Просмотр содержимого документа
«Мотивация профессиональной деятельности »
Мотивация профессиональной деятельности
(методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Шкала мотивов профессиональной деятельности
Мотивы профессиональной деятельности
1
2
3
4
5
1. Денежный заработок
2. Стремление к продвижению по работе
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
Тест Дембо-Рубинштейн
Нарисовать 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл. На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой).
Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности
Ответьте «Да» или «Нет» на вопросы теста.
1. Вы составляете подробный план урока?
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?
3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?
4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?
8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
12. Вы часто меняете темы работы на уроке?
13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?
23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?
24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся?
25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал?
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?
27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?
28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?
Обработка и интерпретация результатов теста Ключ к тесту
Для определения доминирующего стиля педагогической деятельности рекомендуется использовать выраженность того или иного стиля в процентах. Для этого количество баллов, набранное респондентом, по данному стилю, необходимо разделить на общее количество вопросов, входящих в данную шкалу.
Выявление факторов стимулирующих и препятствующих обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе
Варианты ответов:
• да, препятствует – 5 баллов;
• скорее препятствует, чем нет – 4;
• и препятствует, и нет -3;
• скорее не препятствует – 2;
• нет, не препятствует -1.
Препятствующие факторы
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятия самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Баллы начисляются по следующей схеме
Аналогично подсчитываются баллы за ответы по стимулирующим факторам.
Подсчитывается суммарная степень выраженности факторов препятствующих развитию и стимулирующих его.
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)
Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа:
• «никогда» – 0 баллов;
«очень редко» – 1 балл;
• «иногда» – 3 балла;
• «часто» – 4 балла; •
«очень часто» – 5 баллов;
• «каждый день» – 6 баллов.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Диагностика стилей педагогического общения
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?
5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т. п.) среди учащихся?
13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
16. Предпочитаете ли вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?
17. Забываете ли вы во время урока о том, кто вас слушает?
18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?
Опросник «Психологический портрет учителя » (Г.В.Резапкина)
Этот тест поможет вам определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.
1. В воспитании важнее всего
1. окружить ребенка теплотой и заботой;
2. воспитать уважительное отношение к старшим;
3. выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок
1. да; 2. нет; 3. в зависимости от настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
1. интерес; 2. смущение; 3. раздражение.
4. Если класс не приведен в порядок
1. моя реакция зависит от ситуации; 2. я не обращаю на это внимания; 3. я не могу начать урок.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1. часто; 2. в зависимости от ситуации; 3. редко.
6. Для меня важнее
1. отношения с учениками; 2. с коллегами; 3. не знаю.
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
1. часто; 2. иногда; 3. никогда не вызывают.
8. Присутствие на уроке посторонних
1. воодушевляет меня; 2. никак не отражается на моей работе; 3. выбивает меня из колеи.
9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1. в зависимости от ситуации; 2. нет; 3. обычно.
10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
1. да; 2. не всегда; 3. нет.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться
1. с учениками; 2. с коллегами; 3. лучше побыть в одиночестве.
12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
1. нет; 2. не всегда; 3. да.
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1. да; 2. нет; 3. не уверен.
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1. предлагает простор для творчества; 2. не вмешивается в мою работу; 3. дает четкие указания.
15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1. обычно; 2. иногда; 3. сомневаюсь.
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы
1. доставляют мне удовольствие; 2. вызывают у меня чувство неловкости;
3. не вызывают у меня особых эмоций.
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
1. часто; 2. редко; 3. никогда.
18. Замечания со стороны коллег и администрации
1. меня мало волнуют; 2. иногда задевают меня; 3. часто задевают меня.
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1. в зависимости от ситуации; 2. предпочитаю импровизацию; 3. всегда.
20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.
1. да; 2. не всегда; 3. редко.
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
1. я согласен; 2. не согласен; 3. что-то в этом есть.
22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
1. да; 2. иногда; 3. нет.
23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
1. доставляет мне удовольствие; 2. особых эмоций не вызывает; 3. в тягость.
24. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе
1. предпочитаю выяснить отношения; 2. игнорирую этот факт; 3. я плачу ему той же монетой.
25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
1. почти все; 2. кое-что; 3. ничего не зависит.
26. В работе для меня важнее всего
1. привязанность учеников; 2. признание коллег; 3. чувство собственной необходимости.
27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
1. часто; 2. иногда; 3. не зависит.
28. В дружелюбном отношении со стороны коллег
1. я не сомневаюсь; 2. уверенности нет; 3. затрудняюсь ответить.
29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1. пытаюсь понять его точку зрения; 2. перевожу разговор на другую тему; 3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
30. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
1. да; 2. в зависимости от ситуации; 3. вряд ли.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика
1. я тут же заступлюсь за него; 2. один на один сделаю замечание коллеге;
3. сочту некорректным вмешиваться.
32. Работа дается мне ценой большого напряжения
1. обычно; 2. иногда; 3. редко.
33. У меня нет сомнений в своем профессионализме
1. конечно; 2. есть сомнения; 3. не приходилось задумываться.
34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
1. возможность работать творчески; 2. отсутствие конфликтов; 3. трудовая дисциплина.
35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
1. не думаю; 2. не всегда; 3. да.
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
1. согласен полностью; 2. не согласен; 3. что-то в этом есть.
37. Мысли о работе мешают мне уснуть
1. часто; 2. редко; 3. никогда не мешают.
38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
1. часто; 2. иногда; 3. предпочитаю слушать других.
39. Взрослый может применить силу в отношении ребенка
1. нет, это недопустимо; 2. затрудняюсь ответить; 3. если он этого заслуживает.
40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя
1. да; 2. в некоторых случаях; 3. нет.
41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
1. да; 2. нет; 3. иногда.
42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
1. редко; 2. обычно; 3. всегда.
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
1. да; 2. не помню; 3. нет.
44. Непредвиденные ситуации на уроках
1. можно эффектно использовать; 2. лучше игнорировать; 3. только мешают учебному процессу.
45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.
1. да; 2. не всегда; 3. нет.
46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону
1. ученика; 2. учителя; 3. сохраняю нейтралитет.
47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
1. как правило; 2. не обязательно; 3. проблем со здоровьем нет.
48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1. да; 2. не все; 3. не знаю.
49. Ученик обязан выполнять любые требования учителя
1. нет; 2. не знаю; 3. да.
50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
Уровень субъективного контроля 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
высокий ответы: a
не сформированный ответы: b
низкий ответы: c
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в "Интепретации результатов теста". Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух подшкалах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.