Цель:
- Образовательная: познакомить учащихся с лучшими представителями русской живописи сер. 19 – нач. 20 вв., с сюжетами картин художников-передвижников исторического жанра; закрепить знания уч-ся о жанрах ИЗО;
- Развивающая: развивать умение анализировать картины по приведенному алгоритму анализа произведений живописи в виде небольшого рассказа; эмоциональную и эстетическую составляющую сторону души ребенка; творческое воображение, память.
- Воспитательная: вызывать желание правильно использовать полученные знания на практике, приобщать учащихся к высокому искусству. Воспитывать любовь к родине, уважение к подвигам славянских народов.
Тип урока: виртуальная экскурсия с применением компьютерных технологий.
Вид урока: восприятие искусства.
Оборудование и материалы:
- Мультимедиа презентация.
- Зрительный ряд: плакаты по жанрам ИЗО, эпиграфы великих людей
- Музыкальный ряд: попурри народных песен в современной обработке.
- Распечатки (на каждого ребенка) с алгоритмом анализа картин живописи и бланком самоанализа (заполняется в течение урока).
План урока.
- Организационный момент.
- Работа по мультимедиа презентации урока:
- Художники-передвижники.
- Жанр ИЗО – историческая живопись.
- «Преданья старины глубокой» В.Васнецова.
- Лик времени И.Репина.
- «Дела давно минувших дней» в картинах В.Сурикова.
- Подведение итогов урока.
- Вопросы для самопроверки.
- Практическая работа.
- Домашнее задание.
- Ответы для самопроверки.
- Список дополнительной литературы для самообразования уч-ся.
Ход урока.
На доске записано: дата и тема урока, домашнее задание, высказывания творцов:
- «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»А.С.Пушкин
- «Жизнь надо изображать такой, какой она есть, трепещущей борьбой против неправды, насилия, эксплуатации и всех предрассудков…» И. Репин.
- «Без народной, природной почвы никакого искусства нет…» В. Васнецов.
- «Идеалы исторических типов воспитала во мне Родина». В.И. Суриков.
Над доской: плакаты по жанрам ИЗО.
1.Организационный момент.
Дети заходят в класс под музыкальное сопровождение: фрагменты народных песен в современной обработке. Готовятся к уроку. Отмечаются отсутствующие, записывается домашнее задание в дневник: проанализировать любую картину исторического жанра на свой выбор. Раздаются бланки с самоанализом урока и с алгоритмом анализа живописных картин.
2. Работа по мультимедиа презентации урока.
Приветствие.
Сегодня на уроке, мы совершим виртуальную экскурсию по историческому жанру изобразительного искусства великих людей, художников-передвижников. Перед вами пройдут «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… »
В начале 60-х годов 19 века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II.
Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, военная реформа.
Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия
Фото 1886 г. Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров
Художники-передвижники работали во многих жанрах изобразительного искусства. Давайте вспомним, какие жанры ИЗО мы уже выучили?
Актуализация опорных знаний проводится в виде беседы, в ходе которой акцентирую внимание на плакатах по жанрам ИЗО и на мини-выставку детских лучших работ в различных жанрах ИЗО. Фиксирование учениками самооценки в бланке самоанализа.
Итак, можно сделать вывод, что жанр…
Алгоритм анализа произведения живописи
- Как называется эта картина, кто ее автор?
- Опишите картину так, что бы человек, который ее не знает, мог составить представление о ней?
- Какие чувства вызывает у вас картина?
- Что, по вашему мнению, хотел сказать художник этой картиной?
- Какова главная мысль картины?
- Что сделал автор для того, что бы мы поняли смысл картины?
Какими способами он этого достиг? - Что Вы хотели бы добавить или изменить в сюжете этой картины?
По приведенному алгоритму дети составляют письменный рассказ по одной из картин исторического жанра, в конце урока - сдают работы учителю.
Фиксирование учениками самооценки в бланке самоанализа.
Сопоставив правильность ответов, уч-ся могут самостоятельно оценить уровень своих знаний на уроке и сделать вывод в бланке самоанализа, который так же сдают учителю.
Завершение урока по высказываниям творцов. В конце урока обязательно похвалить учеников за проделанную работу. Прощание. Урок окончен.