу, послушайте, как оно говорит « Я люблю свою Родину»
Стихи о родном крае. Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Рассказ учителя. - Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребячьей души, и с нею, с этой отдаленной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине. Которая для всех одна: свет отчего дома и тепло родного очага согревает человека и освещает его путь всю жизнь.
Демонстрация видео( « Донбасс- наш край»)
Итог: Любуясь красотой родного края, узнавая ближе людей, которые живут рядом, человек становится лучше, добрее. Он гордится своей республикой, городом и может сказать: « Все земли хороши, а свой край лучше всех»
Технология «Микрофон»
-Если бы ты стал волшебником?
Итог: Много на свете государств, но у человека одна Родина, одна и мама. Быть гражданином своей Родины очень важное и почетное звание. От нас с вами зависит станет ли наша Родина краше, богаче и лучше. Для нас наша республика- главная Родина. Но у человека есть маленькая Родина: город, село, улица, дом.
Технология «Мозаика» (дети получают конверт, складывают фото с изображением культурных мест Макеевки)Игра «Слово- магнит» (На доске слово ДОНБАСС. Дети называют фразы, которые ассоциируются)
- Родина – подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад
Игра «Продолжи пословицу». Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Нет сына без отчизны.
Родина – всем матерям мать.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
- Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, яблоневый сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным родником. И на так уж сложно объяснить, почему все это нам дорого.
Игра «Цепочка» (Дети рассказывают впечатления о наблюдениях, воспоминаниях)
. Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь! Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым! Школа – это тоже детство, это тоже Родина!
Легенда «Наша земля» (инсценирование)
Как только Бог создал на Земле народы, они сразу начали просить у него лучшие земли для поселения. Люди странствовали по земле, любовались красотой мира и никому не мешали. Но как-то огляделись и увидели, что повсеместно снуют люди, обживают занятые их народом места. И тогда пошли и они к Господу. Увидел и удивился: — А чего вам надо? — спросил он. — Да вот, земли-матери хотим. — Будет вам земля. Посмотрел Бог сверху и убедился, что все хорошие земли уже розданы. А эти люди ему очень понравились — и не хотел Создатель оставлять их без земли. — Ладно, — сказал Господь. — Отдам я вам вот этот уголок.Земля там пахнет медом, вода — как молоко, а с неба в душу людей льется песня. На тот уголок будут посягать враги, поэтому за ним надо постоянно следить и защищать его. Если будете всегда такими отважными рыцарями, какими пришли ко мне, то на земле этой станете хозяевами.
Физкультминутка-тренинг
-Если ты заботишься о чистоте Макеевки- хлопок в ладоши.
-Если у тебя болит душа о загрязнении природы Донбасса- положи руку на сердце.
-Если ты стараешься многому научиться и принести пользу –погладь себя по голове.
-Если хочешь жить и расти в мире- протяни руки соседу.
(Дети исполняют песню «Солнечный круг»)
- Но у каждого человека есть ещё и малая родина.
Ученик : (читает стихотворение)
Малая родина
(В. Тихомиров)
Малая родина!
Отчий мой край, я – травинка твоя.
Можно уехать…
Никто не осудит.
Сколько людей на вокзалах сидит,
В светлое будущее верится людям.
Что ожидает их впереди?
Игра «Диалог с другом»
-В чем заключается любовь к родному краю?
-Что нужно делать детям,чтобы быть полезным своей республике?
-Какая самая главная работа ученика?
-Какие хорошие качества наблюдал у своих одноклассников?
-Что такое «честь»?
Рубрика «Это интересно знать»
Щит герба Макеевки . Голубой цвет символизирует красоту, ясность и верность. Чёрный цвет символизирует угольную промышленность. По центру герба в голубом поле изображено восходящее солнце. От диска солнца отходят шесть серповидных лучей. Солнце символизирует возрождение города, а также сохранение духовных традиций. Молоты символизируют промышленность города. Голубое и чёрное поле разделяет золотая полоса. Эта полоса символизирует металлургическую промышленность.Герб обрамляют пучки ковыля, увитые лентой зелёного цвета. Ковыль символизирует нахождение города в степной зоне.
Игра « Верю-не верю» ( Дети задают друг другу вопросы о символах города Макеевка)
Игра «Дождик комплиментов» (Дети высказывают свои впечатления и отдают сердечко из бумаги другим участникам)
Творческая работа.
Работаем в группах. Выполнение коллажа.
1 группа - Наши мечты.
2 группа – Наше будущее.
Круг «От сердца к сердцу»
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг
За руки возьмемся пусть пойдет
По земле огромный хоровод
- Ребята, положите руку на сердце, чувствуете как радуется оно тому, что услышало сегодня. Мир на нашей земле станет счастливым, радостным лишь тогда, когда человек научиться творить добро.
Донбасс – удивительный край, потому что у нее есть такие прекрасные граждане как вы.
- Ребята, у нас солнышко, но оно без лучей. Возьмите тот лучик, который вы считаете поможет сохранить на нашей земле мир, дружбу и согласие.
Итог: Вот такое замечательное солнышко будет согревать вас, вашу землю.
Счастья, радости, добра
Вам желаю, детвора.
Дружбой дети дорожите
Родину свою любите.
Рефлексия. Игра «Веселый клубочек»
-Я научился…
-Я запомнил…
-Меня заинтересовало….
Игра « Детская почта -Голубь мира» (Дети пишут свои желания.Потом исполняют песню «Аист на крыше