Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»
Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»
Введение
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Цель:
Создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития талантливых учащихся, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи:
разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит:
создать систему диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
оптимизировать организацию воспитательного процесса, дополнив образовательную деятельность учащихся социальной практикой по учебному предмету в рамках внешкольной образовательной среды;
оптимизировать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечив диагностическое сопровождение индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка;
оптимизировать образовательную среду (условия), создав современную информационную среду, обеспечивающую самостоятельную работу учащихся в дистанционном режиме по индивидуальным программам обучения;
повысить уровень индивидуальных достижений детей, зафиксированных в содержании портфолио;
повысить уровень владения детьми универсальными учебными действиями и социальными компетенциями;
оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения, дополнив систему внутришкольной оценки качества образования мониторингом по выявлению и поддержке талантливых детей;
повысить квалификацию педагогического состава, обеспечив реализацию исследовательского компонента профессиональной деятельности педагогов по выявлению и поддержке талантливых детей;
создать систему стимулирования труда педагогов, работающих с одаренными детьми;
повысить заинтересованность и ответственность родителей одаренных детей, вовлечь их в активную совместную деятельность.
Основное содержание проекта
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (статья 3) закрепил в качестве основных принципов современной государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования положения, в т.ч. признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; единства образовательного пространства на территории РФ; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека и т.д. [1]
Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года предусматривает в статье 26, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным…».[3]
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в статье 43 отмечено, что «каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
В статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», указано, что в Российской Федерации осуществляется выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.
В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявления и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Теоретико-методологическое обоснование проекта.
Принципы работы по развитию детской одаренности.
Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.
Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми, построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Необходимо помнить, что главными принципами работы по созданию условий для развития детской одаренности являются:
преемственность (развитие сложившихся организационных форм по выявлению одаренных детей и их отражение в нормативных актах);
Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок».
В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст. В ходе анализа литературы по проблеме за отправную точку определения «одаренный ребенок» стали использовать трехкольцевую концепцию одаренности Дж.Рензулли, в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности». Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Современные стратегии и подходы в работе с одаренными детьми
К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, следует отнести следующие:
выявление и развитие потенциальных возможностей;
активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;
преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.
В рамках выявления одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов:
метода наблюдения детей в различных ситуациях;
психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик;
экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами;
организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера;
метода портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.
Деятельность с одаренными детьми строится на основе методологических подходов: системно-деятельностном, гуманистическом, компетентностном.
Системно-деятельностный подходобеспечит на уровне образовательного учреждения выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий.
Гуманистический подходопирается на восприятие Человека как наивысшей ценности, принятие каждого ребенка таким, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития.
Компетентностный подходпозволит выявлять и обобщать как опыт одаренных школьников, обеспечивающий их достижения, так и опытпедагогов, направленный на диагностику актуальных и потенциальных способностей, на развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, личностных свойств, необходимых для развития одаренности, на преодоления личностных проблем одаренных детей.
Направления работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям:
Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды (организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях; организация дополнительного образования; организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме).
Инклюзивное образование одаренных детей в условиях начальной школы (реализация специальных образовательных программ для групповых занятий с одаренными детьми;использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»»
14
Институт повышения квалификации педагогических кадров
Кафедра общественного и гуманитарного образования
Проект
на тему:
«Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республиканской программой «Одаренные дети»»
Слушатель: Алиев Ширзад Шемсетдинович
зам.дир по УВР МКОУ «Нюгдинская
средняя школа имени Х.Д.Авшалумова
Руководитель: Муртазаева У.А.
Дата сдачи работы_________
Махачкала 2014
Содержание
Введение ………………………………………..3
Основное содержание проекта………………...6
Критерии оценки эффективности проекта……14
Риски проекта……………………………………21
Заключение………………………………………22
Список используемых источников……………..23
Введение
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Цель:
Создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития талантливых учащихся, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи:
разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит:
создать систему диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
оптимизировать организацию воспитательного процесса, дополнив образовательную деятельность учащихся социальной практикой по учебному предмету в рамках внешкольной образовательной среды;
оптимизировать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечив диагностическое сопровождение индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка;
оптимизировать образовательную среду (условия), создав современную информационную среду, обеспечивающую самостоятельную работу учащихся в дистанционном режиме по индивидуальным программам обучения;
повысить уровень индивидуальных достижений детей, зафиксированных в содержании портфолио;
повысить уровень владения детьми универсальными учебными действиями и социальными компетенциями;
оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения, дополнив систему внутришкольной оценки качества образования мониторингом по выявлению и поддержке талантливых детей;
повысить квалификацию педагогического состава, обеспечив реализацию исследовательского компонента профессиональной деятельности педагогов по выявлению и поддержке талантливых детей;
создать систему стимулирования труда педагогов, работающих с одаренными детьми;
повысить заинтересованность и ответственность родителей одаренных детей, вовлечь их в активную совместную деятельность.
Основное содержание проекта
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (статья 3) закрепил в качестве основных принципов современной государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования положения, в т.ч. признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; единства образовательного пространства на территории РФ; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека и т.д. 1
Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года предусматривает в статье 26, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным…».3
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в статье 43 отмечено, что «каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
В статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», указано, что в Российской Федерации осуществляется выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.
В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявления и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Теоретико-методологическое обоснование проекта.
Принципы работы по развитию детской одаренности.
Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.
Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми, построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Необходимо помнить, что главными принципами работы по созданию условий для развития детской одаренности являются:
преемственность (развитие сложившихся организационных форм по выявлению одаренных детей и их отражение в нормативных актах);
Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок».
В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст. В ходе анализа литературы по проблеме за отправную точку определения «одаренный ребенок» стали использовать трехкольцевую концепцию одаренности Дж.Рензулли, в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности». Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Современные стратегии и подходы в работе с одаренными детьми
К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, следует отнести следующие:
выявление и развитие потенциальных возможностей;
активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;
преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.
В рамках выявления одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов:
метода наблюдения детей в различных ситуациях;
психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик;
экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами;
организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера;
метода портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.
Деятельность с одаренными детьми строится на основе методологических подходов: системно-деятельностном, гуманистическом, компетентностном.
Системно-деятельностный подходобеспечит на уровне образовательного учреждения выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий.
Гуманистический подходопирается на восприятие Человека как наивысшей ценности, принятие каждого ребенка таким, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития.
Компетентностный подходпозволит выявлять и обобщать как опыт одаренных школьников, обеспечивающий их достижения, так и опытпедагогов, направленный на диагностику актуальных и потенциальных способностей, на развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, личностных свойств, необходимых для развития одаренности, на преодоления личностных проблем одаренных детей.
Направления работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям:
Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды (организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях; организация дополнительного образования; организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме).
Инклюзивное образование одаренных детей в условиях начальной школы (реализация специальных образовательных программ для групповых занятий с одаренными детьми;использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании).
Создание обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей (предметные олимпиады в начальной школе, интернет-олимпиады для школьников; очные муниципальные, школьные конкурсы, фестивали, выставки, соревнования интеллектуального, творческого и спортивного направления; заочные (в том числе дистанционные) конкурсы различного уровня (муниципальные, окружные, федеральные, международные); исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские; детские общественные организации (советы командиров, школьного музея, коллективных творческих дел) и волонтерское движение школьников.
Анализ современного состояния работы позволяет выявить ряд проблем и противоречий:
- между растущими потребностями в талантливых инициативных людях и отсутствием системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей;
- между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием общепринятой парадигмы одаренности и как следствие эклектикой в практической деятельности с такой категорией детей; - между приоритетом мотивационного компонента в развитии одаренного ребенка, потребностью индивидуальной траектории его личностного продвижения и направленностью педагогических усилий в большей мере на организацию мероприятий и включение ребенка в них;
- между необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по отношению к одаренным детям и отсутствием предназначенного для этого модуля в программе профессиональной подготовки, а также ориентированных на это программ повышения квалификации педагогов (учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов).
Указанные проблемы и противоречия лежат в основе целеполагания, выделения основных направлений работы с одаренными детьми в школе, их содержательного наполнения, подбора оптимальных механизмов и форм этой работы.
Планирование деятельности по реализации проекта
Кадровое обеспечение реализации проекта
№ п/п
Ф.И.О.
Занимаемая должность
Функции
1.
Исмаилов А.А.
Директор школы
- общее руководство разработкой и реализацией проекта;
- создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися;
2.
Алиев Ш.Ш.
Мирзоев М.Б.
Зам. директора по УВР школы
Зам. директора по информатизации
- определение приоритетных направлений работы с одаренными детьми;
-оформление нормативной документации;
- подготовка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
- определение критериев эффективности, анализ и обобщение результатов реализации проекта;
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта (учебный план, расписание, факультативные курсы);
- внедрение новых эффективных методов работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей;
- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;
- создание банка данных по одарённым детям.
3.
Кутратова Г.Н.
Руководитель МО учителей начальных классов
-планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад;
- оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, школьных стендах;
- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
4.
Педагоги школы (учителя начальных классов)
- осуществление проекта в системе УВР школы первой ступени;
- использование новых педагогических технологий;
- организация исследовательской работы учащихся;
- организация творческих отчётов детей
5.
Мамедов К.М.
Педагог-психолог
- психодиагностическая работа;
- индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
- индивидуальные консультации для педагогов и родителей (законных представителей)
Критерии оценки эффективности проекта
Общее руководство проектом и контроль за ходом выполнения плановых мероприятий осуществляется директором школы. Непосредственное руководство работой по проекту осуществляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
Эффективность результатов по реализации проекта предполагается отследить по следующим критериям:
доля учащихся, вовлечённых в банк данных одаренных детей с фиксацией достижений;
доля программ внеурочной деятельности, ориентированных на работу с одаренными детьми;
доля учащихся, вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность;
доля учащихся, являющихся победителями и призерами муниципальных предметных олимпиад;
доля учащихся, участвующих в заочных и дистанционных олимпиадах, конкурсах различного уровня;
доля учащихся, являющихся призерами и победителями заочных и дистанционных олимпиад, конкурсов различного уровня;
доля учащихся, реализующих свои индивидуальные программы;
доля педагогов, участвующих в реализации проекта;
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по работе с одаренными детьми:
доля публикаций по обобщению опыта работы с одаренными детьми
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является:
понимание психолого-педагогических проблем творчества;
овладение методами и приемами развития креативности учащихся;
мотивационная готовность к работе с одаренными детьми;
уровень развития собственного творческого потенциала.
Непрерывное повышение уровня квалификация осуществляется путем прохождения очных и дистанционных курсов повышения квалификации, участия в практико-ориентированных семинарах, форумах различного уровня, как очных, так и дистанционных, организации мастер-классов, использования передового педагогического опыта по данной проблеме, участия в работе методического объединения учителей начальных классов.
Организационные условия реализации проекта
Название этапа
Цель
Задачи
Содержание деятельности
Сроки реализации
Ответствен-
ные
Подгото
вительный
Создание условий для развития инновационной деятельности
1. Провести комплексную диагностику всех участников реализуемого проекта.
2. Выявить и спроектировать ресурсное обеспечение проекта.
3.Разработать процессуальные и результативные показатели, характеризующие эффективность реализации проекта на исходном, промежуточном и конечном этапе.
-разработка проекта работы с одаренными детьми;
-создание нормативно-правовой базы;
-обеспечение материально-технической базы;
-создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта;
-изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей;
-отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
-создание системы взаимосвязей
творческой группы педагогов школы, средней школы,
-организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности.
2014-2015 учебный год
Директор школы
Зам. директора по УВР
Руководитель МО учителей начальных классов
Основной
Организация плановой работы по необходимому ресурсному обеспечению для эффективной реализации проекта
2. Организовать психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса.
3. Организовать консультативную и просветительскую работу среди обучающихся, родителей и педагогов.
4. Разработать систему мотивации педагогов и обучающихся.
-систематическая и целенаправленная
работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, участие в
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня ;
-отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
-отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
-углубление теоретико-практической
подготовки по проблеме одаренных детей;
-пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
-педагогичес- кая, валеоло-гическая и социальная поддержка одаренных детей;
-создание системы стимулирования труда педагогов, работающих с одаренными детьми;
Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы необходимо организовать с учетом потребностей детей к самореализации. Необходимо предусмотреть обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.
Заключение
Проблема работы с одаренными детьми в настоящее время очень обострена, так как дети совершенно отделены от учебников и тем более от художественной литературы. Как в нашей школе, по моему мнению, так и во многих других школах Дагестана и всей России, дети больше интересуются ИКТ и оргтехникой. Поэтому основная задача общеобразовательных учреждений использовать ИКТ и оргтехнику таким образом, чтобы они носили обучающий, развивающий и воспитывающий характер в становлении личности учащегося.
Относительно всех обучающихся в общеобразовательных учреждениях выявляются учащиеся, склонные к активному учению, так называемые талантливые «одаренные дети». Задача педагогического коллектива разрабатывать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей одаренных детей, разрабатывать методы и приемы для развития возможностей самовыражения одаренных детей.
Также необходимо стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для реализации программы работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях.
Отсюда следует, что общеобразовательные учреждения призваны выявить одаренных талантливых детей и провести с ними определенную методическую работу, способствующую развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
Список используемых источников
Федеральный закон РФ «Об образовании» (№273 от 29.12.2012г.);
Федеральная целевая программа «Одаренные дети» (в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002г.)
Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. [Текст] / Н. Б. Шумакова. – М., 2004.
Положение о проведении олимпиады в МКОУ «Нюгдинская
средняя школа имени Х.Д.Авшалумова»
Положение о внеурочной деятельности в МКОУ «Нюгдинская