kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выявление и развитие одарённых детей класса через урочную и внеурочную деятельность» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, уважаемые коллеги. Эпиграфом – проблемой моего выступления являются слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.»
Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы.

Как говорят психологи, детская одаренность бывает разной. Она может быть явно выраженной, но ярким талантом обладают всего от 1 до 3 процентов детей. Бывает одаренность возрастная, когда талант внезапно проявляется у ребенка в определенном возрасте, а через какое-то время, возможно, также внезапно угасает. И, наконец, талант бывает скрытым. До поры до времени скрытая одаренность не проявляется у ребенка по тем или иным причинам, но существует в нем как нераскрытый потенциал. На него и стоит обратить особое внимание. По подсчетам психологов, детей со скрытой одаренностью около 25 процентов. Важно не только научиться различать скрытый талант, но и поддерживать его, растить.

 Из множества классификаций одарённости наиболее популярной   большинством современных специалистов является концепция человеческого потенциала психолога Джозефа Рензулли, который представил три взаимно пересекающихся окружности, символизирующие мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).

 Итак, на рисунке явно видим, что одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)

В своей практике очень важным методом выявления одарённых, способных детей является, конечно же, наблюдение. Именно через то, как ребёнок реагирует на «сложность» задания, на нахождение необычного выхода из создавшейся ситуации можно уже сделать первоначальные выводы о его способностях. Также мощным современным средством диагностики одарённости являются тесты, опросники, направленные на оценку интеллекта и креативности. Очень важно и изучение мотивации детей.

В нашей школе, в определённой системе обследуются учащиеся классов по следующим методикам:

-  анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой;

-диагностика исследования самооценки по методике «Лесенка» и методике Дембо-Рубинштейна;

- методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная  Н.В.Кулешовой, 1-2 класс (выделение морального содержания действий и ситуаций);

- методика «Незаконченные предложения», 3 -4 классы (выделение морального содержания действий и ситуаций);

- методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, 3 -4 классы (смыслообразование, школьная мотивация, познавательная активность, мотивация достижений, тревожности, гнева);

-диагностика исследования творческого мышления по методике «Закончи рисунок» и по методике ШТУР;

- методика «Выявление уровня умственного развития младших школьников» (Э.Ф.Замбицявичене), 7 – 9 лет. (логика, интеллект)

Огромную работу, совместно с учителями, в этом направлении ведёт психолог школы, Родыгина Л.П., за что мы ей очень всегда благодарны. Выводы тестирований, рисунков, анкет обязательно стараемся соотносить с результатами наблюдения учащихся в классе и мнением родителей. Любовь Павловна – частый гость на моих классных собраниях, родители с интересом принимают участие в практикумах, тренингах, адекватно воспринимают информацию, прислушиваются к рекомендациям по развитию индивидуальных особенностей ребёнка, в частности и по раскрытию тех или иных способностей. Бывает, что диагностика помогает выявить скрытые проблемы очень даже успешных, одарённых детей класса. Здесь уж точно необходима  и индивидуальная поддержка педагога, родителя. Ведь эти дети часто имеют либо слишком завышенную самооценку, либо их мотивация является низкой, из-за возникших проблем в общении с одноклассниками, либо в непонимании со стороны взрослых. Вновь важна коррекционная работа уже внутри класса, группы.

По выявлению одарённости, в настоящее время существуют такие методики как,  анкета «Как распознать одарённость» Л.Г.Кузнецовой, Л.П.Сверч; карта интересов младших школьников. Очень интересной, на мой взгляд, является методика «Карта одарённости»

Общая характеристика

Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа. В целях облегчения подведения итогов разработан «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций: Первая и основная функция - диагностическая. Вторая функция - развивающая.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

творческая (2-й столбец листа ответов);

академическая (3-й столбец листа ответов);

художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

музыкальная (5-й столбец листа ответов);

литературная (6-й столбец листа ответов);

артистическая (7-й столбец листа ответов);

техническая (8-й столбец листа ответов);

лидерская (9-й столбец листа ответов);

спортивная (10-й столбец листа ответов).

Данную методику провела совместно с родителями, и действительно, с помощью данной методики смогла количественно оценить степень выраженности у детей класса различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Ведь сопоставление всех десяти полученных оценок позволило увидеть индивидуальный, свойственный только конкретному ребенку «портрет» развития его дарований. А, также, смогла обратить внимание на то, что раньше и не замечала.Из 10 видов одарённости, в классе  выявлено 7.

 А своё последующее выступление построю в виде фото-мантажа по развитию данных способностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность. ( Показ слайдов)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие одарённых детей класса через урочную и внеурочную деятельность» (из опыта работы)»

«Выявление и развитие одарённых детей класса через урочную и внеурочную деятельность» (из опыта работы)

24.12.2015 –опорная школа.

Шохирева Е.В., учитель нач. классов

МБОУ «Ильинская СОШ №1»

Добрый день, уважаемые коллеги. Эпиграфом – проблемой моего выступления являются слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.»
Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы .

Как говорят психологи, детская одаренность бывает разной. Она может быть явно выраженной, но ярким талантом обладают всего от 1 до 3 процентов детей. Бывает одаренность возрастная, когда талант внезапно проявляется у ребенка в определенном возрасте, а через какое-то время, возможно, также внезапно угасает. И, наконец, талант бывает скрытым. До поры до времени скрытая одаренность не проявляется у ребенка по тем или иным причинам, но существует в нем как нераскрытый потенциал. На него и стоит обратить особое внимание. По подсчетам психологов, детей со скрытой одаренностью около 25 процентов. Важно не только научиться различать скрытый талант, но и поддерживать его, растить.

Из множества классификаций одарённости наиболее популярной большинством современных специалистов является концепция человеческого потенциала психолога Джозефа Рензулли, который представил три взаимно пересекающихся окружности, символизирующие мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).

Итак, на рисунке явно видим, что одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.



Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)

В своей практике очень важным методом выявления одарённых, способных детей является, конечно же, наблюдение. Именно через то, как ребёнок реагирует на «сложность» задания, на нахождение необычного выхода из создавшейся ситуации можно уже сделать первоначальные выводы о его способностях. Также мощным современным средством диагностики одарённости являются тесты, опросники, направленные на оценку интеллекта и креативности. Очень важно и изучение мотивации детей.

В нашей школе, в определённой системе обследуются учащиеся классов по следующим методикам:

- анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой;

-диагностика исследования самооценки по методике «Лесенка» и методике Дембо-Рубинштейна;

- методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В.Кулешовой, 1-2 класс (выделение морального содержания действий и ситуаций);

- методика «Незаконченные предложения», 3 -4 классы (выделение морального содержания действий и ситуаций);

- методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, 3 -4 классы (смыслообразование, школьная мотивация, познавательная активность, мотивация достижений, тревожности, гнева);

-диагностика исследования творческого мышления по методике «Закончи рисунок» и по методике ШТУР;

- методика «Выявление уровня умственного развития младших школьников» (Э.Ф.Замбицявичене), 7 – 9 лет. (логика, интеллект)

Огромную работу, совместно с учителями, в этом направлении ведёт психолог школы, Родыгина Л.П., за что мы ей очень всегда благодарны. Выводы тестирований, рисунков, анкет обязательно стараемся соотносить с результатами наблюдения учащихся в классе и мнением родителей. Любовь Павловна – частый гость на моих классных собраниях, родители с интересом принимают участие в практикумах, тренингах, адекватно воспринимают информацию, прислушиваются к рекомендациям по развитию индивидуальных особенностей ребёнка, в частности и по раскрытию тех или иных способностей. Бывает, что диагностика помогает выявить скрытые проблемы очень даже успешных, одарённых детей класса. Здесь уж точно необходима и индивидуальная поддержка педагога, родителя. Ведь эти дети часто имеют либо слишком завышенную самооценку, либо их мотивация является низкой, из-за возникших проблем в общении с одноклассниками, либо в непонимании со стороны взрослых. Вновь важна коррекционная работа уже внутри класса, группы.

По выявлению одарённости, в настоящее время существуют такие методики как, анкета «Как распознать одарённость» Л.Г.Кузнецовой, Л.П.Сверч; карта интересов младших школьников. Очень интересной, на мой взгляд, является методика «Карта одарённости»

Общая характеристика

Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа. В целях облегчения подведения итогов разработан «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций: Первая и основная функция - диагностическая. Вторая функция - развивающая.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

• творческая (2-й столбец листа ответов);

• академическая (3-й столбец листа ответов);

• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

• музыкальная (5-й столбец листа ответов);

• литературная (6-й столбец листа ответов);

• артистическая (7-й столбец листа ответов);

• техническая (8-й столбец листа ответов);

• лидерская (9-й столбец листа ответов);

• спортивная (10-й столбец листа ответов).

Данную методику провела совместно с родителями, и действительно, с помощью данной методики смогла количественно оценить степень выраженности у детей класса различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Ведь сопоставление всех десяти полученных оценок позволило увидеть индивидуальный, свойственный только конкретному ребенку «портрет» развития его дарований. А, также, смогла обратить внимание на то, что раньше и не замечала.Из 10 видов одарённости, в классе выявлено 7.

А своё последующее выступление построю в виде фото-мантажа по развитию данных способностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность. ( Показ слайдов)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шохирева Елена Вячеславовна

Дата: 30.12.2015

Номер свидетельства: 271300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства