«Опыт использования здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры».
Дубиненко Т.И.,
учитель физической культуры
КГУ«СОШ №11», г. Семей, ВКО.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Не секрет, что большинство болезней человека закладывается в детские годы, то есть – в семье. Почему же так происходит? Если родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья, то они с раннего детства формируют у ребенка культуру здорового образа жизни, демонстрируя это своим собственным примером. Но, видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться, не осознавая, что основным фактором эффективности учебного процесса является здоровье. Только здоровый ребенок способен в полной мере овладеть школьной программой, а нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении.
Здоровье ребенка во многом определяются средой, в которой он пребывает. А для детей 6 -17 лет этой средой является школа. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. В школьном учебном плане есть только один предмет, который может в определенной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса: возрастание гиподинамии, нарушение осанки, плоскостопие, ухудшение зрения. И этот предмет – «Физическая культура».
Перед каждым учителем физической культуры встают вопросы:
- Как организовать деятельность на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья?
- Как развить интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
- Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех учащихся?
- Как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?
Ответить на них можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Целью своей профессиональной деятельности я считаю поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей здорового образа жизни. Занятия спортом должны приносить ребенку радость! Тогда это засядет у него на уровне подсознания, и он будет стремиться получить эту радость вновь. А значит, будет заниматься физкультурой и спортом на протяжении всей жизни.
Основными направлениями в вопросах здоровьесбережения учащихся я выбрала следующие:
- создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры;
- привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
- повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;
- популяризация здорового образа жизни;
- привлечение детей к занятиям в секциях по различным видам спорта.
Данные направления я реализую через:
- Образовательные программы.
С сентября по май занятия, по возможности, проводятся на свежем воздухе. В осеннее-весенний период – легкая атлетика, подвижные игры; зимой – лыжная подготовка.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Интенсивность физической нагрузки должна соответствовать возрасту и физической подготовке учащихся.
- Учет состояния здоровья ученика.
К ученикам подготовительной группы и со слабой физической подготовкой я использую индивидуальный подход. Также поддерживаю регулярную связь с родителями этих учащихся.
- Обеспечение необходимых гигиенических условий в спортивном зале.
Освещение в спортивном зале, температурный режим, требования к спортивному оборудованию и инвентарю соответствует санитарно-гигиеническими нормам.
- Совершенствование методики проведения урока.
Все уроки я стараюсь строить таким образом, чтобы они имели высокую моторную плотность: делю учащихся на группы, использую круговой, фронтальный методы.
Материал урока располагаю в строгой последовательности от простого к сложному.
Для мотивации к занятиям физической культурой использую:
- На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни, профилактике вредных привычек, основах гигиены и т.д.
- Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения.
- Комбинирую игровой, соревновательный и круговой методы. Применяя тот или иной метод учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, контролирую нагрузку, учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребенка.
- Использую дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Сравниваю детей не друг с другом по принципу «лучше или хуже других», а с самим собой: ты сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постарайся стать лучше, чем сегодня.
- Стараюсь создавать на уроках ситуации успеха, которые способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения.
- Учу детей оценивать свои возможности, самостоятельно составлять комплексы упражнений, анализировать свои действия.
- Включаю игры в урок. Это всегда вызывает у детей положительные эмоции и особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков. Суть здоровьесберегающих технологий заключается в том, что игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся еще увлечены, но уже видны первые признаки утомления.
Анализируя результаты своего опыта я заметила, что использование здоровье сберегающих технологий повышает мотивацию к ведению здорового образа жизни и заинтересованного отношения к собственному здоровью, заметно возрос интерес учащихся к систематическим занятиям спортом, повысились показатели физической подготовленности, улучшилась динамика состояния здоровья.
Список использованной литературы:
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Арти, 2003
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.– М.: Вако, 2004
- Макеева Д.З., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье». СПб., Образование и культу