Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время.
Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред.
Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы. (Демокрит)
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
Не случайно в требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.
Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цель, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постепенно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков.
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Работая с текстами, большое внимание уделяем ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, почему один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому на уроках используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.
Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.
Разнообразие форм работы с детьми на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки. На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр видеофильмов, коллективные творческие работы, написание детьми сочинений.
Введение элементов игры в структуру урока является действенным фактором повышения эффективности воспитательных воздействий. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют сюжетно – ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Опора на такие игры - это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.
Огромную роль в воспитании нравственных качеств играют произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражены этические идеалы народа и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость и другие человеческие пороки.
Одним из источников и средств являются народные сказки. Народные сказки и произведения писателей ставят юного гражданина перед необходимостью решать нравственные проблемы: вглядываться в поведение персонажей сказок и литературных героев, оценивать их, делать свой выбор.
Необходимость провожу беседы по содержанию произведения: дружба и товарищество, как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, только-только начинают складываться в начальных классах. У младших школьников эти чувства представляют собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности. Дети этого возраста еще не умеют ценить дружбу, легко меняют товарищей, сильно не переживают при размолвках с ними. Да и сам выбор друзей определяется случайными факторами.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности.
Проблемы нравственного воспитания можно решить на уроках ОРКСЭ, которые формируют у детей младшего школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.(презентации, видео)
Очень много нужно сделать начальной школе, чтобы воспитать в детях нравственное чувство. Проанализировав свою работу и работу школы, были выделены основные направления работы:
В организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках: чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности, патриотизме.
2.В воспитательной работе по духовно- нравственному воспитанию в школе с детьми во внеурочное время проводится немало различных мероприятий: классные часы, беседы на этические темы, чтение и обсуждение внеклассной художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Немаловажную роль в воспитании играет работа по нравственному воспитанию. Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастет в любовь к Родине, своему народу.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.Важное место занимает воспитание в ребёнке уважения к историческому наследию своей родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, экскурсий, бесед, которые способствуют:
-углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения (проект «История станицы Ольгинской»);
-более содержательному знакомству с историей своей семьи;(проект «Моя семья»)
-углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
-воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Классные часы, праздники,конкурсы посвященные не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали традиционными.(конкурс чтецов, посвященный Дню Защитников Отечества) Они предполагают встречи с интересными людьми, поездки в музеи (станицы Старочеркасской, краеведческий музей г. Ростова,г. Новочеркасск ).
Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является изучение своей Родины и малой Родины. Во внеурочном занятии «Доноведение» узнаем историю малой родины, знакомимся с его прошлым и настоящим. Дети узнают достопримечательности, исторические места родного края. Можно использовать разнообразные формы и методы ознакомления с родным краем: экскурсии, (г. Новочеркасск, ст. Старочеркасскую) беседы, творческие работы –доклады и рефераты о станице Ольгинской.
3.В работе с родителями, которые не всегда ответственно относятся к воспитанию своих детей, наша работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности:родительские собрания, проведение праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, а также просветительская деятельность родителей со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные мероприятия и КТД, обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им.
4. Работать над собой. Чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо самому осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. В моём классе дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Я помогаю ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаю ему не только пережить, но и исправить поведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время.»
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая наука приносит лишь вред.
Хорошими людьми становятся больше
от упражнения, чем от природы.
(Демокрит)
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
Не случайно в требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.
Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цель, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постепенно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков.
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Работая с текстами, большое внимание уделяем ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, почему один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому на уроках используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.
Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.
Разнообразие форм работы с детьми на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки. На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр видеофильмов, коллективные творческие работы, написание детьми сочинений.
Введение элементов игры в структуру урока является действенным фактором повышения эффективности воспитательных воздействий. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют сюжетно – ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Опора на такие игры - это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.
Огромную роль в воспитании нравственных качеств играют произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражены этические идеалы народа и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость и другие человеческие пороки.
Одним из источников и средств являются народные сказки. Народные сказки и произведения писателей ставят юного гражданина перед необходимостью решать нравственные проблемы: вглядываться в поведение персонажей сказок и литературных героев, оценивать их, делать свой выбор.
Необходимость провожу беседы по содержанию произведения: дружба и товарищество, как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, только-только начинают складываться в начальных классах. У младших школьников эти чувства представляют собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности. Дети этого возраста еще не умеют ценить дружбу, легко меняют товарищей, сильно не переживают при размолвках с ними. Да и сам выбор друзей определяется случайными факторами.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности.
Проблемы нравственного воспитания можно решить на уроках ОРКСЭ, которые формируют у детей младшего школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.(презентации, видео)
Очень много нужно сделать начальной школе, чтобы воспитать в детях нравственное чувство. Проанализировав свою работу и работу школы, были выделены основные направления работы:
В организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках: чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности, патриотизме.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это Сергий Радонежский, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и т.д. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.
2.В воспитательной работе по духовно- нравственному воспитанию в школе с детьми во внеурочное время проводится немало различных мероприятий: классные часы, беседы на этические темы, чтение и обсуждение внеклассной художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Немаловажную роль в воспитании играет работа по нравственному воспитанию. Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастет в любовь к Родине, своему народу.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.Важное место занимает воспитание в ребёнке уважения к историческому наследию своей родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, экскурсий, бесед, которые способствуют:
-углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения (проект «История станицы Ольгинской»);
-более содержательному знакомству с историей своей семьи;(проект «Моя семья»)
-углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
-воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Классные часы, праздники,конкурсы посвященные не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали традиционными.(конкурс чтецов , посвященный Дню Защитников Отечества) Они предполагают встречи с интересными людьми, поездки в музеи (станицы Старочеркасской, краеведческий музей г. Ростова ,г. Новочеркасск ).
Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является изучение своей Родины и малой Родины. Во внеурочном занятии «Доноведение» узнаем историю малой родины, знакомимся с его прошлым и настоящим. Дети узнают достопримечательности, исторические места родного края. Можно использовать разнообразные формы и методы ознакомления с родным краем: экскурсии, (г. Новочеркасск, ст. Старочеркасскую) беседы, творческие работы –доклады и рефераты о станице Ольгинской.
3.В работе с родителями, которые не всегда ответственно относятся к воспитанию своих детей, наша работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности:родительские собрания , проведение праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, а также просветительская деятельность родителей со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные мероприятия и КТД, обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им.
4. Работать над собой. Чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо самому осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
В моём классе дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Я помогаю ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаю ему не только пережить, но и исправить поведение.
Формы внеклассной работы:
-тематические нравственные классные часы;
-экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, родного края;
-дискуссии по нравственной тематике;
-организация цикла нравственных бесед с учётом проблем класса;
-изучение нравственного наследия: золотое правило нравственности;