kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Опыт использования здоровьесберегающих технологий

на уроках физической культуры».

Дубиненко Т.И.,

учитель физической культуры

КГУ«СОШ №11», г. Семей, ВКО.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Не секрет, что большинство болезней человека закладывается в детские годы, то есть – в семье. Почему же так происходит? Если родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья, то они с раннего детства формируют у ребенка культуру здорового образа жизни, демонстрируя это своим собственным примером. Но, видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться, не осознавая, что основным фактором эффективности учебного процесса является здоровье. Только здоровый ребенок способен в полной мере овладеть школьной программой, а нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении.

          Здоровье ребенка во многом определяются средой, в которой он пребывает. А для детей 6 -17 лет этой средой является школа. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. В школьном учебном плане есть только один предмет, который может в определенной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса: возрастание гиподинамии, нарушение осанки, плоскостопие, ухудшение зрения. И этот предмет – «Физическая культура».

Перед каждым учителем физической культуры встают вопросы:

  • Как организовать деятельность на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья?
  • Как развить интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
  • Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех учащихся?
  • Как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?

Ответить на них можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Целью своей профессиональной деятельности я считаю поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей здорового образа жизни. Занятия спортом должны приносить ребенку радость! Тогда это засядет у него на уровне подсознания, и он будет стремиться получить эту радость вновь. А значит, будет заниматься физкультурой и спортом на протяжении всей жизни.

Основными направлениями в вопросах здоровьесбережения учащихся я выбрала следующие:

  • создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры;
  • привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
  • повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • привлечение детей к занятиям в секциях по различным видам спорта.

Данные направления я реализую через:

  • Образовательные программы.

С сентября по май занятия, по возможности, проводятся на свежем воздухе. В осеннее-весенний период – легкая атлетика, подвижные игры; зимой – лыжная подготовка.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Интенсивность физической нагрузки должна соответствовать возрасту и физической подготовке учащихся. 

  • Учет состояния здоровья ученика.

К ученикам подготовительной группы и со слабой физической подготовкой я использую индивидуальный подход. Также поддерживаю регулярную связь с родителями этих учащихся.

  • Обеспечение необходимых гигиенических условий в спортивном зале.

Освещение в спортивном зале, температурный режим, требования к спортивному оборудованию и инвентарю соответствует санитарно-гигиеническими нормам.

  • Совершенствование методики проведения урока.

Все уроки я стараюсь строить таким образом, чтобы они имели высокую моторную плотность: делю учащихся на группы, использую круговой, фронтальный методы.

Материал урока располагаю в строгой последовательности от простого к сложному.

Для мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни, профилактике вредных привычек, основах гигиены и т.д.
  • Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения.
  • Комбинирую игровой, соревновательный и круговой методы. Применяя тот или иной метод учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, контролирую нагрузку, учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребенка.
  • Использую дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Сравниваю детей не друг с другом по принципу «лучше или хуже других», а с самим собой: ты сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постарайся стать лучше, чем сегодня.
  • Стараюсь создавать на уроках ситуации успеха, которые способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения.
  • Учу детей оценивать свои возможности, самостоятельно составлять комплексы упражнений, анализировать свои действия.
  • Включаю игры в урок. Это всегда вызывает у детей положительные эмоции и особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков. Суть здоровьесберегающих технологий заключается в том, что игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся еще увлечены, но уже видны первые признаки утомления.

Анализируя результаты своего опыта я заметила, что использование здоровье сберегающих технологий повышает мотивацию к ведению здорового образа жизни и заинтересованного отношения к собственному здоровью, заметно возрос интерес учащихся к систематическим занятиям спортом, повысились показатели физической подготовленности, улучшилась динамика состояния здоровья.

Список использованной литературы:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Арти, 2003
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.– М.: Вако, 2004
  3. Макеева Д.З., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье». СПб., Образование и культу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры».»

Опыт использования здоровьесберегающих технологий

на уроках физической культуры.



Дубиненко Т.И.,

учитель физической культуры

КГУ«СОШ №11», г. Семей, ВКО.



«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Гиппократ.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Не секрет, что большинство болезней человека закладывается в детские годы, то есть – в семье. Почему же так происходит? Если родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья, то они с раннего детства формируют у ребенка культуру здорового образа жизни, демонстрируя это своим собственным примером. Но, видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться, не осознавая, что основным фактором эффективности учебного процесса является здоровье. Только здоровый ребенок способен в полной мере овладеть школьной программой, а нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении.

Здоровье ребенка во многом определяются средой, в которой он пребывает. А для детей 6 -17 лет этой средой является школа. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. В школьном учебном плане есть только один предмет, который может в определенной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса: возрастание гиподинамии, нарушение осанки, плоскостопие, ухудшение зрения. И этот предмет – «Физическая культура».

Перед каждым учителем физической культуры встают вопросы:

  • Как организовать деятельность на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья?

  • Как развить интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?

  • Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех учащихся?

  • Как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?

Ответить на них можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Целью своей профессиональной деятельности я считаю поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей здорового образа жизни. Занятия спортом должны приносить ребенку радость! Тогда это засядет у него на уровне подсознания, и он будет стремиться получить эту радость вновь. А значит, будет заниматься физкультурой и спортом на протяжении всей жизни.

Основными направлениями в вопросах здоровьесбережения учащихся я выбрала следующие:

  • создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры;

  • привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;

  • повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;

  • популяризация здорового образа жизни;

  • привлечение детей к занятиям в секциях по различным видам спорта.

Данные направления я реализую через:

  • Образовательные программы.

С сентября по май занятия, по возможности, проводятся на свежем воздухе. В осеннее-весенний период – легкая атлетика, подвижные игры; зимой – лыжная подготовка.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Интенсивность физической нагрузки должна соответствовать возрасту и физической подготовке учащихся. 

  • Учет состояния здоровья ученика.

К ученикам подготовительной группы и со слабой физической подготовкой я использую индивидуальный подход. Также поддерживаю регулярную связь с родителями этих учащихся.

  • Обеспечение необходимых гигиенических условий в спортивном зале.

Освещение в спортивном зале, температурный режим, требования к спортивному оборудованию и инвентарю соответствует санитарно-гигиеническими нормам.

  • Совершенствование методики проведения урока.

Все уроки я стараюсь строить таким образом, чтобы они имели высокую моторную плотность: делю учащихся на группы, использую круговой, фронтальный методы.

Материал урока располагаю в строгой последовательности от простого к сложному.

Для мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни, профилактике вредных привычек, основах гигиены и т.д.

  • Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения.

  • Комбинирую игровой, соревновательный и круговой методы. Применяя тот или иной метод учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, контролирую нагрузку, учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребенка.

  • Использую дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Сравниваю детей не друг с другом по принципу «лучше или хуже других», а с самим собой: ты сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постарайся стать лучше, чем сегодня.

  • Стараюсь создавать на уроках ситуации успеха, которые способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения.

  • Учу детей оценивать свои возможности, самостоятельно составлять комплексы упражнений, анализировать свои действия.

  • Включаю игры в урок. Это всегда вызывает у детей положительные эмоции и особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков. Суть здоровьесберегающих технологий заключается в том, что игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся еще увлечены, но уже видны первые признаки утомления.

Анализируя результаты своего опыта я заметила, что использование здоровье сберегающих технологий повышает мотивацию к ведению здорового образа жизни и заинтересованного отношения к собственному здоровью, заметно возрос интерес учащихся к систематическим занятиям спортом, повысились показатели физической подготовленности, улучшилась динамика состояния здоровья.





Список использованной литературы:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Арти, 2003

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.– М.: Вако, 2004

  3. Макеева Д.З., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье». СПб., Образование и культура, 1999 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры».

Автор: Дубиненко Татьяна Ивановна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(67) "zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_kultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "506739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554953197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Педагогический совет на тему "Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью" "
    ["seo_title"] => string(115) "piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-intiensifikatsiia-uroka-i-formirovaniie-tsiennostnogho-otnoshieniia-k-zdorov-iu"
    ["file_id"] => string(6) "180103"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425125227"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Физкультурно-оздоровительное направление как способ здоровьесбережения школьников. "
    ["seo_title"] => string(92) "fizkul-turno-ozdorovitiel-noie-napravlieniie-kak-sposob-zdorov-iesbieriezhieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "157979"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421677356"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Педагогическая концепция учителя физкультуры"
    ["seo_title"] => string(57) "piedaghoghichieskaia-kontsieptsiia-uchitielia-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "289643"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454848473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства