Статья на тему: "Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях".
Статья на тему: "Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях".
К.Замифир выделяет три составляющие мотивации:
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Это то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, т. е. результат и процесс труда. Такая мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо давления.
Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д.
Внешняя положительная мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. К ней относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т. е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях". »
Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.
Термин «мотивация» по-разному используется разными авторами. Отмечая многообразие теоретических подходов к изучению этого явления, С.Гроссман приходит к выводу о том, что мотивация - это не более чем «ускользающая теоретическая конструкция». Вместе с тем, практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником (побудителем) активности. Так, В.Г.Асеев под мотивацией понимает «все виды побуждений: мотивы, потребности,- интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.». Подробный анализ мотивации различных конкретных форм поведения человека мы находим у П.М.Якобсона, который также включает в это понятие самые разные психологические образования, побуждающие субъекта к деятельности.
Кроме побуждающей функции, мотивация определяет также направленность поведения и деятельности. Несовпадение этих двух функций подчеркивает Ж.Ньюгтен, указывающий на наличие двух аспектов мотивации - динамического, то есть порождающего активность личности, и аспекта направленности. Аналогичная мысль (хотя и довольно сложно сформулированная) содержится у Й.Лингарта, который рассматривает мотивацию как фазу «активационного континуума, в котором действуют внутренние управляющие факторы, высвобождающие энергию, направляющие поведение на определенные стимулы и совместно определяющие форму поведения»
К.Замифир выделяет три составляющие мотивации:
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Это то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, т. е. результат и процесс труда. Такая мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо давления.
Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д.
Внешняя положительная мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. К ней относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т. е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.
Внешняя отрицательная мотивация — наказания, критика, осуждение, штрафы и т. п.
Проблема мотивации трудовой деятельности - одна из наиболее актуальных как для зарубежной, так и для отечественной школы. Важность ее решения определяется тем, что мотивация является необходимой для эффективного осуществления трудовой деятельности. Именно через понимание мотивации человека лежит путь к эффективной профессиональной деятельности.
Проблема трудовой мотивации в явном виде была поставлена в научной литературе только в XX в., хотя интерес к вопросу о том, как человек относится к своему труду, возникает в научной мысли гораздо раньше. Но до недавнего времени в центре внимания находились мотивы человека в его жизни в целом. Поэтому теорию трудовой мотивации предваряет общая теория мотивации.
Теоретические основы проблем мотивации заложены в трудах зарубежных ученных. Но нельзя недооценивать вклад отечественных ученых
в изучении различных аспектов проблемы мотивации.
Первыми работами, посвященными мотивам поведения, в России были
труды социального философа и правоведа, профессора Л. И. Петражицкого
(1867—1931), основателя психологической школы права, который предпринял попытку использовать бихевиористскую методологию к анализу
проблем мотивации нормативного поведения индивидов, необходимой не
только для психологии, но и для других дисциплин. Он понимал, что
правильно оценить поведение личности невозможно без учета мотивации.
Рассматривал человека и его мотивацию с психологизаторских позиций.
Следует отметить А.Ф. Лазурского (1874-1917), опубликовавшего в 1906 г. книгу «Очерк науки о характерах». В ней большое место отводится
обстоятельному обсуждению вопроса, анализа волевого процесса, выделяя в нем силу и слабость желаний и влечений, «наклонность к борьбе мотивов»,
«к обсуждению мотивов «ясность, определенность желаний». При этом отмечалась зависимость сознательного волевого усилия от степени развития
стремлений. Мотивы рассматривались как свойственные этапам принятия
решения и его исполнения. В послеоктябрьский период, когда психология формировалась как марксистская наука, перед ней встали как теоретические, так и практические проблемы. Одним из первых исследованием мотивов занялся А.А. Ухтомский (1875-1945), рассматривая целостное поведение. Его задачей было найти детерминанты функционирования организма. Это привело затем к обоснованию известного принципа доминанты. По его мнению, доминанта – это детерминанта жизнедеятельности. Поведение осуществляется благодаря нарастающей мощности доминанты. А.А. Ухтомский рассматривал доминанту как двигатель поведения и его вектор. Проблему мотивов, которая оказалась в центре внимания его научных интересов, он исследовал в различных аспектах: физиологическом, психологическом, мировоззренческом. Он утверждает принцип тотальной мотивационной обеспеченности любого психического явления, предполагающий, что в жизни личности отношение ее представлений и понятий к объектам окружающего мира неотделимо от их отношения к субъекту деятельности как источнику мотивационных импульсов. Это было существенным шагом вперед в понимании природы побуждений человека. В 1920-х гг. и позже вопрос о мотивации поведения рассматривали В.М. Боровский (1927) и Н.Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявшие на биологизаторских позициях.
Работы В.М. Боровского (1882 — 1963) имели важное значение для
понимания проблемы мотивов Высказывания В.М. Боровского в основном
правильно ориентировали исследователей мотивации на решение задач,
стоявших перед психологией в период ликвидации остатков идеализма и
вульгаризаторства и становления психологии как марксистской науки.Зоопсихологом Н.Ю. Войтонисом (1887-1946) анализировались работы
иностранных авторов о «мотивации» поведения животных результаты,
которых сравнивались с собственными экспериментальными данными.1 Он
изложил вопрос влияние колебания «интенсивности мотива» на выработку
навыка, влияние «мотивов» на запоминание, развивает положение об
«установках направленности (мотивационных установках)» животных,
понимая их как предпосылки трудовой деятельности.
Л.С. Выготский (1986-1934) в своих работах тоже не оставил без
внимания проблемы детерминации и мотивации поведения человека. Так, в
своей работе «История развития высших психических функций» Л. С.
Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов».
Он разработал «Модель параллельной мотивации», которая основана на
утверждении, что в психике существуют два параллельных уровня развития —высший и низший, которые и определяют параллельное, равноправное
развитие высших и низших потребностей. Высшие процессы сильнее и они
неуправляемы извне. Активизация у работников высших процессов позволяет организации выжить и развиваться. Одним из первых Выготский стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В предвоенные годы исследованию мотивации внимание не уделялось.
В вышедшей в 1940 г. книге «Общая психология Д.Н. Узнадзе (1886-
1950) развивает взгляды о сущности мотивации заключающейся, по его
мнению, в отыскании и нахождении действия, соответствующего основной
и закрепившейся в жизни человека установке. Смысл мотивации заключается
в том, что отыскивается и находится такое действие, которое соответствует
основной закрепившейся в жизни человека установке.
В изданной в 1940 С.Л. Рубинштейн (1889-1960) книге «Основы общей
психологии», рассматривал мотивы в связи с конкретными видами
деятельности, что было шагом вперед в исследовании мотивации.
1 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. –с 10
2 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – С.375 – 394.
3 Узнадзе Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.С. Л. Рубинштейн мотивацию рассматривает в содержательно-смысловом аспекте как многоуровневую систему, в которой все явления протекают на разных уровнях осознания – от глубоко осознанных до непроизвольных побуждений. Он писал, что мотивация – это реализующаяся через психику детерминация. Поэтому должна быть детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. При этом в качестве потребностей, мотивов и целей деятельности человека выступает то, что особенно для него значимо, и именно оно определяет подлинный стержень личности. Всё это открыло новые пути в исследовании мотивации.
Изучением мотивов с позиций отношений личности занимался В.Н. Мясищев (1893-1973), который анализировал мотивы как отношения личности. «Мотив, - пишет В.Н. Мясищев, является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия» А.Г. Ковалёв рассматривал мотивы в связи с потребностями личности.
Специальное исследование мотивов провёл И.М. Якобсон (1902-1979),
который кратко обобщил результаты изучения мотивов, как в советской, так
и в зарубежной психологии, проанализировал взгляды на мотивацию
советских и некоторых зарубежных исследователей. В своей монографии он
рассмотрел также вопросы мотивов учебной и трудовой деятельности и
связи мотивационной сферы с основными свойствами личности. Анализ
работ по мотивации, имел важное значение для развития исследований.
Огромный интерес к проблеме трудовой мотивации возникает во второй
половине XX века в советском обществознании. Появляется целый ряд работ
по этике, социологии, психологии и философии, в той или иной степени
затрагивающих проблемы трудовой мотивации.
В 60-70-е годы велись особенно интенсивные работы в русле
марксистской (или претендующей на принадлежность к марксизму)
методологии, посвященные исторической судьбе труда в условиях перерастания социализма в коммунизм. В этих работах рассмотрены общие
черты социалистического труда, проблемы преодоления отчуждения труда,
эксплицировано понятие «коммунистическое отношение к труду»; немало
трудов было посвящено вопросу о превращении труда в первую жизненную
потребность, о формировании личности в труде (работы Н.И. Алексеева, Г.В.