Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования
Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования
В целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования необходимо создание современной цифровой среды. Новые образовательные стандарты ставят перед системой образования задачу: подготовить порастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Реализация данной задачи предусматривает изменение коммуникативной ситуации в учебном процессе, воплощение деятельностного подхода, использование интерактивных технологий обучения. Разработка и введение инновационных методов обучения предполагает использование современных средств обучения, наиболее эффективными из них являются компьютерные технологии и цифровая образовательная среда.
Современные занятия с использованием компьютерных технологий и интернет ресурсов плотно вошли в жизнь многих школ и высших учебных заведений, а педагоги образовательных организаций отмечают большую заинтересованность обучающихся, повышение интереса к познанию при работе с ними. Они предполагают использование информационных и интерактивных технологий в образовательном процессе и позволяют реализовать разнообразные формы работы с ними.
Другая картина наблюдается в работе дошкольных образовательных организаций, где компьютеры продолжают оставаться редкостью и мало освоенным инструментом образования. Дошкольная образовательная организация, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Чтобы идти в ногу со временем, сделать обучение осознанным и эффективным, педагогам в работе просто необходимы нестандартные подходы, инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются электронные образовательные ресурсы и ИКТ, широко применяющиеся в области образования как адаптивные и индивидуализированные средства обучения. Они несут в себе функции технических и аудиовизуальных средств обучения, в том числе и компьютерных способствующие повышению эффективности образовательного процесса, а значит и повышение качества образования.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах выявили особую роль компьютера в развитии интеллекта ребенка и его личности в целом. В центре внимания использование игровых компьютерных программ в работе с дошкольниками. Ученые убедительно доказывают, что средства электронных образовательных ресурсов особым образом обогащают и обновляют дидактику детского сада.
В связи с этим, перед коллективом МАДОУ стоит проблема: каким образом организовать цифровую среду детского сада, способствующую реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющую потребностям семьи?
Сегодня невозможно представить детский сад без современных технических средств и компьютерных технологий.
Педагоги организуют деятельность детей с использованием мульти- медиапроекторов, компьютеров. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, Viber, WhatsApp и др.
Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать, и для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр возможностей гаджетов значительно шире.
Самостоятельно, без грамотного участия взрослого у ребенка не сформирмируется культура обращения с этими устройствами: регламент времени, доступность возрасту, учет зоны ближайшего развития и индивидуальных особенностей.
Актуальность подчеркивается подчеркивается рядом современных нормативно-правовых актов Российской Федерации:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г., статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы», статья 29 «Информационная открытость образовательной организации», статья 98 «Информационные системы в системе образования».
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р). Для достижения основной цели программы по обеспечению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, предусматривается формирование новых моделей управления образования в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникативных технологий.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. в которой предусматривается широкое внедрение в образовательные учреждения современных информационно-коммуникативных технологий.
4. Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761). Руководитель образовательного учреждения должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.Во ФГОС дошкольного образования представлена информация об использовании информационно-коммуникативных технологий.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПин 2.4.1.3049-13 , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 №26).
Наряду с государственными требованиями большое значение имеют социальные, предъявляемые родителями, учредителем, общеобразовательными школами, другими социальными партнерами дошкольного учреждения.
В данной работе по созданию современной цифровой образовательной среды основными выступают четыре главных направления:
— техническое оснащение;
— внедрение новых информационных технологий;
— создание информационного образовательного пространства;
— формирование информационной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования»
ТЕМА: «Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования».
В целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования необходимо создание современной цифровой среды. Новые образовательные стандарты ставят перед системой образования задачу: подготовить порастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Реализация данной задачи предусматривает изменение коммуникативной ситуации в учебном процессе, воплощение деятельностного подхода, использование интерактивных технологий обучения. Разработка и введение инновационных методов обучения предполагает использование современных средств обучения, наиболее эффективными из них являются компьютерные технологии и цифровая образовательная среда.
Современные занятия с использованием компьютерных технологий и интернет ресурсов плотно вошли в жизнь многих школ и высших учебных заведений, а педагоги образовательных организаций отмечают большую заинтересованность обучающихся, повышение интереса к познанию при работе с ними. Они предполагают использование информационных и интерактивных технологий в образовательном процессе и позволяют реализовать разнообразные формы работы с ними.
Другая картина наблюдается в работе дошкольных образовательных организаций, где компьютеры продолжают оставаться редкостью и мало освоенным инструментом образования. Дошкольная образовательная организация, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Чтобы идти в ногу со временем, сделать обучение осознанным и эффективным, педагогам в работе просто необходимы нестандартные подходы, инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются электронные образовательные ресурсы и ИКТ, широко применяющиеся в области образования как адаптивные и индивидуализированные средства обучения. Они несут в себе функции технических и аудиовизуальных средств обучения, в том числе и компьютерных способствующие повышению эффективности образовательного процесса, а значит и повышение качества образования.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах выявили особую роль компьютера в развитии интеллекта ребенка и его личности в целом. В центре внимания использование игровых компьютерных программ в работе с дошкольниками. Ученые убедительно доказывают, что средства электронных образовательных ресурсов особым образом обогащают и обновляют дидактику детского сада.
В связи с этим, перед коллективом МАДОУ стоит проблема: каким образом организовать цифровую среду детского сада, способствующую реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющую потребностям семьи?
Сегодня невозможно представить детский сад без современных технических средств и компьютерных технологий.
Педагоги организуют деятельность детей с использованием мульти- медиапроекторов, компьютеров. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, Viber, WhatsApp и др.
Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать, и для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр возможностей гаджетов значительно шире.
Самостоятельно, без грамотного участия взрослого у ребенка не сформирмируется культура обращения с этими устройствами: регламент времени, доступность возрасту, учет зоны ближайшего развития и индивидуальных особенностей.
Актуальность подчеркивается подчеркивается рядом современных нормативно-правовых актов Российской Федерации:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г., статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы», статья 29 «Информационная открытость образовательной организации», статья 98 «Информационные системы в системе образования».
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р). Для достижения основной цели программы по обеспечению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, предусматривается формирование новых моделей управления образования в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникативных технологий.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. в которой предусматривается широкое внедрение в образовательные учреждения современных информационно-коммуникативных технологий.
4. Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761). Руководитель образовательного учреждения должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.Во ФГОС дошкольного образования представлена информация об использовании информационно-коммуникативных технологий.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПин 2.4.1.3049-13 , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 №26).
Наряду с государственными требованиями большое значение имеют социальные, предъявляемые родителями, учредителем, общеобразовательными школами, другими социальными партнерами дошкольного учреждения.
В данной работе по созданию современной цифровой образовательной среды основными выступают четыре главных направления:
— техническое оснащение;
— внедрение новых информационных технологий;
— создание информационного образовательного пространства;
— формирование информационной культуры.
Техническое оснащение включало в себя:
Анализ материально – технических условий. В МАДОУ функционируют _____компьютеров, _____ интерактивных досок, _____тач панелей. В доступе воспитанников _____ цифровых устройств.
Анализ методических условий. В МАДОУ педагогами созданы картотека презентаций, интерактивных игр по различным темам образовательной программы МАДОУ.
Анализ кадровых условий. Больше затруднений и неприятия цифровых технологий у педагогов стажистов - %.
В начале деятельности в 2014 году проводился мониторинг состояния информационно-управленческой среды МАДОУ по критериям разработанным Л.В. Красильниковой и О.А. Сафоновой.
Сравнительный анализ степени удовлетворительности состояния информационно-управленческой среды МАДОУ на октябрь 2014 и март 2020 года
Сравнительный анализ данных состояния информационно-управленческой среды на начало и конец периода показывает существенные изменения в таких ее компонентах, как информационный и организационный. Если на начало года степень удовлетворительности их состояния характеризовался как 0%, то в конце года информационный компонент оценивается в 50%, а организационный в 80%.
Большое внимание уделяли обучению педагогов по ИКТ. Учились в НГПУ по линии профсоюза. Данные курсы прошли_____ педагогов. С 2016 года НИРО предлагала для повышения квалификации дистанционно – очные курсы. Их прошли ____ педагогов. В МАДОУ также активно использовались замом заведующего и старшим воспитателем ИКТ для повышения квалификации педагогов. С 2014 года рассматриваются и утверждаются планы ИКТ.
В научной работе Л.В.Красильниковой представлена систематизация видов ЭОР, которые предлагаются различными авторами для использования в ДОО.
1. ЭОР, в которых основной упор делается на использовании представленных в электронной форме «традиционных» для ДОО ресурсов — видео и аудио фрагментов, статических изображений и пр.
2. ЭОР, основанные на ресурсах, функционирующих только в цифровом формате — интерактивные плакаты, схемы, динамические модели, анимации, слайд шоу и пр.
3. ЭОР, в равной степени сочетающие оба выше обозначенных подхода (компьютерные игры: игры для развития памяти, воображения, мышления и др; игры- путешествия, «бродилки» и другие)
В рамках творческой группы были разработаны методические рекомендации к применению ИКТ и ЭОР:
1 мл.
2 младшая
средняя
Старшая
Подготовительная к школе группа
Просмотр мультфильмов, презентаций, фильмов
1 виды ЭОР
ИКТ игры
Просмотр мультфильмов, презентаций, фильмов
1,2,3 виды ЭОР
ИКТ игры
Просмотр мультфильмов, презентаций, фильмов
1,2,3 виды ЭОР
ИКТ игры
Просмотр мультфильмов, презентаций, фильмов
1,2,3 виды ЭОР, дополнительное образование с применением ИКТ и ЭОР
ИКТ игры
Просмотр мультфильмов, презентаций, фильмов
1,2,3 виды ЭОР
дополнительное образование с применением ИКТ и ЭОР
И еще показывали динамику цифровой среды
Таблицу от простого к сложному.
Объект
прошлое
настоящее
фотоаппарат
Пленки проявка
Цифровой, флешка
Экраны компьютера
Ламповый
Жидкокристалические экраны
Компьютеры
Большие по размеру, много излучения
Планшеты, ноубуки, нетбуки
видеокамера
пленки
Запись видео в телефоне, фотоаппарате
Диапроектор
Показ мультфильмов по картинкам
Мультфильмы
Выделили основные дидактические принципы применения ЭОР и ИКТ в виде схемы.
Дидактические принципы применения электронных образовательных ресурсов
виртуальность
интерактивность
интегративность
Возможность демонстрации предметов и процессов, которые не представишь реально
Индивидуализация обучения
Рассмотрение изучаемого явления по частям и в целом
компенсаторность
информативность
достоверность
Инструментальнось
Уменьшение затрат времени на изучение темы
Передача учебной информации
Качественное обучение аудитории
Рациональное обеспечение определенной деятельности и педагога и обучающегося
независимость
массовость
технологичность
наглядность
Комфортное использование вне зависимости от места и времени
Проведение обучения и контроля для большого количества обучающихся, которые работают в компьютерной среде
Статическая обработка результатов и контроль
Представление материала
Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования мы понимаем как:
Проникновение современных методов в образовательный процесс.
Обучение детей правильному отношению к информационной среде
Дополнительное образование.
Расскажем о каждом направлении более подробно.
Среди интересных цифровых инноваций для административно-хозяйственного и педагогического персонала следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения. Это выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и активного распространения онлайн-курсов МООС (Massive open online courses). Динамика развития онлайн-обучения стимулируется ростом числа доступных онлайн-курсов. Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была открыта только для узкого круга специалистов.
В соответствии с образовательной программой в образовательный процесс проникли информационно – коммуникативные технологии ИКТ электроно – образовательные ресурсы и ЭОР. Они широко используются по каждой образовательной области в соответствии с комплексно – тематическим планом: интерактивные игры, в которые заложен самоконтроль.
На этапе планирования и организации образовательной деятельности с ИКТ реализуются основные психолого – педагогические условия применения игр презентаций:
Психолого-педагогические условия применения игр-презентаций
в развитии речи детей 5-6 лет (разработаны Л.В. Красильниковой)
1. Обязательное проведение предварительной работы перед использованием игры-презентации. Предварительная работа должна включать в себя формирование или активизацию знаний и лексики детей о той сфере действительности, которой посвящена игра. Например: игрушки, посуда, профессии, транспорт и т.п.
2.Стимулирование познавательной и речевой активности при проведении игры-презентации через проблемные вопросы, прямое предложение, поощрение и т.п..
3. Создание положительного психоэмоционального фона при проведении игры-презентации. Ребенок должен чувствовать ситуацию успеха при выполнении заданий, особенно, если это касается первоначальных игр с компьютером.
4. Продумывание игровой задачи для каждой игры-презентации, для поддержания интереса детей.
5. Обеспечение в электронном образовательном материале повторяемости постепенности прохождении дидактического содержания.
6. Выполнение требований к оформлению игр-презентации в соответствии с охраной зрения: контрастность фона и рисунков, крупные рисунки, четкость изображений, незаслоняемость изображений.
7. Выполнение санитарно-эпидемиологических требований при проведении игр-презентаций.
Игры-презентации проводятся как на занятиях, так и в свободное время в ходе совместной деятельности воспитателя и детей.
Разработаны интерактивные игры по каждой образовательной области
И примеры игр на экране
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Физичес-кое развитие
Результаты работы показывают, что педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных образовательных технологий.
Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии дают возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений,
индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Дополнительный опыт педагогам дает обмен информацией в Интернете с партнерами из других организаций. Именно поэтому одним из важнейших направлений работы по созданию цифровой образовательной среды стало повышение информационной компетентности педагогов.
Важно также, на наш взгляд, обучение детей правильному отношению к гаджетам и доступу в сеть ИНТЕРНЕТ. Важно, чтобы дети не воспринимали игры в интернете как времяпровождение, а как время для обучения, общения.
В процессе обучения организовывать с учетом требований СаНПиН и мы вместе с детьми разработали правила использования компьютера, мультимедийной доски, ТЧ патча.
Следующее направление: Дополнительное образование средствами ИКТ.
МАДОУ оказывает 11 дополнительных услуг и в каждой из них используются ИКТ технологии. Но особенно в кружке «Легороботехники», где дети по схеме составляю постройку и программируют, что она будет делать и в кружке «Умники и умницы», где дети учатся правильно пользоваться компьютером, учатся азам информатики, выполняют творческие задания.
Электронные материалы обладают огромным потенциалом, создающим условия для успешного решения дидактических задач.
Для воспитанника ДОО это:
— расширение возможностей построения образовательной траектории;
— рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
— доступ к современным образовательным ресурсам:
— культура обращения с электронными устройствами.
Использование современных цифровых образовательных pесурсов не дополняет сложившийся традиционный воспитательно-образовательный процесс, а приводит к пересмотру содержания технологий обучения и воспитания и внесению изменении в отношения между участниками процесса.
Для педагога это:
— повышение качества мониторинга образовательного процесса;
— формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
— создание новых условий для мотивации воспитанников при выполнении заданий;
— вырабатывание условий для повышения активности воспитанника в образовательном процессе;
— возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории воспитанника;
— расширение образовательного предложения за счет сетевой организации процесса.
Система образования становится более открытой и доступной. Данные формы работы более привлекательны для современных родителей.
Для родителей это:
— расширение образовательных возможностей ребенка;
— повышение прозрачности образовательного процесса;
— облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Что это дает для ДОО:
— повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационные технологии;
— расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
— сближение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Данная работа позволит обеспечить переход педагогов на более высокий уровень овладения цифровыми технологиями в целях повышения качества и эффективности проводимой работы.