kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г. Данная программа составлена с учётом всех нормативных докуменов: ? Конвенция ООН о правах ребенка, ? Закон РФ «Об образовании», ? Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», ? Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, ? Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. На основании данной программы любая общеобразовательная школа может составить свою программу работы с одарёнными детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г.»

МКОУ «Барабинская ООШ», автор Томилова Н.Ю.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Барабинская основная общеобразовательная школа»




Утверждено:

Директор МКОУ «Барабинская основная

общеобразовательная школа»

__________ Е.А.Тихомирова

Приказ № 146 от 29.08.2015.









ПРОГРАММА РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

на 2015-2020 г.г.












с. Бараба

2015г.




Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………….………3

2.Паспорт образовательного учреждения…………………………………………….………5

2.1.Общая характеристика ОУ……………………………………………….………………..5

2.2. Сведения о школе и контингенте обучающихся………………………………………...5

2.3.Описание материально-технического ресурса образовательного процесса………….6

2.4. Социальные партнеры МКОУ «Барабинская ООШ» ………………………………….7

3. Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей……………………………………………………………………………………...………8

4. Принципы разработки и реализации программы…………………………….…………..8

5. Содержание программы…………………………………………………………………...10

5.1. Основные направления работы педагогического коллектива с одаренными и талантливыми школьниками…………………………………………………………………10

5.2. Диагностический раздел программы……………………………………….…………..10

5.3. Развивающий раздел программы…………………………………………………….…22

6. Критерии результативности……………………………………………………………….31

Приложение №1……………………………………………………………………..………...32
























  1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена особенностями развития науки, технологий, информации, современными требованиями к человеческим ресурсам. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Авторитетный психолог К. Роджерс утверждал, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».

Одаренность в целом и детская одаренность в частности – сложное и многомерное явление. Понятие «детская одаренность» имеет аналог – «потенциал личности».

В педагогике и психологии одаренностью называют динамическое интегральное личностное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развитии личности, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях. Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности). Вместе с тем первостепенное значение имеют творческие способности личности.

В науке выделяются следующие признаки одаренности детей и подростков школьного возраста (7‑17 лет):

  • успех во многих начинаниях;

  • высокие результаты в познавательной деятельности;

  • склонность к исследовательской деятельности;

  • потребность в коллекционировании, классификации;

  • развитая оперативная память;

  • сформированность навыков логического мышления;

  • выраженная установка на творческое выполнение заданий;

  • владение основными компонентами (умениями) учиться;

  • оригинальность словесных ассоциаций;

  • построение четкого образа предстоящей деятельности;

  • создании в воображении альтернативных систем.

В мировой практике психологи и педагоги в основном придерживаются следующих параметров (критериев) определения детской одаренности: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к исполнительному искусству, в психомоторные способности). Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:

  • опережающим развитием способности к познанию,

  • психологическим развитием

  • физическими данными.

Выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является одной из приоритетных задач педагогического коллектива. Успешность этой деятельности во многом определяет качество и эффективность системы образования в школе.

За основу проектирования настоящей Программы принята классификация одаренности по типу предпочитаемой деятельности ребенка. Согласно этому подходу выделяют следующие виды одаренности:

  • интеллектуальную,

  • академическую,

  • творческую,

  • художественную,

  • психомоторную (спортивную),

  • лидерскую (организаторскую).

Концептуальные основы программы работы с одаренными детьми

  1. Исходя из понимания одаренности как «потенциала личности» учитывается, что каждый подросток может проявить особую успешность в широком спектре деятельностей. Очень важно выявить склонности школьника и предложить ему индивидуальный подход к развитию его личностного потенциала.

  2. Одной из основных задач психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является развитие творческих и интеллектуальных способностей, формирование целостной личности.

  3. Учитывая значительные психические и физические нагрузки, не менее важной задачей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является сохранение физического и психического здоровья учащихся в условиях школьного обучения.

Цель программы ‑ обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для реализации потенциала каждого школьника, обращая при этом особое внимание на подростков, обладающих яркой индивидуальностью.

Программа обеспечивает:

1) выявление одаренных детей;

2) психолого-педагогическую поддержку развития детской одаренности по разным направлениям (интеллектуальному, академическому, творческому, художественному, психомоторному (спортивному), лидерскому (организаторскому).


Нормативные основы построения Программы

Нормативно-правовой основой разработки Программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка,

  • Закон РФ «Об образовании»,

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.








  1. Паспорт образовательного учреждения

2.1 Общая характеристика ОУ

    1. Тип и вид образовательного учреждения

      Общеобразовательное учреждение

      основная общеобразовательная школа

      Организационно-правовая форма

      Муниципальное учреждение

      Учредитель

      Управление образования Артинского городского округа

      Год основания

      1974

      Юридический адрес

      623362, Свердловская обл., Артинский район, с.Бараба, ул.Юбилейная, д.6

      Телефоны:

      8(34391) 4 – 65 – 99, 4-65-88

      Адрес электронной почты

      [email protected]

      Адрес  сайта

      http://barabashkola.3dn.ru

      Тип здания

      Кирпичное. Двухэтажное

      Сведения о школе и контингенте обучающихся.

МКОУ «Барабинская основная общеобразовательная школа» расположена в сельском населенном пункте. От районного центра удалена на 18 км., до школы с. Свердловское – 12 км., до школы с.Сажино – 15 км. Является единственным образовательным учреждением в селе. Возле школы проходит трасса федерального значения.

Школа размещена в типовом двухэтажном здании общей площадью 2333,6 м2, учебной площадью 800,1м2, площадь кабинетов, классов - 740,2

Нормативно-правовые условия: наличие положений, локальных актов, регламентирующих деятельность в данном направлении.

Научно-методические условия: систематически проводятся учебы педагогических работников по освоению современных образовательных технологий через дни методической учебы, обучающие методические семинары, работы ШМО, обучение на курсах.

Характеристика контингента обучающихся:

Школу посещают дети из трёх деревень: д. Большие Карзи, с. Бараба, д. Омельково. Из соседних деревень осуществляется подвоз на школьном автобусе. Обучение ведётся на русском языке, хотя 57% детей марийской национальности. Оптимальный возраст школьного обучения – 6 лет 6 месяцев. На ступени основного образования возраст учащихся 11-15 лет.

Продолжительность обучения в основной школе – 5 лет.

Организация занятий в одну смену.

Наполняемость классов: от 4 до 7 человек.

Основная форма организации обучения - классно-урочная.


Кадровое обеспечение образовательного процесса:

  • административный – 1 чел.;

  • педагогический –11 чел

  • обслуживающий персонал (11человек)

средний возраст педагогов – 42 года

доля учителей-мужчин –8 %

долевое распределение педагогов по уровню образования:

  • высшее – 7 чел. (58%),

  • средне - специальное – 5 (42%),

  • из них обучаются заочно, получая высшее образование -1чел (8%)

долевое распределение педагогов по уровню квалификации:

аттестовано работников – 75 % из них:

первая квалификационная категория – 5 (42%)

вторая квалификационная категория – 1 (8%)

соответствие с занимаемой должностью – 3 (25%)

не аттестовано – 3 (25%).

2.3.Описание материально-технического ресурса образовательного процесса

Наименование

Единицы измерения

Наличие компьютерной базы


Количество персональных ЭВМ (показывается количество всех имеющихся ПК), учитывая ноутбуки

20

из них:


- приобретённых за последние три года (ед.)

10

- используются в учебных целях (показывается количество ПК из всех имеющихся, которые используются в учебных целях)

17

Наличие кабинетов основ информатики и ИКТ (при отсутствии таких кабинетов поставить «0»), учитывая мобильный кабинет (ед.)

2

в них рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме рабочего места учителя

16

Наличие библиотечно-информационного центра (ед.)

1

- рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме рабочего места библиотекаря

0

Количество интерактивных досок

3

Количество мультимедийных проекторов

3

Количество документ камеры

1

Подключено ли учреждение к сети Интернет (да, нет)

да

тип подключения: модем, выделенная линия, спутниковое

Выделенная линия

Количество персональных ЭВМ, подключённых к сети Интернет (ед.)

22

Количество персональных ЭВМ в составе локальных сетей (ед.)

16

Наличие в учреждении электронной почты (да, нет)

да

Имеет ли учреждение собственный сайт в сети Интернет (да, нет)

да

Дополнительное оборудование:


Наличие аудио и видеотехники (указать наименование, количество)

Комплект полочных акустических систем SVEN HP-830B, DVD-K250, Информационный центр LG Electronics Inc, комплект фронтальных акустических систем SVEN HP-83F, 5/1-канальный цифровой усилитель SVEN AUDIO HR-986, кассетный магнитофон MP3/CD, магнитофон LPC-M140/M140X, активный сабвуфер SVEN AUDIO HA-675W,

Видеокамера SONY DCR-HC36E,

Поектор Acer, Телевизор SAMSUNG,

Интерактивная доска Interwrite Board, HITACHI Star Board

Множительная и копировальная техника (указать наименование, количество)

HP Officejet 6200series all-in-one, Canon 6512, Принтеры: 1) Samsung (2шт.)

2) Laser Printer ML-2015,

3) Phaser 3124

2.4. Социальные партнеры МКОУ «Барабинская ООШ» 

Школа работать, творить и развиваться в одиночку не может, так как ребенка формирует, воспитывает не только школа, а весь комплекс отношений его со взрослыми людьми и сверстниками. Школа, являясь общественным институтом, выступает в роли социального партнера практически постоянно, поскольку специфика деятельности образовательного учреждения уже предполагает взаимодействие с различными общественными организациями. Педагоги нашей школы постоянно в поиске альтернативных систем воспитания, направленных на качественное преобразование воспитательной работы с учащимися. Они стремятся к созданию более благоприятных условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей личности.

Совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным результатам – вот что понимается под «социальным партнерством» педагогами нашей школы.

Социальные партнеры являются

  • Барабинская сельская библиотека;

  • Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • Подразделение по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел;

  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

  • Центр реабилитации психолого-медико-социального сопровождения «Полянка»;

  • Государственный пожарный надзор;

  • Барабинская общая врачебная практика;

  • Барабинская сельская администрация;

  • Управление образования Администрации Артинского городского округа;

  • ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»;

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская СОШ № 1»;

  • МАОУ «Артинский лицей»;

  • МКОУ Артинского городского округа «Артинская СОШ №6»

  • МАОУ Артинского городского округа «Центр дополнительного образования»

  • Учреждение дополнительного образования Артинского городского округа «Артинская детско-юношеская спортивная школа»



3. Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:

- выявление и учет индивидуально-психологических особенностей одаренных детей, которые проявляются в процессе обучения;

- регулирование психических и физических нагрузок, которым подвергаются одаренные школьники в процессе образовательной деятельности;

- проектирование педагогических условий для развития детской одаренности, стимулирующих формирование исследовательских, творческо-поисковых способностей и компетенций школьников;

- построение современной насыщенной информационно-образовательной среды образовательного учреждения, соответствующей запросам школьников с выраженными познавательными интересами;

- мониторинг процесса образовательной деятельности одаренных школьников (академическая успеваемость, динамика работоспособности, развитие индивидуально-психологических особенностей, когнитивной сферы);

- консультации для родителей по вопросам развития детской одаренности; итогам психодиагностических исследований.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно иметь социально-педагогическую направленность, что выражается в социальной защите, учете особенностей межличностного взаимодействия школьников на разных уровнях их групповой организации.


4. Принципы разработки и реализации программы

  • Принцип преемственности. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию. Принцип обеспечивает связь программы работы с одаренными детьми с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой воспитания и социализации обучающихся, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся и др.

  • Принцип индивидуальности и неповторимости каждого ребенка (М. Карне, А. Шведел, С. Линнемайер). Этот принцип определяет необходимость индивидуального подхода к развитию потенциала каждого школьника.

  • Принцип природосообразности (Я.А. Коменский). Данный принцип подразумевает поддержку, развитие природных сил и способностей каждого ребенка. Образовательный процесс должен быть построен на основе учета природных особенностей ребенка.

  • Принцип соблюдения интересов ребенка. Принцип определяет позицию педагога как специалиста, который призван решать психолого-педагогические проблемы в интересах ребенка.

  • Принцип системности. Реализация этого принципа обеспечивает единство диагностики и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития одаренного ребенка, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении личностных проблем школьника.

  • Принцип непрерывности. Реализация принципа гарантирует учащемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность психолого-педагогической поддержки до максимально возможного, в идеале - полного решения выявленных проблем.

  • Принцип вариативности. Реализация принципа предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими выраженную индивидуальность.

  • Принцип взаимодействия школы и семьи. Этот принцип определяет необходимость интеграции усилий семьи и школы в развитии каждого ребенка.

  • Принципы гуманистической психологии, определяющие отношение к человеку как к уникальной и целостной личности (гуманизм, толерантность к индивидуальным особенностям другого человека, поддержка, безопасность и др.), (В. Франкл, К. Роджерс). Эти принципы предполагают уверенность в возможности раскрыть созидательные способности человека. «…Фундаментальная природа человека, когда он действует свободно, конструктивна и заслуживает доверия» (К.Роджерс). В гуманистической психологии личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Гуманистическая психология уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат лишь истоком, фоном и средой для развития человека и, по существу, не должны ограничивать его свободный ценностный выбор и направление развития.

  • Принципы развивающего обучения, определяющие построение образовательного процесса на основе учета закономерностей развития человека (проблемность, диалогичность, индивидуализация) (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер и др.

  • Принцип профессиональной психолого-педагогической подготовки учителей для работы с одаренными детьми. Этот принцип предполагает развитие личностных и профессиональных качеств учителей, работающих с одаренными детьми, включая чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллекта, креативность, способность к индивидуализации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей своих учеников.



5. Содержание программы

5.1. Основные направления работы педагогического коллектива с одаренными и талантливыми школьниками:

1. Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.

2. Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время, включая следующие формы: подготовка к олимпиадам и конкурсам; участие в научных обществах, секциях, клубах по интересам; выполнение творческих проектов и др.

Реализация этих направлений работы предполагает:

1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

2. Разработку методов обучения с ориентацией на приобретение школьником опыта творческой деятельности, включающей следующие элементы и операции:

  • понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их  причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений;

  • способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;

  • продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как это сделать) задач;

  • решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой,  смысловой аналогий;

  • трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.

3. Использование моделирования как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.

4. Ориентацию в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности выполняемых заданий, но и объемом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

5. Переориентацию образовательного процесса, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением традиционных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности  решений.

Программа работы с одаренными детьми выполняет две основные функции – диагностическую и развивающую.


5.2. Диагностический раздел программы

Признаки одаренности, характерные для каждого типа:

Интеллектуальная одаренность – острота мышления, развитые наблюдательность и память, любознательность, склонность к освоению нового знания, способность к обобщениям и выводам.

Академическая одаренность – развитая способность к решению учебных (академических) задач, построенных на материале учебных предметов и образовательных областей.

Творческая одаренность – развитая любознательность, пытливость, креативность, способность погружаться в познание вопросов, вызвавших интерес, способность выдвигать оригинальные идеи.

Художественная одаренность – высокий интерес к визуальной информации, склонность к художественным занятиям, занятиям музыкой.

Психомоторная (спортивная одаренность) ‑ склонность к занятиям, требующим соответствующих способностей, успешность в занятиях разными видами спорта.

Лидерская (организаторская) одаренность – коммуникативные способности, авторитетность в коллективе, способности к организации коллектива сверстников для решения конкретной задачи.

Выявление одаренных детей на основе данных признаков является основной задачей диагностического раздела программы.

Одаренность - сложное и многомерное явление. Именно поэтому ее невозможно определить какой-либо единственной методикой.

Диагностика одаренности должна носить комплексный и разносторонний характер, то есть основываться на использовании нескольких методов, которые направлены на выявление разных сторон одаренности.

Рассмотрим несколько методик для диагностики детской одаренности:

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета


Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);

  • гуманитарная сфера (2-й столбец);

  • художественная деятельность (3-й столбец);

  • физкультура и спорт (4-й столбец);

  • коммуникативные интересы (5-й столбец);

  • природа и естествознание (6-й столбец);

  • труд по самообслуживанию (7-й столбец)


Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.


Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

  3. Петь, музицировать.

  4. Заниматься физкультурой.

  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

  8. Собирать технический конструктор.

  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

  10. Самостоятельно рисовать.

  11. Играть в спортивные, подвижные игры.

  12. Руководить играми детей.

  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

  14. Ходить в магазин за продуктами.

  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

  27. Ухаживать за домашними растениями.

  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

  31. Участвовать в постановке спектаклей.

  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

  33. Помогать другим людям.

  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.

  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35



Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета


Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

  • творческая (2-й столбец);

  • академическая (3-й столбец);

  • художественно-изобразительная (4-й столбец);

  • музыкальная (5-й столбец);

  • литературная (6-й столбец);

  • артистическая (7-й столбец);

  • техническая (8-й столбец);

  • лидерская (9-й столбец);

  • спортивная (10-й столбец).


Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.


Вопросы:

  1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

  8. Интересуется общением со сверстниками.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  55. Хорошо играет на каком-либо инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

  74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры-драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.


Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч


Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

  • он энергичен и все время хочет двигаться

  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

  • кажется, что он всерьез никогда не устает;

  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если…

  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

  • может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

  • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

  • интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант

Если…

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

  • сочиняет свои собственные мелодии;

  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

  • серьезно относиться к произведениям искусства;

  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

  • не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

  • с большим желанием выступает пере аудиторией;

  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

  • пластичен и открыт всему;

  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

  • обладает хорошей памятью;

  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;

  • задает очень много продуманных вопросов;

  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;

  • обгоняет сверстников по учебе,

  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

  • очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.


Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)


Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

  8. Интересуется механизмами и машинами.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

Вторая функция — развивающая.Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);•творческая (2-й столбец листа ответов);•академическая (3-й столбец листа ответов);•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);•музыкальная (5-й столбец листа ответов);•литературная (6-й столбец листа ответов);•артистическая (7-й столбец листа ответов);•техническая (8-й столбец листа ответов);•лидерская (9-й столбец листа ответов);•спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80



5.3. Развивающий раздел программы

Основные способы развития детской одаренности по разным направлениям:

- интеллектуальная одаренность,

- академическая одаренность,

- творческая одаренность,

- художественная одаренность,

- психомоторная (спортивная одаренность),

- лидерская (организаторская) одаренность.

Основной задачей данного раздела программы является построение целостной системы работы с одаренными детьми.

Этапы

Содержание

Формы работы

1

Аналитический


- раннее выявление талантливых и одаренных учащихся школы

-раскрытие творческого потенциала в разных видах деятельности

наблюдение,

изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, успехи в какой-либо деятельности

2

Диагностический


- диагностика потенциальных возможностей учащихся с использованием психологического инструментария психолога

индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся

3

Формирования и развития способностей учащихся


- создание условий для оптимального развития талантливых и одаренных учащихся и укрепления их здоровья;

- развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых учащихся;

-обучающие семинары с учителями по вопросам работы с одаренными учащимися;


-различные формы работы с талантливыми и одаренными учащимися (групповые занятия, факультативы, конкурсы и конференции, школьное научное общество, участие в олимпиадах, интеллектуальные марафоны, объединения дополнительного образования, организация исследовательской и проектной деятельности);

- совместная практическая деятельность талантливого учащегося и родителей;

- повышение профессионального мастерства учителя

4

Мониторинг достижений школьников

создание персонифицированной базы данных по детям–участникам значимых мероприятий разных уровней, а также разносторонне проявивших себя в учебной и внеурочной деятельности с целью учета индивидуальных достижений

-персонифицированная база

-портфолио учащегося

5

Поощрение талантливых учащихся и их родителей


- освещение успехов на общешкольных линейках, информационных стендах;

- благодарственные письма родителям;

- поощрение родителей за успехи в воспитании талантливых детей на родительских собраниях

стимулирование дальнейшей творческой деятельности

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.


Организация исследовательской работы учащихся в школе

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.


5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Краеведческая конференция.

Кружки.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Краеведческая конференция.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Методы работы с одарёнными детьми:

1. исследовательский;

2. частично-поисковый;

3. проблемный;

4. проективный;

5. синектика.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Кроме того, это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма.


Комплекс мер на выявление и поддержку талантливых детей


























Направление I. Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одаренными школьниками.

Направления работы

Деятельность ОУ

Сроки

Показатели результативности

1. Организационные мероприятия и мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы по работе с одаренными детьми.

1. Усовершенствование работы по выявлению и развитию одаренных детей (план работы ОУ).

2015

  • утверждение на школьном уровне программы по работе с лицами, проявившими выдающие способности

  • доля педагогических работников, прошедших обучение по программам, направленным на повышение профессиональной компетентности в работе с учащимися, проявившими выдающие способности;

  • доля педагогов, работающих с талантливыми детьми (в т.ч. по индивидуальным образовательным маршрутам).

  • наличие функционирующей системы мониторинга по работе с учащимися, проявившими выдающие способности;

2. Разработка локальных правовых актов школы, регулирующих функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми.

2015

3.Разработка и экспертиза программы развития системы работы с одаренными детьми в ОУ на 2015-2020гг.

2015

4.Введение модели эффективного контракта с педагогическими работниками ОУ, специализирующихся на работе с одаренными детьми.

2015

2.Проведение научных исследований и разработка программ педагогического и психологического сопровождения талантливых детей.

1.Проведение исследований, сопровождение исследовательской деятельности коллективом ОУ по тематике, связанной с образованием одаренных детей.

2015-2020

2.Проведение мероприятий (педагогических советов, методических семинаров и др.) по проблеме работы с одаренными детьми.

2015-2020

3. Внедрение:

  • диагностических методик, обеспечивающих раскрытие потенциала талантливых детей с учетом существования разных видов одаренности в различных предметных областях деятельности;

  • методических, педагогических материалов для работы с одаренными детьми.

2015-2020

4. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение школьников с признаками одаренности на всех возрастных этапах.

2015-2020

3.Развитие и совершенствование научно-методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы с одаренными детьми

1.Внедрение современных образовательных технологий, создающих условия для проявления и развития способностей детей в условиях школьного обучения.

2015-2020

2.Внедрение исследовательских и проектных методов, использование дистанционного обучения.

2015-2020

3. Расширение форм дополнительного образования в виде школьных кружков и секций, факультативов, и т.д.

2015-2020

4.Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников ОУ в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

1.Организация дополнительного образования педагогов ОУ по вопросам работы с одаренными детьми.

2015-2020

2.Организация постоянно действующих семинаров для педагогов, работа творческих групп, мастер-классов.

2015-2020

3. Обмен ресурсами и опытом в рамках сетевого взаимодействия

2015-2020

5. Обеспечение сетевого взаимодействия в сфере работы с одаренными детьми

1.Создание условий для реализации дополнительного образования.

2015-2020

2.Расширение, нормативное закрепление связей школ с учреждениями дополнительного образования детей.

2015-2020

3. Разработка и педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики одаренности детей.

2015-2020

Направление II. Поддержка педагогических работников, одаренных детей.

1. Проведение и расширение конкурсных мероприятий для одаренных детей

1.Организация и проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований в учреждении.

Ежегодно

  • увеличение численности учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

  • увеличение численности обучающихся, ставших победителями и призерами конкурсов регионального и всероссийского уровней;

  • увеличение участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

2. Организация участия обучающихся в конкурсах муниципального и регионального уровней и творческих Интернет-проектах, сетевых мастер-классах.

Постоянно

3. Организация участия обучающихся в научно-практических конференциях на всех ступенях обучения.

Ежегодно

2.Мотивационная поддержка работы с талантливыми детьми

1. Внесение изменений в локальные правовые акты в части установления мер стимулирования педагогов, работающих с одаренными детьми.

2015

2.Чествование талантливых детей и их наставников на уровне образовательного учреждения.

Ежемесячно

Направление III. Формирование инновационной инфраструктуры по работе с одаренными детьми.

1. Развитие сети взаимодействия образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.

1. Создание социально-развивающей среды, ориентированной на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, родителям (законным представителям)

2015-2020

  • Увеличение численности школьников, проявивших выдающиеся способностей;

  • Увеличение численности обучающихся, принимающих участие в научной, исследовательской и проектной деятельности;

  • наличие на сайтах образовательных учреждений информации по работе с талантливыми детьми;

  • наличие банка данных по работе с талантливыми детьми;

  • положительная динамика количества публикаций в СМИ по проблемам детской одаренности;

  • количество одаренных школьников, прошедших подготовку в летних тематических лагерях и сменах

2. Создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Постоянно

3. Организация работы в рамках летних оздоровительных лагерей (ЛОЛ) с целью поддержки одаренных и талантливых детей.

Ежегодно, июнь

2.Создание комплекса мероприятий, диагностических процедур и методов, направленных на выявление и социально-психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

1.Мониторинг продвижения одаренных детей (персонифицированная база).

Каждую четверть

2.Создание портфолио (карты успешности) развития обучающихся.

Каждую четверть

3. Разработка системы мотивации родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении одаренных детей.

Постоянно

4. Включение в деятельность педагогов функции координации индивидуальной траектории развития одаренных детей


(мотивирующий фактор при аттестации педагога).

2015-2020

3. Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей

1. Создание банка данных ОУ одаренных детей и их наставниках (в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"),

технологиях работы с ними.

2015-2020

2.Оформление школьного информационного пространства – стендов, газеты, страницы на сайте ОУ по проблеме работы с одаренными детьми.

Постоянно, 1 раз в месяц

3.Подписка на периодические печатные издания по вопросам работы с одаренными детьми, их родителями и педагогами, работающими с ними.

Постоянно, 1 раз в год























6. Критерии результативности

Критериями результативности реализации программы является успешное участие школьников в олимпиадах, фестивалях, творческих конкурсах разного уровня.

Результаты участия школьников фиксируются в персонифицированной базе данных, которую ведут классные руководители и в конце каждой четверти предоставляют на проверку заместителю директора по УВР. Форма персонифицированной базы прилагается в приложении № 1.

Психолого-педагогическая поддержка детской одаренности предполагает придание образовательному процессу гуманистического характера, постановку и решение личностно-центрированных целей и задач обучения, ориентированных на развитие личности школьников.

Портрет одаренного ребенка

Положительные качества

Отрицательные качества

неуемное любопытство,

высокая продуктивность мышления

хорошо развитая речь

высокая концентрация внимания на интересующем деле

упорство в достижении результатов

богатая фантазия

легкость ассоциирования

способность к прогнозированию

открытость

принципиальность

неспособность стать на точку зрения другого формальный подход к учебе, если ему неинтересно

отставание в физическом развитии

отсутствие конформизма

стремление всегда быть правым в споре



Личностный подход не исключает возможности его продуктивной интеграции с компетентностным подходом, ориентированным на достижение образовательных результатов практического характера.


















Приложение №1

Персонифицированная база данных по детям–участникам значимых мероприятий разных уровней, а также разносторонне проявивших себя в учебной и внеурочной деятельности в _______ учебном году.

Классный руководитель: _____________

Класс:

Школьный уровень

Ф.И. учащихся

Дата

Название

Форма (конкурс, соревнование, викторина, КВН, олимпиада и.д.)

Место проведения

Направление

Результат

Победитель, призёр,

участник, участник в составе команды, победитель в составе команды, призёр в составе команды


Место

Документ (грамота, благодарность, сертификат, свидетельство)

.










Муниципальный уровень

Ф.И. учащихся

Дата

Название

Форма (конкурс, соревнование, викторина, КВН, олимпиада и.д.)

Место проведения

Направление

Результат

Победитель, призёр,

участник, участник в составе команды, победитель в составе команды, призёр в составе команды


Место

Документ (грамота, благодарность, сертификат, свидетельство)

.










Региональный уровень

Ф.И. учащихся

Дата

Название

Форма (конкурс, соревнование, викторина, КВН, олимпиада и.д.)

Место проведения

Направление

Результат

Победитель, призёр,

участник, участник в составе команды, победитель в составе команды, призёр в составе команды


Место

Документ (грамота, благодарность, сертификат, свидетельство)

.










Всероссийский уровень

Ф.И. учащихся

Дата

Название

Форма (конкурс, соревнование, викторина, КВН, олимпиада и.д.)

Место проведения

Направление

Результат

Победитель, призёр,

участник, участник в составе команды, победитель в составе команды, призёр в составе команды


Место

Документ (грамота, благодарность, сертификат, свидетельство)

.












Международный уровень

Ф.И. учащихся

Дата

Название

Форма (конкурс, соревнование, викторина, КВН, олимпиада и.д.)

Место проведения

Направление

Результат

Победитель, призёр,

участник, участник в составе команды, победитель в составе команды, призёр в составе команды


Место

Документ (грамота, благодарность, сертификат, свидетельство)

.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г.

Автор: Томилова Наталья Юрьевна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа работы с одарёнными детьми по химии «Путь к успеху»"
    ["seo_title"] => string(60) "programma_raboty_s_odarionnymi_detmi_po_khimii_put_k_uspekhu"
    ["file_id"] => string(6) "611473"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1659535273"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Работа с одарёнными детьми в рамках введения ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabota-s-odarionnymi-diet-mi-v-ramkakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "231640"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442579990"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа работы с одаренными детьми по математике для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "229138"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441628624"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Программа работы с одаренными детьми кафедры иностранного языка"
    ["seo_title"] => string(63) "programma_raboty_s_odarennymi_detmi_kafedry_inostrannogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "535331"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1578819962"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа работы с одарёнными детьми "Звёздочка" МБОУ "Дединовская школа - интернат среднего общего образования""
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_raboty_s_odarionnymi_diet_mi_zviozdochka_mbou_diedinovskaia_shkola_in"
    ["file_id"] => string(6) "430206"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506687832"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства