Из опыта работы учителя ИЗО,
черчения, информатики
ГКУ «ОСШ №22 с ДМЦ»
Васильевой Л.А.
Методический семинар на тему:
«Формирование целепологания
у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации
к обучению».
Выступление на методический семинар на тему:
«Формирование целепологания у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации к обучению».
(педагогическая аттестация учителя по предмету)
Методическая тема школы: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции, компетентности знания предмета и применение современных педагогических технологий» (слайд 2)
Следуя методической теме школе мой доклад посвящён одной из важных тем необходимых для повышения педагогического мастерства учителей: «Формирование целепологания у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации к обучению».
Основу содержания урока составляют три этапа: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. (слайд 3)
В своём докладе я хотела бы остановиться на первом этапе урока – целеполагание.
Что же такое целеполагание?
«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах». (слайд 4)
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в современных уроках предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не излагает свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать, сделать».
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника через формирование целепологания является одной из основных задач урока.
Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся. «Сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для повышения мотивации обучения и качества знаний учащихся через формирование целепологания у учащихся.
Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. (слайд 5)
· При свободном – организуется совместное (педагог-ученик) конструирование, определение целей.
· При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом.
· При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом,
а программа действий по их достижению определяется совместно.
Приёмы целепологания: (слайд 6)
1. Визуальные:
Тема-вопрос.
Работа над понятием.
Ситуация яркого пятна.
Исключение.
Домысливание.
Проблемная ситуация. Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог.
Собери слово.
Исключение.
Проблема предыдущего урока.
Данную тему я хочу раскрыть на примере урока изобразительного искусства по теме: «Как создаётся книга. Структура книги.».
Цель урока: Познакомить учащихся с основными элементами книги.
Задачи:
а) обучающая: познакомить учащихся со структурой книги, с понятием художник-иллюстратор.
б) воспитательная: воспитывать творческое мышление;
в) развивающая: развивать первые навыки самостоятельной работы по созданию книги.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: беседа-просмотр мультимедийной презентации, практическая работа.
· Пропустив этапы «организационный» и «проверки знаний» перейдём к третьему этапу:
3. Этап постановка цели.
Давайте вместе с вами, ребята, отгадаем несколько загадок:
1) Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
- Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
- Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает.
Вы отгадали все эти загадки ответом к которым явилась – книга.
Книги входят в нашу жизнь с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам со страниц любимых книг. Как много в нашей школьной библиотеке хороших, интересных, умных книг. Кажется, ни одна не похожа на другую.
На что вы смотрите чаще при выборе книги? (Учащиеся дают ответы).
А что наиболее привлекательно для вас в книге? (Учащиеся дают ответы).
Оказывается все книги имеют много общего – это структуру.
Немногие знают все элементы книги, которые помогают при ее выборе. Каждая книга очень много рассказывает о себе. Надо только знать нашего друга – книгу.
Как вы думаете о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся дают ответы).
Верно, речь пойдёт о книге. Сегодня мы познакомимся с книгой поближе, узнаем, как построена книга, из каких элементов она состоит, а главное создадим книгу своими руками.
Так через ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
· Затем идёт этап нового материала, где учащиеся посмотрев презентацию знакомятся с основными элементами книги.
4. Этап нового материала. (слайды 7-11)
1) Составные части книги.
2) Обложка.
3) Титульный лист.
4) Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны ИЛЛЮСТРАЦИИ? (Ответы детей).
5) Рассмотрим последний раздел – это Содержание книги.
· Затем следовал этап «понимания», на котором учащиеся ответили на вопросы по структуре книги, после чего приступили к этапу «закрепление», т.е. этапу самостоятельной репродуктивной деятельности, где каждый из учащихся уяснив цель урока, поставил перед собой личную цель согласно порученному заданию.
На этапе закрепления класс был разделён на группы каждой из которых было дано задание создать книжку. (слайды 12-14)
В процессе самостоятельной работы учащимися были созданы книжки, полностью соответствующие необходимым требованиям. (слайд 15)
· На этапе рефлексии учащиеся высказали мысли по поводу значимости книги, её значения в нашей жизни, привели примеры профессий непосредственно связанных с книгой. На стикерах выразили своё мнение по поводу пройденного урока. (слайд 16)
Вывод:
Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели, добиваться результатов по поставленным целям тем самым повышая мотивацию к обучению.