Бывает преподаватель ведет занятия без серьезного целеполагания, а потом удачи детей приписываем своему мастерству, а неудачи - тому, что дети недоучили. Или стремимся достичь цели, часто не замечая ничего вокруг.А как же все-таки стать мастером своего дела в вопросах целеполагания? Презентация позволит провести семинар по данной теме как для молодых специалистов, так и для опытных преподавателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Целеполагание урока (семинар) »
Если человек не знает куда идти, для него нет попутного ветра.
Целеполагание
урока
Притча по случаю
Прознал как-то один человек, что в соседнем селе живет самый меткий стрелок, и решил встретится с этим удивительным человеком. Собрался он в путь и в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее поселение. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане ровные стрелы с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу, и та вошла ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на что ты смотришь, когда целишься - на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда, может быть, на кончик лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть куда дует ветер? Тоже нет, я смотрю только на чель, я вижу только цель.А как можно промахнуться, если ничего кроме цели не существует?Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он - самый великий стрелок в мире. На что стрелок ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука.Удивился мужчина и реши поговорить с этой девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на доме мишень - и опять стрела точно в центре, на земле мишени и в ней точно в центре стрела! А на земле рядом с домом сидит девочка и рядом с ней лук. Обратился к ней человек, не она ли самая опытная лучница? Девочка согласилась. "В чем же секрет твоего мастерства?" - поинтересовался человек. "Япросто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы мишень" - был ответ.
Коллеги, как часто мы ведем себя подобно нашим стрелкам.
Мы ведем занятия бесцельно, а потом удачи детей приписываем своему мастерству, а неудачи - тому, что дети недоучили.
Или стремимся достичь цели, часто не замечая ничего вокруг.
А как же все-таки стать мастером своего дела в вопросах целеполагания?
Иерархия целей и задач
В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в тактические, которые, сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач.
Оперативные задачи
текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.
Модель выпускника -
исходная теоретическая разработка, концепция, многие положения и идеи которой необходимо осуществлять на практике, опираясь на накопленный опыт.
Модель выпускника понимается как программа развития и совершенствования учащегося с первого курса до выпуска.
Модель выпускника рассматривается не только как идеальная цель образования , но и как его содержание.
Целеполагание на уроке
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей :
1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
В педагогике целеполагание
- это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Целеполагание - это, по определению Ю. А. Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания».
Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм:
- анализ обстановки (учебной ситуации);
- учет соответствующих нормативных документов;
- установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;
- выяснение имеющихся для этого ресурсов;
- выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;
- формулировка цели.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения . Приведем пример: учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все учащиеся были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а зачем все это было? Какие приращения сделаны?
Формальный подход при постановке цели.
Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели.
По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и др. документах. Они диктуются требованиями общества, государства.
Часто преподаватели ставят глобальные цели. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель . Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
Постановка собственной цели учителя.
Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке неинтересно.
Типичные ошибки целеполагания:
- подмена цели содержанием ("познакомить учащихся с ...")
- подмена цели процесом деятельности ("учащиеся выполняют работу...", "учащиеся пишут...", "учащиеся решают задачи по теме...")
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные .
Описывающие желаемый результат .
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию) .
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Обучающие цели четкое определение объема и уровней знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и общеучебных), ликвидация конкретных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы,указывающие на действие с определенным результатом :
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
Обучающий аспект цели.
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
Обучающий аспект цели.
Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
Обучающий аспект цели.
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
Рекомендации
Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Образовательные цели урока не рекомендуется ставить в общем виде: усвоить такое-то правило, закон и т.д. Можно ли за один урок добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается это не многим. Цель урока должна носить конкретный характер, т.е., какие изменения в знаниях учащегося должны произойти именно за этот урок. Предметные, образовательные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний , умений и навыков учащимися предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого
Важно!
При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся
Воспитание - формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности. Воспитывающие цели
способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа должна планироваться
самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки;
Воспитывающий аспект цели (направления воспитательной работы по Н.Е. Щурковой):
Я – концепция: требовательность к себе, гордость и скромность, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, ответственность, добросовестность и т.д.
Я – другие люди: гуманность, товарищество, доброта, деликатность и вежливость, терпимость, взаимовыручка и т.д.
Я – общество: чувство долга, ответственность, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехами и т.д.
Я – труд: ответственное выполнение заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие и т.д.
Я – Родина: чувство гордости за успехи, озабоченность ее трудностями и т.д.
Важно!
Кредо обучающей деятельности преподавателя - воспитывающее обучение
Развитие -
способность овладеть основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизация и т.д.); развитие познавательного интереса; развитие памяти, речи, самостоятельности.
Развивающие цели
содействуют: формированию общеучебных и специальныхумений;совершенствованиюмыслительныхопераций; развитию эмоциональной сферы, монологическойречиучащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
Развивающий аспект цели урока.
Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, самостоятельность развития очень относительна и оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения.
Развивающий аспект целей урока складывается из нескольких блоков.
1. Развитие речи:
· Обогащение и усложнение словарного запаса;
· Усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания);
· Усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность и т.д.);
· · Развитие ориентировки в пространстве и во времени;
· Развитие точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.
Важно!
Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие учащегося всегда медленнее, чем его обучение
В цели
необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель,
его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Цели должны быть
достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения
мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика)
является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.
Цель необходимо записать на доске, показать на слайде, обсудить, совместно сформулировать (иногда мы просто формально ее проговариваем)
Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце занятия необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Правильна ли цель? Чтобы оценить ее нужно:
- определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;
- определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель;
-определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.;
- какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель;
- определить степень осознанности учителем цели;
- выяснить реальность достижения цели;
- определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.
Итак, коллеги! Успехов вам в целеполагании и попутного ветра!
Предлагаю всем-всем желающим заполнить таблицу, расположенную ниже, своими примерами целей к урокам. Молодые коллеги - для вас это возможность проверить правильность своего курса в освоении методики целеполагания, более опытные педагоги - для вас это возможность дать подсказки своим коллегами, которые только встали на путь профессионального совершенствования!
Предмет
Тема урока
Экономика
Тип урока
Рыночная экономика
Математика
Цели урока
Урок закрепления учебного материала
Интеграл
Урок изучения нового материала
Как формулировать цели уроков разных типов?
Для подсказки
Тип урока
Примеры формулирования целей
Урок знакомства с новым учебным материалом
-учащиеся должны иметь представление о...
- учащиеся должны иметь общее понятие о...
- учащиеся должны распознавать...
Урок усвоения нового материала
- учащиеся должны понимать содержание...
-учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях...
- учащиеся должны уметь выявлять закономерности...
Урок формирования новых умений
- учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации
-учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание...
- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…
Урок закрепления нового материала
- учащиеся должны знать...
- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)
- учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания...
Урок систематизации и обобщения учебного материала
-учащиеся должны знать...
- учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал...
Урок проверки и оценки знаний
В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)
-учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре...
-учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу...
- учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму...
-учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию...