kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

       Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. 

Цель: 

       Создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития талантливых учащихся, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи:

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;

  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

  • совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

    Ожидаемые результаты

    Реализация проекта позволит:

  • создать систему диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности;

  • оптимизировать организацию воспитательного процесса, дополнив образовательную деятельность учащихся социальной практикой по учебному предмету в рамках внешкольной образовательной среды;

  • оптимизировать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечив диагностическое сопровождение индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка;

  • оптимизировать образовательную среду (условия), создав современную информационную среду, обеспечивающую самостоятельную работу учащихся в дистанционном режиме по индивидуальным программам обучения;

  • повысить уровень индивидуальных достижений детей, зафиксированных в содержании портфолио;

  • повысить уровень владения детьми универсальными учебными действиями и социальными компетенциями;

  • оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения, дополнив систему внутришкольной оценки качества образования мониторингом по выявлению и поддержке талантливых детей;

  • повысить квалификацию педагогического состава, обеспечив реализацию исследовательского компонента профессиональной деятельности педагогов по выявлению и поддержке талантливых детей;

  • создать систему стимулирования труда педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • повысить заинтересованность и ответственность родителей одаренных детей, вовлечь их в активную совместную деятельность.

    Основное содержание проекта

           Федеральный закон «Об  образовании в Российской Федерации (статья 3) закрепил в качестве основных принципов современной государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования положения, в т.ч. признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; единства образовательного пространства на территории РФ; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека и т.д. [1]

            Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года предусматривает в статье 26, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным…».[3]

            В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в статье 43 отмечено, что «каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; 

    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

           В статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», указано, что в Российской Федерации осуществляется выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.

           В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявления и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой  деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

    Теоретико-методологическое обоснование проекта.

     Принципы работы по развитию детской одаренности.

    Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.

    Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми, построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.

           Необходимо помнить, что главными принципами работы по созданию условий для развития детской одаренности являются:

  • преемственность (развитие сложившихся организационных форм по выявлению одаренных детей и их отражение в нормативных актах);

  • системность (использование возможностей образовательной воспитывающей среды, совершенствование организационно-управленческой деятельности);

  • интегративность (реализация комплексных образовательных программ, социальная интеграция).

    Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок».

           В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст. В ходе анализа литературы по проблеме за отправную точку определения «одаренный ребенок» стали использовать трехкольцевую концепцию одаренности Дж.Рензулли, в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности». Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

    Современные стратегии и подходы в работе с одаренными детьми

           К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, следует отнести следующие:

  • выявление и развитие потенциальных возможностей;

  • активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;

  • поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

           В рамках выявления одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов:

  • метода наблюдения детей в различных ситуациях;

  • психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик;

  • экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

  • включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; 

  • экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами;

  • организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера;

  • метода портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения. 

    Деятельность с одаренными детьми строится на основе методологических подходовсистемно-деятельностном, гуманистическом, компетентностном.

    Системно-деятельностный подходобеспечит на уровне образовательного учреждения выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий. 

    Гуманистический подходопирается на восприятие Человека как наивысшей ценности, принятие каждого ребенка таким, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития. 

    Компетентностный подходпозволит выявлять и обобщать как опыт одаренных школьников, обеспечивающий их достижения, так и опытпедагогов, направленный на диагностику актуальных и потенциальных способностей, на развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, личностных свойств, необходимых для развития одаренности, на преодоления личностных проблем одаренных детей.

    Направления работы с одаренными детьми

           Организация работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям:

    Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды (организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях; организация дополнительного образования; организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме).

    Инклюзивное образование одаренных детей в условиях начальной школы (реализация специальных образовательных программ для групповых занятий с одаренными детьми;использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании).

        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»»

14



Институт повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра общественного и гуманитарного образования



Проект

на тему:


«Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республиканской программой «Одаренные дети»»





Слушатель: Алиев Ширзад Шемсетдинович

зам.дир по УВР МКОУ «Нюгдинская

средняя школа имени Х.Д.Авшалумова

Руководитель: Муртазаева У.А.


Дата сдачи работы_________





Махачкала 2014





Содержание


Введение ………………………………………..3

Основное содержание проекта………………...6

Критерии оценки эффективности проекта……14

Риски проекта……………………………………21

Заключение………………………………………22

Список используемых источников……………..23






















Введение


Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. 













Цель: 

Создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития талантливых учащихся, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи:

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;

  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

  • совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.


Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит:

  • создать систему диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности;

  • оптимизировать организацию воспитательного процесса, дополнив образовательную деятельность учащихся социальной практикой по учебному предмету в рамках внешкольной образовательной среды;

  • оптимизировать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечив диагностическое сопровождение индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка;

  • оптимизировать образовательную среду (условия), создав современную информационную среду, обеспечивающую самостоятельную работу учащихся в дистанционном режиме по индивидуальным программам обучения;

  • повысить уровень индивидуальных достижений детей, зафиксированных в содержании портфолио;

  • повысить уровень владения детьми универсальными учебными действиями и социальными компетенциями;

  • оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения, дополнив систему внутришкольной оценки качества образования мониторингом по выявлению и поддержке талантливых детей;

  • повысить квалификацию педагогического состава, обеспечив реализацию исследовательского компонента профессиональной деятельности педагогов по выявлению и поддержке талантливых детей;

  • создать систему стимулирования труда педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • повысить заинтересованность и ответственность родителей одаренных детей, вовлечь их в активную совместную деятельность.








Основное содержание проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (статья 3) закрепил в качестве основных принципов современной государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования положения, в т.ч. признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; единства образовательного пространства на территории РФ; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека и т.д. 1

Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года предусматривает в статье 26, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным…».3

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в статье 43 отмечено, что «каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

В статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», указано, что в Российской Федерации осуществляется выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.

В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявления и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Теоретико-методологическое обоснование проекта.

Принципы работы по развитию детской одаренности.

Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.

Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми, построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.

Необходимо помнить, что главными принципами работы по созданию условий для развития детской одаренности являются:

  • преемственность (развитие сложившихся организационных форм по выявлению одаренных детей и их отражение в нормативных актах);

  • системность (использование возможностей образовательной воспитывающей среды, совершенствование организационно-управленческой деятельности);

  • интегративность (реализация комплексных образовательных программ, социальная интеграция).

Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок».

В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст. В ходе анализа литературы по проблеме за отправную точку определения «одаренный ребенок» стали использовать трехкольцевую концепцию одаренности Дж.Рензулли, в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности». Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.


Современные стратегии и подходы в работе с одаренными детьми

К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, следует отнести следующие:

  • выявление и развитие потенциальных возможностей;

  • активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;

  • поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

В рамках выявления одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов:

  • метода наблюдения детей в различных ситуациях;

  • психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик;

  • экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

  • включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; 

  • экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами;

  • организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера;

  • метода портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения. 


Деятельность с одаренными детьми строится на основе методологических подходовсистемно-деятельностном, гуманистическом, компетентностном.

Системно-деятельностный подходобеспечит на уровне образовательного учреждения выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий. 

Гуманистический подходопирается на восприятие Человека как наивысшей ценности, принятие каждого ребенка таким, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития. 

Компетентностный подходпозволит выявлять и обобщать как опыт одаренных школьников, обеспечивающий их достижения, так и опытпедагогов, направленный на диагностику актуальных и потенциальных способностей, на развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, личностных свойств, необходимых для развития одаренности, на преодоления личностных проблем одаренных детей.

Направления работы с одаренными детьми

Организация работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям:

Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды (организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях; организация дополнительного образования; организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме).

Инклюзивное образование одаренных детей в условиях начальной школы (реализация специальных образовательных программ для групповых занятий с одаренными детьми;использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании).

Создание обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей (предметные олимпиады в начальной школе, интернет-олимпиады для школьников; очные муниципальные, школьные конкурсы, фестивали, выставки, соревнования интеллектуального, творческого и спортивного направления; заочные (в том числе дистанционные) конкурсы различного уровня (муниципальные, окружные, федеральные, международные); исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские; детские общественные организации (советы командиров, школьного музея, коллективных творческих дел) и волонтерское движение школьников.

Анализ современного состояния работы позволяет выявить ряд проблем и противоречий:

- между растущими потребностями в талантливых инициативных людях и отсутствием системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей;

- между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием общепринятой парадигмы одаренности и как следствие эклектикой в практической деятельности с такой категорией детей;
- между приоритетом мотивационного компонента в развитии одаренного ребенка, потребностью индивидуальной траектории его личностного продвижения и направленностью педагогических усилий в большей мере на организацию мероприятий и включение ребенка в них;

- между необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по отношению к одаренным детям и отсутствием предназначенного для этого модуля в программе профессиональной подготовки, а также ориентированных на это программ повышения квалификации педагогов (учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов). 

Указанные проблемы и противоречия лежат в основе целеполагания, выделения основных направлений работы с одаренными детьми в школе, их содержательного наполнения, подбора оптимальных механизмов и форм этой работы.





Планирование деятельности по реализации проекта

Кадровое обеспечение реализации проекта


№ п/п

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Функции

1.

Исмаилов А.А.

Директор школы

- общее руководство разработкой и реализацией проекта;

- создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися;

2.

Алиев Ш.Ш.

Мирзоев М.Б.

Зам. директора по УВР школы

Зам. директора по информатизации

- определение приоритетных направлений работы с одаренными детьми;

-оформление нормативной документации;

- подготовка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;

- определение критериев эффективности, анализ и обобщение результатов реализации проекта;

- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта (учебный план, расписание, факультативные курсы);

- внедрение новых эффективных методов работы с одаренными детьми;

- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей;

- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;

- создание банка данных по одарённым детям.

3.

Кутратова Г.Н.

Руководитель МО учителей начальных классов

-планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад;

- оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, школьных стендах;

- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.

4.

 

Педагоги школы (учителя начальных классов)

- осуществление проекта в системе УВР школы первой ступени;

- использование новых педагогических технологий;

- организация исследовательской работы учащихся;

- организация творческих отчётов детей

5.

Мамедов К.М.

Педагог-психолог

- психодиагностическая работа;

- индивидуальные и групповые занятия с учащимися;

- индивидуальные консультации для педагогов и родителей (законных представителей)


Критерии оценки эффективности проекта

Общее руководство проектом и контроль за ходом выполнения плановых мероприятий осуществляется директором школы. Непосредственное руководство работой по проекту осуществляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. 

Эффективность результатов по реализации проекта предполагается отследить по следующим критериям:


  • доля учащихся, вовлечённых в банк данных одаренных детей с фиксацией достижений;

  • доля программ внеурочной деятельности, ориентированных на работу с одаренными детьми;

  • доля учащихся, вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность;

  • доля учащихся, являющихся победителями и призерами муниципальных предметных олимпиад;

  • доля учащихся, участвующих в заочных и дистанционных олимпиадах, конкурсах различного уровня;

  • доля учащихся, являющихся призерами и победителями заочных и дистанционных олимпиад, конкурсов различного уровня;

  • доля учащихся, реализующих свои индивидуальные программы;

  • доля педагогов, участвующих в реализации проекта;

  • доля педагогов, прошедших повышение квалификации по работе с одаренными детьми:

  • доля публикаций по обобщению опыта работы с одаренными детьми

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является:

  • понимание психолого-педагогических проблем творчества;

  • овладение методами и приемами развития креативности учащихся;

  • мотивационная готовность к работе с одаренными детьми;

  • уровень развития собственного творческого потенциала.

Непрерывное повышение уровня квалификация осуществляется путем прохождения очных и дистанционных курсов повышения квалификации, участия в практико-ориентированных семинарах, форумах различного уровня, как очных, так и дистанционных, организации мастер-классов, использования передового педагогического опыта по данной проблеме, участия в работе методического объединения учителей начальных классов.














Организационные условия реализации проекта

Название этапа

Цель

Задачи

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответствен-

ные

Подгото

вительный

Создание условий для развития инновационной деятельности

1. Провести комплексную диагностику всех участников реализуемого проекта.

2. Выявить и спроектировать ресурсное обеспечение проекта.

3.Разработать процессуальные и результативные показатели, характеризующие эффективность реализации проекта на исходном, промежуточном и конечном этапе.

-разработка проекта работы с одаренными детьми;

-создание нормативно-правовой базы;

-обеспечение материально-технической базы;

-создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта;

-изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одарен­ных детей;

-отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

-создание системы взаимосвязей

творческой группы педагогов школы, средней школы,

-организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам ода­ренности.

2014-2015 учебный год

Директор школы

Зам. директора по УВР

Руководитель МО учителей начальных классов

Основной

Организация плановой работы по необходимому ресурсному обеспечению для эффективной реализации проекта

1. Внедрить управленческую модель, обеспечивающую продуктивную реализацию проекта.

2. Организовать психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса.

3. Организовать консультативную и просветительскую работу среди обучающихся, родителей и педагогов.

4. Разработать систему мотивации педагогов и обучающихся.

-систематическая и целенаправленная

работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, участие в

олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня ;

-отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

-отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показа­телей каждого ребенка;

-углубление теоретико-практической

подготовки по проблеме одаренных детей;

-пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагно­стических методик;

-педагогичес- кая, валеоло-гическая и социальная под­держка одаренных детей;

-создание системы стимулирования труда педагогов, работающих с одаренными детьми;

-стимулирование учащихся (грамоты, призы, денежные вознаграждения)

2014-2015, 2015-2016,

2016-2017

учебный год

Директор школы

Зам. директора по УВР

Руководитель МО учителей начальных классов

Учителя, педагоги социально-психологической службы

Обобщающий


1.Проанализировать итоги реализации проекта.

2. Создать условия для осуществления преемственности в работе с одаренными детьми в основном звене школы.

3. Определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решения

- создание системы работы с одаренными

детьми в условиях начальной школы;

-анализ деятельности учителей по

организации работы с одаренными детьми;

-мониторинг личных достижений учащихся;

-сравнительный анализ и

обобщение результатов развития

одаренных детей;

-коррекция затруднений педагогов в

рамках реализации проекта;

-разработка перспективного плана-

программы дальнейшей ра­боты

2016-2017 учебный год

Директор школы

Зам. директора по УВР

Руководитель МО учителей начальных






В ходе работы над проектом было выявлено ряд рисков в организации работы и продуманы методы их коррекции.

№ п/п

Риски

Методы коррекции

1.

Отсутствие материальной базы

Оснащение материально-технической базы школы (бюджетные средства, спонсорская помощь)

2.

Отсутствие диагностики выявления одарённых детей

Создание диагностического инструментария выявления одаренности

3.

Отсутствие подготовленных педагогов

Повышение квалификации (курсы, научно-практические конференции, семинары, участие в дистанционных вебинарах)

4.

Отсутствие методической базы

Создание банка данных методической литературы

5.

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний

Стимулирование учащихся (грамоты, призы, денежные вознаграждения)


Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы необходимо организовать с учетом потребностей детей к самореализации. Необходимо предусмотреть обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.







Заключение

Проблема работы с одаренными детьми в настоящее время очень обострена, так как дети совершенно отделены от учебников и тем более от художественной литературы. Как в нашей школе, по моему мнению, так и во многих других школах Дагестана и всей России, дети больше интересуются ИКТ и оргтехникой. Поэтому основная задача общеобразовательных учреждений использовать ИКТ и оргтехнику таким образом, чтобы они носили обучающий, развивающий и воспитывающий характер в становлении личности учащегося.

Относительно всех обучающихся в общеобразовательных учреждениях выявляются учащиеся, склонные к активному учению, так называемые талантливые «одаренные дети». Задача педагогического коллектива разрабатывать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей одаренных детей, разрабатывать методы и приемы для развития возможностей самовыражения одаренных детей.

Также необходимо стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для реализации программы работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях.

Отсюда следует, что общеобразовательные учреждения призваны выявить одаренных талантливых детей и провести с ними определенную методическую работу, способствующую развитию возможностей самовыражения одаренных детей.








Список используемых источников

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании» (№273 от 29.12.2012г.);

  2. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» (в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002г.)

  3. Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

  4. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

  5. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. [Текст] / Н. Б. Шумакова. – М., 2004.

  6. Положение о проведении олимпиады в МКОУ «Нюгдинская

средняя школа имени Х.Д.Авшалумова»

  1. Положение о внеурочной деятельности в МКОУ «Нюгдинская

средняя школа имени Х.Д.Авшалумова

  1. Хромова – Одаренные дети. – Воспитание школьника. – 2001, №4, с. 6–9.

  2. Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б., Матюшкин А.М., Холодная М.Л. М., 2011













Кадровое обеспечение реализации проекта


№ п/п

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Функции

1.

Исмаилов А.А.

Директор школы

- общее руководство разработкой и реализацией проекта;

- создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися;

2.

Алиев Ш.Ш.


Мирзоев М.Б.


Зам. директора по УВР школы

Специалист по ИВТ

- определение приоритетных направлений работы с одаренными детьми;

-оформление нормативной документации;

- подготовка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;

- определение критериев эффективности, анализ и обобщение результатов реализации проекта;

- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта (учебный план, расписание, факультативные курсы);

- внедрение новых эффективных методов работы с одаренными детьми;

- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей;

- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;

- создание банка данных по одарённым детям.

3.

Кутратова Г.Н.

Руководитель МО учителей начальных классов

-планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад;

- оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, школьных стендах;

- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.

4.

 

Педагоги школы (учителя начальных классов)

- осуществление проекта в системе УВР школы первой ступени;

- использование новых педагогических технологий;

- организация исследовательской работы учащихся;

- организация творческих отчётов детей

5.

Мамедов К.М.

Педагог-психолог

- психодиагностическая работа;

- индивидуальные и групповые занятия с учащимися;

- индивидуальные консультации для педагогов и родителей (законных представителей)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алиев Ширзад Шемсетдинович

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства