kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация « Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»

     Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и усугубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Террассье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы.

     Под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого [7, с. 5]. К примеру, высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку успешность в общении с другими людьми, но не редко сочетается с большими затруднениями  в  установлении контакта и осуществлении коммуникации, именно в этом и проявляется феномен интеллектуально – социальной диссинхронии. Библиографические данные донесли до нас сведения о великих людях, страдавших в детстве расстройствами речи: Микеланджело, Р. Бернс, А. Эйнштейн, У. Черчилль и др. [7, с. 6].

Социально-психологические проблемы одарённых детей также проявляются в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного (ассоциального) поведения, выражающегося в  бурной и недоброжелательной реакции на действия и оценки окружающих, отсутствием культуры диалога, порчи чужого имущества,  драчливости и т.д.  Полной противоположностью его является депрессивное поведение, для которого характерно: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Причина таких проявлений кроется в длительном  неудовлетворении (подавлении) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка его важных психологических потребностей [7, с.10].

Именно проблемы, имеющиеся в развитии, воспитании и обучении одаренных детей, являются фактором, блокирующим развитие способностей, не позволяющим раскрыть творческий потенциал ребенка.

     Гармонизация развития одаренных учащихся и реализация их интеллектуального и творческого потенциала предполагает организацию целенаправленного психологического сопровождения одаренных детей.

Объектом сопровождения выступает сам образовательный процесс, а предметом деятельности  является ситуация развития ребенка с окружающими, самим собой, с миром в целом.

Ведущие  российские психологи Мухина В. С., Горянина В. А. и др. отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социально – психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

Следует отметить, что психологическое сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций: проблема диагностируется; собирается информация  о возможных путях решения проблемы; вместе с учеником вырабатывается план решения проблемы; оказывается первичная помощь в ходе реализации плана [5, с. 9].

Как правило, психологическое сопровождение одаренных детей осуществляют психологи. Особая  роль  в этом процессе отводится  тьютору.

     Тьютор – новая профессия для российского образования.  Феномен тьюторства  тесно связан с историей европейских университетов:  еще  в XIV веке в Оксфорде, а несколько позднее и  в Кембридже  под  тьютором  понимали лицо, имеющее ученую степень, которому вверен надзор за студентом или  подопечным [6, с. 40].

 В  переводе с английского  «tutor» педагог  наставник.

     Тьюторство  в  современном образовании – это новая  педагогическая позиция,  в основе которой лежит  принцип индивидуализации: обучение строится на постоянном рефлексивном соотнесении достижений  одаренных детей  в настоящем  времени с их интересами и устремлениями в будущем (образом будущего). Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности [6, с. 42].

     Главным  инструментом  в работе  педагога – тьютора  является индивидуальная образовательная программа, которая постоянно уточняется и корректируется в зависимости от успехов учащегося на пути освоения знаний. Учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

Также в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий открытого образования:  технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и др.

[6, с. 43].

 Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает так называемую «навигацию» его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.

Виды деятельности психолога.

     Важная роль в работе с одаренными детьми принадлежит психологу, который  обладает знаниями, практическими навыками и умениями, располагает необходимым диагностическим инструментарием и может грамотно организовать психологическое сопровождение одаренных детей на всех этапах взросления.

   Рассмотрим содержание психологического  сопровождения на примере   работы психолога в массовой школе с одаренными учениками:

1. Проведение психологической диагностики. Задача школьного психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультации педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями умственного развития детей [7, с. 100]. Не менее важной представляется проведение диагностики дифференциальной, направленной на выявление одаренных детей в группе дезадаптированных школьников и оказание им соответствующей специальной помощи.

2. Психолого – педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представлений о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.

3. Создание в школе социально – психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих тренингов, занятий и программ, так и педагогическим коллективом. В этом случае психолог ведет консультативную работу с педагогами, оказывая им помощь в разработке и анализе индивидуальных программ обучения одаренных школьников.

4.Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении  возникающих у них проблем.

5.Формирование в школьном сообществе определенной психологической установки в отношении одаренности: одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в выявлении и поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения престижа школы [7, с. 101]. 

Библиографический список

1.     Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298с.

2.     Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. –  СПб.: Питер, 2004. – 592с.

3.     Изотова Е. И. психологическая служба в образовательном учреждении: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Академия, 2007. –288с.

4.     Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.  – М.: Наука, 2001. – 433с.

5.     Казакова Е.И., Галактионова Т. Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: Учебно – методическое пособие. – М.: АПКи ППРО, 2009. – 64с.

6.      Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина  М. Ю. Профессия «тьютор». – М.: Тверь: СФК – офис – 246с.

7.     Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 1999. – 128с.

8.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 2008. – 713с.

9.     Рабочая  концепция одаренности / Под ред.  Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д., Дружинин В. Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Панов В. И., Калиш И. В., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич B. C. – М.: Магистр, 1998. – 68с.

10.                        Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232с.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Консультация « Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»»

« Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и усугубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Террассье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы.

Под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого [7, с. 5]. К примеру, высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку успешность в общении с другими людьми, но не редко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, именно в этом и проявляется феномен интеллектуально – социальной диссинхронии. Библиографические данные донесли до нас сведения о великих людях, страдавших в детстве расстройствами речи: Микеланджело, Р. Бернс, А. Эйнштейн, У. Черчилль и др. [7, с. 6].

Социально-психологические проблемы одарённых детей также проявляются в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного (ассоциального) поведения, выражающегося в бурной и недоброжелательной реакции на действия и оценки окружающих, отсутствием культуры диалога, порчи чужого имущества, драчливости и т.д. Полной противоположностью его является депрессивное поведение, для которого характерно: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Причина таких проявлений кроется в длительном неудовлетворении (подавлении) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка его важных психологических потребностей [7, с.10].

Именно проблемы, имеющиеся в развитии, воспитании и обучении одаренных детей, являются фактором, блокирующим развитие способностей, не позволяющим раскрыть творческий потенциал ребенка.

Гармонизация развития одаренных учащихся и реализация их интеллектуального и творческого потенциала предполагает организацию целенаправленного психологического сопровождения одаренных детей.

Объектом сопровождения выступает сам образовательный процесс, а предметом деятельности является ситуация развития ребенка с окружающими, самим собой, с миром в целом.

Ведущие российские психологи Мухина В. С., Горянина В. А. и др. отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социально – психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

Следует отметить, что психологическое сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций: проблема диагностируется; собирается информация о возможных путях решения проблемы; вместе с учеником вырабатывается план решения проблемы; оказывается первичная помощь в ходе реализации плана [5, с. 9].

Как правило, психологическое сопровождение одаренных детей осуществляют психологи. Особая роль в этом процессе отводится тьютору.

Тьютор – новая профессия для российского образования. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов: еще в XIV веке в Оксфорде, а несколько позднее и в Кембридже под тьютором понимали лицо, имеющее ученую степень, которому вверен надзор за студентом или подопечным [6, с. 40].

В переводе с английского «tutor» педагог наставник.

Тьюторство в современном образовании – это новая педагогическая позиция, в основе которой лежит принцип индивидуализации: обучение строится на постоянном рефлексивном соотнесении достижений одаренных детей в настоящем времени с их интересами и устремлениями в будущем (образом будущего). Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности [6, с. 42].

Главным инструментом в работе педагога – тьютора является индивидуальная образовательная программа, которая постоянно уточняется и корректируется в зависимости от успехов учащегося на пути освоения знаний. Учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

Также в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий открытого образования: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и др.

[6, с. 43].

Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает так называемую «навигацию» его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.

Виды деятельности психолога.

Важная роль в работе с одаренными детьми принадлежит психологу, который обладает знаниями, практическими навыками и умениями, располагает необходимым диагностическим инструментарием и может грамотно организовать психологическое сопровождение одаренных детей на всех этапах взросления.

Рассмотрим содержание психологического сопровождения на примере работы психолога в массовой школе с одаренными учениками:

1. Проведение психологической диагностики. Задача школьного психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультации педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями умственного развития детей [7, с. 100]. Не менее важной представляется проведение диагностики дифференциальной, направленной на выявление одаренных детей в группе дезадаптированных школьников и оказание им соответствующей специальной помощи.

2. Психолого – педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представлений о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.

3. Создание в школе социально – психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих тренингов, занятий и программ, так и педагогическим коллективом. В этом случае психолог ведет консультативную работу с педагогами, оказывая им помощь в разработке и анализе индивидуальных программ обучения одаренных школьников.

4.Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.

5.Формирование в школьном сообществе определенной психологической установки в отношении одаренности: одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в выявлении и поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения престижа школы [7, с. 101].

Библиографический список

  1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298с.

  2. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.

  3. Изотова Е. И. психологическая служба в образовательном учреждении: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Академия, 2007. –288с.

  4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – М.: Наука, 2001. – 433с.

  5. Казакова Е.И., Галактионова Т. Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: Учебно – методическое пособие. – М.: АПКи ППРО, 2009. – 64с.

  6. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». – М.: Тверь: СФК – офис – 246с.

  7. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 1999. – 128с.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 2008. – 713с.

  9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д., Дружинин В. Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Панов В. И., Калиш И. В., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич B. C. – М.: Магистр, 1998. – 68с.

  10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232с.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Пудеева Екатерина Алексеевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267471

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства