Введение
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Цель:
Создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития талантливых учащихся, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи:
-
разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;
-
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
-
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
-
совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
-
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит:
-
создать систему диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
-
оптимизировать организацию воспитательного процесса, дополнив образовательную деятельность учащихся социальной практикой по учебному предмету в рамках внешкольной образовательной среды;
-
оптимизировать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечив диагностическое сопровождение индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка;
-
оптимизировать образовательную среду (условия), создав современную информационную среду, обеспечивающую самостоятельную работу учащихся в дистанционном режиме по индивидуальным программам обучения;
-
повысить уровень индивидуальных достижений детей, зафиксированных в содержании портфолио;
-
повысить уровень владения детьми универсальными учебными действиями и социальными компетенциями;
-
оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения, дополнив систему внутришкольной оценки качества образования мониторингом по выявлению и поддержке талантливых детей;
-
повысить квалификацию педагогического состава, обеспечив реализацию исследовательского компонента профессиональной деятельности педагогов по выявлению и поддержке талантливых детей;
-
создать систему стимулирования труда педагогов, работающих с одаренными детьми;
-
повысить заинтересованность и ответственность родителей одаренных детей, вовлечь их в активную совместную деятельность.
Основное содержание проекта
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (статья 3) закрепил в качестве основных принципов современной государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования положения, в т.ч. признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; единства образовательного пространства на территории РФ; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека и т.д. [1]
Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года предусматривает в статье 26, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным…».[3]
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в статье 43 отмечено, что «каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
В статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», указано, что в Российской Федерации осуществляется выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.
В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявления и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Теоретико-методологическое обоснование проекта.
Принципы работы по развитию детской одаренности.
Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.
Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми, построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Необходимо помнить, что главными принципами работы по созданию условий для развития детской одаренности являются:
-
преемственность (развитие сложившихся организационных форм по выявлению одаренных детей и их отражение в нормативных актах);
-
системность (использование возможностей образовательной воспитывающей среды, совершенствование организационно-управленческой деятельности);
-
интегративность (реализация комплексных образовательных программ, социальная интеграция).
Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок».
В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст. В ходе анализа литературы по проблеме за отправную точку определения «одаренный ребенок» стали использовать трехкольцевую концепцию одаренности Дж.Рензулли, в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности». Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Современные стратегии и подходы в работе с одаренными детьми
К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, следует отнести следующие:
-
выявление и развитие потенциальных возможностей;
-
активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;
-
преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
-
поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.
В рамках выявления одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов:
-
метода наблюдения детей в различных ситуациях;
-
психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик;
-
экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
-
включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
-
экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами;
-
организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера;
-
метода портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.
Деятельность с одаренными детьми строится на основе методологических подходов: системно-деятельностном, гуманистическом, компетентностном.
Системно-деятельностный подходобеспечит на уровне образовательного учреждения выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий.
Гуманистический подходопирается на восприятие Человека как наивысшей ценности, принятие каждого ребенка таким, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития.
Компетентностный подходпозволит выявлять и обобщать как опыт одаренных школьников, обеспечивающий их достижения, так и опытпедагогов, направленный на диагностику актуальных и потенциальных способностей, на развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, личностных свойств, необходимых для развития одаренности, на преодоления личностных проблем одаренных детей.
Направления работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям:
Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды (организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях; организация дополнительного образования; организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме).
Инклюзивное образование одаренных детей в условиях начальной школы (реализация специальных образовательных программ для групповых занятий с одаренными детьми;использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании).