kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическа работа в образовательных учреждении среднего профессионального образования-одна из главных!

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования»

Методическая работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования

В условиях перехода на новые образовательные стандарты в системе образования методическая работа имеет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого- педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, его установки.

На развитие всего перечисленного выше направлена методическая деятельность в ОУ. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Уже одно это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной научно- методической работе. По отношению к преподавателю научно-методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в научно-методической работе преподаватель приобретает и закрепляет за собой определенный статус, меняя статус преподавателя со знаньевым уровнем компетенции на статус преподавателя- исследователя, совершенствуя учебно-воспитательный процесс, широко вводя инновации, способствуя повышению качества образования в соответствии с государственным стандартом. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Методическая работа помогает преподавателю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.

Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу. Методическая работа в ОУ - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития студентов.

Модернизация образования, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные вопросы, а именно:

- диагностировать уровень развития студентов, выстраивать реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся;

- отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик студентов, отслеживать результаты своей деятельности и достижения обучающихся;

- разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы;

- организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности.

Эти требования определяют значимость современного преподавателя не просто как «предметника», а как педагога–исследователя, педагога – психолога, педагога – технолога. В этой связи особое значение приобретает методическая работа в ОУ, способствующая развитию педагогического мастерства. Поскольку методическая работа может существенно влиять на качество обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, можно рассматривать ее как важный фактор управления

Методическая работа должна иметь свои цели и задачи. В работах разных авторов встречаются различные трактовки целей и задач методической работы.

Главная цель методической работы - это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции и компетенции в области определенной науки (учебного предмета) и методики его проведения. Основные задачи:

- повышение профессионального и культурного уровня преподавателей;

- стимулирование их служебной и общественной активности;

- обновление и совершенствование знаний в области преподавания учебной дисциплины;

- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов - новаторов и творчески работающих преподавателей;

- совершенствование методов и стиля взаимодействия со студентами;

- совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы студентов, как на занятиях, так и во внеучебное время;

- формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

- приобщение преподавателей к исследовательской деятельности;

- информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики;

- обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого ОУ;

- выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и др. деятельности членов педагогического коллектива;

- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др.

Проанализировав все эти определения, можно сделать вывод, что основными задачами следует признать:

- информирование кадров;

- обучение;

- выявление, изучение, распространение опыта;

- методическое обеспечение;

- диагностика и прогнозирование учебно-воспитательного процесса.

Если задачи методической работы можно сформулировать достаточно точно, то с определением содержания часто возникают определенные трудности. Эти трудности определяются, в первую очередь, характеристиками объекта управления. Трудно отрицать тот факт, что учитель - стажер испытывает другие затруднения в процессе работы, чем учитель-методист. Однако, необходимость методической учебы важна для всех групп учителей. Так же отличия в содержании методической работы определяются и уровнем развития всего педагогического коллектива.

Можно выделяет несколько содержательных моментов методической работы в зависимости от ситуации и производственных задач:

- работа с молодыми специалистами;

- деятельность по адаптации педагогических кадров в новом коллективе;

- работа с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность;

- организация работы с кадрами по итогам аттестации;

- обучение при введении новых технологий и инноваций.

Это наиболее подходящая структура содержательной стороны методической работы. При четком определении целей, задач и содержания методической работы, не составит труда подобрать соответствующие формы, осуществления методической работы.

Основной формой методической работы (самой массовой) педагоги среднего профессионального образования считают цикловые комиссии. А между тем, работа этих методических объединений не может (по содержанию и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет преподавателю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением.

Современные условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным процессом. Именно увеличение роли демократизации управления заложено в матричную систему управления. Существующий в ОУ методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и инновационно-исследовательских формирований. Его цель заключается в решении задач, направленных на повышение методического уровня педагогов.

Создание методического совета, который будет являться государственно-общественным, коллегиальным, координационно-консультативным органом управления методической работой и инновационной деятельностью в образовательном учреждении, является самым практичным и действенным с методического совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых, инструктивно-методических и локальных актах и документах различных уровней.

Положение о методическом совете, внесение в него изменений и дополнений рассматривается и принимается на заседании педагогического совета образовательного учреждения и вводится в действие приказом руководителя образовательного учреждения. В его состав включаются: председатель совета (заместитель руководителя ОУ), ответственный секретарь совета, руководители постоянных и временных методических и инновационных структур ОУ, опытные и авторитетные педагоги ОУ.

Методическая работа, как любая деятельность, не может протекать спонтанно и бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом. Управление образовательным учреждением - это целенаправленный процесс взаимодействия совокупного субъекта управления и объекта управления для перевода объекта в новое качественное состояние, творчески используя социальные законы в конкретных условиях.

Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом. В современной реальности оформляется новая концепция отношения к человеку – концепция «управления человеческими ресурсами». В отличие от прежней концепции «учета человеческого фактора», она предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития человека как целостного существа.

Все это требует от руководителя умений организовывать и совершенствовать инновационно-методическую и экспериментальную работу педагогов на основе дифференцированного и индивидуального подходов, постепенного приобщения учителей к выполнению посильных для них заданий

и поручений. Руководитель обязан вооружить педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента по освоению инноваций, умело их использовать в дальнейшей работе.

Методическая работа – одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации. Основная цель методической работы – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.

Процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины жизни ОУ. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма преподавателя и рост качества образования обучающихся.

Эффективность управления методической работой в современном ОУ может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей ОУ.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Любовь Петровна

Дата: 22.03.2019

Номер свидетельства: 504182

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка открытого урока по теме "Образование и употребление глаголов в   Present Continuous\Progressive" "
    ["seo_title"] => string(129) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-tiemie-obrazovaniie-i-upotrieblieniie-ghlagholov-v-present-continuous-progressive"
    ["file_id"] => string(6) "243877"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445847626"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Контроль качества сварочных работ "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-programma-profiessional-nogo-modulia-pm-03-kontrol-kachiestva-svarochnykh-rabot"
    ["file_id"] => string(6) "218365"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433766163"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Методическая разработка на тему: Рекомендации по выполнению дипломной работы для специальности 110401  “Агрономия” "
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-diplomnoi-raboty-dlia-spietsial-nosti-110401-aghronomiia"
    ["file_id"] => string(6) "189301"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426863248"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методические рекомендации по выполнению курсовых работ"
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_vypolnieniiu_kursovykh_rabot"
    ["file_id"] => string(6) "442263"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512455918"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "методическая разработка практического занятия "УСТРОЙСТВА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА" "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-praktichieskogho-zaniatiia-ustroistva-piersonal-nogo-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "130969"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416049053"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства