kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар по теме: “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

?

Семинар

Дата проведения: 7 февраля 2012 года

Место проведения: Чем- Куюковская основная общеобразовательная школа.

Участники семинара: учителя начальных классов Алнашского района УР

Тема: “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя». 

 Цель семинара: внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. 

Задачи:

1. Основные пути повышения эффективности урока, основа эффективной деятельности учителя и учащихся;
2. Определить критерии эффективного урока;
3. Выяснить формы организации эффективного урока;
4.Определить и сформулировать приемы и методы, способствующие проведению эффективного урока;

5. Организация исследовательской, коллективно-поисковой и самостоятельной деятельности учащихся начальных классов на уроке;

План проведения:

  1. Установочный доклад “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя».
  2. Открытые уроки.
  3. Отзывы о семинаре и уроках.

Форма проведения: семинар

- Почему мы выбрали семинар?

- Зададимся вопросом - что есть в любом семинаре, независимо от его уровня и качества:

  • Информация (предмет изучения), представленная на различных носителях: от "живого носителя" (тренера) до "твердых копий" (раздаточных материалов, CD-дисков, видеокассет и пр.);
  • Тренер, преподаватель ("живой" носитель информации и методик);
  • Участники (которые могут быть поставлены в позиции либо "воспринимателей" информации, либо действительно участников семинара);

Семинар (то, что порождается здесь и теперь в процессе обучения и общения и определяется словами "отношения", "атмосфера", "комфорт", "климат", и пр.)

-  Почему мы показательным  в семинаре выбрали урок?

В нашем КМО работают учителя,  где каждый имеет свою систему преподавания и творческий подход.

У - целеполагание

Р - содержание

О - организация

К - методика

Урок –форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.
Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.

Ход мероприятия:

9.30 - встреча гостей.

9.45-10.15 – экскурсия, чаепитие.

10.20-11.05 – доклад – презентация по теме «Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя». Работа в группах.

11.30-12.15 - открытые уроки.  

класс

учитель

предмет

тема

1

Моисеева Л.Г.

Окружающий мир

Насекомые, птицы, звери, рыбы.

2

Бигбашева Н.Д.

Литературное чтение

Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».

3

Попова А.П.

Математика

Решение уравнений.

4

Тарасова М.А.

Русский язык

Изменение имён прилагательных по падежам.

12.20-13.00 – анализ открытых уроков и отзывы.

13.10-13.45 – обед.

            Семинар начинается,  заслушиванием доклада руководителя КМО Бигбашевой Н.Д. (Приложение 1). Доклад сопровождается презентацией, ориентируя участников семинара на изучение очередного вопроса. И по ходу прослушивания идёт работа в группах.

          После прослушивания доклада, каждая группа распределяется по классам и начинаются показательные уроки (Приложение 2).

После уроков все собираемся в одном классе для анализа уроков и подведения итогов работы семинара. Учителя поделились своими мнениями, впечатлениями. Было предложено учителями распечатать разработки уроков в республиканском методическом журнале «Вордскем кыл».

 Боброва И.П. методист РУО Алнашского района УР выразила благодарность от имени всех участников семинара  за организацию мероприятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар по теме: “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя». »

Семинар

Дата проведения: 7 февраля 2012 года

Место проведения: Чем- Куюковская основная общеобразовательная школа.

Участники семинара: учителя начальных классов Алнашского района УР

Тема: “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя».


Цель семинара: внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.


Задачи:

1. Основные пути повышения эффективности урока, основа эффективной деятельности учителя и учащихся;
2.
Определить критерии эффективного урока;
3. Выяснить формы организации эффективного урока;
4.Определить и сформулировать приемы и методы, способствующие проведению эффективного урока;

5. Организация исследовательской, коллективно-поисковой и самостоятельной деятельности учащихся начальных классов на уроке;

План проведения:

  1. Установочный доклад “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя».

  2. Открытые уроки.

  3. Отзывы о семинаре и уроках .

Форма проведения: семинар

- Почему мы выбрали семинар?

- Зададимся вопросом - что есть в любом семинаре, независимо от его уровня и качества:

  • Информация (предмет изучения), представленная на различных носителях: от "живого носителя" (тренера) до "твердых копий" (раздаточных материалов, CD-дисков, видеокассет и пр.);

  • Тренер, преподаватель ("живой" носитель информации и методик);

  • Участники (которые могут быть поставлены в позиции либо "воспринимателей" информации, либо действительно участников семинара);

Семинар (то, что порождается здесь и теперь в процессе обучения и общения и определяется словами "отношения", "атмосфера", "комфорт", "климат", и пр.)

- Почему мы показательным в семинаре выбрали урок?

В нашем КМО работают учителя, где каждый имеет свою систему преподавания и творческий подход.

У - целеполагание

Р - содержание

О - организация

К - методика

Урок –форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.
Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.

Ход мероприятия:

9.30 - встреча гостей.

9.45-10.15 – экскурсия, чаепитие.

10.20-11.05 – доклад – презентация по теме «Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя». Работа в группах.

11.30-12.15 - открытые уроки.


класс

учитель

предмет

тема

1

Моисеева Л.Г.

Окружающий мир

Насекомые, птицы, звери, рыбы.

2

Бигбашева Н.Д.

Литературное чтение

Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».

3

Попова А.П.

Математика

Решение уравнений.

4

Тарасова М.А.

Русский язык

Изменение имён прилагательных по падежам.


12.20-13.00 – анализ открытых уроков и отзывы.

13.10-13.45 – обед.

Семинар начинается, заслушиванием доклада руководителя КМО Бигбашевой Н.Д. (Приложение 1). Доклад сопровождается презентацией, ориентируя участников семинара на изучение очередного вопроса. И по ходу прослушивания идёт работа в группах.

После прослушивания доклада, каждая группа распределяется по классам и начинаются показательные уроки (Приложение 2).

После уроков все собираемся в одном классе для анализа уроков и подведения итогов работы семинара. Учителя поделились своими мнениями, впечатлениями. Было предложено учителями распечатать разработки уроков в республиканском методическом журнале «Вордскем кыл».

Боброва И.П. методист РУО Алнашского района УР выразила благодарность от имени всех участников семинара за организацию мероприятия.







Приложение 1.

Доклад “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя».

Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции.

В.А.Сухомлинский

Слово ЭФФЕКТИВНОСТЬ в переводе с латинского «эффектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких – либо действий.

Урок является основной формой организации учебного занятия.

В педагогике существует много различных определений урока. По мнению А.А. Вагина, урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся, учетом особенностей каждого из них. Используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Основные составляющие урока:

  • Цели и задачи;

  • Содержание;

  • Деятельность ученика и учителя;

  • Педагогические технологии;

  • Профессионализм педагога.

Какое должно быть представление учителя о современном уроке?

  • Ученик – субъект учебной деятельности;

  • Структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, объединённых в целесообразную деятельность;

  • Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной и коллективной деятельности обучающегося;

  • Критерии, по которым учитель оценивает ученика, определены заранее и разделяются обучающимися;

  • Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной.

Источники знаний:

  • Слово учителя;

  • Самостоятельное наблюдение;

  • Учебные пособия;

  • Игрушки;

  • Приборы и приспособления.

2. Работа в группах, (рефлексия доклада)
Предлагается работа по группам. Учителям предлагаются вопросы, перед тем как приступить к групповой работе:

- Какой урок по вашему мнению можно считать эффективным?

- От чего зависит эффективность урока?

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Критерии эффективного урока.

Формы организации эффективного урока.

Приёмы, способствующие проведению эффективного урока.

Написать синквейн к слову:

1 Эффективность…

Группам даётся для обсуждения 10 минут.

Работу продолжает докладчик и по ходу задаёт вопросы группам, на которые они отвечали в отведённое им время.

Критерий (мерило) – условно приписываемые педагогическим явлениям уровни (ступени) достигнутого в обучении, воспитании, развитии по конкретным показателям для количественно-качественного отображения результатов педагогической деятельности.
Начинается обсуждение 1 вопроса, группа выдаёт свои ответы:

Группа №1 “Теоретики” Цель: изложить теоретический подход к проблеме создания ситуации успеха на уроке.

  • Наглядность;

  • Конкретность поставленной цели и задач;

  • Создание ситуации успеха;

  • Обучение через открытие;

  • Свобода мыслей учащихся;

  • Результативность;

  • Качество учебного материала;

  • Формирование ключевых компетенций;

  • Способность ученика проектировать свою деятельность;

  • Разнообразие методов и приёмов;

  • Учёт возрастных и психологических особенностей;

  • Рациональность использования времени;

  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения;

  • Творчество;



Идёт общее обсуждение ответов и подводится итог по первому вопросу. Вывод: Педагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащихся.

Форма - это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятии, организацию учебной деятельности учителя и учащихся.

Начинается обсуждение 2 вопроса, группа выдаёт свои ответы.

Группа № 2 “Практики” Цель: рассмотреть способы использования приёмов и методов организации ситуации успеха на различных этапах урока.

Современная педагогика относит к уроку, как основной форме организации учебно-воспитательного процесса в школе, следующее:

- требования, предъявляемые к современному уроку, его содержательные взаимосвязи с предшествующими уроками, место каждого урока в теме, разделе, курсе;

- образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков;

- дидактическое оборудование урока;

- планирование системы уроков по теме, разделу курса, проблемам, отражающим этапы развития определенной системы или процесса общественной жизни;

- типы уроков, нестандартные уроки, различные точки зрения на типологию уроков в методической литературе, а также факторы, обуславливающие целесообразность выбора типа урока;

- подготовка учителя к уроку, тематическое планирование, план-конспект;

- организация познавательной деятельности учащихся на уроках различных типов, особенности уроков в младших классах;

Вывод: Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

1) благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

2) позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;

3) стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;

4) на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации педагогического процесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительные занятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.


Группа № 3 “Пессимисты” Цель: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьников.


  • Дидактическая игра;

  • Наглядность, ТСО;

  • Соуправление классом;

  • Способы повышения интереса;

  • Приёмы обучения с помощью органов чувств;

  • Конструирование вопросов;

  • Сочинительство;

  • «Найди ошибки»;

  • Доклады учеников;

  • Иллюстрирование тетрадей;

  • Технологии: диспут, дебаты;

  • Игры – тренинги;

  • Способы повторения;

  • Устный опрос;

  • Письменный контроль;

  • Взаимоопрос по цепочке;

  • Виды домашнего задания.

Вывод: Приёмы эффективного урока для нас – это технологии критического мышления.

Группа №4 “Оптимисты” Цель: доказать необходимость создания ситуации успеха на уроке.

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ

  2. Целенаправленная, осуществляемая.

  3. Воплощать, творить, изучать.

  4. Взаимодействие ученика и учителя на уроке.

  5. Успех, удовлетворённость.

Итак, подведём итог- пути повышения эффективности урока:

  1. Урок необходимо рассматривать как единицу, звено хорошо продуманной системы работы учителя.

Многоплановые задачи урока могут быть решены, если тщательно продумана структура урока, степень трудности материала для учащихся, проанализирован характер нового материала, его подача в учебнике.

2. Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока.

3. Хороший урок отличает плановость, четкость построения. Это означает прежде всего логически последовательное расположение учебного материала, определение последовательности действий всех учащихся или отдельных групп на каждом этапе урока, четкое планирование учителем практической деятельности детей.

4. Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается путем доведения цели и плана урока до сознания школьников. Такая организация урока делает работу учащихся целеустремленной, приучает их к планированию своих действий в любой работе, формирует чувство ответственности за ход и результаты урока у каждого ученика.

5. Каждый урок должен быть для школьников шагом вперед, рождая у них ощущение нужности, необходимости хорошо знать материал урока, в должной мере овладеть рекомендуемыми способами решения задач, выполнения тех или иных видов деятельности. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

6. Современный урок должен строиться в соответствии с достижениями науки требованиями программы. Необходимо, чтобы содержание урока соответствовало содержанию той науки, предмет которой преподает учитель, а его организация - прогрессивным направлениям развития психологии, педагогики, методики преподавания предмета. 7. Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельных раздумий, постоянной работы ума.

8. Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительных источниках; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта плана, с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые знания; создавать на основе знаний, навыков, умений новое, необычное - творить, изобретать, исследовать.

9. Урок должен быть воспитывающим. Это достигается за счет отбора содержания материала, за счет продуманности всей организации урока. Важно использовать урок не просто для передачи знаний, а для организации труда учащихся, труда мысли, труда разума, души, физического труда.

Воспитывать на уроке, справедливо отмечал В. А. Сухомлинский - значит возвышать человека, занятого трудом, формировать у каждого веру в свои силы, возможности, способности, воспитывать чувство гордости, чувство человеческого достоинства.

10. Так как время урока строго ограничено, оно должно быть экономно использовано. Это обеспечивается подготовленностью самого учителя и учащихся; наличием дисциплины и психологической готовности детей; оборудованием урока - техническими и другими средствами, доведением до конца замысла урока.

11. Завершенность, законченность урока - одно из требований к хорошему уроку. Подводя его итоги, лучшие учителя отмечают: достигнуты ли цели урока, решены ли поставленные задачи, доволен ли учитель работой всего класса и отдельных учащихся; на что должно быть обращено внимание при работе дома, сообщают и мотивируют оценки.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.

Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

Усвоение логически завершенной части содержания курса осуществляется в процессе взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на их обучение, воспитание и развитие.

Современный урок требует современного учителя.

Вместо послесловия:

Учитель не смотря ни на что, великая, сложная, в чём –то даже жертвенная профессия, и быть учителем, особенно хорошим и современным, ой как не просто! Немногим дано с этим справиться, но уж у кого получается, тот на всю жизнь в людях оставляет след благодарности и уважения.

Ради такого признания эту профессию стоит выбирать.

Уважаемые коллеги, желаем вам успехов! Спасибо за внимание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Семинар по теме: “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя».

Автор: Бигбашева Наталья Демьяновна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методический семинар "Технология педагогической поддержки учащихся на уроках родного (коми) языка" "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskii-sieminar-tiekhnologhiia-piedaghoghichieskoi-poddierzhki-uchashchikhsia-na-urokakh-rodnogho-komi-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "224915"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439287529"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Обобщение педагогического опыта учителя изобразительного искусства"
    ["seo_title"] => string(82) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-uchitielia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "250637"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447094468"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-uchashchikhsia-na-osnovie-ghazietnoi-stat-i"
    ["file_id"] => string(6) "187584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426529201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства