kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание в 3 классе по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в 3 классе по темеЧто такое дисграфия и

как помочь ребёнку-дисграфику?

Дата проведения: 09.12.2014г.

Присутствовали родители третьеклассников МКОУ Новочановской СОШ и филиалов.

Подготовила и провела учитель-логопед Николаевой К.К.

Цель: ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: познакомить родителей с терминами «дисграфия»; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии.

Воспитательные: формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений письменной речи.

Организационные: выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей.

Информационные: дать родителям информацию о нормативно-правовой и педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Перечень нормативно-правовых, информационно-методических материалов, психолого-педагогической литературы по данной теме:

Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», №2 от 14.12.2000г.

Инструктивно-методическое письмо Министерства РФ «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой» 1996г.

Письмо Минобразования России от 30 мая 2003 г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».

Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004.

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М. 1972

Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.2003

Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. М. 1988

План:

1.Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Что такое дисграфия».

2.Практическая часть: знакомство с методами работы, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.

3.Подведение итогов.

Ход собрания:

1.Уважаемые родители! С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письменной речью. Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Логинова Е.А. выделяет 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Другими словами, пишет так, как произносит.

2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.), а также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук", повторение букв и (или) слогов, контоминация - в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Ошибки на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у.

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д., добавление лишних элементов, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, зеркальное написание букв.

2. Практическая часть: знакомство с методическими приемами, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.

Для формирования полноценных навыков письма, необходима систематическая, ежедневная работа. С ребенком необходимо заниматься ежедневно, даже если занятие будет длиться 10-15 мин. Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ребенку для того, чтобы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, чтобы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.

Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше.

При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:

1). Во время письма проговаривать слова вслух.

У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки. У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.

2). Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.

3). Определите наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения.

4). Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение.

5). Выделяем орфограммы.

Важно, чтобы ребенок сам нашел допущенные ошибки. Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка. Если ученик не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками.

В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.

3. Подведение итогов.

1. Выбрать игры и задания, которые понравились родителям на собрании.

2. Принимать активное участие родителям в выполнении различных заданий и упражнений.

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, развивающей игрой или поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание!

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 3 классе по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?” »

Родительское собрание в 3 классе по темеЧто такое дисграфия и

как помочь ребёнку-дисграфику?

Дата проведения: 09.12.2014г.

Присутствовали родители третьеклассников МКОУ Новочановской СОШ и филиалов.

Подготовила и провела учитель-логопед Николаевой К.К.

Цель: ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: познакомить родителей с терминами «дисграфия»; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии.

Воспитательные: формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений письменной речи.

Организационные: выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей.

Информационные: дать родителям информацию о нормативно-правовой и педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Перечень нормативно-правовых, информационно-методических материалов, психолого-педагогической литературы по данной теме:

Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», №2 от 14.12.2000г.

Инструктивно-методическое письмо Министерства РФ «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой» 1996г.

Письмо Минобразования России от 30 мая 2003 г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».

Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004.

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М. 1972

Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.2003

Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. М. 1988

План:

1.Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Что такое дисграфия».

2.Практическая часть: знакомство с методами работы, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.

3.Подведение итогов.

Ход собрания:

1.Уважаемые родители! С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письменной речью. Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Логинова Е.А. выделяет 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Другими словами, пишет так, как произносит.

2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.), а также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук", повторение букв и (или) слогов, контоминация - в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Ошибки на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д., добавление лишних элементов, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, зеркальное написание букв.

2. Практическая часть: знакомство с методическими приемами, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.

Для формирования полноценных навыков письма, необходима систематическая, ежедневная работа. С ребенком необходимо заниматься ежедневно, даже если занятие будет длиться 10-15 мин. Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ребенку для того, чтобы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, чтобы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.

Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше.

При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:

1). Во время письма проговаривать слова вслух.

У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки. У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.

2). Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.

3). Определите наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения.

4). Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение.

5). Выделяем орфограммы.

Важно, чтобы ребенок сам нашел допущенные ошибки. Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка. Если ученик не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками.

В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.

3. Подведение итогов.

1. Выбрать игры и задания, которые понравились родителям на собрании.

2. Принимать активное участие родителям в выполнении различных заданий и упражнений.

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, развивающей игрой или поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание!































Рекомендации родителям

Упражнения и задания для коррекции

письменной речи

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

"Вглядись и разберись" Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во- вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

«Пропущенные буквы» Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ыЛариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__тб__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ийве__сел__й на с__мь__ес__т п__тьты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__нымма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__моб__аз__мб__лис__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шинбрау__инг

Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

































Рекомендации учителю начальных классов

Обследование состояния письменной речи младших классов. методика И.Н.Садовниковой, Е.В.Мазановой, Волковой Г.А, Сумченко Г.М., Сизова Э.А.



Диагностика проводится по следующим направлениям:

1.Обследование письменной речи, которое по договоренности может провести учитель начальных классов.

2.Обследование устной речи. Обследование проводит учитель-логопед.

Методика обследования письма является стандартизированной, предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование осуществляется с помощью выполнения следующих видов работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проводился на основе лингвистического анализа текстов. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.

Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путем вычитания из общего количества допущенных ошибок, числа ошибок, найденных и правильно исправленных ребенком. Аналогично оцениваются все виды выполняемых письменных работ: диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов.

Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы.

Специфика данной методики заключается в том, что:

Одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения детям дважды.

Учащиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале следующего года при переходе в следующий класс.

Материал, используемый для обследования разработан для учеников 3 класса.

Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающих к концу учебного года, у других - распад сформированных стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года.

Полученные сведения позволяют проектировать индивидуальную программу коррекционной работы.

1. Дети, требующие посторонней помощи и не справившиеся с заданием в отведенное время, фиксируются.

2. Для выполнения задания на списывание каждому ученику раздаются индивидуальные листы с образцами контрольных текстов.

3. Для обследования следует выбирать одно и то же время, например, первую половину дня.

Форма проведения обследования:

Обследование проводилось фронтально, т.е. в небольших подгруппах детей.

Продолжительность обследования:

Общая продолжительность – 60-80 минут (ориентировочно), из них время проведения обследования – 40-45 минут (или время ограничивается временными рамками, отводимых для данных видов письменных работ), время для проверки выполненных заданий – 5-10 минут (на каждого ребенка), время для анализа допущенных ошибок – 10-15 минут (на каждого ребенка).

Оборудование:

1. Тексты для учителя к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для учащихся 3 классов.

2. Тексты для учащихся 3 классов при выполнении задания на списывание (индивидуальный раздаточный материал).

3. Тетради (если задания выполняются детьми, зачисленными на занятия), тетрадные листы (если задания выполняются всем классом).

При выполнении диагностического исследования соблюдались следующие требования:

1. Перед выполнением письменных работ детям подробно объяснялась процедура проведения обследования.

2. Текст диктанта читался громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах.

3. Для выполнения задания на списывание каждому ученику раздавались индивидуальные листы с образцами контрольных текстов

Обследование письменной речи

1. Задание: списывание с прописного текста

Детям предлагалась следующая инструкция: сейчас я вам раздам текст рукописный, а вы попробуйте его переписать. Использовали текст «На охоту» по методике Садовниковой И.Н.

Оборудование: текст «НА ОХОТУ»

Утром я с ружьём и с собакой отправился в рощу. Стояла чудная тишина. За сто шагов было слышно, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щёки. Тонкая паутина вытягивалась по воздуху. Это знак тёплой погоды.

Критерии оценки:

Не выполнил задание - 0

Выполнил задание с небольшим количеством ошибок - 1

Выполнил задание без ошибок - 2

2. Задание: списывание с печатного текста

Детям предлагалась следующая инструкция: Сейчас я вам раздам текст в печатном виде, а вы внимательно прочитайте, и перепишите себе в тетрадь. Текст «Ночью в лесу» в печатном варианте. Оценка производилась по тем же критериям, что и списывание с рукописного текста.

Оборудование: текст «НОЧЬЮ В ЛЕСУ»

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу

Критерии оценивания:

Правильное выполнения всего задания - 1 балл

Не более 3 ошибок - 0,5 балла

Более 3 ошибок - 0 балла.

3. Задание: слуховой диктант.

Оборудование: предложение «Дети гуляли на лугу».

Детям предлагается такая инструкция: Я вам прочитаю небольшое предложение, а вы внимательно слушайте, а затем запишите его на листок. Я прочитаю текст только 1 раз.  

Критерии оценки:

Выполнения задания с одного раза - 3балла

Выполнения задания со второго раза - 2 балла

Выполнение задания с третьего раза - 1 балл

Не выполнил задание - 0 балл.



Обследование устной речи.

Проводится учителем-логопедом.

Во втором направлении проводилось исследование устной речи, в нескольких сериях заданий:

I серия заданий направлена на изучение состояния звукопроизношения

Цель: определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствия, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях.

При изолированном произнесении звуков

Процедура: “Скажи как я”:

Р

Л

С

З

Ш

Ж

Ц



Р'

Л'

С'

З'




Ч'

Щ'

 слогах: открытых; закрытых; простых; со стечением согласных

В словах: в начале слова; в середине слова; в конце слова:

Во фразах (в скороговорках или предложениях)

В тексте

Результаты заносятся в таблицу

Исследуемые звуки

с

с'

з

з'

ц

ш

ж

щ

ч

л

л'

р

р'

УСЛОВИЯ

При изолированном произношении


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В открытых слогах без стечения согласных


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В закрытых слогах без стечения согласных


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В слогах со стечением согласных:

В начале слога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В середине слога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце слога

 (кроме звонких)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во фразах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов:

1 балл - если звук произносится во всех позициях правильно;

0,5 балла - если звук произносится изолированно и в открытых и закрытых слогах;

0, 25 балла - если звук произносится только изолированно;

0 баллов - звук не произносится вообще.

Общая оценка за всю серию

13-9 - высокий уровень звукопроизношения.

8-4 - средний уровень звукопроизношения.

0-3 - низкий уровень звукопроизношения.

II серия заданий направлена на исследование звукослоговой структуры слова

Цель: исследовать умение воспроизводить звукослоговую структуру слова.

Ребёнку было предложено повторить слова за логопедом

Оценка результатов: за каждое правильно произнесённое слово 1 балл. При оценке не учитывается дефектное произношение звуков, а только правильно воспроизведённая слоговая структура.

15-20 баллов – высокий уровень;

9-14 баллов – средний уровень;

4-8 баллов – низкий уровень;

0-4 баллов – очень низкий уровень.

III серия заданий направлена на исследование фонематических процессов

Определение уровня развития фонематического анализа

Задание 1.

Цель: определение уровня развития способности узнавать звук на фоне слова.

Ребёнку предлагалось определить наличие звука в слове.

Критерии оценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок после первого предъявления;

1 балл - ребенок допустил только одну ошибку при выполнении задания, или выполнил без ошибок, но только после повторного объяснения;

0 баллов - ребенок допустил больше одной ошибки после повторного объяснения задания.

Задание 2.

Цель: определение уровня развития умения вычленять ударный и безударный гласный звук из слова.

Ребенку предлагается послушать слова и назвать первый звук в слове.

За каждую серию слов выставляются баллы.

Критерии оценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок после первого предъявления;

1 балл - ребенок допустил только одну ошибку при выполнении задания, или выполнил без ошибок, но только после повторного объяснения;

0 баллов - ребенок допустил больше одной ошибки после повторного объяснения задания.

Задание 3.

Цель: определение уровня развития умения вычленять согласный звук из слова.

Ребенку предлагается послушать и назвать первый звук в словах. Затем предлагается послушать другие слова и назвать последний звук в этих словах.

За каждую серию слов выставляются баллы.

Критерии оценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок после первого предъявления;

1 балл - ребенок допустил только одну ошибку при выполнении задания, или выполнил без ошибок, но только после повторного объяснения;

0 баллов - ребенок допустил больше одной ошибки после повторного объяснения задания.

Задание 4.

Цель: выявление уровня развития умения определять место звука в слове.

Ребенку предлагается разложить предметные картинки, в которых заданный звук был в начале, середине и конце слова.

 Критерии оценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок после первого предъявления;

1 балл - ребенок допустил только одну ошибку при выполнении задания, или выполнил без ошибок, но только после повторного объяснения;

0 баллов - ребенок допустил больше одной ошибки после повторного объяснения задания.

Задание 5.

Цель: выявление уровня развития умения определять порядок звуков в слове.

Ребёнку предлагалось назвать все звуки в словах.

Критерии оценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок после первого предъявления;

1 балл - ребенок допустил только одну ошибку при выполнении задания, или выполнил без ошибок, но только после повторного объяснения;

0 баллов - ребенок допустил больше одной ошибки после повторного объяснения задания.

Задание 6.

Цель: определение уровня развития умения подсчета количества звуков в словах.

Ребёнку предлагалось определить количество звуков в словах.

Критерии оценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок после первого предъявления;

1 балл - ребенок допустил только одну ошибку при выполнении задания, или выполнил без ошибок, но только после повторного объяснения;

0 баллов - ребенок допустил больше одной ошибки после повторного объяснения задания.

Максимальное количество баллов по данной серии заданий составляет 52 балла.

После проведения третьей серии заданий, баллы суммируются, выводится средний балл и определяется уровень развития фонематического восприятия.

1,7-2 баллов – высокий уровень развития;

1,2-1,6 баллов – средний уровень развития;

0,8-1,1 балла – низкий уровень развития;

0-0,7 баллов – очень низкий уровень развития.

Определение уровня развития фонематического синтеза.

Задание 7.

Цель: выявление уровня умения составлять слова из слогов.

Ребёнку предлагалось составить слово из заданных слогов.

Задание 8.

Цель: выявление уровня умения составлять слова из данных звуков.

Ребёнку предлагалось составить слово из заданных звуков

Критерии оценки:

2 балла – ребенок выполнил задание без ошибок с первого предъявления;

1 балл – ребенок допустил одну ошибку в ходе выполнения задания или выполнил задание без ошибок, но только после повторного объяснения;

0 баллов – ребенок не справился с заданием.

Максимальное количество по пятой серии заданий – 6 баллов.

В конце четвертой серии суммируются баллы, вычисляется средний балл и определяется уровень развития фонематического синтеза.

1,6-2 баллов высокий уровень развития;

1-1,5 баллов – средний уровень развития;

0,6-1,4 баллов – низкий уровень развития;          

0-0,5 баллов – очень низкий уровень развития.

Всего за серию заданий выставляются следующие баллы:

3,2-4 балла – высокий уровень развития фонематических процессов;

2,2-3 балла – средний уровень развития фонематических процессов;

1,4-2,5 – низкий уровень развития фонематических процессов;

0-1,3 балла – очень низкий уровень развития фонематических процессов;

IV серия заданий направлена на изучение лексико-грамматической стороны речи.

Задание 1. Цель: исследовать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Ребёнку предлагалось образовать форму множественного числа Им. п. и Р. п.

Оценка:для всех заданий серии производится по общим критериям: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 - неверно образованная форма; 0 баллов - невыполнение.

Задание 2. Цель: исследование словаря и навыков словообразования.

Детям предлагалось назвать детёнышей животных

Оценка:для всех заданий серии производится по общим критериям: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 - неверно образованная форма; 0 баллов - невыполнение.

Задание 3. Цель: исследовать умение образовывать качественные прилагательные от существительных.  Ребёнку предлагалось образовать качественные прилагательные по заданному образцу.

Оценка:для всех заданий серии производится по общим критериям: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 - неверно образованная форма; 0 баллов - невыполнение.

Задание 4. Цель: исследовать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.  Ребёнку предлагалось образовать относительные прилагательные по заданному образцу.

Оценка:для всех заданий серии производится по общим критериям: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 - неверно образованная форма; 0 баллов - невыполнение.

Задание 5. Цель: исследовать умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Ребёнку предлагалось образовать притяжательные прилагательные по заданному образцу.

Оценка всех заданий серии: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0, 25 балла – неверно образованна форма; 0 баллов – невыполнение.

Задание 6.Цель: исследовать умение составлять предложения из слов, предъявленных в начальной форме.

Ребёнку предлагалось составить предложения из предъявленных слов.

Задание 7. Цель: исследовать умение добавлять предлоги в предложение.

Ребёнку предлагалось вставить в предложения предлоги по смыслу.

Оценка:для всех заданий серии производится по общим критериям: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 - неверно образованная форма; 0 баллов - невыполнение.

Критерии оценки по всей серии заданий:

3,8-5 баллов – высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи;

2,5-3,7 баллов – средний уровень развития лексико-грамматического строя речи;

1,3-2,4 баллов – низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи;

0-1,2 балла – очень низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи;

V серия заданий направлена на исследование связной речи

Процедура и инструкция: Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Критерийсмысловой целостности: 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла - допускается незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ незавершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипное оформление, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов - рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов -задание недоступно даже при наличии помощи.

Оценка всей серии заданий:

12-15 баллов - высокий уровень развития связной речи;

8-11 баллов - средний уровень развития связной речи;

4-7 баллов - низкий уровень развития связной речи;

0-3 баллов – очень низкий уровень развития связной речи;

VI серия заданий направлена на изучение речезрительных функций:

Задание 1. Цель: определить уровень знания печатных букв.  Процедура и инструкция: Ребёнку предлагается назвать печатные буквы, расположенные вперемежку.

Задание 2. Цель: исследование умения узнавать буквы в усложнённых условиях: “зашумлённых” букв, изображённых пунктиром, недописанных, правильно и “зеркально” написанных. Процедура и инструкция: “Найди и назови все буквы, которые здесь спрятались”.

Задание 3.Цель: исследование умения узнавать буквы наложенные друг на друга, по типу фигуры Попельерейтера.  Процедура и инструкция: Найди и назови все буквы, которые здесь спрятались.

Задание 4. Цель: изучить способность конструировать и реконструировать печатные буквы из составляющих элементов. Процедура и инструкция: “Исправь ошибку, которую я допустила. Допиши буквы”.

Каждое задание оценивается по одному принципу: за каждую правильно названную и показанную букву выставляется 1 балл, за только названную или только показанную букву – 0,5 балла; не названную и не показанную букву – 0 баллов.

 Всего предлагается по 10 букв.

 Максимальная оценка

10-7,5 балла – высокий уровень развития речезрительных функций;

7-4,5 балла – средний уровень развития речезрительных функций;

4-0 балла – низкий уровень развития речезрительных функций.

 

VII серия заданий направлена на изучение навыков схематического изображения предметов и их пространственных отношений.

Задание 1. Цель: изучить зрительно-моторную координацию. Процедура и инструкция: ”Раскрась картинку”.

Оценка результатов:

4 балла – рисунок раскрашен ровно, точно по контуру, все линии идут в одном направлении, соблюдается цветовая гамма;

3 балла – рисунок раскрашен ровно, но несколько небрежно. Иногда допустимо вылезание линий за контур, соблюдается цветовая гамма.

2 балла – рисунок раскрашен неаккуратно, линии идут в различных направлениях, раскрашивание либо не доходит до границ рисунка, либо выходит за его пределы.

1 балл – рисунок раскрашен очень небрежно, линии везде выходят за пределы контура рисунка, не соблюдается цветовая гамма, большое количество не закрашенных пятен.

0 баллов – ребёнок с заданием не справился вообще или отказался от работы.

 

Задание 2.Цель: изучить зрительно-моторную координацию.Процедура и инструкция: ”Посмотри на эти геометрические фигуры и заштрихуй их”. Предлагаются следующие фигуры: прямоугольник, квадрат и круг.

Оценка результатов:

4 балла – совершенно точное выполнение задания. Все линии ровные идут параллельно.

3 балла – линии не совсем ровные, встречаются «Дрожания» руки или неуверенность в написании.

2 балла – линии не всегда ровные, их либо очень много, либо очень мало.

1 балл – все линии неровные, штриховка выполнена небрежно.

0 баллов – задание не выполнено.

 

Задание 3. Цель: изучить изобразительно-графические возможности учащихся.  Процедура и инструкция: “Нарисуй такие же буквы и цифры”.

Оценка результатов:

5 баллов – все 10 предъявленных букв и цифр нарисованы верно и точно.

4 балла – допустимо написание 2 букв или цифр неверно, искажённо.

3 балла – допустимы 4 ошибки в рисовании.

2 балла – ребёнок допустил 6 ошибок.

1 балл – 7-8 ошибок.

0 баллов – ребёнок с заданием не справился вообще.

 

Задание 4.Цель: изучить изобразительно-графические возможности учащихся.    Процедура и инструкция: “Посмотри внимательно на эти картинки. Они похожи, но на одной из них чего-то не хватает. Дорисуй недостающие детали”.

4 балла – ребёнок быстро нашёл и дорисовал пропущенные детали;

3 балла – ребёнок нашёл и дорисовал, но при этом нарисовал неаккуратно.

2 балла – ребёнок долго искал, но нашёл и дорисовал недостающий элемент.

1 балл – ребёнок очень долго искал пропущенные детали, с трудом нарисовал их.

0 баллов – ребёнок не справился с заданием вообще.

Общая оценка результатов:

2,2-3 балла – высокий уровень развития навыков схематического изображения предметов и их пространственных отношений;

1,4-2,3 балла – средний уровень развития навыков схематического изображения предметов и их пространственных отношений;

0-1,3 балла – низкий уровень развития навыков схематического изображения предметов и их пространственных отношений;

 

VIII серия заданий направлена на изучение сукцессивных способностей.

Задние 1. Цель: изучение сукцессивных способностей кинестетической модальности. Процедура и инструкция:Праксис позы кисти руки.”Сделай, как я! ”

А) Вытянуть вперед второй и пятый пальцы (коза)

Б) Вытянуть вперед второй и третий пальцы (ножницы)

В) Вытянуть второй палец

Г) Сделать кольцо из первого и второго пальцев

Д) Сделать кольцо из первого и четвертого пальцев

Оценка: первые ошибки не фиксируются. 1 балл – проба выполняется, поза удерживается не менее 5 сек.; 0,5 балла – поза выполнена после 3-4 попыток, удерживается с трудом; 0,25 балла – поза создается с большим трудом, с помощью другой руки, сразу распадается; 0 баллов – задание не выполнено.

 

Задание 2.Цель: изучение сукцессивных способностей аудиальной модальности.   Процедура и инструкция: Воспроизведение по образцу:

!! !! !!

! !! ! !! ! !!

“Послушай внимательно и постучи так, как я”

Оценка:Каждое задание оценивается в отдельности. 1 балл – выполнение точное в порядке предъявления; 0,5 балла – 1-2 ошибки в воспроизведении (лишние удары, замедленность); 0,25 балла – все трудности выражены значительно; 0 баллов – невыполнение задания.

Задание 3. Цель: изучение сукцессивных способностей визуальной модальности.  Процедура и инструкция: “Продолжение ряда с сохранением принципа чередования. Собери для мамы бусы. Следи за тем, чтобы узор постоянно повторялся”.

Оценка:

1 балл – выполнено задание точно, без ошибок.

0,5 балла – допускаются 1-2 ошибки в воспроизведении рисунков (меняются элементы, нарисованы небрежно, повторяются подряд несколько раз один и тот же элемент);

0,25 балла – трудности выражены значительно, встречается много ошибок в воспроизведении рисунка;

0 баллов – задание выполнено неточно.

Оценка результатов за всю серию в целом:

2,2-3 баллавысокий уровень развития сукцессивных способностей;

1,4-2,3 балласредний уровень развития сукцессивных способностей;

0-1,3 балланизкий уровень развития сукцессивных способностей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Николаева Калима Каербаевна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175463

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства