kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационные технологии в образовательном процессе статья

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мұфталова Арайлым Құсайынқызы

Учитель информатики

Средняя общеобразовательная школа №65

Информационные технологии в образовательном процессе

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

XXI век -  информатизации. Поэтому на сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без информации, информационных и информационно-коммуникационных технологий. Внедрение данных технологий в систему образования в Казахстане по сей день является актуальной проблемой.

Использование ИТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИТ в образовательный процесс. Внедрение ИТ в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы, но и дает возможность создать справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы.  Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Следовательно, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний. Также оно призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи [1].

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся   лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [2].

Таблица 1. Средства информационных и коммуникационных технологий

Обучающие

формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения

Тренажеры

предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала

Информационно-поисковые и справочные

сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации

Демонстрационные

визуализируют изучаемые обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

Имитационные

представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или фнукциональных характеристик

Лабораторные

позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании

Моделирующие

позволяют моделировать обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

Расчетные

автоматизируют различные расчеты и другие рутиные операции

Учебно-игровые

предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИТ позволяют огромному числу учащихся прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

На сегодняшний день процесс внедрения информационных технологий в систему образования  достаточно активен. В целях глобального внедрения возможностей ИТ в сферу среднего образования в 2011 году начат проект внедрения информационной системы электронного обучения (e-Learning) в школы и техническое и профессиональное образование (далее – ТиПО). Однако данный проект требует решения большого количества сопутствующих задач, таких как стандартизация цифрового образовательного контента, обеспечение бесплатным или льготным ШПД организаций образования, обеспечение льготным Интернет учащихся и учителей.

Говоря о пользах ИТ в учебном процессе, не стоит забывать о негативных последствиях воздействия средств ИКТ на обучающегося.

Можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и учащихся, учащихся  между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”. В самом деле, активный в речевом плане ученик, надолго замолкает при работе со средствами ИТ.

Учет всех новых тенденций развития ИКТ в сфере образования и применение их в образовательном процессе, поможет вывести образование страны на новый уровень [1].

 Делая выводы, хотелось бы  отметить, что использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся  к дальнейшему самостоятельному изучению материала. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Список литературы

1.Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020»

  1. Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». Источник: www.microsoft.com/enable/education)
  2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в образовательном процессе статья»

Мұфталова Арайлым Құсайынқызы

Учитель информатики

Средняя общеобразовательная школа №65


Информационные технологии в образовательном процессе


Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

XXI век - информатизации. Поэтому на сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без информации, информационных и информационно-коммуникационных технологий. Внедрение данных технологий в систему образования в Казахстане по сей день является актуальной проблемой.

Использование ИТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИТ в образовательный процесс. Внедрение ИТ в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы, но и дает возможность создать справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Следовательно, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний. Также оно призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи [1].

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [2].

Таблица 1. Средства информационных и коммуникационных технологий

Обучающие

формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения

Тренажеры

предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала

Информационно-поисковые и справочные

сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации

Демонстрационные

визуализируют изучаемые обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

Имитационные

представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или фнукциональных характеристик

Лабораторные

позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании

Моделирующие

позволяют моделировать обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

Расчетные

автоматизируют различные расчеты и другие рутиные операции

Учебно-игровые

предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме


В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИТ позволяют огромному числу учащихся прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

На сегодняшний день процесс внедрения информационных технологий в систему образования достаточно активен. В целях глобального внедрения возможностей ИТ в сферу среднего образования в 2011 году начат проект внедрения информационной системы электронного обучения (e-Learning) в школы и техническое и профессиональное образование (далее – ТиПО). Однако данный проект требует решения большого количества сопутствующих задач, таких как стандартизация цифрового образовательного контента, обеспечение бесплатным или льготным ШПД организаций образования, обеспечение льготным Интернет учащихся и учителей.

Говоря о пользах ИТ в учебном процессе, не стоит забывать о негативных последствиях воздействия средств ИКТ на обучающегося.

Можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и учащихся, учащихся между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”. В самом деле, активный в речевом плане ученик, надолго замолкает при работе со средствами ИТ.

Учет всех новых тенденций развития ИКТ в сфере образования и применение их в образовательном процессе, поможет вывести образование страны на новый уровень [1].

 Делая выводы, хотелось бы отметить, что использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению материала.. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.


Список литературы

  1. Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020»
  2. Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». Источник: www.microsoft.com/enable/education)

  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Информационные технологии в образовательном процессе статья

Автор: Мұфталова Арайлым Құсайынқызы

Дата: 25.02.2017

Номер свидетельства: 395548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) ""Из опыта работы по внедрению информационных технологий в процесс обучения учащихся ДМШ"- статья "
    ["seo_title"] => string(114) "iz-opyta-raboty-po-vniedrieniiu-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-protsiess-obuchieniia-uchashchikhsia-dmsh-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "122519"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414261563"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Научная статья на тему: "Применение информационных технологий на уроках химии""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_stat_ia_na_tiemu_primienieniie_informatsionnykh_tiekhnologhii_na_uro_2"
    ["file_id"] => string(6) "449801"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515911145"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_sovremennoi_tsifrovoi_obrazovatelnoi_sredy_v_tseliakh_obespecheniia_vys"
    ["file_id"] => string(6) "568017"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1608550638"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Формирования межкультурной коммуникации в образовательном процессе и внеурочной деятельности через использование ИКТ технологий и Интернет-ресурсов. "
    ["seo_title"] => string(170) "formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-i-intierniet-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "118549"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413186382"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Статья "Информационные технологии в образовательном процессе" "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-informatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "140676"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417978993"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства