Тема:
«Проявление одаренности
и методы диагностики младших школьников»
Выявить способных и одаренных учащихся по различным направлениям.
Тема: «Проявление одаренности
и методы диагностики младших школьников»
«Каждый ребенок обладает
одному ему присущими свойствами,
которые и создают его индивидуальность»
В.М. Слуцкий
Вы – временный попутчик и не единственный источник познания, но в то же время именно вам предоставляется редкая возможность создать у одаренного ребенка впечатления жизни определяющие, тем самым повлиять на всю его дальнейшую деятельность. Вы преподаете не предмет, а вводите его в науку.
Готовясь к занятиям с одаренными детьми, учитель всегда должен помнить о норме нагрузки. Мозг ребенка должен быть всегда в работе.
Работая с одаренными детьми, необходимо помнить об их особенностях, проблемах, о принципах построения программы образования, и всегда основываться на прилежном правиле, что залог успеха – это счастливое сочетание таланта, ума и трудолюбия.
Данная работа знакомит вас с выявлением одаренности у детей младшего школьного возраста. Так же содержит методические рекомендации на основе наблюдений за детьми в учебной работе, во внеклассной деятельности.
Разработка технологий диагностики и психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся не является новой, у нее существует многовековая история.
В России исследования одаренности в основном относятся к началу ХХ века. В изучение одаренности большой вклад был внесен отечественными учеными, среди которых: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Булыгин, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.А. Лазарев, Ф.С. Матвеев, A.M. Матюшкин, А.И. Острогорский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Сечкарева, А.Н. Соколов, В.Д. Шадриков, В.М. Экземплярский и другие. Одарённость рассматривалась ими как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Поэтому психолого-педагогическая диагностика помогает выявить способных и одаренных детей. Здесь можно использовать различные приемы: наблюдение, тестирование. Более полное выявление одаренных возможно при организации предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного. С целью выявления одаренных детей проводится психолого-педагогический мониторинг, позволяющий:
− комплексно оценивать с разных сторон поведение и деятельность ребенка;
− анализировать поведение ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
− выявлять признаки одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.
Выявление одаренности происходит в условиях конкретной деятельности и тесно связано с конкретными требованиями, которые предъявляет человеку та или иная практическая деятельность.
Однако на сегодняшний день нет однозначного определения одаренности. В современной мировой науке наиболее широко представлены две точки зрения на проблему одаренности: а) одаренным является каждый ребенок, важно только вовремя выявить свойственные ему способности; б) одаренность - редкое явление, предопределяющее успешность ребенка в каких-либо видах деятельности.
Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.
Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм выявления одаренности, поскольку психологические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
В сфере психологического развития одаренным и способным детям свойственны следующие черты.
В практике часто можно столкнуться с тем, что дети в силу своей разносторонней одаренности проявляют интерес ко многим вещам одновременно. И их начинают перегружать различными занятиями. От этого страдает эмоционально-личностное здоровье ребенка, т.к. в силу разбросанности занятий он много не успевает сделать. Таких детей необходимо как можно раньше вовлекать в широкий круг занятий, чтобы он узнал на сколько широка его собственная возможность и возможности других детей. На разном возрастном уровне определяют систему работы с одаренными детьми.
Выявление одаренного ребенка в школе происходит не всегда. Часто понятие одаренности подменяется способностью к обучению. Ни раннее умение читать, ни развитая речь, ни владение отдельными интеллектуальными умениями не могут быть критериями оценки одаренности. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.
Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» или понятие «ребенок с признаками одаренности».
Как чувствует себя одаренный ребенок, придя в школу? Новая среда, новые отношения и обязанности. Их интересует практически все, но первоначальное очарование может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Необходимы условия, при которых учителя рассматривали бы каждого ученика как индивидуальность. Для всего этого процесса характерно постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свои дарования.
Чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на оптимальное их раскрытие. Раскрытие способностей и талантов одаренных детей важно не только для них самих, но и для общества, в котором они живут.
Перспективы таких детей определяется уровнем их достижений или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах.
Карта интересов для младших школьников
Выявление интересов склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа.Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.
Анкета для детей и для взрослых
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…»
1. решать логические задачи и задачи не сообразительность;
2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3. петь, музицировать;
4. заниматься физкультурой;
5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8. играть с техническим конструктором;
9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10. самостоятельно рисовать;
11. играть в спортивные, подвижные игры;
12. руководитель играми детей;
13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными насекомыми;
14. ходить в магазин за продуктами;
15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21. убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25. читать (слушать, кого тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27. ухаживать за домашними растениями;
28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31. участвовать в постановке спектаклей;
32. заниматься спортом в секциях и кружках;
33. помогать другим людям;
34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35. помогать и самостоятельно шить, вышивать. стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.
Дата_______________ Фамилия___________________