Цель программы: организация работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение обучающихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.
Основные задачи:
- Выявление и развитие у обучающихся математических способностей.
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
- Интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
- Формирование навыков перевода различных задач на язык математики.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков обучающихся.
- Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад.
- Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней.
Сроки и этапы реализации программы в 3 этапа:
1 этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я веду факультативные занятия «За страницами учебника математики», организую , участие в «Международном конкурсе-игре «Кенгуру», Всероссийской олимпиаде «Олимпус», «Курчатов», приглашаю к участию в проектах учащихся старшей ступени на этапе сбора и обработки информации.
2 этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к математике с помощью факультативных занятий по адаптированной программе «Алгебра учит мыслить». Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, успешно выступают в Международном конкурсе-игре «Кенгуру», Всероссийской олимпиаде «Олимпус», «Курчатов».
3 этап – учащиеся 9 класса. На этой ступени большую роль отвожу профильному обучению учащихся. На элективныхи консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 класса проходят тестирование «Кенгуру – выпускникам», участвуют в тестирование Статграда, создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.
Актуальность разработки программы:
В условиях введения ФГОС остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Моя деятельность по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
Особое внимание в своей работе я уделяю не только работе со слабыми учениками- своевременно провожу занятия по ликвидации выявленных пробелов в знаниях обучающихся, но и работе сильными учениками. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 – 15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса всерьёз начал заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. В прошлом учебном году проводилась работа с обучающимися, проявляющими интерес к математике. Планируя занятия, наполняя их определенным содержанием, взяла на вооружение положение, установленное Л.С. Выготским, о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активное, самостоятельное и – как высший уровень – творческое мышление. Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математике. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к математике, дав ему все возможности для их развития.
Целью работы с мотивированными детьми является, в частности, формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их математических способностей, на применение математических методов в различных отраслях науки и технике.
Пояснительная записка
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.
Этапы реализации:
I. Выявление одаренных детей на ранних этапах развития. Мониторинг одаренности.
II. Разработка программы
III. Создание банка заданий для занятий.
IV. Организация зачетов.
V. Отчет на МС «Опыт работы с одаренными детьми по математике».
VI. Участие в олимпиадах.
Формы работы с одаренными детьми:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными обучающимися;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.
Учащиеся, на развитие которых направлена программа:
1.Ермаков Алексей
2.Браилко Анастасия
3.Мазурина Ксения
4.Просандеева Яна
5.Шкитин Юрий
Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий. В нее включены возрастные особенности, что позволит детям ориентироваться в образовательном процессе
Карта одарённого учащегося
1. Фамилия, имя, отчество учащегося
2. Состав семьи, ее структура
3. Жилищно-бытовые условия
4. Взаимоотношения в семье
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье
6. Культурный уровень семьи
7. Воспитательный потенциал семьи
8. Характер ребенка
9. Качества личности (положительные, отрицательные)
10. Положение ребенка в коллективе
11. Учебная деятельность: успеваемость
мотивация обучения
посещаемость уроков
способности к обучению
познавательный интерес
12. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда
участие в трудовых делах
13.Получение дополнительного образования