мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от направленной
взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика по
усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества: знаний и умений, науки,
морали, труда, литературы, искусства, общей и физической культуры
Цель урока:
это модель тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать на уроке.
Задачи обучения:
усвоение общеобразовательных, политехнических, специальных знаний,
умений и навыков (всех видов, качеств и уровней), формирование способов творческой деятельности,
нравственных отношений и научного мировоззрения
Методология:
это система теоретических знаний, исполняющих роль руководящих принципов,
орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа явлений
объективной действительности, указывающих общие пути познания
Подходы рассмотрения методологических основ процесса обучения:
– психологический.Его истоки – психологические взгляды Л.С. Выгодского о двух уровнях развития ученика (уровень актуального развития, зона ближайшего развития);
– гносеологический. В его основе лежит логика теории познания объективной реальности.
Характеристики функций обучения:
– образовательная функция – это вооружение учащихся системой научных знаний всех видов, качеств трех уровней, формирование у них специальных и общеучебных умений и навыков всех видов трех уровней, зафиксированных в программах;
Характеристики функций обучения:
– воспитательная функция – это организация овладения учащимися опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности, формирование у школьников научного мировоззрения, нравственных, трудовых, этических, эстетических представлений и взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, духовной и физической культуры;
Характеристики функций обучения
–развивающая функция – это целенаправленное развитие познавательных сил и способностей учащихся, их психических свойств, мотивов, учения, познавательных интересов, интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, познавательных процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения, восприятия, умения владеть логическими операциями, суждениями, умозаключениями
Основные звенья (этапы) современного урока:
1) организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью
учащихся к уроку;
2) проверка домашнего задания;
3) проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
4) постановка цели занятия перед учащимися;
5) организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;
6) первичная проверка понимания;
7) организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в применении.
Многообразие структур урока
Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,
возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной
активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами,
смысловая группировка и т.п.);
первичное закрепление, под руководством учителя ,посредством прямого повторения частичных
выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки
времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с
дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения
новых;
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка
результатов запоминания и применения
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения
предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
задание на дом
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
сообщение темы урока и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по
аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнение по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока:
организационный момент;
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем,
сообщает цель и план урока;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий
обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные
знания, на основе фактов и явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов урока;
подведение итогов
Структура комбинированного урока:
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических
и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Требования к уроку
I. Дидактические требования к современному уроку
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся
II. Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов,обеспечивающих развитие учащихся.
III. Гигиенические требования к уроку:
температурный режим;
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
освещение;
предупреждение утомления и переутомления;
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Общие вопросы анализа урока:
работа учителя по подготовке к проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т.п.);
определение учителем образовательных, воспитательных и развивающих целей урока, их актуализация;
мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и условий работы;
реализация на уроке дидактических принципов обучения;
соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы);
органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;
активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;
формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;
знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных
интересов и развития творческих способностей учащихся;
практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока; межпредметные связи в процессе обучения;
формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
использование ТСО и наглядных пособий
Система посещения уроков:
1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой
работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.
2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.
3. Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.
4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.
5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).
Формы анализа и самоанализа урока:
1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
Формы анализа и самоанализа урока:
5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 – аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее u1080 изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)
Общие сведения:
школа, класс, дата проведения урока;
тема урока, задачи урока.
Оборудование урока:
какие средства обучения использовал учитель;
подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока:
соответствует ли содержание программе, задачам урока;
проведена ли его дидактическая обработка;
формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
как осуществлялись межпредметные связи;
соблюдались ли внутрипредметные связи;
способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
какой тип урока избран, его целесообразность;
место урока в системе уроков по данному разделу;
как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
соответствие структуры урока данному типу;
как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
Реализация принципов обучения:
принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
как реализовывался принцип доступности обучения;
с какой целью использовался каждый вид наглядности;
как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений,
навыков;
как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
как осуществлялось руководство учением школьников;
в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению
Методы обучения:
в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
какие методы способствовали активизации учения школьников;
как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие
познавательной самостоятельности учащихся;
какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
Организация учебной работы на уроке:
как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли,
умений сравнивать, делать выводы);
какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
организованность и активность на разных этапах урока;
адекватность эмоционального отклика;
методы и приемы работы, уровень их сформированности;
отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
уровень усвоения основных знаний и умений;
наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
выполнение плана урока;
мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся;