Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на тему: «Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Успенская основная общеобразовательная школа»
Семинар директоров
ДОКЛАД
на тему:
«Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий»
2017
“Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская)
Педагогический коллектив нашей школы работает над единой методической темой «Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся с использование здоровьесберегающих технологий»
Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляют 10 педагогических работников. Педагогический стаж от 27 до 36 лет. В школе работают педагоги с опытом работы. Все учителя имеет первую квалификационную категорию. Это творчески работающие учителя, владеющие современными образовательными технологиями, эффективно применяющие их в практической профессиональной деятельности; владеющие методами обучения, воспитания и развития учащихся. В школе обучается 24 учащихся.
Методика ЛОО, разработана доктором психологических наук, профессором Ираидой Сергеевной Якиманской.
Основная задача личностно-ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта, совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
ЦЕЛЬ работы над общешкольной темой
Обеспечить реализацию личностно-ориентированного обучения и воспитания с использование здоровьесберегающих технологий как одного из условий повышения качества образования.
О ЛОО говорить начали давно и многим всё, о чём мы будем говорить сегодня, покажется далеко не ново. Но, тем не менее, мы сегодня поднимаем важный вопрос.
Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений.
В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность.
Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются:
Сформировать у школьников практические навыки самообразования.
Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельность).
Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения.
В центре внимания данного обучения– личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика, для формирования его субъективной позиции .
О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной деятельности.
Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:
межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами, другими учащимися.
направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;
степень профессиональной компетентности педагогов школы,
материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция и форма организации. – это та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности, а также предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию.
При этом перед учителем встают новые задачи:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору способов выполнения заданий;
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чём были ошибки, как они были исправлены.
Для решения этих задач на уроках учителя нашей школы ведут целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность школьника, прежде всего с мотивацией и интересами.
Подбор дидактического материала к уроку учителя осуществляют, опираясь на знание индивидуальных особенностей каждого ученика в работе, предоставляют набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, рисунком, схемой, предметным изображением.
Ребята обсуждают варианты ответов, высказывают различные точки зрения, комментируют способы действий, анализируют ошибки. В случае неправильного ответа учитель вступает в диалог, оказывая помощь и поддержку наводящим вопросом. В условиях такой совместной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству.
На уроках математики, русского языка, физики, химии используются дифференцированные задания различного уровня сложности и творческого уровня. Причем, предоставляют учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Это позволяет развивать всех учащихся, в том числе и самых слабых.
На уроках устных предметов ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из Интернета и других источников. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы и организованные наблюдения в начальных классах. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют сообщения, рисуют рисунки. Это побуждает учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений.
Уроки технологии, ИЗО, искусства проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями, готовят проекты. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания об эстетическом вкусе, расширяется их кругозор.
Так же некоторые учащиеся, участвуют в защите исследовательских работ.
На уроках учителя активизируют деятельность ученика, его личностные качества в виде ситуации выбора, успеха, игры, диалога. Посещая уроки, наблюдая за учащимися, видно, что ребята чувствуют себя комфортно, обучаются в заданном для себя режиме.
Личностно-ориентированный подход ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его возрастного развития для выявления индивидуальных особенностей ребенка.
Личностно-ориентированные технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много удаляется внимания сохранению здоровья школьников. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Здоровье ребенка, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к различным факторам окружающей среды.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходиться на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов. И по мере устранения этих факторов исчезают. И около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс. Многие научные исследования доказывают, а практика подтверждает, что эффективно начинать учебу в школе могут только здоровые дети.
«Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
6. Стрессовая учебная деятельность.
9. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей»
К интенсификации процесса обучения относится увеличение количества учебных часов или реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению объёма домашнего задания, а также к перегрузкам и утомлению.
И, несмотря на то, что при интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психологии и педагогики, чаще всего это приводит к нарушению максимально допустимой нагрузки для учащихся.
Очень часто школа нарушает эти требования и отнимает все свободное время. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.
Не менее важная причина, ведущая к снижению здоровья – это гиподинамия.Врачи отмечают дефицит активности у детей школьного возраста. Школьники находятся без движения почти половину суток. В школе преобладают малоподвижные занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. В результате у учащихся появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, изменение осанки, снижение иммунитета.
Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.
Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся:
Федеральные государственные образовательные стандартыначального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.
1. Это новые идеи образования, которые заключаются в том, что осуществляется переход от успешности школы к успехам ребенка, развивающегося как личность.
2. Это обязательное наличие программы формирования здорового и безопасного образа жизни у школьников разных ступеней обучения.
3. В документе обозначены направления деятельности учителя и школы по формированию здорового и безопасного образа жизни школьников.
На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.
На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
Таким образом, великие философы - мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Это приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.
Рассмотрим основные требования к организации здоровьесберегающего урока.
1. Учитель обязан обеспечить комфортные гигиенические условия в классе. К ним относится установленный СанПиНом режим температуры и влажности. Строгое соблюдение графика проветривания классного помещения. Необходимо следить за уровнем освещения класса и освещением доски. В классе во время урока не должно быть никаких посторонних звуков. Парты учащихся должны соответствовать возрасту и росту учащихся, на них должна быть ростовая маркировка. В классе должно быть чисто и красиво. Все эти условия необходимы для сохранения здоровья и профилактики заболеваний учащихся.
2. Структура здоровьесберегающего урока должна состоять из различных элементов урока: цель урока определяет, от типа урока зависит его структура, необходимо учитывать расход времени на различных этапах урока. При подготовке урока, учитель должен вместе с дидактической целью ставить цель здоровьесбережения учащихся. Это должно исключать однообразность урока, которая способствует утомлению школьников. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.
3. Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число используемых методов на уроке должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод, самостоятельная работа, работа с книгой, ТСО и многие другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным.
4. В тоже время необходимо соблюдать правило чередования методов преподавания. Методы целесообразно в среднем через 13 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.
5. Сегодняшний день требует использование в процессе обучения технических средств. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Общее время использования ТСО не должно превышать более 10-15 минут.
6. Хроническое утомление является одним из главных факторов истощения ресурсов здоровья. Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном здоровьесберегающем уроке дети сохраняют работоспособность в течение всего урока. Учитель должен видеть момент наступления утомления учащихся. Снижения их учебной активности, проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.
Внешние признаки усталости ученика - это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.
7. Обязательный элемент здоровьесберегающего урока - физкультминутка. Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека. В соответствии с особенностями детей школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда - важное педагогическое условие организации процесса обучения избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми
8. Здоровьесберегающему уроку характерен определенный психологический климат урока. Он должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций.
9. Педагог должен уметь снять эмоциональное напряжение на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
Задача каждого учителя - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Школьники должны быть убеждены в том, что использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания – это жизненно необходимо. Вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все учащиеся. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно.
Такие понятия, как «беречь здоровье», «не вредить здоровью», не должны остаться лишь добрыми пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть их этому надо учить. Важны соответствующие мотивы. И у школьников такие мотивы необходимо формировать.
Знания о здоровом образе жизни в нашей школе формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение отдается простым методам и приемам: «дням здоровья», практическим занятиям, воспитательным беседам на классных часах, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей.
Во время уроков регулярно проводятся физкультминутки, игровые двигательные упражнения, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно - двигательной системы и мышц глаз, осанки.
В школе у детей наиболее распространены простудные заболевания.
Для профилактики простудных заболеваний проводятся классные часы и беседы на темы профилактики простудных заболеваний. Приглашаются работники амбулатории с беседами. А учащиеся собирают материал о лекарственных растениях, рецепты от простудных заболеваний и оформляют в виде сообщений, рефератов.
Организованы следующие занятия внеурочной деятельности:
«Азбука здоровья»
«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
«Уроки нравственности»
«Волшебный карандаш»
«Добрая дорога детства»
«Азбука пешехода»
«Этикет поведения и общения»
«Я исследователь»
«Мир деятельности»
На протяжении десятка лет дети активно посещали секцию баскетбола, имели хорошие результаты. Участвовали в районных и областных соревнованиях.
В этом году организована волейбольная секция. Дети с 1 по 9 класс с удовольствием посещаю её.
СЕГОДНЯ Вы посетили уроки наших учителей, которые откликнулись на нашу просьбу и постарались показать, как на своих предметах они решают проблему, о которой мы сегодня ведём речь. Продемонстрировали часть того, что и как они применяют на своих уроках, а именно те методы, которые позволяют создать им на уроках и внеурочке личностно-ориентированное обучение с использованием здоровьесберегающих технологий.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.