kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель информатики, математики

 Макеевской ОШ №11

Слюсаренко Ю.И.

 

Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования

Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Универсальный характер УУД

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

УУД обеспечивают школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Успешность дальнейшего обучения во многом зависит от того насколько сформированы универсальные учебные действия. На то, как качественно будут усваиваться знания, влияет многообразие и характер видов универсальных действий. Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий (табл. 1.1). Выделяются 4 блока основных видов универсальных учебных действий:

1. личностные;

2. регулятивные (включает и действия саморегуляции);

3. познавательные;

4. коммуникативные.

Они соответствуют ключевым целям общего образования.

Таблица 1.1 – Формирование и развитие УУД на уроках математики

Виды универсальных действий

Виды заданий

Познавательные

«Найти отличия»

«Поиск лишнего»

Составления схем-опор

Работа с разными видами таблиц, диаграмм

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»

Поиск информации в предложенных источниках

Взаимоконтроль

Диспут

Контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные

Составь задание партнеру

Отзыв на работу товарища

Групповая работа

«Объясни …»

Личностные

Участие в проектах

Подведение итогов урока

Творческие задания, имеющие практическое применение

Самооценка событий

Результатом формирования личностных УУД считается развитие творческих способностей учеников, регулятивных УУД — планирование, контролирование и выполнение действий по заданному образцу, познавательных УУД — умение ученика выделить тип задачи и способы ее решения, коммуникативных УУД успешность сотрудничества учащихся, умение планировки и согласованного выполнения групповых заданий.

 Метапредметные результаты — это универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение основными компетенциями, которые составляют основу умения учиться. Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план дополнительные предметы, поэтому рекомендуется использовать в рамках предметных курсов метапредметные (общеучебные) или включать метапредметные темы в предметную тему урока.

 Метапредметные требования включают в свой состав: освоение учениками межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность применения их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение образовательной траектории для себя.

Чтобы получить такие результаты в процессе обучения математике, нам необходим переход от ее освоения как отдельного учебного предмета к обучению на межпредметной основе. Это значит — необходимо рассматривать математические понятия не только на формально-абстрактном, межпредметном и практико-ориентированном уровне. Метапредметные умения — присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т. е. появление целого пласта задач практической направленности. Это задачи на использование приобретённых математических знаний в повседневной жизни. Такие задания позволяют развивать метапредметные компетенции, показывают связь математики с жизнью, что на самом деле обуславливает усиление мотивации к изучению данного предмета. Обычно ученик, во время работы с материалом по математике запоминает важнейшие определения понятий и алгоритм выполнения задачи. Но попав на уроки по метапредметам, ученик делает совершенно другое. На первом уровне работы ученик не запоминает, а «промысливает», прослеживает этимологию важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он заново открывает для себя эти понятия, некогда сделанные в истории. Осуществляя работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но и сам способ своей работы с данным понятием на разном предметном материале.

Требования к ученикам по достижению метапредметных результатов обучения:

1. Уметь понимать и использовать различные математические средства наглядности;

2. Уметь видеть математическую задачу в контексте любой проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3. Уметь находить в различных источниках информацию, которая необходима для решения математических проблем и уметь представлять её в понятной форме; уметь принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4. Уметь выдвигать гипотезы и понимать, что их проверка необходима;

5. Понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;

6. Уметь самостоятельно выбирать и создавать алгоритм для решения различных учебных математических проблем;

7. Уметь планировать и осуществлять деятельность, которая направлена на решение задачи исследовательского характера.

Сделать урок более эффективным в плане формирования УУД обучающихся помогут:

·                     Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

·                     Учет возрастных особенностей школьников;

·                     Дифференцированный подход;

·                     Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

·                     Нестандартные формы проведения уроков;

·                     Создание ситуации успеха;

·                     Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

·                     Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;

·                     Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

·                     Применение проблемного обучения, технологии критического мышления, ИКТ.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.

Чтобы получить такие результаты в процессе обучения математике, нам необходим переход от ее освоения как отдельного учебного предмета к обучению на межпредметной основе. Это значит — необходимо рассматривать математические понятия не только на формально-абстрактном, межпредметном и практико-ориентированном уровне. Метапредметные умения — присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т. е. появление целого пласта задач практической направленности.

Работа в парах также эффективна для формирования коммуникативной компетенции. Эту форму работы можно применять для всех этапов урока. Следует сформировать пары с одинаковым интеллектуальным уровнем, дать индивидуальные задания, а затем устроить взаимопроверку. Для формирования пары желательно объединить более подготовленного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а так же учит не смешивать личные отношения и деловой подход.

Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

Одним из таких методов является конференция. Здесь первостепенная роль от подготовки до проведения и подведения итогов отдаётся ученикам. Учитель же выполняет роль консультанта и организатора. Учащиеся вырабатывают навык работы с другими источниками информации помимо учебников. Это может быть научная и научно – популярная литература, а также источники, взятые из сети Интернет.

Конференции так же значительно способствуют развитию устной речи, пополнению лексикона, особенно словами в определённой предметной области. Это довольно сложная форма работы, для учащихся среднего звена. Предпочтительнее проводить ее с учащимися старших классов.

Так как проведение конференций ведёт за собой достаточно большие временные и организационные затраты, как для учителя, так и для учеников, их достаточно проводить два-три раза в год.

Нужно помнить, что человек не может быть творческим лишь под влиянием внешних воздействий, какими бы благоприятными они не были, главным же является процесс самоуправления (самопознания, самореализации и рефлексии) как фактор становления, функционирования и развития инновационной культуры педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Слюсаренко Юлия Игоревна

Дата: 09.03.2017

Номер свидетельства: 398784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "«Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика» "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "191757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427365470"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Статья на тему: "Внеурочная деятельность по математике в условиях введения ФГОС ООО. Формирование логического мышления""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_vneurochnaia_deiatelnost_po_matematike_v_usloviiakh_vvedeniia_fgo"
    ["file_id"] => string(6) "568726"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1609094644"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Особенности преподавания курса математики по УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(66) "osobiennosti_priepodavaniia_kursa_matiematiki_po_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "368319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481459231"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства