Выступление на семинаре "Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях"
Выступление на семинаре "Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях"
На семинаре пойдет речь о том, что большое влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре "Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях" »
Выступление на семинаре
«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».
(СЛАЙД 1)
- Доброе утро, уважаемые коллеги! Спасибо тем, кто присутствует сегодня на нашем семинаре.
Давайте посмотрим на сидящего рядом, подарим ему улыбку, ………налево, направо
и пожелаем друг другу благополучия и мира.
Мир сердцу моему ( руки на сердце) Мир друзьям моим ( руки в стороны)
Сегодня мы будем дарить вам только положительные эмоции, надеемся на тёплое душевное сотрудничество. Тем более, что тема нашего семинара «Нравственное и духовное воспитание школьников».
Для того чтобы воздействовать на подрастающее поколение учитель должен быть сам внутренне богат духовно, иметь силы отдавать другим своё тепло.
(СЛАЙД 2)
Мудрец сказал: « Учитель должен познать себя, чтоб научить других познать…»
Эту фразу можно прочитать с разным логическим ударением.
А что познать? Простые понятия (духовные ценности), которые ребёнок должен узнать, если не дома, так в школе : добро, дружба, сердечность, достоинство, любовь, уважение, забота, честность, справедливость, порядочность.
Давайте проведём небольшой экспресс-тест .
Возьмите лист бумаги, лежащий на столе.
- Оторвите от него столько, сколько:
- Сколько времени тратите на свое здоровье?
- Сколько времени уделяете своим родственникам? - Вы уделяете время своей работе? - Сколько у Вас времени уходит на отдых?
Вот то, что у Вас осталось - это время, которое Вы оставляете для себя, на осознание своего внутреннего мира.
Подумайте, хватит ли этого, чтоб поделиться своим внутренним богатством с другими?
Большое влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.
Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников.
Учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.
(СЛАЙД 3)
Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание:
Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
Профессионально-педагогические
Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)
Эмоциональная отзывчивость
Волевые качества
Особенности темперамента
Состояние здоровья
Творческое мышление
Диалоговое общение
Педагогическая рефлексия
Положительные этические качества (добродетели)
Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.
(СЛАЙД 4 )
В.А. Сухомлинский писал:
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Как художник над ярким пятном Мы дерзаем над детской душой Властны ль мы, изменить что-то в нем, Чтоб ребенок остался собой?
(СЛАЙД 5 ) (БАБОЧКИ)
Послушайте притчу:
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.
- Как Вы думаете, что произошло дальше?
Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения. Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я просил благ… А жизнь дала мне возможности. Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Желаю вам, чтобы вашим девизом в работе по воспитанию подрастающего поколения были слова : «Я научу своих воспитанников жить без страха, смело встречать все препятствия и доказывать, что они преодолимы» Ведь всё в наших руках…
Конечно, в настоящее время учителю работать совсем непросто. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.
Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.
Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва.
Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.
Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.
Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, работая на школьном поле, подростки приобретают трудовой опыт.
Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.
Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями.
Каждодневную жизнь школьников, развитие их отношений необходимо организовывать так, чтобы они основывались на самых высоких нравственных нормах и требованиях.
Целесообразно, начиная с младшего школьного возраста, учить детей умению анализировать ход и результаты совместной с другими деятельности. Вначале учитель помогает детям вычленить нравственную сторону возникающих отношений, убедиться на собственном опыте, что положительный результат их коллективной деятельности зависит не только от практических занятий и умений, но и от того, насколько каждый проявил себя хорошим товарищем, умеющим в случае надобности прийти на помощь соседу или принять от него помощь, в какой мере он несет личную ответственность за общее дело, справедлив в оценке своих и чужих успехов.
Начиная с дошкольного возраста дети должны принимать полноценное участие в домашнем труде.
Подростки и старшие школьники в состоянии взять на себя заботы, связанные с уборкой квартиры, покупкой продуктов, приготовлением пищи, стиркой, поддерживанием в чистоте одежды и т.д. Это не игра в труд, а настоящий труд. В воспитательном отношении важно, чтобы этот труд осознавался детьми как проявление их заботы о родителях.
Чтобы прививать учащимся тонкости вежливости, такта и искусства общения, помочь усвоить добрые и нравственные привычки хороших манер, правил культур поведения, воспитать чувство почтительности и чуткости к старикам, инвалидам, заботы и внимания к близким, маленьким детям.
Классные руководители школы используют разнообразную тематику, формы деятельности: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Классные руководители проводят различные виды диагностических исследований своих классных коллективов. (Методики проведения диагностик можно будет взять на флешку после семинара).
(СЛАЙД 6 )
Ежегодно проводим диагностику уровня воспитанности учащихся.
Высокий уровень воспитанности имеют (24%)
Хороший уровень воспитанности имеют (34%)
Средний уровень воспитанности имеют (36%)
Низкий уровень воспитанности имеют (6%)
Таким образом, высокий и хороший уровень воспитанности имеют всего 58% учащихся.
Конечно, нам есть над чем работать.
(СЛАЙД 7 )
Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и достойными чертами личности.
• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
(СЛАЙД 8)
Система нравственного воспитания включает в себя:
• Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
• Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
• В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение.
Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Основные источники нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
На уроках литературы можно показывать взаимосвязь этики и художественного творчества. Сегодня ученики не читают Толстого, не хотят понимать героев Достоевского, отторгают Лескова. Об этом стоит говорить.
Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке, и даже на физике, математике, где говорят не только о законах, но и об учёных, занимающихся наукой.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.
Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
(СЛАЙД 9 )
Невозможно не отметить традиционные праздники школы:
Праздник «Первый звонок»
День здоровья
Операция «Урожай»
День самоуправления
Осенний бал
Новогодние праздники
Конкурс «Армейские забавы»
Ежегодный турнир по волейболу и баскетболу с участием команды учителей
Конкурс «Ученик года»
Операция «Чистодвор»
Праздники «Последний звонок»
Единые классные часы
День защиты детей
Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств в школе проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении мы проводим классные часы, конкурсы стихов о войне, рисунков, плакатов, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», встречи с членами Совета ветеранов.
Внеурочная деятельность обучающихся 1-4 классов представлена :
Ежемесячно проводятся различные спортивные соревнования по плану спортивно-массовых мероприятий, в феврале проводится месячник оборонно-массовой работы. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу в данном направлении проводят с нашими учениками учителя физкультуры.
В прошлом учебном году мы заняли 2 место в олимпиаде по физкультуре на муниципальном уровне.
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.
Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, педагоги пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Большую работу по повышению познавательного интереса к истории края проводит наш библиотекарь Гусева Н.Г. Нина Григорьевна вместе с детьми принимает участие почти во всех конкурсах рисунков и творческих работ. Школа принимала участие во всероссийском конкурсе «Проектная деятельность школьной библиотеки» с проектной работой «Детства родной уголок» (3 место), в муниципальном конкурсе стенгазет к 75-летию района «Вот моя деревня» 1 место, в конкурсе стенгазет о комсомоле 1-е место. Библиотекарь выступала на семинаре «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде».
Реализуемые в настоящее время образовательные программы, включают в себя программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, которые помогают нам осуществлять намеченные планы.
(СЛАЙД 13 )
Программа духовно-нравственного воспитания для 1-4 классов.
Цель Программы - формирование у учащихся начальной школы основных нравственных правил и идеалов: понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
формирование у обучающихся нравственного сознания (терпения, милосердия, незлобливости);
воспитание и развитие нравственных чувств (совести, дога, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма) и нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
выработка умений и привычек нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
(СЛАЙД 14)
Этапы реализации Программы:
Этап
Задачи этапа
I этап
(1 класс)
Формирование умения у обучающихся выделять нравственное явление из других, определять его существенные признаки, принимать нравственную норму как необходимую.
II этап
(2 – 3 класс)
Обоснование необходимости следования нравственному правилу на основе расширения круга этих правил и усложнения ситуаций.
III этап
(4 класс)
Переход к самосознанию, самоизучению и самовоспитаниию.
Создание представлений о нравственных особенностях своей личности.
Направления духовно-нравственного развития и воспитания. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования
Направление
Формы работы
Мероприятия
(СЛАЙД 15)
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, , встреч с ветеранами и военнослужащими.
«Правила поведения в школе», «Что значит- быть учеником?» ,«Кобляково– моя малая Родина», «История образования Братска, Братского района» , «Россия – родина моя», «Государственная символика», «Русский народный костюм», «Для вас, Отечества, сыны»,
конкурс рисунков
«Вооружённые силы Российской армии»,
«Армейские забавы»
«А,ну-ка, мальчики»
(СЛАЙД 16)
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Знакомство с различными профессиями,
знакомство с профессиями своих родителей
Кл.час: «Профессии моих родителей»
Экскурсия в местные организации (детский сад, почтовое отделение, сельская амбулатория).
(СЛАЙД 18)
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Беседа,
подготовка и проведение подвижных игр, походов, спортивных соревнований,
спортивных праздников
День здоровья
Конкурс рисунков по ПДД
Конкурс уголков здоровья
(СЛАЙД 19)
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Экскурсии, походы, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.).
Посадка цветов на территории школы,
Поход в лес, акция «Чистый лес»
Акция «Помоги птицам»
( изготовление кормушек)
День птиц
(СЛАЙД 20)
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Экскурсии к памятникам зодчества, знакомства с лучшими произведениями искусства, творческие конкурсы,
праздники, концерты
Экскурсии:
Музей деревянного зодчества,
Конкурс рисунков
«Цветы для мамы», День учителя. (концерт, выпуск газет)
Посвящение в первоклассники.
Праздник осени. («Осенний коктейль»)
Концерт ко Дню старшего поколения «Дыхание осени»
Праздничные концерты
Масленица
(СЛАЙД 21)
Повышение педагогической культуры родителей
Родительские собрания, родительские конференции, собрания-диспуты, родительские лектории, семинары, педагогические практикумы, тренинги для родителей и др.
Родительские лектории «Семейная поддержка первокласснику, влияние стиля воспитания на развитие ребенка».
«Учет психологических особенностей младших школьников в семейном воспитании, родительское программирование»
«Влияние семейных взаимоотношений на личностное развитие и социализацию ребенка»
«Влияние семейных взаимоотношений на личностное развитие и социализацию ребенка»
«Роль родителей в предупреждении школьной дезадаптации в среднем звене»
Акция «Семья» - посещение неблагополучных семей
Общешкольные родительские собрания
Выступление инспектора ОДН «Профилактика правонарушений среди обучающихся. Состояние преступности в школе »
Родительский урок «Здоровые дети – будущее России»
Программа классных часов по духовно-нравственному воспитанию состоит из 5 разделов:
«Уголок России – отчий дом»
«История моей Родины»
«Счастье семьи»
«Духовные ценности»
«Познание себя»
В школе организованы подпространства (оформление стен, способ их покраски, стенды, ежемесячные выставки), позволяющие учащимся:
изучать и осваивать:
– символы российской государственности и символы родного края;
– историю, культурные традиции;
– афоризмы о нравственности и др.;
– цитаты учёных, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины;
– портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны, нобелевские лауреаты и др.).
узнавать:
– достижения учащихся и педагогов школы;
– выпускников школы, которыми она гордится;
– связи школы с социальными партнерами.
Ощущать
– гордость быть учеником школы;
Осваивать
- культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);
– выставки, экспозиции работ;
– ценности здорового образа жизни (например, рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т. п.);
– демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств обучащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Особое значение в реализации программы духовно-нравственного содержания имеют социальные проекты («Накорми птиц зимой», «Рождественский подарок»- акция помощи малоимущим детям).
Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности учителя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако учитель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт.. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.
Задачи школы в работе с семьями:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе родительского комитета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных Дней здоровья.
В начале учебного года и во время проведения классно-обобщающих контролей проводится анкетирование родителей, с целью оценки эффективности воспитательного процесса в учреждении.
Ежегодно показатель удовлетворённости родителей работой школы остаётся на одном уровне- 4,2 (по 5-балльной шкале).
В рамках службы сопровождения воспитательного процесса в школе работает социальный педагог. Основными направлениями работы социального педагога являются:
изучение особенностей личности обучающихся, их микросреду и условия жизни;
выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении учащихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;
содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся.
Диагностические мероприятия
составление социального паспорта школы (классов);
выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально -педагогической помощи.
Профилактические мероприятия
совместная работа с ОДН, КДН и муниципальными округами с неблагополучными семьями;
проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения (просмотр фильмов, беседы, конкурсы творческих работ);
проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
Заканчивая своё выступление, хотелось бы сказать , что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.
Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Хотелось бы пожелать вам развить в себе чувство «педагогической любви», если у вас его ещё нет.
(СЛАЙД 22)
Технология развития чувства «педагогической любви»
1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
(СЛАЙД 23)
А теперь практическая часть нашего семинара - мы представим для вас несколько форм работы по духовно-нравственному воспитанию (урок ОРКСЭ, урок литературы, классные часы в 4,7 и 10 классах).