kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проявление одаренности и методы диагностики школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:

«Проявление одаренности

и методы диагностики младших школьников»

Выявить способных и одаренных учащихся по различным направлениям.

Тема: «Проявление одаренности

и методы диагностики младших школьников»

                                                    «Каждый ребенок обладает

                                                                    одному ему присущими свойствами,

                                                                             которые и создают его индивидуальность»

В.М. Слуцкий

   Вы – временный попутчик и не единственный источник познания, но в то же время именно вам предоставляется редкая возможность создать у одаренного ребенка впечатления жизни определяющие, тем самым повлиять на всю его дальнейшую деятельность. Вы преподаете не предмет, а вводите его в науку.

   Готовясь к занятиям с одаренными детьми, учитель всегда должен помнить о норме нагрузки. Мозг ребенка должен быть всегда в работе.

Работая с одаренными детьми, необходимо помнить об их особенностях, проблемах, о принципах построения программы образования, и всегда основываться на прилежном правиле, что залог успеха – это счастливое сочетание таланта, ума и трудолюбия.

Данная работа знакомит вас с выявлением одаренности у детей младшего школьного возраста. Так же содержит методические рекомендации на основе наблюдений за детьми в учебной работе, во внеклассной деятельности.

    Разработка технологий диагностики и психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся не является новой, у нее существует многовековая история.

В России  исследования одаренности в основном относятся к началу ХХ века. В изучение одаренности большой вклад был внесен отечественными учеными, среди которых: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Булыгин, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.А. Лазарев, Ф.С. Матвеев, A.M. Матюшкин, А.И. Острогорский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Сечкарева, А.Н. Соколов, В.Д. Шадриков, В.М. Экземплярский и другие.  Одарённость рассматривалась ими как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Поэтому психолого-педагогическая диагностика помогает выявить способных и одаренных детей. Здесь можно использовать различные приемы: наблюдение, тестирование.  Более полное выявление одаренных возможно при органи­зации предварительного стимулирующего обучения: факуль­тативов, кружков, в которых дети, интересую­щиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуж­дают различные проблемы, проводят небольшие исследования. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного. С целью выявления одаренных детей  проводится психолого-педагогический мониторинг, позволяющий:

− комплексно оценивать с  разных сторон поведение и деятельность ребенка;

− анализировать поведение ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

− выявлять признаки одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.

Выявление одаренности происходит в условиях конкретной деятельности и тесно связано с конкретными требованиями, которые предъявляет человеку та или иная практическая деятельность.

Однако на сегодняшний день нет однозначного определения одаренности. В современной мировой науке наиболее широко представлены две точки зрения на проблему одаренности: а) одаренным является каждый ребенок, важно только вовремя выявить свойственные ему способности; б) одаренность - редкое явление, предопределяющее успешность ребенка в каких-либо видах деятельности.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм выявления одаренности, поскольку психологические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

В сфере психологического развития одаренным и способным детям свойственны следующие черты.

В практике часто можно столкнуться с тем, что дети в силу своей разносторонней одаренности проявляют интерес ко многим вещам одновременно. И их начинают перегружать различными занятиями. От этого страдает эмоционально-личностное здоровье ребенка, т.к. в силу разбросанности занятий он много не успевает сделать. Таких детей необходимо как можно раньше вовлекать в широкий круг занятий, чтобы он узнал на сколько широка его собственная возможность и возможности других детей. На разном возрастном уровне определяют систему работы с одаренными детьми.

        Выявление одаренного ребенка в школе происходит не всегда. Часто понятие одаренности подменяется способностью к обучению. Ни раннее умение читать, ни развитая речь, ни владение отдельными интеллектуальными умениями не могут быть критериями оценки одаренности. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» или понятие «ребенок с признаками одаренности».

Как чувствует себя одаренный ребенок, придя в школу? Новая среда, новые отношения и обязанности. Их интересует практически все, но первоначальное очарование может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Необходимы условия, при которых учителя рассматривали бы каждого ученика как индивидуальность. Для всего этого процесса характерно постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свои дарования.

Чем раньше  начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на оптимальное их раскрытие. Раскрытие способностей и талантов одаренных детей важно не только для них самих, но и для общества, в котором они живут.

Перспективы таких детей определяется уровнем их достижений или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах.

Карта интересов для младших школьников

Выявление интересов склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа.Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

Анкета для детей и для взрослых

Лист вопросов.

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…»

1.     решать логические задачи и задачи не сообразительность;

2.     читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3.     петь, музицировать;

4.     заниматься физкультурой;

5.     играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6.     читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7.     делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8.     играть с техническим конструктором;

9.     изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10.           самостоятельно рисовать;

11.           играть в спортивные, подвижные игры;

12.           руководитель играми детей;

13.           ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными насекомыми;

14.           ходить в магазин за продуктами;

15.           читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16.           играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17.           самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18.           соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19.           разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20.           содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21.           убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22.           конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23.           знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24.           самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25.           читать (слушать, кого тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26.           объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27.           ухаживать за домашними растениями;

28.           помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29.           считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30.           знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31.           участвовать в постановке спектаклей;

32.           заниматься спортом в секциях и кружках;

33.           помогать другим людям;

34.           работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35.           помогать и самостоятельно шить, вышивать. стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

Дата_______________                        Фамилия___________________

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проявление одаренности и методы диагностики школьников»



Игры – релаксации

В любой профессии, изобилующей стрессо – генными ситуациями, - а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя,- важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы»,расслабляться. В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так5 и учитель, выполняя в ходе своей работы и после нее специальные психологические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.

Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу – сидя или стоя в зависимости от того в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

Упражнение «Руки»

У Вас идет последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и Вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги в свесив руки вниз. Постарайтесь представать себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально. Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.


Упражнение «Пресс»

Игровое упражнение выполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Данное упражнение рекомендуется практиковать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учащимся или его родителям, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, поскольку психотерапевтический результат достигается только в том случае, если учитель умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» сметет все на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам «сбрасывания» отрицательно заряженной энергии на воспитанника или коллегу по работе.

Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и проч.).

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение «Голова»

Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем – то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагаем Вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправь плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Проявление одаренности и методы диагностики школьников

Автор: Сандыбаева Назым Жаслановна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 276990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация « Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»"
    ["seo_title"] => string(105) "konsul-tatsiia-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-odariennykh-dietiei-vidy-dieiatiel-nosti-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "267471"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450375168"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Система работы социального педагога по созданию условий для выявления и развития детской одаренности "
    ["seo_title"] => string(114) "sistiema-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-po-sozdaniiu-uslovii-dlia-vyiavlieniia-i-razvitiia-dietskoi-odariennosti"
    ["file_id"] => string(6) "200518"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428850295"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Выявление и развитие одарённых детей класса через урочную и внеурочную деятельность» (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(103) "vyiavlieniieirazvitiieodarionnykhdietieiklassachieriezurochnuiuivnieurochnuiudieiatielnostizopytaraboty"
    ["file_id"] => string(6) "271300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451449744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Родительское собрание в 3 классе по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?” "
    ["seo_title"] => string(105) "roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-po-tiemie-chto-takoie-disghrafiia-i-kak-pomoch-riebionku-disghrafiku"
    ["file_id"] => string(6) "175463"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424272426"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства