Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г.
Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г.
Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г. Данная программа составлена с учётом всех нормативных докуменов:
? Конвенция ООН о правах ребенка,
? Закон РФ «Об образовании»,
? Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,
? Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
? Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
На основании данной программы любая общеобразовательная школа может составить свою программу работы с одарёнными детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуальность программы обусловлена особенностями развития науки, технологий, информации, современными требованиями к человеческим ресурсам. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Авторитетный психолог К. Роджерс утверждал, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».
Одаренность в целом и детская одаренность в частности – сложное и многомерное явление. Понятие «детская одаренность» имеет аналог – «потенциал личности».
В педагогике и психологии одаренностью называют динамическое интегральное личностное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развитии личности, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях. Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности). Вместе с тем первостепенное значение имеют творческие способности личности.
В науке выделяются следующие признаки одаренности детей и подростков школьного возраста (7‑17 лет):
успех во многих начинаниях;
высокие результаты в познавательной деятельности;
склонность к исследовательской деятельности;
потребность в коллекционировании, классификации;
развитая оперативная память;
сформированность навыков логического мышления;
выраженная установка на творческое выполнение заданий;
владение основными компонентами (умениями) учиться;
В мировой практике психологи и педагоги в основном придерживаются следующих параметров (критериев) определения детской одаренности: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к исполнительному искусству, в психомоторные способности). Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:
опережающим развитием способности к познанию,
психологическим развитием
физическими данными.
Выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является одной из приоритетных задач педагогического коллектива. Успешность этой деятельности во многом определяет качество и эффективность системы образования в школе.
За основу проектирования настоящей Программы принята классификация одаренности по типу предпочитаемой деятельности ребенка. Согласно этому подходу выделяют следующие виды одаренности:
интеллектуальную,
академическую,
творческую,
художественную,
психомоторную (спортивную),
лидерскую (организаторскую).
Концептуальные основы программы работы с одаренными детьми
Исходя из понимания одаренности как «потенциала личности» учитывается, что каждый подросток может проявить особую успешность в широком спектре деятельностей. Очень важно выявить склонности школьника и предложить ему индивидуальный подход к развитию его личностного потенциала.
Одной из основных задач психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является развитие творческих и интеллектуальных способностей, формирование целостной личности.
Учитывая значительные психические и физические нагрузки, не менее важной задачей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является сохранение физического и психического здоровья учащихся в условиях школьного обучения.
Цель программы ‑ обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для реализации потенциала каждого школьника, обращая при этом особое внимание на подростков, обладающих яркой индивидуальностью.
Программа обеспечивает:
1) выявление одаренных детей;
2) психолого-педагогическую поддержку развития детской одаренности по разным направлениям (интеллектуальному, академическому, творческому, художественному, психомоторному (спортивному), лидерскому (организаторскому).
Нормативные основы построения Программы
Нормативно-правовой основой разработки Программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка,
Закон РФ «Об образовании»,
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Паспорт образовательного учреждения
2.1 Общая характеристика ОУ
Тип и вид образовательного учреждения
Общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
Организационно-правовая форма
Муниципальное учреждение
Учредитель
Управление образования Артинского городского округа
Год основания
1974
Юридический адрес
623362, Свердловская обл., Артинский район, с.Бараба, ул.Юбилейная, д.6
МКОУ «Барабинская основная общеобразовательная школа» расположена в сельском населенном пункте. От районного центра удалена на 18 км., до школы с. Свердловское – 12 км., до школы с.Сажино – 15 км. Является единственным образовательным учреждением в селе. Возле школы проходит трасса федерального значения.
Школа размещена в типовом двухэтажном здании общей площадью 2333,6 м2, учебной площадью 800,1м2, площадь кабинетов, классов - 740,2
Нормативно-правовые условия: наличие положений, локальных актов, регламентирующих деятельность в данном направлении.
Научно-методические условия: систематически проводятся учебы педагогических работников по освоению современных образовательных технологий через дни методической учебы, обучающие методические семинары, работы ШМО, обучение на курсах.
Характеристика контингента обучающихся:
Школу посещают дети из трёх деревень: д. Большие Карзи, с. Бараба, д. Омельково. Из соседних деревень осуществляется подвоз на школьном автобусе. Обучение ведётся на русском языке, хотя 57% детей марийской национальности. Оптимальный возраст школьного обучения – 6 лет 6 месяцев. На ступени основного образования возраст учащихся 11-15 лет.
Продолжительность обучения в основной школе – 5 лет.
Организация занятий в одну смену.
Наполняемость классов: от 4 до 7 человек.
Основная форма организации обучения - классно-урочная.
Кадровое обеспечение образовательного процесса:
административный – 1 чел.;
педагогический –11 чел
обслуживающий персонал (11человек)
средний возраст педагогов – 42 года
доля учителей-мужчин –8 %
долевое распределение педагогов по уровню образования:
высшее – 7 чел. (58%),
средне - специальное – 5 (42%),
из них обучаются заочно, получая высшее образование -1чел (8%)
долевое распределение педагогов по уровню квалификации:
аттестовано работников – 75% из них:
первая квалификационная категория – 5 (42%)
вторая квалификационная категория – 1 (8%)
соответствие с занимаемой должностью – 3 (25%)
не аттестовано – 3 (25%).
2.3.Описание материально-технического ресурса образовательного процесса
Наименование
Единицы измерения
Наличие компьютерной базы
Количество персональных ЭВМ (показывается количество всех имеющихся ПК), учитывая ноутбуки
20
из них:
- приобретённых за последние три года (ед.)
10
- используются в учебных целях (показывается количество ПК из всех имеющихся, которые используются в учебных целях)
17
Наличие кабинетов основ информатики и ИКТ (при отсутствии таких кабинетов поставить «0»), учитывая мобильный кабинет (ед.)
2
в них рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме рабочего места учителя
16
Наличие библиотечно-информационного центра (ед.)
1
- рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме рабочего места библиотекаря
0
Количество интерактивных досок
3
Количество мультимедийных проекторов
3
Количество документ камеры
1
Подключено ли учреждение к сети Интернет (да, нет)
да
тип подключения: модем, выделенная линия, спутниковое
Выделенная линия
Количество персональных ЭВМ, подключённых к сети Интернет (ед.)
22
Количество персональных ЭВМ в составе локальных сетей (ед.)
16
Наличие в учреждении электронной почты (да, нет)
да
Имеет ли учреждение собственный сайт в сети Интернет (да, нет)
да
Дополнительное оборудование:
Наличие аудио и видеотехники (указать наименование, количество)
Комплект полочных акустических систем SVEN HP-830B, DVD-K250, Информационный центр LG Electronics Inc, комплект фронтальных акустических систем SVEN HP-83F, 5/1-канальный цифровой усилитель SVEN AUDIO HR-986, кассетный магнитофон MP3/CD, магнитофон LPC-M140/M140X, активный сабвуфер SVEN AUDIO HA-675W,
Видеокамера SONY DCR-HC36E,
Поектор Acer, Телевизор SAMSUNG,
Интерактивная доска Interwrite Board, HITACHI Star Board
Множительная и копировальная техника (указать наименование, количество)
HP Officejet 6200series all-in-one, Canon 6512, Принтеры: 1) Samsung (2шт.)
2) Laser Printer ML-2015,
3) Phaser 3124
2.4. Социальные партнеры МКОУ «Барабинская ООШ»
Школа работать, творить и развиваться в одиночку не может, так как ребенка формирует, воспитывает не только школа, а весь комплекс отношений его со взрослыми людьми и сверстниками. Школа, являясь общественным институтом, выступает в роли социального партнера практически постоянно, поскольку специфика деятельности образовательного учреждения уже предполагает взаимодействие с различными общественными организациями. Педагоги нашей школы постоянно в поиске альтернативных систем воспитания, направленных на качественное преобразование воспитательной работы с учащимися. Они стремятся к созданию более благоприятных условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей личности.
Совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным результатам – вот что понимается под «социальным партнерством» педагогами нашей школы.
Социальные партнеры являются
Барабинская сельская библиотека;
Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Подразделение по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел;
Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
Центр реабилитации психолого-медико-социального сопровождения «Полянка»;
Государственный пожарный надзор;
Барабинская общая врачебная практика;
Барабинская сельская администрация;
Управление образования Администрации Артинского городского округа;
ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская СОШ № 1»;
МАОУ «Артинский лицей»;
МКОУ Артинского городского округа «Артинская СОШ №6»
МАОУ Артинского городского округа «Центр дополнительного образования»
Учреждение дополнительного образования Артинского городского округа «Артинская детско-юношеская спортивная школа»
3. Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:
- выявление и учет индивидуально-психологических особенностей одаренных детей, которые проявляются в процессе обучения;
- регулирование психических и физических нагрузок, которым подвергаются одаренные школьники в процессе образовательной деятельности;
- проектирование педагогических условий для развития детской одаренности, стимулирующих формирование исследовательских, творческо-поисковых способностей и компетенций школьников;
- построение современной насыщенной информационно-образовательной среды образовательного учреждения, соответствующей запросам школьников с выраженными познавательными интересами;
- мониторинг процесса образовательной деятельности одаренных школьников (академическая успеваемость, динамика работоспособности, развитие индивидуально-психологических особенностей, когнитивной сферы);
- консультации для родителей по вопросам развития детской одаренности; итогам психодиагностических исследований.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно иметь социально-педагогическую направленность, что выражается в социальной защите, учете особенностей межличностного взаимодействия школьников на разных уровнях их групповой организации.
4. Принципы разработки и реализации программы
Принцип преемственности. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию. Принцип обеспечивает связь программы работы с одаренными детьми с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой воспитания и социализации обучающихся, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся и др.
Принцип индивидуальности и неповторимости каждого ребенка (М. Карне, А. Шведел, С. Линнемайер). Этот принцип определяет необходимость индивидуального подхода к развитию потенциала каждого школьника.
Принцип природосообразности(Я.А. Коменский). Данный принцип подразумевает поддержку, развитие природных сил и способностей каждого ребенка. Образовательный процесс должен быть построен на основе учета природных особенностей ребенка.
Принцип соблюдения интересов ребенка. Принцип определяет позицию педагога как специалиста, который призван решать психолого-педагогические проблемы в интересах ребенка.
Принцип системности. Реализация этого принципа обеспечивает единство диагностики и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития одаренного ребенка, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении личностных проблем школьника.
Принцип непрерывности.Реализация принципа гарантирует учащемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность психолого-педагогической поддержки до максимально возможного, в идеале - полного решения выявленных проблем.
Принцип вариативности. Реализация принципа предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими выраженную индивидуальность.
Принцип взаимодействия школы и семьи. Этот принцип определяет необходимость интеграции усилий семьи и школы в развитии каждого ребенка.
Принципы гуманистической психологии, определяющие отношение к человеку как к уникальной и целостной личности (гуманизм, толерантность к индивидуальным особенностям другого человека, поддержка, безопасность и др.), (В. Франкл,К. Роджерс).Эти принципы предполагают уверенность в возможности раскрыть созидательные способности человека. «…Фундаментальная природа человека, когда он действует свободно, конструктивна и заслуживает доверия» (К.Роджерс). В гуманистической психологии личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Гуманистическая психология уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат лишь истоком, фоном и средой для развития человека и, по существу, не должны ограничивать его свободный ценностный выбор и направление развития.
Принципы развивающего обучения, определяющие построение образовательного процесса на основе учета закономерностей развития человека (проблемность, диалогичность, индивидуализация) (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер и др.
Принцип профессиональной психолого-педагогической подготовки учителей для работы с одаренными детьми. Этот принцип предполагает развитие личностных и профессиональных качеств учителей, работающих с одаренными детьми, включая чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллекта, креативность, способность к индивидуализации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей своих учеников.
5. Содержание программы
5.1. Основные направления работы педагогического коллектива с одаренными и талантливыми школьниками:
1. Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.
2. Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время, включая следующие формы: подготовка к олимпиадам и конкурсам; участие в научных обществах, секциях, клубах по интересам; выполнение творческих проектов и др.
Реализация этих направлений работы предполагает:
1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
2. Разработку методов обучения с ориентацией на приобретение школьником опыта творческой деятельности, включающей следующие элементы и операции:
понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений;
способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;
продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как это сделать) задач;
решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой, смысловой аналогий;
трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.
3. Использование моделирования как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.
4. Ориентацию в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности выполняемых заданий, но и объемом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.
5. Переориентацию образовательного процесса, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением традиционных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
Программа работы с одаренными детьми выполняет две основные функции – диагностическую и развивающую.
5.2. Диагностический раздел программы
Признаки одаренности, характерные для каждого типа:
Интеллектуальная одаренность – острота мышления, развитые наблюдательность и память, любознательность, склонность к освоению нового знания, способность к обобщениям и выводам.
Академическая одаренность – развитая способность к решению учебных (академических) задач, построенных на материале учебных предметов и образовательных областей.
Творческая одаренность – развитая любознательность, пытливость, креативность, способность погружаться в познание вопросов, вызвавших интерес, способность выдвигать оригинальные идеи.
Художественная одаренность – высокий интерес к визуальной информации, склонность к художественным занятиям, занятиям музыкой.
Психомоторная (спортивная одаренность) ‑ склонность к занятиям, требующим соответствующих способностей, успешность в занятиях разными видами спорта.
Лидерская (организаторская) одаренность – коммуникативные способности, авторитетность в коллективе, способности к организации коллектива сверстников для решения конкретной задачи.
Выявление одаренных детей на основе данных признаков является основной задачей диагностического раздела программы.
Одаренность - сложное и многомерное явление. Именно поэтому ее невозможно определить какой-либо единственной методикой.
Диагностика одаренности должна носить комплексный и разносторонний характер, то есть основываться на использовании нескольких методов, которые направлены на выявление разных сторон одаренности.
Рассмотрим несколько методик для диагностики детской одаренности:
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
математика и техника (1-й столбец листа ответов);
гуманитарная сфера (2-й столбец);
художественная деятельность (3-й столбец);
физкультура и спорт (4-й столбец);
коммуникативные интересы (5-й столбец);
природа и естествознание (6-й столбец);
труд по самообслуживанию (7-й столбец)
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Собирать технический конструктор.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
Самостоятельно рисовать.
Играть в спортивные, подвижные игры.
Руководить играми детей.
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
Ухаживать за домашними растениями.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Участвовать в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
творческая (2-й столбец);
академическая (3-й столбец);
художественно-изобразительная (4-й столбец);
музыкальная (5-й столбец);
литературная (6-й столбец);
артистическая (7-й столбец);
техническая (8-й столбец);
лидерская (9-й столбец);
спортивная (10-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется общением со сверстниками.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-либо инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
Любит игры-драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант
Если…
он энергичен и все время хочет двигаться
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности
Если…
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование
Если…
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант
Если…
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться
Если ребенок…
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе
Если ребенок…
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант
Если ребенок…
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект
Если ребенок…
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.
Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)
Общая характеристика
Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется механизмами и машинами.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)
Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Любит игры драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Методика рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.
Вторая функция — развивающая.Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);•творческая (2-й столбец листа ответов);•академическая (3-й столбец листа ответов);•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);•музыкальная (5-й столбец листа ответов);•литературная (6-й столбец листа ответов);•артистическая (7-й столбец листа ответов);•техническая (8-й столбец листа ответов);•лидерская (9-й столбец листа ответов);•спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
5.3. Развивающий раздел программы
Основные способы развития детской одаренности по разным направлениям:
- интеллектуальная одаренность,
- академическая одаренность,
- творческая одаренность,
- художественная одаренность,
- психомоторная (спортивная одаренность),
- лидерская (организаторская) одаренность.
Основной задачей данного раздела программы является построение целостной системы работы с одаренными детьми.
№
Этапы
Содержание
Формы работы
1
Аналитический
- раннее выявление талантливых и одаренных учащихся школы
-раскрытие творческого потенциала в разных видах деятельности
наблюдение,
изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, успехи в какой-либо деятельности
2
Диагностический
- диагностика потенциальных возможностей учащихся с использованием психологического инструментария психолога
индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся
3
Формирования и развития способностей учащихся
- создание условий для оптимального развития талантливых и одаренных учащихся и укрепления их здоровья;
- развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых учащихся;
-обучающие семинары с учителями по вопросам работы с одаренными учащимися;
-различные формы работы с талантливыми и одаренными учащимися (групповые занятия, факультативы, конкурсы и конференции, школьное научное общество, участие в олимпиадах, интеллектуальные марафоны, объединения дополнительного образования, организация исследовательской и проектной деятельности);
- совместная практическая деятельность талантливого учащегося и родителей;
- повышение профессионального мастерства учителя
4
Мониторинг достижений школьников
создание персонифицированной базы данных по детям–участникам значимых мероприятий разных уровней, а также разносторонне проявивших себя в учебной и внеурочной деятельности с целью учета индивидуальных достижений
-персонифицированная база
-портфолио учащегося
5
Поощрение талантливых учащихся и их родителей
- освещение успехов на общешкольных линейках, информационных стендах;
- благодарственные письма родителям;
- поощрение родителей за успехи в воспитании талантливых детей на родительских собраниях
стимулирование дальнейшей творческой деятельности
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма
Задачи
Ученическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 – 4 классы
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.
5-7 классы
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Краеведческая конференция.
Кружки.
Секции.
8-9 классы
Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Краеведческая конференция.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.
Методы работы с одарёнными детьми:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проективный;
5. синектика.
Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.
Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Кроме того, это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.
Синектика очень похожа на метод мозгового штурма.
Комплекс мер на выявление и поддержку талантливых детей
Направление I. Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одаренными школьниками.
Направления работы
Деятельность ОУ
Сроки
Показатели результативности
1. Организационные мероприятия и мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы по работе с одаренными детьми.
1. Усовершенствование работы по выявлению и развитию одаренных детей (план работы ОУ).
2015
утверждение на школьном уровне программы по работе с лицами, проявившими выдающие способности
доля педагогических работников, прошедших обучение по программам, направленным на повышение профессиональной компетентности в работе с учащимися, проявившими выдающие способности;
доля педагогов, работающих с талантливыми детьми (в т.ч. по индивидуальным образовательным маршрутам).
наличие функционирующей системы мониторинга по работе с учащимися, проявившими выдающие способности;
2. Разработка локальных правовых актов школы, регулирующих функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми.
2015
3.Разработка и экспертиза программы развития системы работы с одаренными детьми в ОУ на 2015-2020гг.
2015
4.Введение модели эффективного контракта с педагогическими работниками ОУ, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
2015
2.Проведение научных исследований и разработка программ педагогического и психологического сопровождения талантливых детей.
1.Проведение исследований, сопровождение исследовательской деятельности коллективом ОУ по тематике, связанной с образованием одаренных детей.
2015-2020
2.Проведение мероприятий (педагогических советов, методических семинаров и др.) по проблеме работы с одаренными детьми.
2015-2020
3. Внедрение:
диагностических методик, обеспечивающих раскрытие потенциала талантливых детей с учетом существования разных видов одаренности в различных предметных областях деятельности;
методических, педагогических материалов для работы с одаренными детьми.
2015-2020
4. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение школьников с признаками одаренности на всех возрастных этапах.
2015-2020
3.Развитие и совершенствование научно-методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы с одаренными детьми
1.Внедрение современных образовательных технологий, создающих условия для проявления и развития способностей детей в условиях школьного обучения.
2015-2020
2.Внедрение исследовательских и проектных методов, использование дистанционного обучения.
2015-2020
3. Расширение форм дополнительного образования в виде школьных кружков и секций, факультативов, и т.д.
2015-2020
4.Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников ОУ в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
1.Организация дополнительного образования педагогов ОУ по вопросам работы с одаренными детьми.
2015-2020
2.Организация постоянно действующих семинаров для педагогов, работа творческих групп, мастер-классов.
2015-2020
3. Обмен ресурсами и опытом в рамках сетевого взаимодействия
2015-2020
5. Обеспечение сетевого взаимодействия в сфере работы с одаренными детьми
1.Создание условий для реализации дополнительного образования.
2015-2020
2.Расширение, нормативное закрепление связей школ с учреждениями дополнительного образования детей.
2015-2020
3. Разработка и педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики одаренности детей.
2015-2020
Направление II. Поддержка педагогических работников, одаренных детей.
1. Проведение и расширение конкурсных мероприятий для одаренных детей
1.Организация и проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований в учреждении.
Ежегодно
увеличение численности учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
увеличение численности обучающихся, ставших победителями и призерами конкурсов регионального и всероссийского уровней;
увеличение участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
2. Организация участия обучающихся в конкурсах муниципального и регионального уровней и творческих Интернет-проектах, сетевых мастер-классах.
Постоянно
3. Организация участия обучающихся в научно-практических конференциях на всех ступенях обучения.
Ежегодно
2.Мотивационная поддержка работы с талантливыми детьми
1. Внесение изменений в локальные правовые акты в части установления мер стимулирования педагогов, работающих с одаренными детьми.
2015
2.Чествование талантливых детей и их наставников на уровне образовательного учреждения.
Ежемесячно
Направление III. Формирование инновационной инфраструктуры по работе с одаренными детьми.
1. Развитие сети взаимодействия образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
1. Создание социально-развивающей среды, ориентированной на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, родителям (законным представителям)
2015-2020
Увеличение численности школьников, проявивших выдающиеся способностей;
Увеличение численности обучающихся, принимающих участие в научной, исследовательской и проектной деятельности;
наличие на сайтах образовательных учреждений информации по работе с талантливыми детьми;
наличие банка данных по работе с талантливыми детьми;
положительная динамика количества публикаций в СМИ по проблемам детской одаренности;
количество одаренных школьников, прошедших подготовку в летних тематических лагерях и сменах
2. Создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Постоянно
3. Организация работы в рамках летних оздоровительных лагерей (ЛОЛ) с целью поддержки одаренных и талантливых детей.
Ежегодно, июнь
2.Создание комплекса мероприятий, диагностических процедур и методов, направленных на выявление и социально-психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
1.Мониторинг продвижения одаренных детей (персонифицированная база).
Каждую четверть
2.Создание портфолио (карты успешности) развития обучающихся.
Каждую четверть
3. Разработка системы мотивации родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении одаренных детей.
Постоянно
4. Включение в деятельность педагогов функции координации индивидуальной траектории развития одаренных детей
(мотивирующий фактор при аттестации педагога).
2015-2020
3. Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей
1. Создание банка данных ОУ одаренных детей и их наставниках (в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"),
технологиях работы с ними.
2015-2020
2.Оформление школьного информационного пространства – стендов, газеты, страницы на сайте ОУ по проблеме работы с одаренными детьми.
Постоянно, 1 раз в месяц
3.Подписка на периодические печатные издания по вопросам работы с одаренными детьми, их родителями и педагогами, работающими с ними.
Постоянно, 1 раз в год
6. Критерии результативности
Критериями результативности реализации программы является успешное участие школьников в олимпиадах, фестивалях, творческих конкурсах разного уровня.
Результаты участия школьников фиксируются в персонифицированной базе данных, которую ведут классные руководители и в конце каждой четверти предоставляют на проверку заместителю директора по УВР. Форма персонифицированной базы прилагается в приложении № 1.
Психолого-педагогическая поддержка детской одаренности предполагает придание образовательному процессу гуманистического характера, постановку и решение личностно-центрированных целей и задач обучения, ориентированных на развитие личности школьников.
Портрет одаренного ребенка
Положительные качества
Отрицательные качества
неуемное любопытство,
высокая продуктивность мышления
хорошо развитая речь
высокая концентрация внимания на интересующем деле
упорство в достижении результатов
богатая фантазия
легкость ассоциирования
способность к прогнозированию
открытость
принципиальность
неспособность стать на точку зрения другого формальный подход к учебе, если ему неинтересно
отставание в физическом развитии
отсутствие конформизма
стремление всегда быть правым в споре
Личностный подход не исключает возможности его продуктивной интеграции с компетентностным подходом, ориентированным на достижение образовательных результатов практического характера.
Приложение №1
Персонифицированная база данных по детям–участникам значимых мероприятий разных уровней, а также разносторонне проявивших себя в учебной и внеурочной деятельности в _______ учебном году.
Классный руководитель: _____________
Класс:
Школьный уровень
№
Ф.И. учащихся
Дата
Название
Форма (конкурс, соревнование, викторина, КВН, олимпиада и.д.)
Место проведения
Направление
Результат
Победитель, призёр,
участник, участник в составе команды, победитель в составе команды, призёр в составе команды