kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: " Мотивация к обучению. Как я развиваю интерес к предмету"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ Пушкинского муниципального района

«Правдинская средняя общеобразовательная школа №1»

Статья «Мотивация к обучению. Как я развиваю у школьника интерес к  предмету»

Липатова Людмила Петровна, учитель истории и обществознания

Формирование учебной мотивации является одним из ведущих условий повышения качества обучения и показателем результативности учебного процесса.

Мотивация к обучению – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.

Признаки мотивации к обучению у школьника:

-  у школьника сияют глаза;

- он сосредоточенно делает уроки;

- учит что-то, получая от этого несравнимое удовольствие.

Таким образом,  школьник должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению. Здесь важны такие качества ребенка как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

В книге Г.К.Селевко  «Педагогические технологии» мы читаем: «Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.»

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии,  элементы которых наиболее часто использую на уроках истории.

Применение на уроках игровых технологий  имеет целью формирование и развитие познавательных интересов, устойчивого внимания, активизация мыслительного процесса, сотрудничество и состязательность. Снятие утомления, развитие организаторских способностей учащихся, их самоутверждение, привития навыков дисциплины, создание обстановки радости. Развивается чувство коллективизма, дисциплина, воля. В деловых играх моделируются жизненные ситуации.

Развивается гибкость ума. Снимается утомление, активизируется внимание.

Использую фрагменты игровых фильмов из видеохрестоматий  по различным курсам истории для контроля знаний по предложенным вопросам.

Использую фрагменты театрализованных представлений при изучении нового материала и уроках общеметодологической направленности.  При повторении и обобщении знаний по большим разделам курса истории провожу игру по параллелям и внутри классов в форме исторических КВН и игры « Брейн-ринг».

Применение на уроках технологии проблемного обучения имеет целью развитие творческих способностей, интереса к предмету. Научить догадываться, наблюдать, анализировать, делать выводы. Формирование навыков самостоятельного изучения материала не изложением, а размышлением над ним. Вовлечение учащихся в активный познавательный процесс исследовательской атмосферой уроков, где учитель - организатор самостоятельного познания учащихся.

У обучающихся закрепляется положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию.»). У обучающихся происходят положительные изменения в эмоционально - волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание.»); радость от субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон.»).

Обучающиеся  осознают усвоение нового как личностную ценность («Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны.»). Обучающиеся учатся обобщенным способом подходить к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. Обучающиеся умеют видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность, делать выводы, находить закономерности и размышлять над вопросом. Обучающиеся умеют отделять главное от второстепенного, вычленять ведущие закономерности явлений, тем самым развивается логическое и аналитическое мышление.

Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения(например, на уроке в 7 классе по теме «ПетрI и его реформы» знакомлю с различными точками зрения на оценку деятельности ПетраI и предлагаю дать свою оценку деятельности ПетраI).

Предлагаю учащимся рассмотреть личностно значимую проблему (например, на уроке в 8 классе по теме «Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности»: Возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родными и своими близкими).

Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Предлагаю классу рассмотреть информацию с различных позиций.

Делаю сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляю факты.

Ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские: «Идейные течения в России во второй четверти XIX века: кто прав?»).

Ставлю проблемные задачи (например, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Применяю творческие домашние задания (например, исследовательские в форме докладов, сочинений, эссе, письмо другу), опережающие задания (например, в 8 классе по теме «Движение декабристов»: Прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, заполнить таблицу «Организации декабристов»).

Чтобы учебная деятельность не наскучила учащимся, провожу различные виды уроков: урок-конференция (например, в 8 классе по темам «Отечественная война 1812г.», «Движение декабристов», «Культура России в первой половине XIX века»); урок –аукцион (например, в 8 классе по теме «Культура России в первой половине 19 века»; урок-путешествие (например, в 5 классе по темам «Древняя Спарта», «Олимпийские игры в древности», «В гаванях афинского порта Пирей» и др.); урок-экскурсия (например, в 5 классе по темам «Искусство Древнего Египта», «В городе богини Афины»); урок-практикум (например, в 5 классе по теме  «Поэма Гомера «Илиада», в 8 классе по теме «Внешняя политика АлександраI»); исследовательская работа (например, в 8 классе по темам «Отечественная война 1812г.», «Движение декабристов»); урок-деловая игра (например, в 5 классе по теме «Микены и Троя», в 8 классе по теме «Отмена крепостного права в России»); игровое занятие (например, в 8 классе по темам «Отечественная война 1812г. Судебное заседание», «Суд над декабристами», брейн-ринг по теме «Внешняя политика России во второй четверти XIX века»); уроки  с применением   интерактивных дидактических материалов.

Развивает интерес к предмету проектная деятельность. Темы проектов мы находим в учебниках по истории, а также перечень необходимых интернет-ресурсов и электронных пособий.

Повышает познавательную активность школьника участие в предметных олимпиадах,  конкурсах,  конференциях; краеведческая работа, работа в школьном музее; посещение государственных музеев; чтение исторической научно-популярной и художественной литературы.

Интерес к предмету позволяют развивать различные внеклассные мероприятия, приуроченные к датам важнейших исторических событий или посвященные деятельности выдающихся исторических личностей.

 И конечно же пробуждение интереса школьника к предмету зависит от личности учителя, его умения найти контакт с каждым ребенком, создать положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,  атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Помнить советы психологов о том, что интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.  При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

  Создание ситуации успеха.  Самый мощный стимул в обучении «Получилось!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Если ребенок в каком- то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

 Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

Уважайте личность каждого ребенка!

 Всеми возможными способами пробуждайте в учениках интерес к учебе – нужно быть самим интересным, постараться сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину. Тем самым мы повысим учебную мотивацию, которая,как известно, оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: " Мотивация к обучению. Как я развиваю интерес к предмету"»

МБОУ Пушкинского муниципального района

«Правдинская средняя общеобразовательная школа №1»







Выступление на РМО учителей истории и обществознания

Пушкинского муниципального района





«Мотивация к обучению. Как я развиваю у школьника интерес к предмету»









Липатова Людмила Петровна, учитель

истории и обществознания















2018 г.



Формирование учебной мотивации является одним из ведущих условий повышения качества обучения и показателем результативности учебного процесса.

Мотивация к обучению – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.

Признаки мотивации к обучению у школьника:

- у школьника сияют глаза;

- он сосредоточенно делает уроки;

- учит что-то, получая от этого несравнимое удовольствие.

Таким образом, школьник должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению. Здесь важны такие качества ребенка как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

В книге Г.К.Селевко «Педагогические технологии» мы читаем: «Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.»

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, элементы которых наиболее часто использую на уроках истории.

Применение на уроках игровых технологий имеет целью формирование и развитие познавательных интересов, устойчивого внимания, активизация мыслительного процесса, сотрудничество и состязательность. Снятие утомления, развитие организаторских способностей учащихся, их самоутверждение, привития навыков дисциплины, создание обстановки радости. Развивается чувство коллективизма, дисциплина, воля. В деловых играх моделируются жизненные ситуации.

Развивается гибкость ума. Снимается утомление, активизируется внимание.

Использую фрагменты игровых фильмов из видеохрестоматий по различным курсам истории для контроля знаний по предложенным вопросам.

Использую фрагменты театрализованных представлений при изучении нового материала и уроках общеметодологической направленности. При повторении и обобщении знаний по большим разделам курса истории провожу игру по параллелям и внутри классов в форме исторических КВН и игры « Брейн-ринг».


Применение на уроках технологии проблемного обучения имеет целью развитие творческих способностей, интереса к предмету. Научить догадываться, наблюдать, анализировать, делать выводы. Формирование навыков самостоятельного изучения материала не изложением, а размышлением над ним. Вовлечение учащихся в активный познавательный процесс исследовательской атмосферой уроков, где учитель - организатор самостоятельного познания учащихся.

У обучающихся закрепляется положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию...»). У обучающихся происходят положительные изменения в эмоционально - волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание...»); радость от субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон...»).


Обучающиеся осознают усвоение нового как личностную ценность («Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны...»). Обучающиеся учатся обобщенным способом подходить к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. Обучающиеся умеют видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность, делать выводы, находить закономерности и размышлять над вопросом. Обучающиеся умеют отделять главное от второстепенного, вычленять ведущие закономерности явлений, тем самым развивается логическое и аналитическое мышление.

Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения(например, на уроке в 7 классе по теме «ПетрI и его реформы» знакомлю с различными точками зрения на оценку деятельности ПетраI и предлагаю дать свою оценку деятельности ПетраI).

Предлагаю учащимся рассмотреть личностно значимую проблему (например, на уроке в 8 классе по теме «Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности»: Возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родными и своими близкими).

Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Предлагаю классу рассмотреть информацию с различных позиций.

Делаю сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляю факты.

Ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские: «Идейные течения в России во второй четверти XIX века: кто прав?»).

Ставлю проблемные задачи (например, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Применяю творческие домашние задания (например, исследовательские в форме докладов, сочинений, эссе, письмо другу), опережающие задания (например, в 8 классе по теме «Движение декабристов»: Прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, заполнить таблицу «Организации декабристов»).


Чтобы учебная деятельность не наскучила учащимся, провожу различные виды уроков: урок-конференция (например, в 8 классе по темам «Отечественная война 1812г.», «Движение декабристов», «Культура России в первой половине XIX века»); урок –аукцион (например, в 8 классе по теме «Культура России в первой половине 19 века»; урок-путешествие (например, в 5 классе по темам «Древняя Спарта», «Олимпийские игры в древности», «В гаванях афинского порта Пирей» и др.); урок-экскурсия (например, в 5 классе по темам «Искусство Древнего Египта», «В городе богини Афины»); урок-практикум (например, в 5 классе по теме «Поэма Гомера «Илиада», в 8 классе по теме «Внешняя политика АлександраI»); исследовательская работа (например, в 8 классе по темам «Отечественная война 1812г.», «Движение декабристов»); урок-деловая игра (например, в 5 классе по теме «Микены и Троя», в 8 классе по теме «Отмена крепостного права в России»); игровое занятие (например, в 8 классе по темам «Отечественная война 1812г. Судебное заседание», «Суд над декабристами», брейн-ринг по теме «Внешняя политика России во второй четверти XIX века»); уроки с применением интерактивных дидактических материалов.


Развивает интерес к предмету проектная деятельность. Темы проектов мы находим в учебниках по истории, а также перечень необходимых интернет-ресурсов и электронных пособий.


Повышает познавательную активность школьника участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях; краеведческая работа, работа в школьном музее; посещение государственных музеев; чтение исторической научно-популярной и художественной литературы.


Интерес к предмету позволяют развивать различные внеклассные мероприятия, приуроченные к датам важнейших исторических событий или посвященные деятельности выдающихся исторических личностей.


И конечно же пробуждение интереса школьника к предмету зависит от личности учителя, его умения найти контакт с каждым ребенком, создать положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Помнить советы психологов о том, что интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

Создание ситуации успеха. Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Если ребенок в каком- то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

Уважайте личность каждого ребенка!


Всеми возможными способами пробуждайте в учениках интерес к учебе – нужно быть самим интересным, постараться сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину. Тем самым мы повысим учебную мотивацию, которая ,как известно, оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему: " Мотивация к обучению. Как я развиваю интерес к предмету"

Автор: Липатова Людмила Петровна

Дата: 18.08.2018

Номер свидетельства: 475995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "доклад "Формирование у студентов мотивации к изучению физики" "
    ["seo_title"] => string(65) "doklad-formirovaniie-u-studientov-motivatsii-k-izuchieniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225215"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439486949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "доклад на тему: Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-zdorov-ie-sbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "227662"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440861837"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Статья: «Использование подхода Lesson Study для исследования мотивации учащихся к достижению целей обучения" "
    ["seo_title"] => string(127) "stat-ia-ispol-zovaniie-podkhoda-lesson-study-dlia-issliedovaniia-motivatsii-uchashchikhsia-k-dostizhieniiu-tsieliei-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222005"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435759561"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Статья "Рефлексивный отчет по Talis" "
    ["seo_title"] => string(39) "stat-ia-rieflieksivnyi-otchiet-po-talis"
    ["file_id"] => string(6) "191819"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427372045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства