kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: Рекомендации по выполнению дипломной работы для специальности 110401 “Агрономия”

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования в техникуме, является обязатель­ной.

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 110401 Агрономия разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  специальности 110401 Агрономия (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2009 г.№405 Рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.07.1998 г. № 12-52-Птин/12-13) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в РФ, утвержденном Постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 г. № 10.

Цель итоговой государственной аттестации – установить соответствие уровня и качества подготовки выпускников Федеральному  государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню их подготовки, с учетом дополнительных требований образовательного учреждения по специальности.

Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы  по специальности 110401 Агрономия

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Рекомендации по выполнению дипломной работы для специальности 110401 “Агрономия” »

Министерство образования и науки РТ.

Государственное Автономное

Профессиональное Образовательное Учреждение

«Чистопольский сельскохозяйственный техникум» им.Г.И.Усманова










Методическая разработка на тему:

Рекомендации по выполнению дипломной работы

для специальности 110401 “Агрономия”







Выполнила преподаватель: Садовникова И.В.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

Профессиональный цикл по специальности

“Агрономия и землеустройство”

Председатель цикловой комиссии: Боярова Н.В.

















Чистополь 2015

Содержание:

Введение................................................................................................................3

1. Назначение и цели выпускной квалификационной работы………………..5

1.2. Содержание и объем дипломной работы………………………………….7

1.3 Порядок выполнения дипломных работ…………………………………..10

1.4 Оформление дипломной работы…………………………………………..11

1.5 Примерный график выполнения выпускной квалификационной работы-14

1.6 Рецензирование выпускных квалификационных работ…………………15

1.7 Организация защиты ВКР………………………………………………….15

2.Методические указания к выполнению дипломной работы………………18

2.1 Раздел 1. Характеристика хозяйства………………………………………19

2.1.1 Общая характеристика хозяйства………………………………………..19

2.1.2 Климатические условия и рельеф хозяйства……………………………19

2.1.3 Морфологическая, агрохимическая и физико-химическая характеристика почв…………………………………………………………....20

2.1.4 Структура посевных площадей …………………………………………20

2.1.5 Урожайность сельскохозяйственных культур за последние 3 года…..21

3. Раздел 2. Биология возделывания культуры……………………………....21

3.1. Ботанико-морфологическая характеристика культуры…………………21

3.2 . Биологические особенности культуры…………………………………..22

3.2.1 Требования к теплу…………………………………………………….…22

3.2.2 Отношение к свету………………………………………………………..23

3.2.3 Требования к влаге………………………………………………………..23

3.2.4Требования к почвам………………………………………………………23

3.2.5 Фазы роста и развития культуры………………………………………...23

4. Раздел 3. Разработка технологии возделывания культуры……….............25

4.1 Система севооборотов (место в севообороте)…………………………….25

4.2.Расчёт величины действительно возможного урожая (Уд) культуры ….25

4.3. Разработка системы удобрения культуры………………………………....29

4.3.1.Расчет нормы удобрений под запланированную урожайность………...30
4.4.Разработка системы обработки почвы……………………………………..32

4.5. Сорта озимой пшеницы и подготовка семян к посеву…………………..33

4.6. Посев………………………………………………………………………...34

4.7. Уход за посевами и интегрированная система защиты растений………36

4.8. Уборка урожая (сроки и способы)…………………………………………37

4.9. Первичная обработка и хранение…………………………………………..38

4.10 Технологическая схема возделывания культуры………………………....39
5. Экологическая безопасность………………………………………………....39

6. Предложения по энерго- и ресурсосбережению…………………………...39

Выводы…………………………………………………………………………...40

Список использованной литературы…………………………………………..40

Приложения……………………………………………………………………...41

Введение


В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования в техникуме, является обязатель­ной.

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 110401 Агрономия разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110401 Агрономия (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2009 г.№405 Рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.07.1998 г. № 12-52-Птин/12-13) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в РФ, утвержденном Постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 г. № 10.

Цель итоговой государственной аттестации – установить соответствие уровня и качества подготовки выпускников Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню их подготовки, с учетом дополнительных требований образовательного учреждения по специальности.

Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 110401 Агрономия

При разработке программы итоговой государственной аттестации определены:

- вид итоговой государственной аттестации;

- объем времени на подготовку и проведение итоговой государственной аттестации;

- сроки проведения итоговой государственной аттестации;

- условия подготовки и процедура проведения итоговой государственной аттестации;

- необходимые экзаменационные материалы;

- формы проведения итоговой государственной аттестации;

- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.

Программа итоговой государственной аттестации разрабатывается ежегодно предметной цикловой комиссией экономических дисциплин и утверждается директором техникума.

Данная программа доводится до сведения студента не позднее, чем за шесть месяцев до начала итоговой государственной аттестации. К итоговой государственной аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные учебным планом по основной профессиональной образовательной программе, и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Итоговая государственная аттестация в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 110401 Агрономия состоит из двух этапов: выполнения выпускной квалификационной работы и ее защиты.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен продемонстрировать умение квалифицированно формулировать и решать профессиональные вопросы и задачи, грамотно, логично и последовательно излагать содержание выполненных разработок, качественно оформлять представляемые материалы. Для этого необходимо знать и соблюдать существующие культурные нормы и правила исполнения информационных материалов и документов.

На основании защиты должны быть выявлены уровень знаний выпускника, его навыки к самостоятельной творческой работе, степень владения научными методами сбора и обработки полученных данных, умение решать поставленные задачи. По результатам защиты студенту присуждается квалификация учёного-агронома и выдаётся диплом общегосударственного образца.


1. Назначение и цели ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Выпускная квалификационная работа – это комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ, исследование и разработка некоторых из актуальных задач и вопросов как теоретического, так и прикладного характера по профилю специальности.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом среднего профессионального образования. Его успешное прохождение является необходимым условием присуждения студентам квалификации дипломированного специалиста – «агроном» по специальности 110401 Агрономия

Целевым назначением выпускной квалификационной работы является комплексная оценка качества профессионального образования и проверка квалификационного уровня выпускника на соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), отражающего место специальности, объекты и виды будущей профессиональной деятельности. В то же время, выпускная квалификационная работа, являясь этапом образовательного процесса, преследует цели пополнения, закрепления и развития знаний, умений и навыков, приобретенных на предшествующих этапах обучения. Работа над выпускной квалификационной работой предполагает высокую степень самостоятельности студента, предоставляет возможности для самореализации и творческого самовыражения. Формирование и развитие этих качеств личности, креативного (созидательного, инновационного) типа мышления и составляет основу современной концепции образования. Ориентируясь на достижение общих целей образования в целом и целей среднего профессионального образования в частности, выпускная квалификационная работа имеет свои специфические особенности, связанные с её основной функцией – итоговым контролем и оценкой качества образовательного процесса. При этом студентам-дипломникам и их руководителям следует учитывать те основные требования и показатели, по которым производится оценка выполнения и защиты выпускной квалификационной работы и уровня профессиональной подготовленности студента. Интегрально эти основные требования сводятся к следующему:

1) умение четко формулировать рассматриваемую задачу, определять ее актуальность и значимость, структурировать решаемую задачу;

2) обоснованно выбирать и корректно использовать наиболее эффективные методы решения задач;

3) уметь генерировать и анализировать альтернативные варианты и принимать оптимальные решения с учетом множественности критериев, влияющих факторов и характера информации;

4) использовать в работе современные информационные технологии, средства компьютерной техники и их программное обеспечение;

5) уметь осуществлять поиск научно-технической информации и работать со специальной литературой;

6) грамотно, с использованием специальной терминологии и лексики, четко, в логической последовательности излагать содержание выполненных разработок.









1.2. Содержание и объем дипломной работы


В выпускной квалификационной работе должны содержаться следующие структурные части структурных элементов в порядке их следования:

– титульный лист;

– содержание (оглавление);

– задание на ВКР;

– отзыв руководителя (вкладывается);

– рецензия (вкладывается);

- график выполнения выпускной квалификационной работы

Объем ВКР составляет 35 – 50 страниц не включая приложения.

ВКР имеет определенную структуру, составные части:

- введение,

- основная часть,

- заключение, выводы

- библиография (список источников),

- приложения.

  Во введении раскрывается актуальность выбранной темы; формулируется проблема, которую выпускник должен решить в данной работе; определяются цели и задачи, решение которых необходимо для достижения данной цели; определяются объект и предмет исследования: объект - где проводится исследование (район), на базе какой организации (предприятия); предмет - что исследуется (например, технология возделывания и пр.); даются особенности и краткое содержание теоретической и практической частей работы.

 Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.

 Объект исследования — это та или иная область профессиональной деятельности, которая выражена в теоретических или практических знаниях о ней. Предмет исследования — это та или иная сторона, свойство, отношение объекта, которые изучаются с определенной целью и в определенных условиях.

 Следующий шаг — определение цели и задач исследования. Цель вытекает из темы и проблемы профессионального поиска и имеет две составные части: теоретическую и практическую.

 Задачи исследования — это составные части цели. Задачи исследования обозначены, как правило, в структуре содержания работы.

 Требования к изложению материала:

При изложении теоретического материала ВКР необходимо соблюдать следующие основные требования:

 -  конкретность, подразумевающая, что из всего многообразия приобретенных в ходе выполнения работы знаний, сведений, данных будут отобраны только те, которые необходимы для раскрытия темы или решения проблемы;

-   четкость, которая   достигается   выделением   в тексте отдельных   частей, характеризующихся смысловой связностью и цельностью;

 -   логичность, предусматривающая     определенную, заранее     принятую последовательность этих частей;

 -   аргументированность (т. е. доказательность), когда каждая высказываемая мысль подкрепляется убедительными доводами (почему это так, а не иначе) или подтверждается авторитетными мнениями ведущих специалистов данной области;

 -   точность формулировок, которая позволит избежать неоднозначного толкования ваших высказываний.

  В заключении последовательно излагаются теоретические и практические результаты и суждения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими, четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности работы. Результаты (выводы) исследования должны соответствовать поставленным цели и задачам.

 Список источников (библиография). Оформляется по правилам библиографического описания источников информации в алфавитном порядке. В библиографическом списке, который оформляется в соответствии с  ГОСТом, указываются порядковые номера, фамилии и инициалы автора,  название книг, журналов, статей и т.п., место издания, наименование издательства, год издания и объем источника в страницах. В тексте записки должны быть сделаны все ссылки на порядковые номера использованных источников из списка (номера проставляются в квадратных скобках).

 Каждый включенный литературный, информационный источник должен иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен указать, откуда взяты приведенные материалы. Нельзя включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые фактически не были использованы.

 Приложения. Включают в себя дополнительные материалы для более полного и наглядного раскрытия темы работы. Это могут быть схемы, таблицы, графики, фотографии, описания, макеты, сценарии, анкеты, тесты, рисунки, презентации.

 Приложения в общий объем ВКР не входит и могут быть оформлены как отдельный том к работе.









1.3 Порядок выполнения дипломных работ


Сроки начала и окончания дипломной работы определяются учебным планом. Руководитель в присутствии студента разрабатывает график предоставления отдельных разделов дипломной работы. Студент выполняет дипломную работу по графику. По окончанию работы, но не позднее срока сдачи по графику, дипломная работа, подписанная студентом сдается руководителю. При положительном решении руководитель подписывает работу и дает письменный отзыв о дипломной работе, где отмечает: правильность понимания дипломником задач, поставленных темой и степень их проработки, существенную новизну и наиболее интересные решения, практическую полезность работы (внедрения, публикации и др.), качество разработки и оформления дипломной работы, умение анализировать и делать обоснованные выводы и предложения, знания, навыки и отношение к работе, показанные во время написания дипломной работы, степень самостоятельности в решении поставленных задач;

Руководитель в конце отзыва оценивает дипломную работу и делает заключение о подготовленности дипломника к самостоятельной работе. Внешний рецензент назначается из числа ведущих специалистов предприятия или других организаций, где проходил практику выпускник. При положительном отзыве заведующий отделением заполняет бланк направления на внешнюю рецензию. В рецензии отмечается: актуальность темы, соответствие выполненной дипломной работы заданию, оригинальность, новизна, глубина и обоснованность решений, возможность практического использования полученных результатов, качество дипломной работы, слабые стороны и недостатки, общий вывод о дипломной работе, ее оценка, мнение о возможности присвоения автору квалификации по специальности;

- после рецензирования всякие исправления в дипломной работе не допускаются, свое несогласие с рецензией студент может высказать в заключительном слове после защиты дипломной работы;

- к защите дипломной работы студент должен совместно с руководителем подготовить доклад на 10 – 15 минут, в котором отразить: полное наименование темы и ее актуальность, цели и задачи, поставленные дипломником, краткий анализ своей работы. В заключение о возможности реализации предложений дипломной работы и их дальнейшее совершенствование;


1.4 Оформление дипломной работы


Оформление должно соответствовать всем требованиям.

Требования к оформлению документов:

- максимальная длина строки многострочных реквизитов - 28 печатных знаков. Если заголовок к тексту превышает 150 знаков, его допускается продлевать до границы правого поля или переносить на следующую строку. Точку в конце заголовка не ставят;

- все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа;

- цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

- каждый раздел, а также введение и заключение начинаются с новой страницы;

- на титульном листе дипломной работы указывается наименование техникума, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, фамилия и инициалы руководителя дипломной работы, фамилия и инициалы рецензента работы;

- все листы работы и приложений следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку;

- таблицы и рисунки должны иметь названия и сквозную порядковую нумерацию в пределах раздела. Например, следует писать: таблица 2.1 «Структура посевных площадей ООО Агрофирмы Сарсазы»;

- порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать период времени, к которому относятся данные.

- порядковый номер рисунка и его название проставляются над рисунком;

- номер таблицы пишут в правом верхнем углу арабскими цифрами над ее заголовком;

- размер бумаги — А4

- поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, сверху —20 мм, снизу —20 мм

Настройки основного стиля:

Шрифт — 14, типа Times New Roman

Межстрочный интервал — полуторный

Отступ красной строки — 1,3 см

Отступы до и после абзаца — 0

Выравнивание — двухстороннее

Переносы установлены;

Настройки стилей заголовков:

Заголовок Раздела:

Шрифт 16, типа Times New Roman, жирный

Межстрочный интервал — 2

Отступ красной строки — 0

Отступ до и после абзаца — 12 пунктов

Начинать с новой страницы

Выравнивание — по центру;

Дипломная работа должна включать следующие разделы:

Содержание

Введение

Раздел 1. Характеристика хозяйства

1.1 Общая характеристика хозяйства

1.2 Климатические условия и рельеф хозяйства

1.3 Морфологическая, агрохимическая и физико-химическая характеристика почв

1.4 Структура посевных площадей

1.5 Урожайность сельскохозяйственных культур за последние 3 года

Раздел 2. Биология возделывания культуры

2.1. Ботанико-морфологическая характеристика культуры

2.2 . Биологические особенности культуры

2.2.1 Требования к теплу

2.2.2 Отношение к свету

2.2.3 Требования к влаге

2.2.4Требования к почвам

2.2.5 Фазы роста и развития культуры

Раздел 3. Разработка технологии возделывания культуры

3.1 Система севооборотов (место в севообороте)

3.2.Расчёт величины действительно возможного урожая (Уд) культуры

3.3. Разработка системы удобрения культуры

3.3.1.Расчет нормы удобрений под запланированную урожайность
3.4.Разработка системы обработки почвы

3.5. Сорта и подготовка семян к посеву

3.6. Посев

3.7. Уход за посевами и интегрированная система защиты растений

3.8. Уборка урожая (сроки и способы)

3.9. Первичная обработка и хранение

3.10 Технологическая схема возделывания культуры
4. Экологическая безопасность

5. Предложения по энерго- и ресурсосбережению

Выводы

Список использованной литературы

Приложения







1.5 Примерный график выполнения выпускной квалификационной работы

№ п/п

Наименование этапов выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы

Срок выполнения

Примечание


1.

Согласование темы дипломной работы с руководителем, утверждении темы и руководителя ВКР



2.

Подготовка и утверждение структуры

(Оглавление ВКР)



3.

Подготовка материалов исследований для написания 1 главы ВКР, согласование текста 1 главы, устранение замечаний руководителя по 1 главе ВКР



4.

Подготовка материалов исследований для написания 2 главы ВКР, согласование текста 2 главы, устранение замечаний руководителя ВКР по 2 главе ВКР



5.

Подготовка материалов исследований для написания 3 главы ВКР, согласование текста 3 главы, устранение замечаний руководителя ВКР по 3 главе ВКР



6.

Согласование содержания приложений к ВКР



7.

Согласование текста Введения и Заключения ВКР с руководителем



8.

Предоставление руководителю полного текста ВКР



9.

Предзащита ВКР



10.

Представление руководителем ВКР отзыва на ВКР



11.

Переплет ВКР и представление ВКР Зав. отделением на утверждение и утверждение ЗУР



12.

Рецензирование ВКР



13.

Представление ВКР в зав. отделением



14.

Представление студентом текста выступлений и презентации руководителю ВКР. Согласование раздаточного материала.



15.

Защита ВКР





Студент – дипломник


Руководитель работы





1.6 Рецензирование выпускных квалификационных работ

Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ. На рецензирование одной квалификационной работы техникумом предусмотрено 2 часа.

Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за день до защиты выпускной квалификационной работы.

Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

Заместитель директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в Государственную аттестационную комиссию.


1.7 Организация защиты ВКР


После завершения написания выпускной квалификационной работы организуется предварительная защита, на которой особое внимание уделяется отработке доклада (формы и содержания). Предварительная защита проводится не позднее чем за 1 неделю до итоговой государственной аттестации. К предварительной защите студент представляет:

  • готовую выпускную квалификационную работу, подписанную автором, руководителем, всеми консультантами. Название темы ВКР должно точно соответствовать ее формулировке, указанной в приказе директора;

  • презентацию диплома в электронном виде на диске в виде слайдов или чертежи и плакаты, выполненные к выпускной квалификационной работе;

  • отзыв руководителя;

Учитывая программу выпускной квалификационной работы, руководитель должен написать отзыв по следующей форме:

  1. Соответствие темы и содержания.

  2. Объем и полнота выполнения дипломного проекта.

  3. Систематичность работы студента над проектом.

  4. Степень самостоятельности выполнения разделов выпускной квалификационной работы студентом.

  5. Объем и полнота использования студентом литературных источников по теме, отечественных и иностранных. Дополнительные исследования и работы, проведенные студентом.

  6. Возможность реализации материалов, разработанных (полученных) студентом в проекте.

  7. Точка зрения руководителя о возможности допуска ВКР к защите и присвоения её автору квалификации «агроном» по специальности 110401Агрономия

На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 15 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной аттестационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии.

В своем выступлении студент обосновывает выбор темы, цели и задачи, решаемые в процессе работы над дипломной работой, раскрывает систему методов исследования, используемых для сбора и обобщения материалов по налогообложению, делает общие выводы;

- после выступления дипломник отвечает на вопросы членов ГАК и замечания рецензента, давая обоснованные ответы или возражения;

- дипломник излагает содержание своей работы свободно, не читая письменного текста. При этом используются заранее подготовленные таблицы и схемы, иллюстрирующие основные положения дипломной работы;

- дипломная работа оценивается положительно, если студент: обосновал актуальность темы, правильно сформулировал проблему, цель, задачи и практическую значимость, привлек достаточное количество источников, глубоко проанализировал их и умело использовал для раскрытия темы, проявил самостоятельность и творческий подход к решению практических задач, сделал соответствующие обобщения и выводы, изложил материал дипломной работы, оформил работу в соответствии с требованиями и по установленным критериям.

При определении окончательной оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

- доклад выпускника по каждому разделу выпускной работы;

- ответы на вопросы;

- оценка рецензента;

- отзыв руководителя;

Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. В протоколе записываются: итоговая оценка выпускной квалификационной работы, присуждение квалификации и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии.

Студенты, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же выпускной квалификационной работы, либо вынести решение о закреплении за ним нового задания на выпускную квалификационную работу и определить срок повторной защиты, но не ранее чем через год.

Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка государственного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением Государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работы.



2.Методические указания к выполнению дипломной работы


Введение


Введение является обязательной структурной частью дипломной работы. Оно должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы и обоснование необходимости проведения данной работы. В нем могут проводиться данные анализа передовых достижений отечественной и зарубежной науки, техники, производства в исследуемой области.

Кратко излагаются задачи, стоящие перед сельским хозяйством по увеличению производства продукции растениеводства, значение изучаемой культуры в решении этих задач. Состояние производства названной культуры и роль поставленных на изучение агроприемов в повышении урожайности и качества растениеводческой продукции. Объем (1 – 2 с). Обосновывают значение темы (разработки, культуры) и ее актуальность, намечают цель проекта (разработки). Сведения берут из учебной и научной литературы.


2.1 Раздел 1. Характеристика хозяйства

2.1.1 Общая характеристика хозяйства


Излагают основные сведения о хозяйстве, по материалам которого вы-

полняется квалификационная работа: местонахождение хозяйства, специализация, размер, организационная структура, обеспеченность основными средствами производства (с.-х. машины и техника, трудовые ресурсы, склады, механизированные тока, навозохранилища и т.д.) и их использование.


2.1.2 Климатические условия и рельеф хозяйства


Дают описание ландшафта территории хозяйства: макро-, мезо- и микро-

рельеф, наличие водоемов, облесенность территории, степень расчленения землепользования- долинами рек, балками и оврагами, группировка с.-х. угодий по степени развития эрозии, крутизне склонов и т.д.

Приводится характеристика агроклиматических ресурсов (количество осадков по месяцам и их количество за год, распределение осадков по периодам года; относительная влажность и температура воздуха, гидротермический коэффициент и направление господствующих ветров; максимальные и минимальные температуры, продолжительность оттепелей зимой и засушливых периодов летом; даты наступления и продолжительность важных для с.-х. производства периодов, сезонов и т.д.) и соответствие их биологическим требованиям главных культур, возделываемых в хозяйстве.



2.1.3 Морфологическая, агрохимическая и физико-химическая характеристика почв


Приводят сведения о земельных угодьях хозяйства (экспликация земель, основные почвенные разности, материнская порода, гранулометрический состав, мощность гумусового горизонта, содержание гумуса и основных

питательных веществ, водно-физические свойства, рН, глубина залегания грунтовых вод, окультуренность полей, засоренность и основные виды сорной растительности) их использовании и соответствии требованиям главных культур, выращиваемых в хозяйстве.

При использовании исходных данных почвенно-климатических условий зоны приводится краткое описание почвенного покрова и характеристика типа почв (на которых планируется возделывать проектируемая культура), основные сведения из агрохимических картограмм по этим типам почв.

Эта глава должна заканчиваться выводами о том, позволяет ли почвенно-климатические условия зоны получить высокие планированные урожаи проектируемой культуры


2.1.4 Структура посевных площадей


Приводятся данные о сложившейся структуре посевных площадей в хозяйстве. Оформляется в идее таблицы 1.


Таблица 1 – Структура посевных площадей в хозяйстве

Культура

Площадь, га

В %

1



2



3



всего





2.1.5 Урожайность сельскохозяйственных культур за последние 3 года


Излагают основные показатели экономического состояния хозяйства

(объем производства и реализации продукции по отраслям и ее товарность,

продуктивность животноводства, производительность труда, себестоимость

продукции, рентабельность отраслей, хозяйства и т.д.).

Сведения для данного раздела берут из систем земледелия, проектов зем-

лепользования, годовых отчетов, бизнес-планов, почвенных карт, картограмм, книг истории полей хозяйств, агроклиматических справочников,

и др. источников. Данные заносят в таблицу 2.

Таблица 2 – Урожайность сельскохозяйственных культур за последние 3 года

№ п/п

Культуры

Урожайность, т/га

20__

20__

20__

средняя

1.






2.






3.








2.2 Раздел 2. Биология возделывания культуры

2.1. Ботанико-морфологическая характеристика культуры



Ценность и продуктивность сельскохозяйственной культуры обуславливается морфологическим строением. Поэтому студент агрономической специальности должен хорошо знать морфологическое строение изучаемой культуры. Ее место в ботанической классификации растений. Должен знать историю развития данной культуры, первичный центр формообразования и агроклиматические условия этого места, строение корневой системы, стебля, листьев, репродуктивных органов и уметь делать анализ строения растения.

В данном разделе описывают ботанико-морфологическую характеристику культуры. Указывают семейство, род, вид, разновидность, строение корня, стебля, листа, соцветия, плода и семени.

Знание ботанического строения растения, его биологических особенностей и почвенно-климатических условий дает возможность правильно применять приемы возделывания культуры. Это позволит создать оптимальные условия для всех этапов развития растения.



2.2 . Биологические особенности культуры


На основе учебных пособий, источников литературы охарактеризовать отношение описываемой культуры к факторам окружающей среды –теплу, свету, влаге, элементам питания, почве, отметить фазы ее развития и критические периоды.


2.2.1 Требования к теплу


Отношение к теплу: минимальная и оптимальная температура

прорастания семян, устойчивость к заморозкам и низким температурам, потребность в тепле в различные периоды жизни растений. Необходимо указать потребность в тепле от посева до созревания (минимальная, оптимальная, максимальная температуры для прорастания семян и прохождения последующих фаз развития). Описать устойчивость к высоким и низким температурам с учётом разных фаз развития. Указать сумму активных и эффективных температур, необходимую для получения урожая, вегетационный период до полного созревания культуры.





2.2.2 Отношение к свету


Отношение к свету: реакция растений на изменение длины, специфическая потребность растений в условиях освещения в различные периоды развития. необходимо изложить, к какому типу растений по отношению к длине светового дня относится данная культура, как влияют изменения продолжительности светового дня и затенение на длину вегетационного периода, урожайность и качество продукции.


2.2.3 Требования к влаге


Отношение к влаге: потребность в воде для прорастания семян, транспирационный коэффициент, потребность в воде в различные

периоды жизни растений. Подчеркнуть, в какой период растения

наиболее требовательны к влаге, описать потребность в воде в разные периоды жизни культуры, начиная с набухания семени. Выделить критические периоды. Указать транспирационный коэффициент. Описать агротехнические приемы, способствующие накоплению влаги в почве и ее рациональному использованию растением. Отметить, как влияет степень обеспеченности растения влагой на продолжительность вегетационного периода, формирование урожая и его качества.

2.2.4Требования к почвам


Отношение к почвам и элементам питания: наиболее подходящие типы почв, гранулометрический состав, оптимальная реакция почвенного раствора. Потребность растений в элементах питания (азоте, фосфоре, калии и др.) в разные периоды жизни. Ход поступления питательных веществ в растения.

Следует дать информацию о требованиях данной культуры к плодородию почвы, реакции почвенного раствора, плотности, засорённости. Указать почвы, наиболее приемлемые по гранулометрическому составу и водно-физическим свойствам для рассматриваемого   культурного растения.

Указать потребность культуры в элементах питания (азоте, фосфоре, калии) для формирования единицы урожая, а также, микроэлементах, их влияние на рост и развитие растения; фазы, в которые растение наиболее нуждается в тех или иных элементах питания; по каким признакам можно определить, в каком элементе питания нуждается или испытывает избыток растение; способность извлекать элементы питания растением из трудно-растворимых соединений; какие формы удобрений предпочтительны для данной культуры.


2.2.5 Фазы роста и развития культуры


На основании источников литературы описать фазы развития

культуры, этапы органогенеза, указать длину вегетационного периода. Указать агротехнические и метеорологические факторы, вызывающие удлинение или сокращение вегетационного периода. Обратить внимание на особенности формирования элементов продуктивности по этапам органогенеза и пути управления продукционным процессом.

Необходимо описать фазы роста и развития культуры за вегетационный период. Выделить фазы, в которые происходит наиболее интенсивный рост и закладка вегетативных генеративных органов будущего урожая и его качества. Привести фазы, критические по отношению к факторам внешней среды.







Раздел 3. Разработка технологии возделывания культуры

3.1 Система севооборотов (место в севообороте)


Вначале дается общая характеристика предшественников для

избранной культуры. Показать какие предшественники для изучаемой культуры являются хорошими, какие - удовлетворительными, а какие недопустимыми.

Затем необходимо привести схему одного из севооборотов хозяйства, в котором имеется данная культура, оценить ее предшественник.


3.2.Расчёт величины действительно возможного урожая культуры


По данным Казанского Федерального Университета на каждый гектар за вегетационный период приходит 2,93 млрд. ккал/га или 12,27 млрд. кДж /га фотосинтетически активной радиации. Из них в мае поступает 0,66, июне- 0,71, июле- 0,69, августе- 0,56 и в сентябре- 0,33 млрд. ккал/га.

Для сравнительной оценки получения урожайности от использования ФАР желательно провести расчеты на двух уровневых показателях: 1,5% для получаемых в производстве средних урожаев и 3% для расчетов планируемой (потенциальной) урожайности.

Расчеты прихода ФАР за вегетацию производятся со дня появления всходов проектируемой культуры до прекращения вегетации по схеме представленной таблице 3.

Таблица 3. Прогнозирование урожайности _______________________ по приходу ФАР.

Календарные сроки вегетации: посев ____________ всходы _____________ прекращение вегетации ______________ вегетационный период составляет________ дней.

Показатели

ДВУ

ПУ

1.Приход ФАР за вегетацию, млрд. ккал/га



2.Коэффициент использования ФАР, %



3.Будет использовано ФАР, млн.ккал



4.Возможная урожайность сухой биомассы, т/га



5.Возможная урожайность при уборочной влажности, т/га ……………………………

в т.ч.основной продукции, т/га …………...

побочной продукции, т/га ………………..

________________________

____________________

Пересчет урожая сухой биомассы на урожай при стандартной уборочной

влажности проводится по формуле:

Х= А х 100/ (100 - ВЛ), где :

Х- урожай при уборочной стандартной влажности.

А- урожай сухой биомассы.

ВЛ- стандартная уборочная влажность.

Стандартная уборочная влажность:

Зерновые (зерно + солома)-14%

Картофель (клубни + ботва)-80%

Сахарная свекла (корнеплоды + ботва)-80%

Для проведения расчетов доли основной продукции предлагается средние многолетние данные: зерновые и зернобобовые культуры (зерно) - 40%, картофель (клубни) - 70%, сахарная и кормовая свекла (корнеплоды) –60% от общей биомассы.

Величина действительно возможной урожайности (ДВУ), определяется влагообеспеченностью посевов, особенно продуктивной ее частью, которая берется по данным содержания влаги весной перед посевом (посадкой) и отрастанием озимых в слое 0-100 см и количество осадков, выпавших за период вегетации культуры.

Средние многолетние данные запаса продуктивной влаги в метровом слое почвы и выпадания осадков по данным метеостанциям расположенных в РТ приведены в таблицах 4. и 5


Таблица 4

Запас продуктивной влаги в метровом слое почвы перед посевом яровых и отрастанием озимых, мм

Метеостанция

Озимые

Зябь

Метеостанция

Озимые

Зябь

Арск

180

190

Тетюши

175

170

Казань

175

185

Чистополь

165

165

Мензелинск

165

175

Отрада

170

170


Запас продуктивной влаги в слое 0-100 см перед посевом озимых культур ­в нормально влажный год составляет 100 - 120 мм, средне – засушливый – 80 – 100 и сильно - засушливый год – 60 – 80 мм.

Коэффициент использования продуктивной влаги из запасов почвы в среднем составляет: для хлебных злаков­ - 0,5; картофеля и зернобобовых культур -­ 0,6; сахарной свеклы - ­1,0.

Большинство с.-х. культур на создание урожая используют 70% продуктивной влаги от выпавших осадков, остальные расходуются на сток и испарения с поверхности почвы.

Следовательно, коэффициент использования продуктивной влаги от выпавших осадков в нормально-влажный год берется 0,7. Учитывая, что РТ находится в зоне недостаточного увлажнения, с частым проявлением засухи в мае и июне на эти месяцы вводится дополнительный коэффициент на засушливость - 0,6, и общий коэффициент использования влаги осадков в эти месяцы будет 0,7 х 0,6 = 0,42.

В сильно засушливый год, когда в мае, июне, июле и августе выпадает 30 и менее мм осадков, дополнительный коэффициент на засушливость (0,6 ) учитывается уже за каждый из этих месяцев, т.е коэффициент использования осадков за эти месяцы будет 0,7 х 0,6 = 0,42. Следовательно, для расчетов возможной урожайности проектируемой культуры предлагается провести для нормально влажного, средне-засушливого и сильно - засушливого года по схеме представленной в таблице 5.

Коэффициент водопотребления величина не постоянная и зависит от множества факторов. Поэтому при определении возможной урожайности с.-х. культур необходимо использовать оптимально-возможные значения для культур сплошного посева (зерновые, зернобобовые и др.) 50-150 мм, для пропашных (сахарная, кормовая свекла, картофель и др.) –5-15 мм на 1 т основной и побочной продукции.

Таблица 5

Среднее количество осадков по ГМС РТ, мм

Месяцы

Арск

Казань

Мензе-линск

Тетюши

Чисто-поль

Отрада

Бугульма

Январь

26

28

21

29

19

28

30

Февраль

20

23

16

26

19

24

25

Март

24

28

18

29

21

28

30

Апрель

24

28

22

29

24

24

30

Май

33

37

40

39

36

34

42

Июнь

51

50

50

49

50

46

52

Июль

52

59

65

58

53

55

64

Август

51

51

53

53

47

50

54

Сентябрь

45

47

47

49

44

44

47

Октябрь

45

45

43

49

41

46

47

Ноябрь

35

37

31

39

34

37

36

Декабрь

30

33

26

37

24

33

34












Таблица 6

Расчет возможной урожайности возделываемой культуры по влагообеспеченности вегетационного периода

Показатели

Нормально влажный

Средне - засушливый

Сильно - засушливый

*1.Запас продуктивной влаги в почве (слой 1 м) перед посевом, мм




*2.Осадки за осенний период, мм (август, сентябрь, октябрь)




3.Запас продуктивной влаги в почве (слой 0 – 100 см) перед посевом (весенним отрастанием озимых), мм




4.Коэффициент использования влаги из почвы




5.Будет использовано влаги из почвы,мм




6.Осадки за весеннее - летний период,мм




7.Коэффициент использования влаги из осадков




8.Будет использовано влаги от осадков, мм




9. Будет использовано влаги всего, мм




10.Коэффициент водопотребления, мм/т




Возможная урожайность основной продукции, т/га





*- по этим показателям расчеты применяются только для озимых культур



3.3. Разработка системы удобрения культуры


Одним из основных способов получения высокой урожайности, является применение минеральных и органических удобрений. Необходимо указать какие удобрения и в каких количествах применяются, что обуславливает получение определенной (указать какой) урожайности. В текстовой части этого раздела показывается роль удобрений в получении урожая сельскохозяйственный культуры, в сохранении и повышении плодородия почвы, а также указываются особенности применения различных видов удобрений и способы их внесения (техника и технология). Затем следует рассчитать норму внесения удобрений для получения запланированной урожайности и составить научно-обоснованную систему удобрения культуры.


3.3.1.Расчет нормы удобрений под запланированную урожайность


Для оценки использования элементов питания из почвы и удобрений необходимо сравнить количество необходимых удобрений для производства действительно возможной урожайности культуры с количеством используемых удобрений для получения фактической урожайности.

Для этого необходимо рассчитать дозы удобрений для выращивания действительно возможной урожайности. При расчете доз удобрений необходимо учитывать: обеспеченность почвы доступным для растений азотом, фосфором и калием, химический состав основной и побочной продукции, вынос питательных веществ с урожаем, коэффициенты использования N, P,K из почвы, органических и минеральных удобрений.

Коэффициенты использования питательных веществ из почвы и удобрение в значительной степени зависят от почвенно-климатических условий, уровня влагообеспеченности и ряда других показателей. В получении этой информации, при написании курсового проекта студент использует данные приложений.

Расчет валового выноса NPK проводят путем умножения плановой урожайности на вынос NPK1 центнером продукции.

Содержание доступных элементов минерального питания в пахотном слое почвы (п. 5) определяется по формуле:

П = п Ч в Ч Н Ч 100 , где

П – содержание доступных питательных веществ в пахотном слое

почвы, кг/га;

п – содержание питательных веществ, мг на 100 г почвы;

в – объемная масса почвы, г/см3 (примерно 1,1-1,2);

Н – глубина пахотного слоя (0,3 м).

Расчет количества используемых питательных веществ из почвы

определяют путем умножения общего их содержания (п. 5) на коэффициент использования из почвы.

Объем использования питательных веществ из навоза определяют умножением общего их содержания в навозе на коэффициент

использования из органических удобрений.

Потребность дополнительного внесения питательных веществ за счет минеральных удобрений (п.12) определяют путем вычитания из показателей выноса NPK с урожаем (п. 3) показателей использования питательных веществ из почвы (п. 7) и навоза (п. 10). С учетом коэффициентов использования питательных веществ из минеральных удобрений (приложение 6) потребность дополнительного внесения элементов минерального питания будет несколько большей (п.12 : коэффициент использования).

Для пересчета общей потребности действующего вещества элементов питания в физическую массу минеральных удобрений необходимо показатель общей потребности разделить на показатель процентного содержания элемента питания в конкретном виде удобрений

(п.14 : п.15).

Таблица. Расчет доз удобрений на возможную урожайность.

Показатели

N

P2O5

K2O

1

2

3

4

1. Фактическая урожайность




2.Выносится с единицей урожая, кг/ц




3.Выносится с урожаем, кг/га (1х2)




4.Имеется в пахотном слое почвы

А)мг на 100г

Б)кг на 1 га




5. Количество элементов питания используемых из почвы, %




6. Будет использовано из почвы, кг/га (4бх5/100)




7. Вносится навоза, т/га




8.Содержится элементов питания в 1 т




9. Вносится элементов питания на 1 га, кг (7х8)




10.Использование элементов питания из навоза, %




11.Будет использовано из навоза, кг/га (9х10/100)




12.Будет использовано из навоза и почвы, кг/га




13.Необходимо внести с удобрениями, кг/га(3-12)




14. Количество элементов питания из удобрений, %




15.Небходимо внести удобрений, кг/га(13х100/14)




16.Необходимо внести в туках. кг/га(15х100/%д. в. удобрений)





После определения потребности в удобрениях нужно составить

систему удобрения культуры, т.е. обосновать сроки и способы внесения удобрений. Систему удобрения необходимо также представить в виде таблицы.

Таблица – Система удобрения культуры.

Удобрения

Сроки внесения удобрений

Всего

основное

предпосевное

При посеве

подкормка

Органические, т/га






Минеральные:






N кг/га д.в.






P2O5кг/га д.в.






K2O кг/га д.в.






В конце раздела необходимо привести агротехнические требования к качеству внесения удобрений.


3.4.Разработка системы обработки почвы


Описать агротехнологию применяемую при выращивании данной культуры. Обратить внимание на целесообразность проведения агроприемов от уборки предшествующей до уборки возделываемой культуры с учетом сроков уборки, характера растительных остатков, состояния почвы, агробиологических особенностей последующей культуры, типа и степени засоренности, видового состава сорняков. Желательно установить календарные сроки проведения работ при выращивании культуры. Особое внимание обратить на марки сельскохозяйственных орудий. Дать предложения по усовершенствованию технологии возделывания данной культуры. Планируемая система обработки почвы должна основываться на использовании современных машин и орудий и должна быть почвозащитной и ресурсосберегающей.

Кроме текста с анализом и предложениями систему обработки почвы необходимо представить по форме таблицы.

Таблица – Система обработки почвы

Приемы обработки почвы

Срок проведения

Глубина,см

Орудия для обработки





В конце данного раздела необходимо привести агротехнические

требования к качеству обработки почвы.


3.5. Сорта и подготовка семян к посеву


Разработку технологий начинают с подбора сортов, соответствующих местным почвенно-климатическим условиям.

Студент должен самостоятельно выбрать сорт для условий конкретного хозяйства. Для правильного выбора сорта студент должен ознакомиться с государственным реестром селекционных достижений, допущенных к использованию в сельском хозяйстве. В данном разделе дается характеристика выбранного сорта (урожайность, холодостойкость, зимостойкость, устойчивость к полеганию, осыпанию, болезням и вредителям, засухоустойчивость и т.д.).

Привести сведения о сортовых и посевных качествах семян культуры, используемых в хозяйстве.

Качество посевного материала необходимо представить по форме таблицы 7.



Таблица 7 – Качество посевного материала

Сорт ___________________________

Сортовая чистота ________________

Репродукция ____________________

Всхожесть ______________________

Чистота ________________________

Масса 1000 семян ________________

Посевная годность _______________

Влажность ______________________


Далее следует обосновать необходимость обработки семян против возбудителей болезней, вредителей. Указать препарат, норму расхода, срок и способ обработки. В случае необходимости обработки семян микроудобрениями и бактериальными препаратами указать нормы расхода препарата, сроки и способы обработки. Обосновать и другие приемы улучшения посевных и урожайных свойств семян (калибровка, скарификация и др.).


3.6. Посев


Посев является одним из узловых вопросов технологии возделывания и включает целый ряд приемов, особенности применения которых, строго конкретны. Следует указать оптимальные сроки сева, нормы и способы посева, глубину заделки семян, подтвержденные как требованиями культуры, так и почвенно-климатическими условиями.

В начале раздела нужно указать оптимальные сроки посева культуры - агротехнические и календарные (средние). Указать способ посева культуры, ширину междурядий, марки сеялок, которые используют в хозяйстве и более современных, которые можно было бы использовать. Указать глубину заделки семян и сделать расчет нормы высева.

Расчет весовой нормы высева для культур сплошного сева проводят исходя из рекомендованной нормы высева по числу всхожих семян, по формуле:

nЧМ

Нв = Ч 100 , где

ПГ

Нв – норма высева семян, кг/га;

n – число миллионов всхожих семян, высеваемых на 1 гектар;

М – масса 1000 семян, в граммах;

ПГ – посевная годность семян, %.

Посевную годность семян рассчитывают по формуле:

ЧЧВ

ПГ = , где

100

Ч – чистота семян, %;

В – лабораторная всхожесть семян, %.

Норму высева семян сахарной свеклы лучше рассчитывать по

формуле:

КЧnЧМ

Нв = , где

1000

Нв – норма высева семян, кг/га;

К – коэффициент, равный 22,2 при ширине междурядий 45 см;

n – заданное число высева семян на 1 погонный метр рядка;

М – масса 1000 семян, в граммах.

Норму высева семян кукурузы и подсолнечника на гектар мож-

но рассчитывать по формуле:

100 Ч Нр Ч М

Нв = , где

П-Г


Нв – норма высева семян, кг/га;

Нр – число растений на 1 гектар перед уборкой, тысяч;

М – масса 1000 семян, в килограммах;

П – полевая всхожесть семян, % (примерно 90%);

Г – количество погибших растений в процессе вегетации, % (при-

мерно 10%).

Расчет нормы посадки картофеля на 1 гектар делают умножением рекомендуемой густоты стояния растений на среднюю массу одного клубня.

Норму высева кормовых трав указывают в килограммах на 1 гектар (без расчета). Основные сведения необходимо представить в виде таблицы.

В конце раздела следует изложить агротехнические требования к качеству посева.

Таблица – Посев.

Сроки посева

Норма высева, кг/га

Глубина заделки семян, см

Способы посева

Марки сеялок









3.7. Уход за посевами и интегрированная система защиты растений


Эффективность мер борьбы с сорняками зависит от знания видового состава сорняков, степени засоренности полей, биологических и технологических особенностей сорняков и выращиваемой культуры (сроки их сева /посадки/ и т. д).

Описать способы борьбы, которые используются, с определенной агробиологической группой сорняков или с конкретным видом. Перечислить химические препараты, используемые для борьбы с сорняками, в какие сроки они применяются и в каких дозах.

Изучить видовой состав насекомых и возбудителей болезней, которые встречаются и наиболее сильно вредят посевам изучаемой сельскохозяйственной культуре. Степень их распространенности и вредоносности. Описать способы борьбы, которые используются.

Описать приемы ухода за посевом культуры, осуществляемые в хозяйстве. Выявить достоинства и недостатки. Далее необходимо наметить мероприятия по уходу за посевом культуры. Намеченным мероприятиям дать агробиологическое обоснование.

Составить план мероприятий по уходу в хронологической последовательности. Указать сроки проведения мероприятий, агротех-

нические требования к качеству выполнения операций, марки сель-

скохозяйственных машин и орудий.

Привести названия химических средств защиты растений с указанием доз внесения препаратов. Сведения о разрешенных к приме нению пестицидах необходимо взять из «Списка пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации»

Таблица – План мероприятий по уходу за посевом

Наименование работ

Срок проведения обработки

Химические средства

Марки с.-х. машин

Название препарата

доза внесения







3.8. Уборка урожая (сроки и способы)


Выбор сроков и способов уборки зависит от особенностей созревания культуры, ее морфологических особенностей и физико-механических свойств основных частей урожая. Рекомендации по уборке должны содержать сведения о сроке и способе уборки, у зерновых – высота среза, режим обмолота, технология и организация уборочных работ и вывозка урожая с поля. Особо следует остановиться на мероприятиях, способствующих сохранению качества урожая и борьбе с потерями. В случае необходимости следует рекомендовать применение дефолиации, десикации, и др. предуборочных обработок с указанием препарата, нормы его расхода, сроков и способов обработки.

Описать мероприятия по подготовке полей к проведению уборочных работ. Изложить технологию уборки урожая с учетом особенностей созревания культуры. Указать факторы, влияющие на выбор способа уборки. Указать марки уборочных машин применяемых в хозяйстве, а также марки наиболее современных и производительных машин, которые можно было бы использовать в данных условиях.

Привести агротехнические требования к качеству уборочных работ.

В конце раздела перечень мероприятий по уборке урожая представить по форме таблицы.

Таблица – Уборка урожая

Наименование работ

Сроки проведения

работ

Марки с.-х. машин


Меры борьбы

с потерями






3.9. Первичная обработка и хранение


Описать послеуборочную доработку продукции и основные требования к ее качеству. Приемы послеуборочной доработки урожая (очистка, сушка, сортировка зерна; сортировка и закладка на хранение картофеля, корнеплодов; заготовка сена, сенажа, силоса и т.д.). Качество продукции, формирование партий по качеству продукции.


3.10 Технологическая схема возделывания культуры


Технологическая карта ­ это технический проект получения планируемой урожайности культуры с детальным указанием перечня мероприятий.

Технологические карта включает последовательный перечень мероприятий, состав и количество агрегатов с указанием марки тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и орудий. Сроки проведения и качественные показатели выполняются в хронологической последовательности согласно агротехническим приемам.

Необходимо составить технологическую схему возделывания

культуры по прилагаемой форме (таблица). В схеме перечислить все технологические операции с указанием сроков проведения работ, агротехнических показателей, марок машин, орудий, тракторов, автомобилей.

При составлении технологической схемы возделывания необходимо учитывать, чтобы агротехнические приемы были направлены на создание благоприятных условий для роста и развития возделываемой культуры.


4. Экологическая безопасность


В этом разделе дается анализ состояния охраны труда и соблюдения техники безопасности в хозяйстве. Разрабатываются дополнительные меры по охране труда в хозяйстве с внедрением рекомендованных в дипломной работе приемов возделывания изучаемой культуры.


5. Предложения по энерго- и ресурсосбережению


Энергетическая оценка предусматривает определение соотношения количества энергии, аккумулированной в урожае в процессе фотосинтеза и затраченной совокупной энергии на производство продукции. Она показывает степень окупаемости энергетических затрат, позволяет выявить наиболее энергоемкие технологические операции и разработать энергосберегающую технологию возделывания культуры.

Провести анализ структуры затрат совокупной энергии. При этом следует выделить наиболее затратные статьи по расходу энергии и по ним указать возможные пути сокращения энергозатрат.

Если новая технология по сравнению с ранее применяемой обеспечивает более высокий чистый энергетический доход, имеет лучшие значения коэффициентов, характеризующих энергетическую эффективность, то ее можно считать энергосберегающей.





Выводы

Студент должен сделать обоснованные и конкретные выводы по каждому разделу дипломной работы. А также обосновать выбранных им мероприятий для обеспечения заданной урожайности культуры.

В них необходимо отразить предложения автора работы по увеличению урожайности и улучшению качества продукции выра­щиваемой культуры в условиях хозяйства.

В заключение отмечается как выполнена задача и достигнуты ли цели, поставленные во введении, содержатся основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе.

Если в работе были проведены расчеты, то в заключении также следует привести числовые данные.

Кратко излагаются основные проблемы и пути их решения. Автору необходимо указать в заключении ожидаемый эффект от мероприятий, которые он предлагает внедрить на объекте. Основные результаты и выводы, подводящие итог выполненной работе, следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано

Выводы должны быть по объему 2-3 страницы.


Список использованной литературы


Список использованной литературы помещается в конце дипломной работы. Указывается перечень литературных источников, использовавшихся для написания работы. Это пронумерованный арабскими цифрами перечень литературы в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий самих источников (используемых книг, статей и пр.). При оформлении списка сведения об источниках приводятся в соответствии с правилами библиографического описания. Список литературных источников оформляется следующим образом. Для разграничения элементов описания используются следующие разделительные знаки:

. – (точка и тире) – ставится перед каждой областью описания, кроме первой (автор и заглавие),

: (двоеточие) – ставится перед наименованием издательства,

/ (косая черта) – предшествует сведениям об ответственности (авторы, составители, редакторы, переводчики),

// (две косых черты) – ставится перед сведениями о документе, из которого взята приведенная в списке работа (статья, глава, раздел).

При использовании Интернет-источников указывается электронный адрес.

Приложение

В приложении приведены карты, справочные данные, таблицы, которые использовались в процессе выполнения дипломной работы, а в тексте дают ссылку. Например: (Приложение 2).

Приложение


Пример расчета норм минеральных удобрений для получения запла-

нированного урожая картофеля.

Элемент питания

N Показатели Способ расчета

N P2O5 K2O

Плановая урожайность

1 из задания Х Х Х

270 ц/га

Вынос элементов питания из

2 0,62 0,30 1,45

с 1 ц продукции, кг приложения 3

Вынос на запланированный

3 п.1 Ч п.2 167,4 81,0 391,5

урожай, кг/га

Содержится в пахотном слое,

4 из задания 6,5 7,0 12,7

мг на 100 г почвы

по формуле

Содержится в пахотном слое, П=п Ч в Ч Н Ч 100 214,5

5 231,0 419,1

кг/га

Коэффициент использования из

6 0,28 0,10 0,25

доступных форм из почвы приложения 4

Будет использовано из почвы,

7 п.5 Ч п.6 60,1 23,1 104,8

кг/га

Внесено навоза 40 т/га

из

8 в 1 т навоза содержится кг д.в. 6,0 3,8 6,4

приложения 5

всего вносится с навозом, кг/га 240,0 152,0 256,0

Коэффициент использования из

9 0,25 0,35 0,65

питательных веществ из навоза приложения 5

Будет использовано из навоза,

10 п.8 Ч п.9 60,0 53,2 166,4

кг/га

Используется из почвы и наво-

11 п.7+п.10 120,1 76,3 271,2

за, кг/га

Требуется внести с минераль-

12 п.3 – п.11 47,3 4,7 120,3

ными удобрениями, кг/га

Коэффициент использования

из

13 питательных веществ из мине- 0,65 0,30 0,90

приложения 6

ральных удобрений

Требуется внести с учетом ко-

14 эффициентов использования из п.12 : п.13 72,8 15,7 133,7

минеральных удобрений, кг/га

34 46 60

Содержится кг д.в. в 1 ц. ми- из справочника

15 амм. дв. хлор.

неральных удобрений по удобрениям

сел. супер. калий

Требуется внести удобрений в

16 п.14 : п.15 2,14 0,34 2,2

физической массе, ц/га




Приложение

Вынос элементов питания 1 ц. основной продукции и соответствую-

щим количеством прочей органической массы, кг

Культуры N P2O5 K2O

Пшеница озимая 3,25 1,15 2,0

Пшеница яровая 4,27 1,24 2,05

Рожь озимая 3,10 1,37 2,60

Ячмень 2,50 1,09 1,75

Овес 2,95 1,31 2,58

Кукуруза (зерно) 3,03 1,02 3,13

Просо 3,30 1,02 3,26

Гречиха 3,00 1,51 3,91

Горох 6,60 1,52 2,00

Соя 7,24 1,41 1,93

Вика (зерно) 6,23 1,31 1,56

Вика (сено) 2,27 0,62 1,00

Подсолнечник (семена) 6,00 2,60 12,00

Рапс яровой (семена) 5,50 3,00 6,50

Свекла сахарная (корнеплоды) 0,59 0,18 0,75

Свекла кормовая (корнеплоды) 0,40 0,13 0,46

Картофель (клубни) 0,62 0,30 1,45

Люцерна (сено) 2,60 0,65 1,50

Клевер луговой (сено) 1,97 0,56 1,50

Эспарцет (сено) 2,50 0,46 1,30

Кострец безостый (сено) 2,20 0,64 1,76

Кукуруза (зеленая масса) 0,45 0,10 0,37




Приложение 4.

Коэффициенты использования NPK из почвы

Культуры N P2O5 K2O

Пшеница озимая 0,20 – 0,35 0,05 – 0,10 0,08 – 0,15

Пшеница яровая 0,20 – 0,30 0,05 – 0,08 0,06 – 0,12

Рожь озимая 0,20 – 0,35 0,05 – 0,12 0,07 – 0,14

Ячмень 0,15 – 0,35 0,05 – 0,09 0,06 – 0,10

Овес 0,20 – 0,35 0,05 – 0,11 0,08 – 0,14

Кукуруза (зерно) 0,25 – 0,40 0,06 – 0,18 0,08 – 0,28

Просо 0,15 – 0,35 0,05 – 0,09 0,06 – 0,09

Гречиха 0,15 – 0,35 0,05 – 0,09 0,06 – 0,09

Горох 0,30 – 0,55 0,09 – 0,16 0,06 – 0,17

Соя 0,30 – 0,65 0,08 – 0,16 0,07 – 0,25

Вика (зерно) 0,25 – 0,40 0,06 – 0,10 0,05 – 0,11

Вика (сено) 0,20 – 0,35 0,06 – 0,09 0,05 – 0,10

Подсолнечник 0,30 – 0,45 0,07 – 0,17 0,08 – 0,24

Рапс яровой 0,20 – 0,35 0,07 – 0,14 0,08 – 0,15

Свекла сахарная 0,25 – 0,50 0,06 – 0,15 0,07 – 0,40

Свекла кормовая 0,20 – 0,45 0,05 – 0,12 0,06 – 0,25

Картофель 0,20 – 0,35 0,07 – 0,12 0,09 – 0,40

Люцерна (сено) 0,35 – 0,70 0,07 – 0,20 0,08 – 0,25

Клевер луговой (сено) 0,30 – 0,65 0,05 – 0,18 0,06 – 0,16

Кострец безостый (сено) 0,30 – 0,45 0,06 – 0,16 0,07 – 0,18

Кукуруза (зеленая масса) 0,20 – 0,40 0,06 – 0,18 0,08 – 0,28


Коэффициенты использования NPK органических удобрений

Культуры N P2O5 K2O

Пшеница озимая 0,20 – 0,35 0,30 – 0,50 0,50 – 0,70

Рожь озимая 0,20 – 0,35 0,30 – 0,50 0,50 – 0,55

Овес 0,20 – 0,25 0,25 – 0,40 0,50 – 0,70

Ячмень 0,20 – 0,25 0,25 – 0,40 0,50 – 0,60

Картофель 0,20 – 0,30 0,30 – 0,40 0,60 – 0,70

Свекла сахарная 0,15 – 0,40 0,20 – 0,50 0,60 – 0,75

Свекла кормовая 0,20 – 0,40 0,40 – 0,50 0,60 – 0,80

Кукуруза 0,35 – 0,40 0,45 – 0,50 0,65 – 0,75


содержание питательных веществ в полуперепревшем навозе в среднем составляет: азота (N) – 0,60%, фосфора

(P2O5) – 0,38%, калия (K2O) – 0,64%.




Коэффициенты использования NPK минеральных удобрений

Культуры N P2O5 K2O

Пшеница озимая 0,55 – 0,85 0,15 – 0,45 0,55 – 0,95

Пшеница яровая 0,45 – 0,75 0,15 – 0,35 0,55 – 0,85

Рожь озимая 0,55 – 0,80 0,25 – 0,40 0,65 – 0,80

Ячмень 0,60 – 0,75 0,20 – 0,40 0,60 – 0,70

Овес 0,60 – 0,80 0,25 – 0,35 0,65 – 0,85

Кукуруза 0,65 – 0,85 0,25 – 0,45 0,75 – 0,95

Просо 0,55 – 0,75 0,25 – 0,40 0,65 – 0,85

Гречиха 0,50 – 0,70 0,30 – 0,45 0,70 – 0,90

Горох 0,50 – 0,80 0,30 – 0,45 0,70 – 0,80

Соя 0,50 – 0,80 0,25 – 0,40 0,60 – 0,75

Вика (зерно) 0,55 – 0,85 0,20 – 0,35 0,65 – 0,80

Вика (сено) 0,50 – 0,75 0,20 – 0,30 0,60 – 0,75

Подсолнечник 0,55 – 0,75 0,25 – 0,35 0,65 – 0,95

Рапс яровой 0,55 – 0,75 0,25 – 0,40 0,70 – 0,80

Свекла сахарная 0,60 – 0,85 0,25 – 0,45 0,70 – 0,95

Свекла кормовая 0,65 – 0,90 0,30 – 0,45 0,80 – 0,95

Картофель 0,50 – 0,80 0,25 – 0,35 0,85 – 0,95

Люцерна (сено) 0,80 – 0,95 0,30 – 0,45 0,80 – 0,95

Клевер луговой (сено) 0,75 – 0,90 0,30 – 0,40 0,75 – 0,90

Кострец безостый (сено) 0,75 – 0,95 0,30 – 0,45 0,80 – 0,85

Титульный лист дипломной работы


Министерство образования и науки

Республики Татарстан

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Чистопольский сельскохозяйственный техникум»


ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зам. директора по учебной работе М.З.Гайнуллин_____________

(

«___»_________ 2015 г.

Дипломная работа



По теме _____________________________________________________________

(тема)


Выполнена студентом____________________________________________

(И.О.Фамилия)

__________________

(номер группы)

Основная профессиональная образовательная программа по специальности ___________________________________________

(шифр и наименование специальности/


Форма обучения ______________________________________


Руководитель __________________________ ______________

(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)









Чистополь,2015г



Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Чистопольский сельскохозяйственный техникум»


Утверждаю:

Зам. директора по учебной работе

М.З.Гайнуллин_____________

«_____»_____________2015 г


Задание

на дипломную работу




Студенту ___________________________________

Группа 241 Специальность 110401 Агрономия


1.Тема дипломной работы:_________________________________________

_________________________________________________________________

2.Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы:

« » 2015 г.


3.Перечень подлежащих разработке задач/вопросов:

Содержание

Введение

Раздел 1. Характеристика хозяйства

1.1 Общая характеристика хозяйства

1.2 Климатические условия и рельеф хозяйства

1.3 Морфологическая, агрохимическая и физико-химическая характеристика почв

1.4 Структура посевных площадей

1.5 Урожайность сельскохозяйственных культур за последние 3 года

Раздел 2. Биология возделывания культуры

2.1. Ботанико-морфологическая характеристика культуры

2.2 . Биологические особенности культуры

2.2.1 Требования к теплу

2.2.2 Отношение к свету

2.2.3 Требования к влаге

2.2.4Требования к почвам

2.2.5 Фазы роста и развития культуры

Раздел 3. Разработка технологии возделывания культуры

3.1 Система севооборотов (место в севообороте)

3.2.Расчёт величины действительно возможного урожая (Уд) культуры

3.3. Разработка системы удобрения культуры

3.3.1.Расчет нормы удобрений под запланированную урожайность
3.4.Разработка системы обработки почвы

3.5. Сорта озимой пшеницы и подготовка семян к посеву

3.6. Посев

3.7. Уход за посевами и интегрированная система защиты растений

3.8. Уборка урожая (сроки и способы)

3.9. Первичная обработка и хранение

3.10 Технологическая схема возделывания культуры
4. Экологическая безопасность

5. Предложения по энерго- и ресурсосбережению

Выводы

Список использованной литературы

Приложения

4.Перечень графического/ иллюстративного/ практического материала: ___________

5.Требования к организации профессиональной деятельности по выполнению дипломной работы:___________________________________________________________



Дата выдачи задания «_____» __________ 2015г.



Руководитель ____________________ (подпись)



Задание принял к исполнению «___» ___________2015 г.

___________________ (подпись студента)



Заведующему отделением

110401 «Агрономия»

Мингалиеву М.М .

От студента __________________





Заявление

Я, студент (ка) курса _

(фамилия, имя, отчество, форма обучения)

прошу утвердить мне тему дипломной работы _

_

_

_

и назначить руководителем _

(ф.и.о)

_ (занимаемая должность)



Подпись студента _







Согласие руководителя: Рассмотрено цикловой комиссией

профессионального цикла

« Агрономия и землеустройство»

Протокол № от г.

Председатель ЦК _

Боярова Н. В.


47




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Садовникова Ирина Владимировна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189301

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства