Информационные технологии в образовательном процессе статья
Информационные технологии в образовательном процессе статья
Мұфталова Арайлым Құсайынқызы
Учитель информатики
Средняя общеобразовательная школа №65
Информационные технологии в образовательном процессе
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
XXI век - информатизации. Поэтому на сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без информации, информационных и информационно-коммуникационных технологий. Внедрение данных технологий в систему образования в Казахстане по сей день является актуальной проблемой.
Использование ИТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИТ в образовательный процесс. Внедрение ИТ в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы, но и дает возможность создать справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Следовательно, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний. Также оно призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи [1].
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [2].
Таблица 1. Средства информационных и коммуникационных технологий
Обучающие
формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения
Тренажеры
предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала
Информационно-поисковые и справочные
сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации
Демонстрационные
визуализируют изучаемые обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения
Имитационные
представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или фнукциональных характеристик
Лабораторные
позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании
Моделирующие
позволяют моделировать обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения
Расчетные
автоматизируют различные расчеты и другие рутиные операции
Учебно-игровые
предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИТ позволяют огромному числу учащихся прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
На сегодняшний день процесс внедрения информационных технологий в систему образования достаточно активен. В целях глобального внедрения возможностей ИТ в сферу среднего образования в 2011 году начат проект внедрения информационной системы электронного обучения (e-Learning) в школы и техническое и профессиональное образование (далее – ТиПО). Однако данный проект требует решения большого количества сопутствующих задач, таких как стандартизация цифрового образовательного контента, обеспечение бесплатным или льготным ШПД организаций образования, обеспечение льготным Интернет учащихся и учителей.
Говоря о пользах ИТ в учебном процессе, не стоит забывать о негативных последствиях воздействия средств ИКТ на обучающегося.
Можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и учащихся, учащихся между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”. В самом деле, активный в речевом плане ученик, надолго замолкает при работе со средствами ИТ.
Учет всех новых тенденций развития ИКТ в сфере образования и применение их в образовательном процессе, поможет вывести образование страны на новый уровень [1].
Делая выводы, хотелось бы отметить, что использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению материала. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Список литературы
1.Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020»
Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». Источник: www.microsoft.com/enable/education)
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в образовательном процессе статья»
Мұфталова Арайлым Құсайынқызы
Учитель информатики
Средняя общеобразовательная школа №65
Информационные технологии в образовательном процессе
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
XXI век - информатизации. Поэтому на сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без информации, информационных и информационно-коммуникационных технологий. Внедрение данных технологий в систему образования в Казахстане по сей день является актуальной проблемой.
Использование ИТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИТ в образовательный процесс. Внедрение ИТ в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы, но и дает возможность создать справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Следовательно, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний. Также оно призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи [1].
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [2].
Таблица 1. Средства информационных и коммуникационных технологий
Обучающие
формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения
Тренажеры
предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала
Информационно-поисковые и справочные
сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации
Демонстрационные
визуализируют изучаемые обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения
Имитационные
представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или фнукциональных характеристик
Лабораторные
позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании
Моделирующие
позволяют моделировать обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения
Расчетные
автоматизируют различные расчеты и другие рутиные операции
Учебно-игровые
предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИТ позволяют огромному числу учащихся прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
На сегодняшний день процесс внедрения информационных технологий в систему образования достаточно активен. В целях глобального внедрения возможностей ИТ в сферу среднего образования в 2011 году начат проект внедрения информационной системы электронного обучения (e-Learning) в школы и техническое и профессиональное образование (далее – ТиПО). Однако данный проект требует решения большого количества сопутствующих задач, таких как стандартизация цифрового образовательного контента, обеспечение бесплатным или льготным ШПД организаций образования, обеспечение льготным Интернет учащихся и учителей.
Говоря о пользах ИТ в учебном процессе, не стоит забывать о негативныхпоследствиях воздействия средств ИКТ на обучающегося.
Можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и учащихся, учащихся между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”. В самом деле, активный в речевом плане ученик, надолго замолкает при работе со средствами ИТ.
Учет всех новых тенденций развития ИКТ в сфере образования и применение их в образовательном процессе, поможет вывести образование страны на новый уровень [1].
Делая выводы, хотелось бы отметить, что использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению материала.. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Список литературы
Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020»
Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». Источник: www.microsoft.com/enable/education)
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005.