«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе»
«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе»
Краткое содержание работы: В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Данная работа освещает зависимость формирования интереса к учению от изменения мотивации учебной деятельности у младших школьников. Изучение этой проблемы в настоящее время актуально. Именно интерес к учебной деятельности снимает усталость и перегрузку у учащихся, является источником творчества учащихся, основой их ответственного отношения к учению, он может выступать как качественный показатель эффективности всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Цель работы: изучить учебную мотивацию младших школьников.В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1.Изучение структуры мотивационной сферы человека.
2. Изучение особенностей учебной мотивации.
3. Изучение конкретных методических приёмов формирования и стимулирования учебной деятельности.
Предметом изучения является учебная мотивация младших школьников.
Объектом изучения является механизм формирования учебных мотивов.
Гипотеза состоит в том, что систематическое целенаправленное применение
В младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника — очень ответственная задача. Решение трудных задач образования ребенка, становления его личности в огромной степени зависит от профессионального мастерства учителя, эрудиции, доброты, любви к детям и стремления понять каждого из них. Особо значим на жизненном пути любого человека учитель начальной школы.
Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
Такое обучение, конечно же, предъявляет повышенные требования к педагогу, причем не только к технике его общения, но и к артистизму, который необходим, чтобы убедить детей, что без их помощи, без сотрудничества с ним справиться с задачей крайне трудно, почти невозможно. Все это определяет формирование мотивации учения младшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе» »
Муниципальный конкурс «5У»
Ф.И.О. участника
Русинова Надежда Александровна
Место работы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Основная общеобразовательная школа № 36»
Должность
учитель начальных классов
Номинация
Педагог - методист
Жанр
Методические рекомендации
Название работы
«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе»
Анжеро – Судженский городской округ
2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3-4
Основная часть…………………………………………………………….5-24
1. Структура мотивационной сферы…………..…………………………5-9
4. Развитие мотивации учения……………………………………………18-22
5. Стимулирование учения………………………………………………..23-24
Заключение…………………………………………………………………25
Литература..………………………………………………………………...26
Введение
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Данная работа освещает зависимость формирования интереса к учению от изменения мотивации учебной деятельности у младших школьников. Изучение этой проблемы в настоящее время актуально. Учебная деятельность - специфический вид активности ребенка, направленный на познание окружающего мира. Именно интерес к учебной деятельности снимает усталость и перегрузку у учащихся, является источником творчества учащихся, основой их ответственного отношения к учению, он может выступать как качественный показатель эффективности всего учебно-воспитательного процесса в школе. Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Цель работы: изучить учебную мотивацию младших школьников.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1.Изучение структуры мотивационной сферы человека.
2. Изучение особенностей учебной мотивации.
3. Изучение конкретных методических приёмов формирования и стимулирования учебной деятельности.
Предметом изучения является учебная мотивация младших школьников.
Объектом изучения является механизм формирования учебных мотивов.
Гипотеза состоит в том, что систематическое целенаправленное применение компонентов учебной деятельности влияет на формирование положительной мотивации.
Структура мотивационной сферы
«Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне».
Мотивацию, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведения человека, его начало, направленность и активность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.
Поэтому мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.
Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что школьник начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает "требовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для школьника, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия - определение целей (направления) действия. Школьник фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.
Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии школьник затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, школьник либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, школьник либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий.
Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она, как бы ведёт за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будут полностью удовлетворено.
Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.
Выделим мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определённых обстоятельствах. Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы, создавая одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.
В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. 1
Развитие внутренней мотивации учения — это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике родителей и учителей часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей. Эти воздействия обусловливают ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта.
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
А мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При таком типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий – вот что определяет его деятельность. Ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.
Вот отметка – реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребёнок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания. Абстрактное для него понятие долга или далёкая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее, социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1 класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.
Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто ставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребёнка.
Вывод: таким образом, мотив выполняет функцию побудителя поведения. Он побуждает человека стремиться к цели, выполнять ту или иную деятельность.
Мотивация учебной деятельности
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определённые знания, навыки, умения.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность. Во-вторых, - организацией образовательного процесса. В-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.). В-четвёртых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношений к ученику, к делу. В-пятых, - спецификой учебного предмета.
Основные характеристики учебной деятельности:
– она специально направлена на овладение учебным материалом и решения учебных задач;
– в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
– общие способы действия предваряют решение задач;
– учебная деятельность ведёт к изменениям в самом человеке – ученике;
– происходят изменения психических свойств и поведения обучающихся « в зависимости от результатов своих собственных действий».
Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из элементов:
1) мотивация;
2) учебные задачи в определённых ситуациях в различной форме заданий;
3) учебные действия;
4) контроль, переходящий в самоконтроль;
5) оценка, переходящая в самооценку.
Конечная цель учебной деятельности - сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, является:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, что бы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Правильное соотношение нового и уже известного является существенным условием возникновения познавательного интереса у детей. Это значит, что необходимо наличие у школьников каких-то знаний о явлениях природы, о действиях с числами, о составе слова, чтобы вызвать более глубокий интерес к соответствующим учебным предметам. То, что совершенно неизвестно детям, не может вызвать у них вопросительно-поискового отношения. Но и то, что уже хорошо известно, тоже неинтересно.
Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и смыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.
Организация учебной деятельности изучение каждого раздела или учебной программы должно состоять из тех основных этапов, мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит из трех учебных действий:
Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов; а), постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б), рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в), рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.
Формулировка основной учебной задачи, как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.
Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.
Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы.
Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись абстракции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку, которая, «добивается» многими школьниками нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной познавательной деятельности и к деформированию развития личности учащихся.
Важно, чтобы оценке давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
Стиль деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив, надежды на успех.
Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки.
Если взрослые люди, обладающие достаточно большим интересом и авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают их за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, которой отнюдь не является стимулом к достижению успехов.
Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Для поддержания естественного интереса к школе и к учебным предметам могут быть стимулы: как моральные, так и материальные.
Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, т.к. в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращается к формам морального поощрения, связанным с этим. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически мало результативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять, при этом обязательно сочетание материальных с моральными способами стимулирования учения ребенка.
Эмоциональный фон урока - формирование учебно-познавательной мотивации. Учитель, чтобы добиться результатов должен для себя знать, что для творческой активности учеников, прежде всего, необходимы положительные эмоциональные состояния, которые потом будут способствовать самостоятельному свободному продвижению учеников в информационном пространстве.
Активность учения школьников
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников - самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность школьников не отделимы. Управление активностью школьников называется активизацией. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно - воспитательного процесса.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопрос своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым ученикам непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Все новые технологии обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности школьников: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Развитие мотивации учения
Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:
-обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;
-утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным;
- удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
- организовать интересное общение детей между собой;
- обогащать мышление чувствами;
- развивать любознательность;
- формировать активную самооценку своих возможностей;
- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
- использовать эффективную поддержку детских инициатив;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Хорошие учителя — это всегда мастера мотиваций. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:
поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
поддерживать положительную обратную связь;
заботиться о разнообразии методов обучения;
приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
формировать чувство долга, ответственности;
учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе. 2
Дети любопытны. Они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им.
К поиску объяснений подталкивают противоречия. Дети стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Сталкиваясь с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удастся поставить под сомнение доступную учащимся логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, тогда вы пробудите в учащихся интерес к познанию истины.
Эти приемы мотивации срабатывают, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся.
Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. Поэтому одна из самых эффективных форм мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.
Постоянной заботой учителей остается создание ситуаций для поддерживания у школьников общего положительного отношения к учению, школе, учителям. Созданию такого отношения способствует целенаправленная деятельность учителей.3
Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Сильным, влияющим на изменение мотивационных структур фактором является проблемная ситуация, которая сталкивает учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса — отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала — важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний — одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу — его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Эти положения могут служить определенной программой организации учебного процесса, специально направленной на формирование интереса. В результате, чтобы сформировать мотивацию учения младших школьников, необходимы следующие условия:
- Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Решал вопросы проблемного характера.
- Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
- Необходимо понимание важности преподносимого материала.
- Новый материал должен быть хорошо связан с те, что дети усвоили раньше.
- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудным, но посильными.
Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать, искренний интерес к своей деятельности объективно относиться к успехам и неудачам учеников.
Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо.
Когда ученику нравится деятельность, когда такая деятельность приносит удовольствие ученик, не считаясь с усталостью, временем, противостоя другим отвлекающим факторам, настойчиво и увлеченно работает над учебным материалом, над решением учебной задачи. Учителю необходимо способствовать созиданию радости от учения, с возрастанием радости постепенно будут отпадать, и разрушаться эмоциональные барьеры, мешающие ребенку полноценно проявлять свои способности и задатки.
Стимулирование учения
«Стимулировать», в современном понимании значит подталкивать, побуждать человека к чему-либо.
В основе практического стимулирования лежит подтвержденные жизнью правила педагогической деятельности.
Опирайтесь на желания. Чего хочет учащийся - главный вопрос для учителя. Важно не только то, чего желаем мы сами.
Учитывайте интересы и склонности. Широта интересов характеризует нормально развивающего человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе.
Говорите о том, что интересует учащихся. Точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики.
Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа).
Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинства. Всегда предпочтительнее хвалить, чем критиковать.
Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и тем, кто проявляет старание в учебной работе. Идя в класс, помните: если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи. Так появляются школьники, которые занимаются только для того, чтобы их не ругали родители и не стыдили учителя.
Сделайте работу привлекательной.
Дайте обучаемому шанс. Будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье.
Показывайте достижения. Несомненно, стимулом к прилежной учебной работе служит предоставление обучаемому объективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса.
Хвалите. Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать, нельзя назначать, как по расписанию. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Хвалите так, чтобы в похвалу верилось.
Заключение
В младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника — очень ответственная задача. Решение трудных задач образования ребенка, становления его личности в огромной степени зависит от профессионального мастерства учителя, эрудиции, доброты, любви к детям и стремления понять каждого из них. Особо значим на жизненном пути любого человека учитель начальной школы.
Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
Такое обучение, конечно же, предъявляет повышенные требования к педагогу, причем не только к технике его общения, но и к артистизму, который необходим, чтобы убедить детей, что без их помощи, без сотрудничества с ним справиться с задачей крайне трудно, почти невозможно. Все это определяет формирование мотивации учения младшего школьника.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983.
2.Амонашвили Ш.А. Как живете, дети! - М., 1991.
3.Безруких М.М. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.; Просвещение, 1991.
4.Волочков А. А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // - М., 1995, № 5.
5.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Изд. «Питер», 2000.
6.Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 1993.
7.Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. - М., 1987.
8.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
9.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
10. Мир детства: младший школьник. /Под ред. А.Г. Хрипковой; - М.; Педагогика, 1988.
11. Мясоед П.А. Теория и практика в работе школьного психолога // Вопросы психологии. - М., 1993, № 4.
12. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М., 2000.
13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.', 1969.
14.Столяренко П.Д. Основы психологии. Ростов н/Д «Феникс» , 1997.
15.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1999.
16. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1989.
17.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.
1 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов- М, 2001.
2 Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы- Ростов н/Д, 2003.
3 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов- М, 2001.