Здоровье детей - одно из основных источников счастья, радости и полноценной жизни родителей, учителей, общества в целом. Для нас главной проблемой, которая связана с будущим Донецкой Народной Республики, является сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи. Беспокойство вызывает резкое ухудшение состояния физического и умственного развития подрастающего поколения, снижение уровня рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности, особенно детской.
Приходя в школу, 85% детей имеют нарушения соматического и психического характера, увеличивается количество детей, имеющих психоневрологические заболевания. Поэтому главной задачей в деятельности педагогических коллективов учебных заведений на современном этапе должно быть сохранение и укрепление здоровья детей, формирование положительной мотивации на здоровый образ жизни у учителей, учеников и их родителей.
раздел 1
Теоретическое обоснование здоровьесберегающих технологий
1.1 Сущностная характеристика здоровьесберегающих технологий
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить во время обучения знания, которые понадобятся ему в будущей жизни. Осуществление указанной цели возможно при условии внедрения технологий здоровьесберегающей педагогики.
Учитель, владея современными педагогическими знаниями, при постоянном взаимодействии с учащимися, их ними родителями, медицинскими родителями, школьным психологом, планирует и организовывает свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех субъектов педагогического процесса. В своей работе он обращается к различным педагогическим технологиям.
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов, и их взаимовоздействие, которое имеет цель оптимизации форм образования.
В классификации образовательных технологий (управленческой деятельности, организации учебного процесса, воспитательной работы и др.) в последнее время выделилась новая группа - здоровьесберегающие технологии.
Следует отметить, что здоровьесберегающей педагогики не может быть представлена как конкретная образовательная технология. Вместе с тем, понятие "здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности общеобразовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Все педагогические технологии, которыми пользуется учитель на уроке, могут быть определены (количественно или качественно) по степени влияния их на здоровье учащихся.
Некоторые ученые предлагают выделить понятие "здоровьеформирующие воспитательные технологии", понимая под ним те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценность, а также мотивацию на здоровый образ жизни.
Другие ученые под здоровьесберегающими технологиями предлагают понимать:
• благоприятные условия обучения ребенка в школе (без стрессовых ситуаций, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
• оптимальную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований)
• необходимость достаточного и рационально организованного двигательного режима. Комплексная программа здоровья, вводимая в детском коллективе, должна состоять из следующих компонентов:
• физическое воспитание;
• школьная медицинская служба;
• служба питания;
• служба здоровья персонала школы;
• школьная психологическая служба;
• социальные службы;
• участие родителей и общественности.
Учителя-практики дополняют содержание здоровьесберегающих технологий понятием "здоровьесберегающие мероприятия" и реализуют их через:
• диспансеризацию учащихся;
• "Дни здоровья" и туристические походы;
• школьные спортивные праздники;
• беседы о здоровье с учащимися;
• беседы о здоровье с родителями;
• витаминизацию;
• факультативы по проблемам здоровья и здорового образа жизни;
• ведение листков здоровья и стенгазет на оздоровительную тематику и тому подобное.
1.2 Обобщенная характеристика здоровьесберегающей технологии
Деятельность общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, если в полной мере профессионально и эффективно реализуются здоровьесберегающие технологии.
Анализ существующих здоровьесберегающих технологий дает возможность выделить следующие типы технологий в сфере сохранения и укрепления здоровья.
Здоровьесберегающие - те, что создают безопасные условия для пребывания, обучения и работы в школе, и те, что решают задачи рациональной организации воспитательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебного и физической нагрузки возможностям ребенка. К конкретным методам относятся:
• диспансеризация учащихся;
• профилактические прививки;
• обеспечение двигательной активности;
• витаминизация, организация здорового питания (включая диетическое)
• меры санитарно-гигиенического характера, связанные с респираторно-вирусными инфекциями, в том числе гриппом.
Оздоровительные - технологии, направленные на укрепление физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкотерапия.
Некоторые методы (например, фитотерапия и гимнастика) в зависимости от характера воздействия и способов применения и категорий учащихся могут использоваться как в рамках здоровьесберегающих, так и в пределах оздоровительных технологий.
Технологии обучения здоровью - гигиеническое обучение (рациональное питание, уход за телом и т.д.); формирование жизненных навыков (управление эмоциями, разрешение конфликтов и т.д.); профилактика травматизма и злоупотребления психоактивными веществами; половое воспитание. Эти технологии реализуются благодаря включению соответствующих тем к предметам общеобразовательных учебного цикла; введению в вариативной части учебного плана новых предметов; организации факультативного обучения и дополнительного образования.
Воспитание культуры здоровья - воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирования представлений о здоровье как ценность, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышения ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи .
Эти технологи могут быть представлены иерархической структурой с учетом того, каким образом каждый ученик вовлечен в учебный процесс:
• позасубъектные: технологии рациональной организации учебного процесса, формирование здоровьесберегающей воспитательной среды, формы организации здорового питания (включая диетическое)
• те, обладающих пассивным участием учеников: фитотерапия, офтальмологи-тренажеры и т.д.;
• те, что осуществляются при активной позиции учащихся: различные виды гимнастики, технологии обучения здоровому образу жизни, воспитание культуры здоровья.
Принципы обучения, которые отражают самые важные и насущные потребности общества, соответствуют целям здоровьесберегающих образовательных технологий.
Общеметодические и специфические принципы существуют в органическом единстве, образуя систему. Они раскрывают закономерности оздоровительной педагогики.
Для достижения цели здоровьесберегающих образовательных технологий применяются следующие группы средств:
• двигательной направленности (физические упражнения, физкультминутки, динамические перерыва, лечебная физкультура, подвижные игры и др.);
• оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция, витаминотерапия и др.);
• гигиенические (выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общая гигиена, соблюдение режима дня и режима двигательной активности, режима питания и сна и др.).
Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только при условии разумного использования методов здоровьесберегающего влияния.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях применяются две группы методов: специфические (присущие только процессу педагогики) и педагогические (применяются во всех случаях обучения и воспитания). Среди специфических методов на основе существующей педагогической практики можно выделить следующие: рассказ, дидактическое рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, видеометод упражнения, практический метод, ситуативный метод, игровой метод, активные методы обучения.
Использование методов и приемов зависит от профессиональных способностей учителя, его личной заинтересованности; от региональных и местных условий. Только объединив все отдельные подходы в единое целое, можно создать оздоровительное образовательное пространство, где будут реализованы идеи здоровьесберегающей педагогики.
Цель всех здоровьесберегающих образовательных технологий - сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни
В целом процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики состоит из трех этапов, которые отличаются друг от друга как специфическими задачами, так и особенностями методики.
Исследованиями доказано, что эффективность формирования здорового образа жизни требует активного привлечения учащихся к здоровьесберегающей учебного процесса, формирование у них активной позиции по укреплению и сохранению собственного здоровья. Анализ здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений Украины разрешил выделить составляющие модели этой деятельности. Она должна сочетать такие формы и виды работы:
• коррекцию нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
• различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом их психологического и физиологического воздействия на учащихся;
• контроль за выполнением санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса; нормирование учебной нагрузки и профилактику переутомления учащихся;
• медико-психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья, физического и психического развития учащихся;
• разработку и реализацию учебных программ по формированию у учащихся навыков ведения здорового образа жизни и профилактики вредных привычек;
• деятельность службы психологической помощь учителям и ученикам в преодолении стрессов, состояния тревоги; содействие гуманному отношению к каждому ученику; формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе учителей ;
• организацию и контроль за соблюдением сбалансированного питания всех учащихся школы;
• меры, способствующие сохранению и укреплению здоровья учителей и учащихся, создание условий для их гармоничного развития.
Конечно, решение проблемы сохранения здоровья детей и подростков требует внимание всех заинтересованных в этом: педагогов, медиков, родителей, представителей общественности. Однако особое место и ответственность с оздоровительной деятельности отводится образовательной системе, которая должна и имеет все возможности для того, чтобы сделать образовательный процесс здоровьесберегающих. и в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем Донецкой Народной Республики.
раздел 2
Закрепление знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья и их дальнейшего использования
2.1 Технология проектирования Школы содействия здоровью
Школа работает в режиме 5-дневной недели. Педагогами школы разработаны и используются на каждом уроке оздоровительные динамические паузы, которые помогают восстановить умственную и физическую работоспособность.
Также разработаны упражнения для психологической разгрузки учащихся на каждом уроке.
Для сохранения здоровья учащихся большое значение имеет организация рационального питания. В школе проводится бесплатное питание детей 1-4-х классов, которое соответствует диетическим требованиям и физиологическим потребностям детей и подростков. При создании рациона питания для учеников придерживается сбалансирования энергетической ценности содержания белков, жиров и углеводов. Ежедневно проводится анализ меню. Строго выполняются все необходимые условия санитарного контроля. Для активизации защитных функций организма проводится витаминизация.
Организацию здорового отдыха детей сегодня взяла на себя школа. Причем спланировано этот отдых так, чтобы каждый ученик нашел себе интересное и содержательное занятие. Поэтому предлагаются вечера отдыха, заседания клубов по интересам, дебаты, соревнования эрудитов, "круглые столы" активных читателей и много других интересных мероприятий. Но наиболее полезным является отдых на спортплощадках или в спортивном зале.
Разработаны правила для учащихся, способствуют формированию здорового образа жизни учащихся.
На уроках физкультуры учителя учитывают возрастные и анатомо-физиологические особенности развития учащихся раскрывают значение занятий физическими упражнениями, способствуют формированию умений и навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма.
Путем решения учебных проблем, развивающих (оздоровительных), познавательных и воспитательных целей педагоги работают над развитием у учащихся основных физических качеств и двигательных способностей, способствуют формированию жизненно важных двигательных навыков и умений. Прививают интерес и привычки к занятиям физическими упражнениями, предоставляют элементарные знания по физкультуре, гигиены и здорового образа жизни, воспитывают бережное отношение к своему здоровью, способствуют воспитанию морально-волевых и психологических качеств личности.
На уроках физкультуры проводятся межпредметные связи с анатомией и физиологией человека, гигиеной, географией, музыкой, историей физкультуры и спорта.
Эффективное внедрение здоровьесберегающей технологии происходит только при условии, что сам процесс внедрения, составляющие технологии, пути реализации будут понятны, логично обоснованные и информационно открыты для педагогов и учащихся, сознательно воспринимаются ими. Поэтому очень важна система обучения субъектов образовательного процесса.
Обучение педколлектива осуществляется:
На педсоветах: Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе" "
На семинарах. Тема: "Здоровье как ресурс, который обеспечивает способность ребенка к развитию". Информационно-аналитическое сообщение о современных тенденциях в решении проблем здоровья школьников. Проблемы формирования культуры здоровья участников образовательного процесса.
Тема: "Роль участников образовательного процесса в формировании культуры здоровья". Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Место психологической службы школы в формировании психологического здоровья учащихся. Формирование социального благополучия детей. Сотрудничество родителей и педагогов в сохранении и укреплении здоровья детей. Роль медработников в оздоровлении учащихся.
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в школе". Здоровьесберегающие технологии как необходимость для сохранения здоровья. Творческие мастерские учителей. "Круглый стол" по проблемам внедрения здоровьесберегающих технологий.
На заседаниях методических объединений рассматривают следующие вопросы: "Воспитание у учащихся начальных классов ответственного отношения к своему здоровью", "Индивидуальная работа на уроках", "Проверка знаний без стрессов", "Воспитание бережного отношения к жизни - на каждом уроке", "Как предотвратить перегрузку учебного процесса", "Применение разноуровневого обучения", "Использование интерактивных методов обучения", МО классных руководителей работает над проблемой "Воспитание устойчивого неприятия вредных привычек"
Проводится контроль за состоянием здоровья, физическим развитием детей, который начинается с первого обследования, а затем при повторных обследованиях ежегодно дается оценка состояния здоровья, физического развития, решается вопрос об индивидуальных назначения реабилитационной и коррекционной работы. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья, физического развития, учитывается эффективность реабилитации, результаты доводятся до классных руководителей, родителей, фиксируются в банке данных о здоровье учеников. Этот блок осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием и профилактикой травматизма.
На основе анкетирования детей и родителей ведется наблюдение и сравнение результатов, которые свидетельствуют об изменениях в отношении к вредным привычкам, в отношении к школе, к здоровому образу жизни, к негативным явлениям.
В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассные взаимодействие и микрогрупова работа. Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в школе невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. В школе во второй половине дня для детей проходят занятия, включающие подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования: школе ежегодно проходят общешкольный "День здоровья" с привлечением всех детей, учителей родителей.
Оптимизация двигательного режима учащихся - один из факторов, который позволяет приблизить школьную среду к природной среде ребенка.
Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятий и просто дать ребенку возможность подвигаться. При благоприятных погодных условиях уроки физической культуры и уроки в начальной школе проводятся на природе.
В каждом учебном кабинете силами учащихся созданы Уголки здоровья, отражающие здоровьесберегающей деятельности классных коллективов.
Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
В школе разработан ряд профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, постоянно внедряются интерактивные формы работы с учащимися, родителями. Сотрудничество с медицинскими учреждениями, проведение исследований в этом направлении помогает оптимизировать работу по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, сделать ее более эффективной.
Коридоры школы украшены картинами, цветами, создает положительный психоэмоциональный фон у учащихся. Активная связь школы с родителями, другими учебными заведениями и общественными учреждениями предоставляет широкие возможности для реализации целей обучения и воспитания учащихся, создает систему преемственности в обучении между дошкольным учреждением и школой.
Педагогическим коллективом школы накоплен передовой опыт работы по предупреждению вредных привычек. С этой целью используется содержание учебных предметов, различные формы разъяснительной работы: беседы и лекции на воспитательных часах; классные собрания; диспуты с приглашением квалифицированных специалистов (врачей, психологов, работников правоохранительных органов).
В конце каждого учебного года проводится традиционная общешкольная конференция родителей, детей и учителей "Мы и наши дети: выбираем здоровый образ жизни».
Выводы
Исследованиями доказано, что эффективность формирования здорового образа жизни требует активного привлечения учащихся к здоровьесберегающей учебного процесса, формирование у них активной позиции по укреплению и сохранению собственного здоровья. При анализе здоровьесберегающей деятельности можно выделить составляющие модели этой деятельности. Она должна сочетать такие формы и виды работы:
• коррекцию нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
• различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом их психологического и физиологического воздействия на учащихся;
• контроль за выполнением санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса; нормирование учебной нагрузки и профилактику переутомления учащихся;
• медико-психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья, физического и психического развития учащихся;
• разработку и реализацию учебных программ по формированию у учащихся навыков ведения здорового образа жизни и профилактики вредных привычек;
• деятельность службы психологической помощь учителям и ученикам в преодолении стрессов, состояния тревоги; содействие гуманному отношению к каждому ученику; формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе учителей;
• организацию и контроль за соблюдением сбалансированного питания всех учащихся школы;
• меры, способствующие сохранению и укреплению здоровья учителей и учащихся, создание условий для их гармоничного развития.
Формирование ценностной мотивации личности к здоровому образу жизни, воспитание здорового человека - процесс достаточно сложный и противоречивый. Ориентация и состояние семейного воспитания не всегда помогают нам в этой работе. Увеличение количества проблемных семей, занятость родителей, отсюда - недобросовестное выполнение воспитательных функций. К тому же, по результатам социологических исследований, многие дети именно в семье получают первый негативный жизненный опыт. Поэтому следует не один год работать над тем, чтобы каждый ребенок осознал тот факт, что состояние здоровья и творческих возможностей человека почти на 70% зависит от него самого, от уровня и стиля его жизни, от его собственной культуры здоровья и только на 30% - от факторов внешней среды, а также то, что здоровье является основной жизненной ценностью человека.
Конечно, решение проблемы сохранения здоровья детей и подростков требует тельные внимание всех заинтересованных в этом: педагогов, медиков, родителей, представителей общественности. Однако особое место и ответственность с оздоровительной деятельности отводится образовательной системе, которая должна и имеет все возможности для того, чтобы сделать образовательный процесс здоровьесберегающих, и в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем поколении .
Список литературы
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -Т.3.
2. Шеремет И. Индивидуальная антиалкогольная воспитательная работа в деятельности учителя физической культуры // Физическое воспитание в школе. -2005. -№6. -С.46-48
3. Кравченко Л. Влияние разностороннего физического воспитания на развитие физических и нравственных качеств учащихся // Здоровье и физическая культура. 2009. -№9 (141). -С.1-6 Рябченко С. Физическое воспитание школьников // Здоровье и физическая культура. -2007. -№26 (86). -С.10-20
4. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. -Тернополь: Учебная книга "Богдан", - 2001. -Ч.1. -272 С.
5. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. -Тернополь: Учебная книга "Богдан", - 2001. -Ч.2. -248 С.