Существующие подходы к пониманию информационно-образовательного пространства и информационно-образовательной среды
Существующие подходы к пониманию информационно-образовательного пространства и информационно-образовательной среды
Образование в информационном обществе приобретает новое качество благодаря наличию информационных и телекоммуникационных технологий, информационного пространства, которые создают невиданные до сих пор возможности для каждого человека получать информацию в том объёме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования.
В связи с новыми требованиями и возможностями процесса обучения идёт осмысление ключевых понятий, которые отражают и задают его сегодняшнюю специфику. Это «информационное пространство», «информационно-образовательное пространство», «образовательная среда» и «информационно-образовательная среда». Рассмотрим эти понятия с точки зрения дидактики.
«Пространство» в философии есть форма существования материи, определяющая условия её существования, движения и развития; пространство характеризуют протяжённость, структурность, взаимодействие материальных объектов. Пространство рассматривается как нечто, не имеющее отношения к конкретному субъекту.
«Образовательное пространство» определяется как совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования и саморазвития. Включённость субъекта в образовательное пространство не подразумевается, оно существует и не зависимо от него. Образовательное пространство – это база для осуществления на практике идеи гуманитаризации образования, обращения образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном и общегуманитарном смысле, т.е. форма трансляции социального опыта от поколения к поколению. Образовательное пространство характеризуется объёмом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества.
«Информация» - это сведения, факты, комментарии, мнения, представленные в печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по мере необходимости.
« Информационное пространство» - им может считаться совокупность: банков и баз данных; технологий их сопровождения и использования; информационных и телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Компоненты информационного пространства: информационные ресурсы ( электронные, библиотеки, музеи, архивы и т.д.); средства информационного воздействия и информационная инфраструктура.
«Информационно-образовательное пространство» - это непрерывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования.
В отличие от понятия «пространство» понятие «среда» включает в себя субъекта, являясь сферой жизненной активности личности, её развития и образования.
«Среда» в философии определяется как часть бытия по отношению к субъекту, в пределах которой он существует и на которую он воздействует.
«Образовательная среда»- это совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которыми вступают во взаимодействие субъекты этого процесса. В образовательной среде выделяются информационный, пространственно-предметный и психолого-педагогический компоненты. Её характеризуют: эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, атмосфера, дух, комфортность и т.д. Эти характеристики не входят в ИОС, но обеспечивают существование и направленность.
«Информационная среда» - совокупность информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации. Она включает коллективных (социальных) и индивидуальных субъектов, наделённых мотивами и потребностями.
«Информационно-образовательная среда (ИОС)» - педагогическая система плюс её обеспечение, т.е. подсистемы: материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая. Другое определение ИОС –это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.
Основные характеристики ИОС, значимые для процесса обучения:
Открытость – обеспечивается за счёт взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного процесса.
Целостность – это внутреннее единство компонентов среды, она возникает в результате сознательных действий субъектов педагогического процесса, конструируется с учётом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей образования.
Полифункциональность связана с тем, что среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы школьника.
Структура и содержательное наполнение ИОС зависит от цели, с которой она создаётся субъектами.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды» и письмом Минобразования России от 13.06.02 № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» происходит повсеместное оснащение школ новейшими компьютерами, обеспечение доступа к сети Интернет.
В нашей школе ведётся работа по развитию и совершенствованию информационно-образовательной среды. Для достижения целей информатизации образования решается комплекс задач по развитию и совершенствованию каждой компоненты.
1. Укрепление материально-технической базы (аппаратная компонента).
Наличие выделенных серверов, локальной сети позволяет иметь постоянное подключение к сети Интернет практически в любом учебном кабинете. Большая часть кабинетов оборудована компьютерами, проекторами, интерактивными досками. Совершенствуется и расширяется личное информационное пространство учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и сети Интернет и т.д.
2. Подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях насыщенной ИОС (кадровая компонента).
В учебном плане наблюдается увеличение часов, направленных на изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Изучение предмета начинается в 3 классе (раздел «технология»), продолжается в среднем и старшем звене (профильное обучение). Проводится широкомасштабная курсовая подготовка педагогического коллектива по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ и др. Оказывается индивидуальная методическая и консультативная помощь педагогам по вопросам использования средств ИКТ в учебной деятельности и проектной деятельности учащихся. Проводятся методическими объединениями и педагогами школы мастер-классы, деловые встречи, семинары по вопросам методики и применения ИКТ. Повысилась информированность родителей о деятельности школы, успеваемости ребёнка ( школьный сайт, электронные дневники, журналы, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы) и т.д.
Набор правил взаимодействия между различными компонентами ИОС (регламентная компонента).
Локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О сайте школы и т.д.), должностные обязанности работников ответственных за информатизацию, приказы директора.
Эффективность обучения, осуществляемого в информационно-образовательном пространстве и среде, предполагает новый взгляд, как на содержание, так и на процесс обучения.
Литература.
1. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
3. Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления школьника в общеобразовательной среде. М.,2001.
4. Кондрашов В.А. и др. новейший философский словарь. Ростов н/Д., 2005.
5. Новые ценности образования. URL:http://values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/thesaus-1995-01.pdf. и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Существующие подходы к пониманию информационно-образовательного пространства и информационно-образовательной среды »
Существующие подходы к пониманию информационно-образовательного пространства и информационно-образовательной среды
Образование в информационном обществе приобретает новое качество благодаря наличию информационных и телекоммуникационных технологий, информационного пространства, которые создают невиданные до сих пор возможности для каждого человека получать информацию в том объёме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования.
В связи с новыми требованиями и возможностями процесса обучения идёт осмысление ключевых понятий, которые отражают и задают его сегодняшнюю специфику. Это «информационное пространство», «информационно-образовательное пространство», «образовательная среда» и «информационно-образовательная среда». Рассмотрим эти понятия с точки зрения дидактики.
«Пространство» в философии есть форма существования материи, определяющая условия её существования, движения и развития; пространство характеризуют протяжённость, структурность, взаимодействие материальных объектов. Пространство рассматривается как нечто, не имеющее отношения к конкретному субъекту.
«Образовательное пространство» определяется как совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования и саморазвития. Включённость субъекта в образовательное пространство не подразумевается, оно существует и не зависимо от него. Образовательное пространство – это база для осуществления на практике идеи гуманитаризации образования, обращения образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном и общегуманитарном смысле, т.е. форма трансляции социального опыта от поколения к поколению. Образовательное пространство характеризуется объёмом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества.
«Информация» - это сведения, факты, комментарии, мнения, представленные в печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по мере необходимости.
« Информационное пространство» - им может считаться совокупность: банков и баз данных; технологий их сопровождения и использования; информационных и телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Компоненты информационного пространства: информационные ресурсы ( электронные, библиотеки, музеи, архивы и т.д.); средства информационного воздействия и информационная инфраструктура.
«Информационно-образовательное пространство» - это непрерывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования.
В отличие от понятия «пространство» понятие «среда» включает в себя субъекта, являясь сферой жизненной активности личности, её развития и образования.
«Среда» в философии определяется как часть бытия по отношению к субъекту, в пределах которой он существует и на которую он воздействует.
«Образовательная среда»- это совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которыми вступают во взаимодействие субъекты этого процесса. В образовательной среде выделяются информационный, пространственно-предметный и психолого-педагогический компоненты. Её характеризуют: эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, атмосфера, дух, комфортность и т.д. Эти характеристики не входят в ИОС, но обеспечивают существование и направленность.
«Информационная среда» - совокупность информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации. Она включает коллективных (социальных) и индивидуальных субъектов, наделённых мотивами и потребностями.
«Информационно-образовательная среда (ИОС)» - педагогическая система плюс её обеспечение, т.е. подсистемы: материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая. Другое определение ИОС –это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.
Основные характеристики ИОС, значимые для процесса обучения:
Открытость – обеспечивается за счёт взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного процесса.
Целостность – это внутреннее единство компонентов среды, она возникает в результате сознательных действий субъектов педагогического процесса, конструируется с учётом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей образования.
Полифункциональность связана с тем, что среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы школьника.
Структура и содержательное наполнение ИОС зависит от цели, с которой она создаётся субъектами.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды» и письмом Минобразования России от 13.06.02 № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» происходит повсеместное оснащение школ новейшими компьютерами, обеспечение доступа к сети Интернет.
В нашей школе ведётся работа по развитию и совершенствованию информационно-образовательной среды. Для достижения целей информатизации образования решается комплекс задач по развитию и совершенствованию каждой компоненты.
1. Укрепление материально-технической базы (аппаратная компонента).
Наличие выделенных серверов, локальной сети позволяет иметь постоянное подключение к сети Интернет практически в любом учебном кабинете. Большая часть кабинетов оборудована компьютерами, проекторами, интерактивными досками. Совершенствуется и расширяется личное информационное пространство учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и сети Интернет и т.д.
2. Подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях насыщенной ИОС (кадровая компонента).
В учебном плане наблюдается увеличение часов, направленных на изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Изучение предмета начинается в 3 классе (раздел «технология»), продолжается в среднем и старшем звене (профильное обучение). Проводится широкомасштабная курсовая подготовка педагогического коллектива по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ и др. Оказывается индивидуальная методическая и консультативная помощь педагогам по вопросам использования средств ИКТ в учебной деятельности и проектной деятельности учащихся. Проводятся методическими объединениями и педагогами школы мастер-классы, деловые встречи, семинары по вопросам методики и применения ИКТ. Повысилась информированность родителей о деятельности школы, успеваемости ребёнка ( школьный сайт, электронные дневники, журналы, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы) и т.д.
Набор правил взаимодействия между различными компонентами ИОС (регламентная компонента).
Локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О сайте школы и т.д.), должностные обязанности работников ответственных за информатизацию, приказы директора.
Эффективность обучения, осуществляемого в информационно-образовательном пространстве и среде, предполагает новый взгляд, как на содержание, так и на процесс обучения.
Литература.
1. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
3. Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления школьника в общеобразовательной среде. М.,2001.
4. Кондрашов В.А. и др. новейший философский словарь. Ростов н/Д., 2005.
5. Новые ценности образования. URL:http://values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/thesaus-1995-01.pdf. и т.д.