Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми по химии «Путь к успеху»»
Программа работы с одарёнными детьми по химии «Путь к успеху»
Составила: учитель химии и биологииИващенко Л.В.
Пояснительная записка
Цели олимпиады – пропаганда науки и выявление одарённых детей. Олимпиады пробуждают и развивают интерес к предмету
Психологические аспекты:
- ответственность за результат
- лимит времени
- правильная целевая установка: олимпиада борьба не с другими, а с собой
- цели олимпиады: новые знания и идеи, а не место.
- правильная мотивация
- правильное распределение времени – тренировка в реальном времени.
- учить школьников не бояться делать умозаключения, пусть даже они выходят за границы познанного.
- задача может иметь несколько решений
- многие задачи, даже имеющие единственное решение, допускают разные подходы к поиску этого решения.
Химия — интересная и занимательная наука. Одна из тех, отраслей знаний, в которой каждый день совершаются важные открытия. Чтобы ученики учили и понимали химию, нужно сделать процесс обучения максимально увлекательным, показав прикладной характер, передаваемых знаний. Для этого на уроках применяются разные формы и методы работы. Очень важно уделять много внимания закреплению и систематизации знаний. Это становится возможным благодаря участию школьников в тематических викторинах, конкурсах и олимпиадах.
Олимпиадные задания по химии основываются на содержание школьной программы, но обычно имеют повышенный уровень сложности. Поэтому для подготовки к олимпиаде недостаточно просто повторить изученные разделы программы по химии, необходимо углубить знания, научить школьников логически мыслить, решать нестандартные задания
Задача преподавателя в процессе обучения состоит в том, чтобы: мотивировать его (показать значение проблемы, вызвать и поддержать интерес); ориентировать ученика (дать ясную, логическую структуру предмета); объяснить (привести примеры и дать необходимые пояснения; представить материал (ввести новые знания в ранее усвоенный контекст); развить (дать дополнительный материал для более детального ознакомления вопросом); закрепить (дать возможность потренироваться и проверить понимание материала); подтвердить адекватность достигнутого знания и его соответствие требуемому уровню.
Программа предназначена для подготовки учащихся 8-11-х классов к олимпиадам по химии, она ориентирована на формирование общей культуры и в большей степени, связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Она призвана способствовать интеллектуальному развитию учащихся; сформировать у учащихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни; повысить мотивацию учащихся в обучении предмету; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.
Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания, вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира. Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире, и поэтому вызывает у учащихся повышенный интерес. Но большой объем учебной информации, сложности материала, отсутствие времени на закрепление в базовом курсе химии позволило мне создать систему, которая дает возможность учащимся систематизировать, закрепить и расширить знания по курсу химии 8-11 класса и успешно участвовать в олимпиадах и итоговой аттестации выпускников.
Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится. Организация таких условий в обучении связана с проблемой развития мотивации. Мотивацию рассматриваю не только как побуждение ли состояние, определяемое избирательной направленностью учащихся на усвоение учебного содержания, но и как сложный многокомпонентный и многофазный процесс, в котором задействованы волевые, когнитивные и эмоциональные составляющие. Мотивы формируются эффективно лишь в единстве с другими элементами мотивационной сферы (потребностями, целями, интересами). Важнейший путь формирования мотивации - использование познавательных заданий в учебной деятельности. И поэтому содержание предмета преподношу учащимся не как готовые знания, а как систему познавательных задач, решая которые учащиеся самостоятельно формируют теоретические положения и у них формируется внутренняя мотивация к учению. Данный курс позволяет учащимся приобрести устойчивую мотивацию к обучению.
Программа предназначена для учащихся 7 – 11 классов с повышенным интересом к предмету и высоким уровнем интеллекта. Данная программа позволяет создать условия для развития индивидуальных способностей учащихся, обеспечить углубленное изучение химии.
Цель: сформировать систему химических знаний для успешного участия в олимпиадах по химии и написании научных проектов по биологии.
Задачами программы являются:
Проведение психологической адаптации учащихся к требованиям олимпиады и написанию научных проектов.
Опережающее изучение теоретической части химии на базовом и углубленном уровне.
Знакомство со способами решения (алгоритмами) основных типов олимпиадных задач, тестовых заданий.
Совершенствование умений сравнивать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами веществ, делать обобщения.
Совершенствовать умения работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами для решения экспериментальных задач.
Совершенствование умений применять межпредметные связи для решения заданий по химии.
Развитие творческого и логического мышления.
В результате учащиеся должны
знать:
Основные химические понятия и законы.
Качественные реакции для обнаружения катионов, анионов, неорганических и органических соединений.
Специфические химические свойства неорганических и органических соединений.
Основные алгоритмы решения олимпиадных задач.
Генетические связи между классами неорганических и органических веществ.
Зависимость химических веществ от строения органических веществ.
уметь:
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям, вычислять процентную и молекулярную концентрацию растворов.
Составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства и способы получения неорганических и органических веществ.
Рассматривать химические реакции с точки зрения окисления-восстановления и электролитической диссоциации.
Проводить химический эксперимент; наблюдать, объяснять и делать выводы.
Устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами веществ.
Работать с тестовыми заданиями.
Осмысливать и преобразовывать полученную информацию.
Использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации.
Подготовка старшеклассников к олимпиадам
на основе креативного мышления.
В российской практике общего образования выстроена целая система отбора и подготовки одаренных обучающихся к олимпиадам. На школьном этапе педагоги стараются предоставить возможность попробовать свои силы всем желающим обучающимся. Участие ребенка в предметной олимпиаде представляет уникальную возможность каждому проявить свои способности, добиться значимых результатов в развитии и, в конечном итоге, определиться с будущей профессией.
Развитие олимпиадного движения высветило и проблемы, связанные с подготовкой обучающихся к олимпиадам. В современной дидактике хорошо разработаны методические аспекты урока, программы учебных предметов, спецкурсов, факультативов. Однако, методике подготовки обучающихся к участию в олимпиадах, учитывающей особую задачу развития креативного мышления учеников, не уделяется должного внимания. Исключением является подготовка обучающихся к всероссийским и международным олимпиадам, которая проводятся в профильных школах или вузах через систему учебно-тренировочных сборов.
Но на массовом школьном уровне, когда требуется оценить интеллектуальный, креативный потенциал ученика, организовать индивидуальную работу в наиболее развивающем ее формате, нерешенными остаются многие вопросы. И главный среди них - как выстроить систему подготовки обучающихся, обеспечивающую, прежде всего, развитие их творческого мышления, а не просто организовать тренинг по решению в больших объемах задач разного уровня сложности. Данная система должна иметь развивающую направленность, и результатом работы по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам должны стать сформированность творческого мышления обучающихся, его креативность, а не объем выполненных заданий.
Не претендуя на абсолютность и универсальность решения обозначенной проблемы, предлагаю такую работу начинать с оценки качества усвоенной обучающимися учебной информации. Совершенно очевидно, что без знаний теоретического материала, законов и закономерностей, причинно-следственных связей, основных понятий и формул бессмысленно приступать к решению сложных задач, таких как олимпиадные.
Оценка качества усвоенной учебной информации имеет свои особенности. Недостаточно просто проверить, что запомнил и понял обучающийся. С точки зрения развития креативного, творческого мышления, важно выявить не только содержание, но и структуру информации, хранящейся в памяти ученика. Именно системность, связность и целостность знаний обеспечивают поиск оригинальных, эффективных решений.
Второй этап работы по подготовке одаренных обучающихся к олимпиаде связан с формированием у них творческих познавательных стратегий, обучением креативным методам и эвристическим приемам решения задач.
Известно, что в каждом учебном предмете существуют свои предметно-специфические методы решения задач. Но этих методов становится явно недостаточно, когда условия задач выходят за рамки типовых, когда использование напрямую известных алгоритмов решения не приводит к искомому результату. Для решения обозначенной проблемы необходимы общие подходы, методы, приемы и средства, которые могли бы быть полезными и в смежных предметных областях. Очевидно, что эти подходы и приемы должны опираться не столько на особенности того или иного учебного предмета, сколько на общие психологические механизмы решения задач, которые активизируют творческие процессы мышления. В этом и состоит основная идея решения выделенной практической проблемы. Методы работы индивида по решению сложной творческой задачи должны согласовываться, гармонично сочетаться с внутренними психологическими механизмами решения задач.
К основным психологическим механизмам, обеспечивающим творческое преобразование содержания задачи, установление связей элементов задачи с известными объектами или явлениями, относят:
1) механизм «случайного» решения или резонансный механизм (неожиданное совпадение каких-либо элементов задачи с элементами субъектного опыта);
2) телеологические механизмы (целенаправленные или целесообразные, в том числе и «анализ через синтез», предложенный С.Л. Рубинштейном).
В качестве креативных методов, соответствующих психологическим механизмам решения задач, выделяют: составление понятийно-знаковой системы, метод редукции и метод промежуточных состояний (промежуточных целей).
1. Первый креативный метод - понятийно-знаковая система (кластер). Это графическое отображение ментальной структуры индивида (ассоциативно и семантически связанной системы понятий). Целью составления такой системы является актуализация знаний ученика (на основе ассоциативного мышления) вокруг ключевого элемента задачи (химического понятия, закона и так далее). Обучающийся временно отходит от задачи и пытается в наглядной форме зафиксировать свой опыт и знания, необходимые для решения задачи. И, как показывает практика, через применение кластера в решении сложных задач, обучающимся чаще всего удается найти, обозначить, зафиксировать в нем необходимые для решения элементы, которые воспроизводятся в ассоциативном, креативном потоке мышления. Но это еще не означает, что найдено решение задачи. Задача будет решена, когда обучающийся осознает значимые отношения между ее элементами, увидит связи между искомым и исходными данными. И теперь нужно снова вернуться к анализу условия задачи. Понятийный кластер помогает высветить скрытые элементы задачи, а логика и опыт позволяют найти нужные отношения и оформить их в виде решения.
2. Второй креативный метод– метод редукции. Суть метода редукции состоит в упрощении условия задачи, сведении ее к известной задаче (или типу задач), решение которой ученику известно, либо не вызывает затруднений. Редукция задачи – это творческий процесс. Нужно увидеть в различных вариантах изменения условия задачи значимые связи и элементы, соотнести их с проблемным, наиболее «трудным» элементом задачи. Упрощая задачу, делая ее более понятной для себя, обучающийся отказывается от самого «трудного» для него элемента, который кажется непреодолимым препятствием на пути ее решения. После того как актуализированы способы решения более простых задач, нужно вернуть в условие задачи ее «трудный» элемент и ответить на вопросы: а что он меняет в решении, что может добавить к объяснению условия. Повторное погружение в условие сложной задачи, в ее анализ теперь уже происходит в актуализированном поле информации, необходимой для решения. Установление и осознание значимых связей между элементами задачи на основе ассоциативно-логического и резонансного механизмов мышления в поле актуализированной информации будет проходить более эффективно и продуктивно. Кроме этого, с помощью понятийного кластера также создается актуализированное поле необходимой для поиска решения информации.
3. Третий креативный метод – метод промежуточный целей. Для учеников, которые не имеют опыта решения сложных, олимпиадных задач, затруднено целостное восприятие ключевых отношений, параметров и элементов задачи. Трудно понять, как одни элементы задачи связаны с другими. Задача распадается на, казалось бы, невзаимосвязанные фрагменты. Обучающемуся трудно увидеть общую логику решения такой задачи. Именно тогда рекомендуется воспользоваться методом переходных состояний задачи.
В соответствии с этим методом следует найти те неизвестные величины, дополнительные или вспомогательные параметры, поиск которых не вызывает особых затруднений. Если это сделать, задача приобретает дополнительные данные (элементы), ее условие расширяется. Задача переходит в новое (одно из промежуточных) состояние. Ценность его в том, что новые найденные элементы могут подтолкнуть ученика к новым идеям, навести на определенную логику решения, соответствующую цели задачи. Данный метод можно рекомендовать к использованию, если не «срабатывают» другие методы.
При решении сложной задачи можно использовать сразу несколько методов. Всегда полезным является составление понятийного кластера, который хорошо сочетается и с методом переходных состояний задачи, и с методом редукции. Поэтапное редуцирование задачи можно рассматривать как переходные состояния задачи, что объясняет сочетаемость методов редукции и переходных состояний.
Осознанное владение креативными методами, понимание их назначения, связей с эвристическими приемами является обязательным этапом на пути построения индивидуальной познавательной стратегии.
Следовательно, работа по подготовке одаренных обучающихся к олимпиадам связана не только с «погружением» в конкретную предметную область, изучением дополнительной литературы, но и с формированием у обучающихся навыков работы с информацией и оценки качества освоенной информации, формированием познавательных стратегий, обучением креативным методам и эвристическим приемам решения задач.
Важной частью подготовки является разбор задач с олимпиады прошлых лет.
Памятка для обучающегося:
Чтобы научиться решать олимпиадные задачи, следует выполнить 7 условий:
1) хорошо знать химию;
2) иметь способности к ее изучению;
3) осознать, что тебе это нужно и интересно;
4) уметь общаться (в ходе обсуждения рождается много новых идей);
5) объясняй другим, делая это - лучше понимаешь сам;
6) чтобы научится хорошо решать задачи, нужны постоянные тренировки;
7) надо сильно хотеть победить, но не до умопомрачения.
Хорошая олимпиадная задача объединяет в себе количественную и качественную информацию об описываемых явлениях. Это помогает решить задачу школьникам с разными типами мышления
План работы с одаренными учащимися на 2022 - 2023 учебный год
№
Мероприятия
Сроки
Форма отчёта
1
Изучение интересов и наклонностей детей. Проведение диагностики по выявлению одаренных учащихся.
Октябрь
Анкетирование. Собеседование.
2
Составление карты одарённости детей:
тип одарённости
способности ребёнка
определение креативности обучающегося
экспертная оценка одарённости
Октябрь
Ноябрь
Составление карты
3
Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности на 2022-2023 учебный год.
Сентябрь-октябрь
Составление банка данных.
4
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми
Сентябрь
Изучение, обучающий семинар
5
Составление плана работы с одаренными детьми.
Октябрь
Разработка планирования
6
Участие в работе семинаров по вопросам работы с одаренными детьми.
14.10.22 г.
Семинар
7
Проведение семинара для учителей по изучению опыта работы с одаренными детьми.
Ноябрь
Обучающий семинар
8
Еженедельные индивидуальные и групповые занятия.
Еженедельно
Работа ориентированная на результат
9
Организация и проведение I школьного этапа олимпиады по общеобразовательным предметам среди учащихся 8-11 классов.
31.10-01.11.22 г.
Проведение олимпиады
10
Формирование списков на участие в городских предметных олимпиадах по итогам внутришкольной олимпиады.
02.11.22 г.
Утверждение списков
11
Организация консультаций, дополнительных занятий для одаренных учащихся
Октябрь-декабрь
Проведение дополнительных занятий
12
Участие в обучающем семинаре «Руководство научными проектами школьников»
октябрь
Обучающий семинар
13
Утверждение темы научно – исследовательской работы на заседании научно – координационного совета.
ноябрь
Утверждение списков и тем
14
Обучение учащихся специальным занятиям, необходимым для проведения исследований и проектирований.
Ноябрь-январь
Подготовка научных проектов
15
Работа секций НОУ:
1. «Первые шаги в науку» 1-4 классы.
2. "Юный лингвист" 5-7 классы.
3. «Интеллект» 8-11 классы.
Октябрь-апрель
Подготовка научных проектов
16
Подготовка учащихся к внутришкольным, городским, областным конкурсам проектов и творческих работ школьников.
Октябрь-май
Участие в конкурсах различного уровня
17
Привлечение одаренных детей в участии предметной неделе
Согласно графика
Участие
18
Внутришкольная олимпиада «Турнир знатоков» по химии и биологии среди учащихся 5-11 классов.
В течение года
Проведение олимпиады
19
Участие в международном конкурсе:
«Ақбота»
По графику
Участие в конкурсах
20
Изучение опыта работы учителей по вопросу организации работы с одаренными детьми
Сентябрь-январь
Изучение
21
Подведение итогов. Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2022 - 2023 учебный год.