Просмотр содержимого документа
«Обеспечение образовательного процесса в общеобразовательной организации в условиях цифровой образовательной среды»
Обеспечение образовательного процесса
в общеобразовательной организации в условиях
цифровой образовательной среды
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.
Так называемая «Печатная» модель образования не отвечает вызовам времени. Современное поколение детей растет в среде массового использования компьютеров, телефонов, планшетов и другой электронной техники.
Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации стало насущной необходимостью, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Что же такое «цифровая образовательная среда»? Это единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы.
Проект «ЦОС» появился в России в рамках национального проекта «Образование».С 2020 года в данном эксперименте принимает участие наш Лицей. В рамках проекта была значительно усовершенствована материально-техническая база: лицеем было получено 38 ноутбуков, 2 интерактивные панели с комплектом программного образовательного обеспечения, многофункциональное устройство. Цифровое оборудование в лицее используется для проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий как в очном, так и в дистанционном формате.
Методическая работа педагогов (мастер-классы, педагогические советы, заседания методических объединений, творческих групп, методического совета) также осуществляется с применением цифровых средств обучения.
Функционирующий на базе лицея Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» открыл педагогам и обучающимся доступ к цифровым лабораториям. Они являются эффективным средством для практического изучения естественнонаучных дисциплин в лицее. Каждая лаборатория является универсальной платформой, которая позволяет проводить научные эксперименты, получать достоверные результаты и анализировать их в специально разработанной программной среде.
Для организации учебного процесса педагоги лицея используют цифровые образовательные платформы. Самой популярной в лицее является платформа Учи.ру. Очень актуальным обучение на данной цифровой платформе было весной 2020 года в период распространения коронавирусной инфекции, когда школы перешли на дистанционный формат обучения. Педагогами нашего лицея активно использовалась функция платформы «Виртуальный класс». Обучение происходило в онлайн-режиме. Платформа УЧИ.РУ не просто констатирует работу учащегося, она позволяет наблюдать за результатами обучающихся в режиме реального времени и выстраивать работу в соответствии с допущенными ошибками.
Лицей принимал также участие в Проекте ПАО Сбербанк «Персонализированная модель образования на школьной цифровой платформе» (СберКласс). Обучение учащихся на данной образовательной платформе показало, что наши учителя обладают навыками эффективной организации цифрового пространства в школе для внедрения в образовательный процесс перспективной инновационной системы обучения.
Для организации оценки результатов по формированию функциональной грамотности педагогами лицея активно используется электронный банк заданий на портале «Российская электронная школа».
Для подготовки к экзаменам педагоги и обучающиеся лицея используют различные образовательные порталы. Многие обучающиеся осознали эффективность он-лайн платформ для подготовки к ГИА. Работа с одаренными детьми включает также применение цифровых ресурсов. Так, большую помощь в подготовке обучающихся к региональному этапу ВОШ оказывают цифровые ресурсы образовательного центра МИРА.
В 2019 году наш лицей стал опорной школой по повышению качества математического образования в Республике Мордовия. С помощью цифровых ресурсов учителя математики и информатики лицея активно делятся опытом своей работы, успешно принимая участие в региональных вебинарах и стратегических митапах с выступлениями.
В 2021 году наша образовательная организация стала участником федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», основной целью которого является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Цифровые ресурсы позволяют также педагогам и администрации лицея эффективно проходить курсы повышения квалификации, не покидая пределы района. Так в 2022 году управленческая команда лицея в составе директора, заместителей директора и педагога-психолога прошли курсы повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» на базе московского городского педагогического университета. Вместе с преподавателями этого университета (ИОФФЕ Андрей Наумович, Тришкина Светлана Анатольевна, МАРКОВА Валерия Кирилловна) на платформе ZOOM учились разрабатывать управленческие проекты, работать в команде. В итоге нашей управленческой командой был разработан проект «Школьный дворик как центр создания личностно-развивающей образовательной среды».
Еще одним очень важным направлением использования цифровой образовательной среды является участие педагогов и обучающихся в дистанционных проектах, конкурсах и олимпиадах. Преимущества дистанционных конкурсов и олимпиад в том, что они позволяют обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание. Это доступность, экономия времени, участие не только одаренных, но и слабоуспевающих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в любое время, в любом месте, возможность пополнения своего портфолио.
ЦОС даёт также возможность лицею взаимодействовать дистанционно с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Благодаря внедрению ЦОС лицей имеет возможность доступа к:
электронному журналу,
школьной карте ПЦ «Аксиома»,
сайту лицея,
электронным библиотекам.
В электронном журнале ведется учет достижений учащихся. Для каждого ученика создано индивидуальное цифровое портфолио, где собираются результаты участия в различных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях.
Мы должны понимать, что «цифровизация образования – это не только модный бренд, это некая реальность, в которой мы все существуем, которая в ближайшие годы не перестанет быть модной».