kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир живой природы нашего края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НАШЕГО КРАЯ

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.

Задачи:  

1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.

2. развивать у учащихся внимание и наблюдательность;                       любознательность и интерес к предмету;

 3. воспитывать бережное отношение к природе

 

СЛАЙД 1:   - Ямал заповедный уголок земли, хранитель удивительно самобытной и уникальной культуры.

- Давайте вспомним, как переводится Ямал  с ненецкого языка?

Ямал в переводе означает «край земли». История его культурного наследия уходит вглубь тысячелетий. Это земля исконного проживания коренных малочисленных народов.

- Какие коренные народы Ямала вы знаете? ( ненцы, ханты, селькупы, манси).

Они сохранили без изменения уклад жизни своих предков, живших здесь сотни лет назад, и до сих пор занимаются оленеводством, рыболовством, пушным звероводством.

СЛАЙД 2:  -  Наше занятие хотелось бы начать со стихотворения.

Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

 

-  Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

СЛАЙД 3:

- Скажите, что относится к живой природе, а что к неживой?

- Назовите представителей живой  и неживой природы изображенных на экране.

- Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

Когда мы  гуляем на улице, во дворе своего дома, в парке или за городом мы любуемся красотой природы. Наслаждаемся пеньем птиц, жужжанием насекомых, любуемся деревьями, кустарниками и цветами. Когда в лесу видим грибы, то пытаемся  определить, что это за гриб, съедобный или нет. Можно представить и животных,  разнообразие которых велико. Но, наверное, мало кто из нас задумывался, что вся та живая природа, которая нас окружает,  ученые делят на  большие группы, по объединяющим родственным признакам. Самые большие группы жизни на Земле объединены в царства. Давайте посмотрим, в какие царства объединили ученые различные формы жизни.

СЛАЙД 4:  - Существуют четыре большие группы царства живой природы. Это растения, животные, грибы, и бактерии.

- Давайте познакомимся с царствами живой природы более подробно.

СЛАЙД 5: Рассмотрим первую группу – растения.

Главные цвета Земли – голубой и зеленый. И если синева –  эта небо и вода, то зеленый – это царство растений. Что произойдет,  если растения вдруг исчезнут с лица Земли? Останутся без пищи животные и человек. Не будет привычной одежды, ведь большая часть одежды сделана из растительных волокон (хлопок, лен). Лишатся отопления многие дома, потому, что важнейшие виды топлива – уголь и торф – не что иное, как остатки доисторических лесов.  Да и книг не будет, поскольку бумага, на которой их печатают, – тоже растительного происхождения. Но главное – все живущие на планете (и люди, и животные) задохнуться. Для дыхания нужен свободный кислород, а он появляется в атмосфере Земли только как результат фотосинтеза – процесса преобразования воды и углекислого газа в кислород и органическое вещество. Эта работа постоянно совершенствуется клетками зеленых растений. Именно благодаря растениям существуют на Земле все живые существа. 
Растения есть повсюду на поверхности суши. Даже среди вечных снегов и льдов у полюсов и на высочайших горных вершинах можно найти одноклеточные водоросли.  Всего на Земле насчитывают около 350 тысяч видов растений, поражающих людей разнообразием своих форм. Изучает растения ботаника.

Богат и разнообразен растительный мир округа. По имеющимся статистическим данным, в округе насчитывается 866 видов водной и наземной флоры, в том числе: цветковых — 203, мохообразных — 70, хвощей — 5, плавунов — 2, лишайников — 60, шляпочных грибов — 130, водорослей — 302.

Внимательный глаз любителя сдержанной северной природы найдет здесь много необычного и самобытного. Например, экзотичный ягель, о котором даже житель средних широт только слышал. Или клайдония альпийская, сплошным толстым ковром покрывающая старые гари. А сколько радости доставляют заросли вкуснейших ягод — брусники, черники и морошки, с которыми так хорош пышный русский пирог.

СЛАЙД 6: Вторая группа – это животные.

Изучением разнообразия животных занимается систематика. Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. 

Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Животные опыляют растения и играют большую роль в распространении семян некоторых из них. Наряду с бактериями животные принимают самое активное участие в образовании почвы. Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки и ходы роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. В свою очередь, зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те, в свою очередь, - хищникам. Так возникает цепь питания: растения - растительноядные животные - хищники. Животные не могут существовать без растений. Но и жизнь растений зависит от жизнедеятельности животных.

 

Животный мир описываемой территории довольно разнообразен. В составе фауны Ямало-Ненецкого округа насчитывается около 300 видов позвоночных животных, из них 40 видов млекопитающих, до 200 видов птиц, 40 видов рыб, 3 вида амфибий и один рептилий. Наиболее разнообразен видовой состав животных лесотундры.

В северных районах тундры обитают белый песец, дикий северный олень, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка и ряд мышевидных -лемминги, полевки, землеройка. Обского лемминга в большом количестве можно встретить только на севере, а копытный лемминг обитает в средней части округа и на Полярном Урале. На юге таежной зоны встречаются: соболь, колонок, белка, бурундук, которые не заходят в арктическую тундру. На островах и побережье Карского моря встречается белый медведь. В прибрежных водах моря из китовидных водится белуха, а из ластоногих - нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, морж.

СЛАЙД 7: Третья группа – это грибы.

Грибы – загадочные создания. Изучением грибов занимается науки микология. Сейчас известно более 100 тысяч видов грибов. Однако в природе их намного больше, и практически каждый год ученые открывают и описывают новые виды.  
Мир грибов обширен и многолик. Существуют съедобные (подберезовик, подосиновик, лисичка, белый, опята, и т.д.),  несъедобные грибы (мухомор, бледная поганка, ложные опята, и т.п.). К царству грибов относятся  грибы, живущие на деревьях – трутовики. Все эти грибы можно увидеть невооруженным глазом. Но есть еще одна группа грибов, которые можно рассмотреть только под микроскопом – это микроскопические грибы. Люди часто и не подозревают об их существовании. Они имеют вид пленок, корочек, рыхлого и порошкообразного налета испортившихся пищевых продуктов, прелых листьев, на гнилой древесине. Их называют плесенью. Есть еще один вид микроскопических  грибов, без которых человек не может испечь хлеб, приготовить  вино,  квас – дрожжи. Дрожжи умеют превращать сахар в спирт и углекислый газ. Они не образуют грибницы. В отличие от других, они растут в виде одиночных клеток. В клетках грибов содержится ядро.
Грибы относят к многоклеточным живым организмам, но среди них есть и одноклеточные.

В ЯНАО расположено немало грибных лесов. Разнообразие видов в северных лесах не такое большое. Среди наиболее распространённых и популярных в народе видов – рыжик, белый гриб, белый и жёлтый грузди, а также подосиновик, подберёзовик, маслёнок, сыроежка и другие виды. Населением это грибное многообразие, как правило, собирается для собственных нужд, в редких случаях – для сдачи на заготовительные организации (в последние десятилетия их количество резко сократилось). Сроки роста северных грибов также серьёзно отличаются от массового роста грибов в центральной части страны и на юге России. На севере грибы, как правило, начинают активно расти только в середине лета, а их массовый рост заканчивается уже в конце сентября. Как показывает многолетняя практика, наиболее урожайным периодом роста грибов для севера европейской части России считается начало сентября – в это время лес может порадовать любителей «тихой охоты» относительным разнообразием, особенно пластинчатых грибов, которые особенно популярны у местного населения из-за возможности соления. 

СЛАЙД 8: Четвертая группа – это бактерии.

Бактерии (от греч. bakterion – палочка), поистине вездесущи. В воздухе и в воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Они могут жить в самых суровых условиях, которые не выдерживают другие организмы. Их удается обнаружить в верхних слоях атмосферы и в глубине подземных скважин, в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. Вместе с грибами бактерии разрушают мертвую органическую материю и превращают ее в углекислый газ и воду, регулируют состав атмосферы, помогают сохранять плодородие почвы. Бактерии могут быть и полезными. Например, многие традиционные напитки: простокваша, кефир, сыр, творог, сметана получают  с помощью особых молочнокислых бактерий. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить  и превращают молочный сахар в  молочную кислоту.
Бактерии эта  группа микроскопических, одноклеточных организмов. Увидеть бактерии можно только в сильный микроскоп. Они состоят из одной клетки, не имеют ядра и по форме клеток бактерии могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты).   Их насчитывают около 2500 видов.

СЛАЙД 9: - Давайте подведем итог нашего занятия.

  • На какие царства ученые делят царства живой природы?
  • Какую пользу приносят растения?
  • Какую пользу приносят растения?
  • Какую пользу приносят бактерии?

СЛАЙД 10: Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке.

Природа требует к себе бережного отношения. Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистым воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным.

 

Любите  родную  природу –

Озёра, леса  и  поля!

  •  
  •  

На  ней  мы  с тобой  родились,

  •  

Так  будем  же, люди, все  вместе

  •  

 

Практическая работа на компьютере. Создание презентации на тему «Царства природы». (3 -4 слайда)

Просмотр содержимого документа
«мир живой природы нашего края»

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НАШЕГО КРАЯ

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.

Задачи:  

1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.

2. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;

3. воспитывать бережное отношение к природе



СЛАЙД 1: - Ямал заповедный уголок земли, хранитель удивительно самобытной и уникальной культуры.

- Давайте вспомним, как переводится Ямал с ненецкого языка?

Ямал в переводе означает «край земли». История его культурного наследия уходит вглубь тысячелетий. Это земля исконного проживания коренных малочисленных народов.

- Какие коренные народы Ямала вы знаете? ( ненцы, ханты, селькупы, манси).

Они сохранили без изменения уклад жизни своих предков, живших здесь сотни лет назад, и до сих пор занимаются оленеводством, рыболовством, пушным звероводством.

СЛАЙД 2: - Наше занятие хотелось бы начать со стихотворения.

Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.



-  Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

СЛАЙД 3:

- Скажите, что относится к живой природе, а что к неживой?

- Назовите представителей живой  и неживой природы изображенных на экране.

- Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

Когда мы  гуляем на улице, во дворе своего дома, в парке или за городом мы любуемся красотой природы. Наслаждаемся пеньем птиц, жужжанием насекомых, любуемся деревьями, кустарниками и цветами. Когда в лесу видим грибы, то пытаемся  определить, что это за гриб, съедобный или нет. Можно представить и животных,  разнообразие которых велико. Но, наверное, мало кто из нас задумывался, что вся та живая природа, которая нас окружает,  ученые делят на  большие группы, по объединяющим родственным признакам. Самые большие группы жизни на Земле объединены в царства. Давайте посмотрим, в какие царства объединили ученые различные формы жизни.

СЛАЙД 4: - Существуют четыре большие группы царства живой природы. Это растения, животные, грибы, и бактерии.

- Давайте познакомимся с царствами живой природы более подробно.

СЛАЙД 5: Рассмотрим первую группу – растения.

Главные цвета Земли – голубой и зеленый. И если синева –  эта небо и вода, то зеленый – это царство растений. Что произойдет,  если растения вдруг исчезнут с лица Земли? Останутся без пищи животные и человек. Не будет привычной одежды, ведь большая часть одежды сделана из растительных волокон (хлопок, лен). Лишатся отопления многие дома, потому, что важнейшие виды топлива – уголь и торф – не что иное, как остатки доисторических лесов.  Да и книг не будет, поскольку бумага, на которой их печатают, – тоже растительного происхождения. Но главное – все живущие на планете (и люди, и животные) задохнуться. Для дыхания нужен свободный кислород, а он появляется в атмосфере Земли только как результат фотосинтеза – процесса преобразования воды и углекислого газа в кислород и органическое вещество. Эта работа постоянно совершенствуется клетками зеленых растений. Именно благодаря растениям существуют на Земле все живые существа. 
Растения есть повсюду на поверхности суши. Даже среди вечных снегов и льдов у полюсов и на высочайших горных вершинах можно найти одноклеточные водоросли.  Всего на Земле насчитывают около 350 тысяч видов растений, поражающих людей разнообразием своих форм. Изучает растения ботаника.

Богат и разнообразен растительный мир округа. По имеющимся статистическим данным, в округе насчитывается 866 видов водной и наземной флоры, в том числе: цветковых — 203, мохообразных — 70, хвощей — 5, плавунов — 2, лишайников — 60, шляпочных грибов — 130, водорослей — 302.

Внимательный глаз любителя сдержанной северной природы найдет здесь много необычного и самобытного. Например, экзотичный ягель, о котором даже житель средних широт только слышал. Или клайдония альпийская, сплошным толстым ковром покрывающая старые гари. А сколько радости доставляют заросли вкуснейших ягод — брусники, черники и морошки, с которыми так хорош пышный русский пирог.

СЛАЙД 6: Вторая группа – это животные.

Изучением разнообразия животных занимается систематика. Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. 

Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Животные опыляют растения и играют большую роль в распространении семян некоторых из них. Наряду с бактериями животные принимают самое активное участие в образовании почвы. Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки и ходы роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. В свою очередь, зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те, в свою очередь, - хищникам. Так возникает цепь питания: растения - растительноядные животные - хищники. Животные не могут существовать без растений. Но и жизнь растений зависит от жизнедеятельности животных.


Животный мир описываемой территории довольно разнообразен. В составе фауны Ямало-Ненецкого округа насчитывается около 300 видов позвоночных животных, из них 40 видов млекопитающих, до 200 видов птиц, 40 видов рыб, 3 вида амфибий и один рептилий. Наиболее разнообразен видовой состав животных лесотундры.

В северных районах тундры обитают белый песец, дикий северный олень, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка и ряд мышевидных -лемминги, полевки, землеройка. Обского лемминга в большом количестве можно встретить только на севере, а копытный лемминг обитает в средней части округа и на Полярном Урале. На юге таежной зоны встречаются: соболь, колонок, белка, бурундук, которые не заходят в арктическую тундру. На островах и побережье Карского моря встречается белый медведь. В прибрежных водах моря из китовидных водится белуха, а из ластоногих - нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, морж.

СЛАЙД 7: Третья группа – это грибы.

Грибы – загадочные создания. Изучением грибов занимается науки микология. Сейчас известно более 100 тысяч видов грибов. Однако в природе их намного больше, и практически каждый год ученые открывают и описывают новые виды.  
Мир грибов обширен и многолик. Существуют съедобные (подберезовик, подосиновик, лисичка, белый, опята, и т.д.),  несъедобные грибы (мухомор, бледная поганка, ложные опята, и т.п.). К царству грибов относятся  грибы, живущие на деревьях – трутовики. Все эти грибы можно увидеть невооруженным глазом. Но есть еще одна группа грибов, которые можно рассмотреть только под микроскопом – это микроскопические грибы. Люди часто и не подозревают об их существовании. Они имеют вид пленок, корочек, рыхлого и порошкообразного налета испортившихся пищевых продуктов, прелых листьев, на гнилой древесине. Их называют плесенью. Есть еще один вид микроскопических  грибов, без которых человек не может испечь хлеб, приготовить  вино,  квас – дрожжи. Дрожжи умеют превращать сахар в спирт и углекислый газ. Они не образуют грибницы. В отличие от других, они растут в виде одиночных клеток. В клетках грибов содержится ядро.
Грибы относят к многоклеточным живым организмам, но среди них есть и одноклеточные.

В ЯНАО расположено немало грибных лесов. Разнообразие видов в северных лесах не такое большое. Среди наиболее распространённых и популярных в народе видов – рыжик, белый гриб, белый и жёлтый грузди, а также подосиновик, подберёзовик, маслёнок, сыроежка и другие виды. Населением это грибное многообразие, как правило, собирается для собственных нужд, в редких случаях – для сдачи на заготовительные организации (в последние десятилетия их количество резко сократилось). Сроки роста северных грибов также серьёзно отличаются от массового роста грибов в центральной части страны и на юге России. На севере грибы, как правило, начинают активно расти только в середине лета, а их массовый рост заканчивается уже в конце сентября. Как показывает многолетняя практика, наиболее урожайным периодом роста грибов для севера европейской части России считается начало сентября – в это время лес может порадовать любителей «тихой охоты» относительным разнообразием, особенно пластинчатых грибов, которые особенно популярны у местного населения из-за возможности соления. 

СЛАЙД 8: Четвертая группа – это бактерии.

Бактерии (от греч. bakterion – палочка), поистине вездесущи. В воздухе и в воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Они могут жить в самых суровых условиях, которые не выдерживают другие организмы. Их удается обнаружить в верхних слоях атмосферы и в глубине подземных скважин, в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. Вместе с грибами бактерии разрушают мертвую органическую материю и превращают ее в углекислый газ и воду, регулируют состав атмосферы, помогают сохранять плодородие почвы. Бактерии могут быть и полезными. Например, многие традиционные напитки: простокваша, кефир, сыр, творог, сметана получают  с помощью особых молочнокислых бактерий. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить  и превращают молочный сахар в  молочную кислоту.
Бактерии эта  группа микроскопических, одноклеточных организмов. Увидеть бактерии можно только в сильный микроскоп. Они состоят из одной клетки, не имеют ядра и по форме клеток бактерии могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты).   Их насчитывают около 2500 видов.

СЛАЙД 9: - Давайте подведем итог нашего занятия.

  • На какие царства ученые делят царства живой природы?

  • Какую пользу приносят растения?

  • Какую пользу приносят растения?

  • Какую пользу приносят бактерии?

СЛАЙД 10: Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке.

Природа требует к себе бережного отношения. Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистым воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным.


Любите  родную  природу –

Озёра, леса  и  поля!

Ведь  это  же  наша  с  тобою

Навеки  родная  земля.

На  ней  мы  с тобой  родились,

Живём  мы  с  тобою  на  ней.

Так  будем  же, люди, все  вместе

Мы  к  ней  относится  добрей.


Практическая работа на компьютере. Создание презентации на тему «Царства природы». (3 -4 слайда)



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ  НАШЕГО КРАЯ

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НАШЕГО КРАЯ

Всё в тающей дымке - холмы, перелески…  Здесь краски не ярки и звуки не резки…  Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться,  Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.  Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,  Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.  Чтоб вдруг отразили бездонные воды  Всю прелесть застенчивой РУССКОЙ ПРИРОДЫ

Всё в тающей дымке - холмы, перелески… Здесь краски не ярки и звуки не резки… Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили бездонные воды Всю прелесть застенчивой РУССКОЙ ПРИРОДЫ

ПРИРОДА

ПРИРОДА

РАСТЕНИЯ

РАСТЕНИЯ

Животные

Животные

ГРИБЫ

ГРИБЫ

БАКТЕРИИ

БАКТЕРИИ

Практическая работа

Практическая работа


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Мир живой природы нашего края.

Автор: Саранча Марина Анатольевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Занятие "Наш край" "
    ["seo_title"] => string(19) "zaniatiie-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "185897"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426252296"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ekologhichieskoie_vospitaniie_doshkol_nikov_v_protsiessie_oznakomlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "422993"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498218385"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Факультативный курс "Наш край" "
    ["seo_title"] => string(29) "fakul-tativnyi-kurs-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "217699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433422863"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Программа по внеурочной деятельности для 3 класса курса познание мира "Природа Приуралья""
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-3-klassa-kursa-poznaniie-mira-priroda-priural-ia"
    ["file_id"] => string(6) "274515"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452417122"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства