kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: "Формирование активной жизненной позиции и мотивации на достижение успеха на уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познание строится на обучении и учении. Обучение – процесс целенаправленной  ускоренной передачи знаний, умений и опыта. Учение – деятельность личности по усвоению знаний, умений, навыков, приобретению опыта.    Успешность обучения и учения обеспечивается необходимой каждой личности гармонией  с самим собой по типу «я делаю то, что хочу», т. е. учебной мотивацией. Основная наша деятельность – это урок. Хорошим урок будет тогда, когда  мы владеем психолого–педагогической характеристикой данного класса. Безусловно, знание  темперамента учащихся,  ведущего канала  восприятия, знание индивидуально–психологических проблем каждого ребёнка,  по которым мы сможем сделать вывод о тенденции обучаемости, всё это  повышает учебную мотивацию к предмету. Главный элемент любой технологии – создание мотива урока, заинтересованность в нем, желание  учащихся активно работать. Часто на уроках математики можно от учеников услышать такое: «Кто это все придумал?», «А зачем надо знать эту тему?», «Мне математика в жизни не пригодится». Многие ребята считают математику абстрактной, оторванной от жизни наукой, и если цели обучения не мотивированы с жизненно практической точки зрения, то интерес к предмету быстро теряется. Это говорит о том, что учащимся  нужны мотивы, которые работают на перспективу: им надо показать широкое поле приложений математики, раскрыть ее практическую направленность, связь с другими школьными дисциплинами, вводить элементы истории развития математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Формирование активной жизненной позиции и мотивации на достижение успеха на уроках" »

Формирование активной жизненной позиции и мотивации

на достижение успеха на уроках

(Зотова Галина Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 36»)

Познание строится на обучении и учении. Обучение – процесс целенаправленной ускоренной передачи знаний, умений и опыта. Учение – деятельность личности по усвоению знаний, умений, навыков, приобретению опыта. Успешность обучения и учения обеспечивается необходимой каждой личности гармонией с самим собой по типу «я делаю то, что хочу», т. е. учебной мотивацией. Основная наша деятельность – это урок. Хорошим урок будет тогда, когда мы владеем психолого–педагогической характеристикой данного класса. Безусловно, знание темперамента учащихся, ведущего канала восприятия, знание индивидуально–психологических проблем каждого ребёнка, по которым мы сможем сделать вывод о тенденции обучаемости, всё это повышает учебную мотивацию к предмету. Главный элемент любой технологии – создание мотива урока, заинтересованность в нем, желание учащихся активно работать. Часто на уроках математики можно от учеников услышать такое: «Кто это все придумал?», «А зачем надо знать эту тему?», «Мне математика в жизни не пригодится». Многие ребята считают математику абстрактной, оторванной от жизни наукой, и если цели обучения не мотивированы с жизненно практической точки зрения, то интерес к предмету быстро теряется. Это говорит о том, что учащимся нужны мотивы, которые работают на перспективу: им надо показать широкое поле приложений математики, раскрыть ее практическую направленность, связь с другими школьными дисциплинами, вводить элементы истории развития математики.

Это предполагает широкое использование интегрированных уроков. Но проведение таких уроков связано с организационными трудностями, поэтому эту проблему можно решить с помощью межпредметных связей на уроках. Межпредметные связи способствуют повышению мотивации учения, развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. В основу работы по раскрытию межпредметных связей необходимо положить следующие принципы:

  • учет психологических особенностей личности (желание работать индивидуально или в группе, с большим или ограниченным объемом информации, умение работать с текстами, чертежами, рисунками и т. д.)

  • индивидуальная направленность на будущую профессию (ребята выбирают материал в соответствии со своими склонностями – гуманитарное, естественнонаучное направление, сфера компьютерных технологий и т. д.);

  • добровольное и сознательное включение в поисковую научно-познавательную деятельность (заботимся о том, чтобы поисковая работа была действительно интересна ребенку не ради оценки (внешняя мотивация), а ради его интеллектуального развития (внутренняя мотивация)).

На этом этапе урока ученики должны осознать, п о ч е м у и д л я ч е г о им придется изучать данную тему программы, ч т о именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению данной темы, чего им не достает, что именно должны проделать ученики, чтобы с успехом выполнить учебную задачу.

Деятельность учителя состоит из трех этапов: мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап обычно состоит из следующих действий.

1.Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы. Она может быть создана разными приемами: а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы; б) беседой, рассказом учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы; в) рассказом учителя об истории возникновения и развития основных понятий данной темы и др.

2.Подстановка и формулирование основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения предстоящей темы. Она тем самым создает основу для постановки каждым учеником перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

3.Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понятна и принята учащимися, переходят к составлению и обсуждению плана предстоящей работы.

В своей работе мы используем основные педагогические факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности. У учащихся средней школы это содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные, групповые формы учебной деятельности; оценка результатов учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике; стиль деятельности учителя. У старшеклассников это ещё и осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; наличие любознательности; положительный психологический климат в классе; профессиональная направленность в учебной деятельности.

Формирование мотивации учения у школьников можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотивом называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне.

Мотивация – это процесс образования мотива. Отсюда мотив – продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели.

Значительное влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Они дают учителю возможность побуждать учащихся к таким способам усвоения учебного материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в изучении материала, овладении способами действий, актуализируют потребность достижения и т.д. Методы обучения могут способствовать созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, участия, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации. Наконец, методы обучения стимулируют активность учащегося: способствуют формированию умения ставить цели деятельности, развитию общих и специальных способностей, помогают вовлечь учащихся в активную деятельность. Для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение заданий на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.

В тесной связи с вышеназванными группами приемов выступают приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; организация с помощью ТСО внимания учащихся и управление им; предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.

Как бы ни были сильны стимулы, связанные с содержанием и методами обучения, учитель не должен забывать об очень действенных средствах, связанных с его собственным отношением к учащимся.

Каждый педагог стремится сделать урок интересным, продумывает содержание программного материала, методику его изучения. Но не всегда достаточно серьезное внимание обращается на состояние самих учащихся, подготовку их к восприятию новых знаний, воспитание у них положительного отношения к приобретаемым знаниям. А возможности у учителя здесь богатейшие, необходимо только обратить внимание на разнообразие приемов, основанных на общении, взаимодействии педагога и учащихся: здесь и оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др. С помощью этих приемов создается эмоциональный своеобразный настрой урока, определенная моральная атмосфера, вырабатывается определенный стиль взаимоотношений учителя и учащихся.

Укажу также на приемы побуждения к учению, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся; применение сочетания различных форм совместной работы; общественная оценка действий учащихся, опора на общественное мнение и др.

Формирование мотивации замедляют: эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала; невысокая компетентность учителя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, его незаинтересованность работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение педагога к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).

Одним из средств формирования мотивов учения у школьников является интегрированный урок.

Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Роли педагогов могут быть разными в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии, или поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся.

Математика как учебный предмет предоставляет большие возможности для интеграции. Учебный материал по математики можно интегрировать с учебным материалом практически любого другого предмета. Например, на интегрированном уроке информатика-математика можно рассмотреть возможность использования компьютера для построения графиков функций или нахождения значения функции в точке. Можно провести интегрированный урок математика-география по теме «Масштаб».

Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через отбор содержания учебного материала.

Для этого содержание учебного материала должно быть доступно учащимся, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то он не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет вызывать ярких эмоций, т.е. не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении. Информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

Для становления мотивации учебной деятельности большую роль играют методы проблемно-развивающего обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач­-проблем, протекающего под общим руководством учителя. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися «открытие» приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в «готовом» виде.

Элементы краеведения на уроках положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер. «Краеведение... Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Ценность таких уроков в том, что мысль учащихся весь урок работает целенаправленно. Считаю, что хорошие результаты дает использование метода сравнения вновь предлагаемого материала с ранее изученным, другими предметами, а именно краеведением, прошлым нашей области. В процессе обсуждения развивается речь учащихся. Учащиеся стараются коротко и убедительно обосновать свой ответ. В этом случае можно избежать формального подхода к знаниям. На своих уроках учителя-предметники строят обучение таким образом, чтобы ученик вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытие новых знаний, решать задачи проблемного характера, пользоваться рациональными приемами усвоения знаний. Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, много аспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Мотивационная составляющая личности достаточно разнооб­разна. Выделим основные типы учебной мотивации:

  • познавательный мотив, цель которого – интерес к результатам своей деятельности;

  • мотив самоуважения, выражающийся в стремлении ставить перед собой всё более трудные цели;

  • состязательный мотив, связанный с потребностью самоутверждения.


К внешним мотивам относят: стремление получить хорошую оценку от учителя, желание завоевать престиж среди сверстников, желание избежать неприятностей от учителей и родителей за плохую успеваемость или малое усердие в учении, понимание необходимости выполнения своего долга ученика и др.  Внешние мотивы  мало эффективны в учебной деятельности, они оказывают кратковременное действие на учащихся и имеют ситуационный характер.

Под внутренними мотивами понимаются познавательные мотивы, источниками которых выступает осознанная познавательная потребность, удовлетворяемая в учебной деятельности. К внутренним мотивам относят: интерес к содержанию изучаемого материала, стремление познать глубже и шире учебный материал, стремление преодолеть трудности учения и получить чувство удовлетворения и радости от достигнутых успехов и др.

Хотелось бы отметить, что наиболее полно решить задачу повышения положительной мотивации детей к обучению позволяет  метод проектов. Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, рассматривается проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Необходимо отметить, что далеко не каждый урок можно провести, используя метод проектов. В основе любого проекта лежит проблема, она должна быть связана с интересами детей соответствующего возраста, с теми вопросами, на которые получить ответы им хотелось бы немедленно. Сформулировать  проблему с учетом имеющегося жизненного опыта детей, их предпочтений удается не всегда. А если нет проблемы, то нет и проекта. Значит, учитель должен из всезнающего и непререкаемого «оракула» превратиться в инициатора интересных идей, старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного консультанта.       

Как же пробудить самостоятельность учащихся, их сообразительность, изобретательность и творческую фантазию на уроках? Успешно решить эту задачу позволяют информационные и исследовательские проекты. Во время работы над информационным проектом учащиеся собирают информацию о каком-то объекте или явлении, анализируют ее и обобщают, затем доводят эту информацию до широкой аудитории. Такие уроки чаще всего являются заключительными уроками изученной темы. В ходе выполнения информационных проектов школьники учатся работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения и выводы, развивают творческие способности: умение выдвигать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы.

    Получив некоторый опыт проведения проектных уроков, можно переходить к исследовательским проектам, которые чаще всего являются уроками изучения новой темы и проводятся за один урок. Исследовательские проекты должны быть тщательно продуманы, тема для исследования  - интересна всем учащимся, необходимо верно выбрать метод исследования. Вся работа должна быть максимально приближена к подлинным научным исследованиям:

  • аргументация актуальности;

  • формулирование проблемы исследования;

  • определение методов исследования;

  • выдвижение гипотез;

  • определение путей решения проблемы;

  • обсуждение результатов;

  • оформление результатов.

   Очевидно, что ученики во время работы над проектом «открывают» упрощенное повторение уже известных фактов. Важно, что «открытия» они делают самостоятельно, а не получают их готовыми от учителя.  Безусловно, быть руководителем проекта гораздо сложнее, чем учить детей по учебнику. Такая работа требует больших эмоциональных и временных затрат. Эти затраты оправданы тем, что  позволяют решить задачу направленную на формирование активной жизненной позиции и мотивации на достижение успеха.

Не секрет, что современный процесс обучения отличается от того, который был пятнадцать лет назад. Традиционная система обучения давала неплохие результаты. Но она была хороша для того времени. Ученик был объектом обучения. Ему давали указания, он их выполнял и получал хорошую оценку. Современные условия жизни поставили перед школой задачу перевода процесса обучения на субъект-субъектную основу. Из школы должен выходить человек, который научился усваивать не только некоторые знания, но, самое главное, усвоивший способы добывания этих знаний.

Одним из дидактических условий формирования активной позиции учащихся является использование коллективных форм работы, основанных на общении. И очень важно, чтобы оно было основано на взаимном уважении и обеспечивало комфортность всем участникам совместной учебной деятельности. Поэтому, образовывая пары и малые группы, необходимо следовать пожеланиям учащихся, ведь только в дружелюбной обстановке ребёнок может раскрыться и у него будет желание совершенствовать свои знания, одновременно необходимо и воспитывать у учащихся терпение к друг к другу и чувство взаимовыручки. В групповой работе учащиеся получают не только навыки общения, но и такие социальные навыки, как умение принять решение, взять на себя лидерство, улаживание конфликтов, здесь же устанавливается взаимное доверие, т.е. формируются навыки необходимые в жизни.

Чрезвычайно важно сформировать у ученика умение правильно оценивать и контролировать себя. Контроль учителя, конечно, формирует хорошие знания и умения, повышает эффективность уроков, но навыки взаимоконтроля, самоконтроля, оценки и самооценки являются неотъемлемой частью условия становления субъекта учебной деятельности. Учащиеся, имеющие высокий уровень сформированности самоконтроля и самооценки, достигают наибольших успехов в обучении: у них высокий балл на выпускных и вступительных экзаменах, они являются призёрами олимпиад и НПК. Эти учащиеся самостоятельны. Они живут, добиваясь поставленной цели, т.е. их кредо – активная жизненная позиция. Очень часто бывает, что и старшеклассники не могут проконтролировать выполнение своей работы. Им кажется, что они всё делают правильно и иногда их даже не настораживает ответ: 1,5 человека. А ведь хорошо сформированный самоконтроль и самооценка ведут к успешности не только при изучении математики, без них не обходится любая деятельность человека и он должен осознавать правильность своих действий в той или иной ситуации. Уроки математики учат правильно организовывать свой процесс обучения, учат самостоятельно управлять работой собственного ума и выделять основные этапы достижения цели, а также самостоятельно определять последовательность своих действий. Учат вовремя останавливаться и проверять себя, исправлять ошибки, оценивать собственные действия и определять, что из прошлых знаний поможет усвоению данной темы. А все эти навыки способствуют выработки активной жизненной позиции.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы в процессе обучения. Л.Ф. Батан в своей брошюре пишет, что “ самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения”. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: “Как решать?”, “Каким приёмом воспользоваться?”, “Какой теоретический материал надо знать?”, “Что знаю?”, “Что не знаю?”, “Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

Дорогого стоит научить ребёнка критически оценивать каждое звено своего рассуждения или рассуждения своего одноклассника, а также отыскать ошибку в кажущемся на первый взгляд безупречном рассуждении. Здесь можно использовать такие приемы: найти ошибку, специально сделанную учителем; найти ошибку у одноклассника и объяснить ему верное решение, ссылаясь на теоретический материал. Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе. Систематическая работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки даёт хорошие результаты. У человека, имеющего эти навыки, возникает постоянная потребность в самоконтроле и самооценке при любом виде учебной или трудовой деятельности, а это и способствует в дальнейшем формированию активной жизненной позици




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зотова Галина Николаевна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Комплекс заданий направленный на формирование представлений о зависимости между величинами у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(123) "komplieks-zadanii-napravliennyi-na-formirovaniie-priedstavlienii-o-zavisimosti-miezhdu-vielichinami-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459187019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья на тему: " Мотивация к обучению. Как я развиваю интерес к предмету""
    ["seo_title"] => string(75) "statia_na_temu_motivatsiia_k_obucheniiu_kak_ia_razvivaiu_interes_k_predmetu"
    ["file_id"] => string(6) "475995"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1534583375"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства