Чувство нравственности многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Быть нравственным человеком – значит быть гражданином, значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Задача нравственного воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы со школьниками. Любовь к родному краю, дому, семье, односельчанам невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них нравственных качеств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.
Цель моей работы заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать кружок учащихся-единомышленников, которые помогут развивать у детей интерес к жизни односельчан в разное историческое время, его культуре, к истории нашего села, к природе родного края. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа, села, школы.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Девиз музея - "Без прошлого нет настоящего". Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей призван быть координатором патриотической, духовно-нравственной деятельности образовательного учреждения.
Образовательное пространство:
Школьный музей взаимодействует с администрацией села, сельской библиотекой, интернет-ресурсами и другими школьными музеями района.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы (фотографии, документы, альбомы и пр.) и материалы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, уроков мужества способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, находить взаимосвязь между прошлым и настоящим и т.п.
Профиль школьного музея.
Школьный музей «Исток» был создан в МБОУ «Верхнекалиновская СОШ» в 2009 году как краеведческий музей. Так как в школе своего помещения не было, а экспонатов было собрано достаточно, то музейные экспозиции были оформлены в классном кабинете. В поселке до этого времени музея не было и школьный сразу получил популярность у сельчан. Материал для оформления музея был собран ещё с периода 80-х годов ХХ столетия, но ребята продолжали работу. В музее сконцентрировался материал по Великой Отечественной войне 1941-1945гг., были собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, оформлен стенд Боевой славы «Я помню! Я горжусь!». Затем в 90-ые гг. появилось новое направление - История школы. Собирался материал о директорах, учителях со времён образования школы. А школа создана в 1937году. Сбор материала ведётся и по сей день. Не забываем мы собирать материал и по современной школе. Пока не было кабинета для музея, материалы лежали в коробках, шкафах, стенды размещались в коридоре школы. В 2008 году была выделена классная комната и школьный музей в 2010 году начал экскурсионную работу и пополнился посетителями.
Темы экскурсий школьного музея «Исток»:
1) Участие верхнекалиновцев в Великой Отечественной войне.
2) Мы памяти этой верны (история обелиска павшим воинам в селе).
3) Быт села Верхнекалиново в восстановительный послевоенный период (40-60-ее годы ХХ столетия).
4) История нашей школы.
5) «Трудом прославлен, в сердцах людей оставлен» (о тружениках-односельчанах совхоза «Коммунар»).
6) «Перекати-поле поневоле». История репрессированной семьи.
7) Моя родимая сторонка (история образования села Верхнекалиново).
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
- Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея.
- Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы.
- Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
- Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
- Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Основные виды деятельности школьного музея:
- Поисковая деятельность.
- Исследовательская деятельность учащихся.
3. Экскурсионно – просветительская деятельность.
4. Оформительская деятельность.
5. Методическая работа.
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, села;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
- Проведение экскурсионной работы в музее.
Исследовательская деятельность
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области, федерации
Оформительская деятельность:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. ;
- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
- сотрудничество с районной газетой.
Методическая деятельность
- выступления на МО и педагогических советах по краеведческой работе;
- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.
Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся 5-10 классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляется руководителем музея, назначенный приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет. (2009-2014 гг.)
Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 5-10 классов, советники музея (учителя).
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др., путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными. Во время экскурсионной работы учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициям школы, учатся понимать, как история школы и села связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.
Оценка результатов.
- Учащиеся помогли в оформлении экспозиции из собранного материала (Быт села Верхнекалиново в восстановительный послевоенный период (40-60-ее годы ХХ столетия); «Трудом прославлен, в сердцах людей оставлен» (о тружениках-односельчанах совхоза «Коммунар»); «Перекати-поле поневоле» (история репрессированной семьи).
- Проводят обзорную экскурсию «Без прошлого нет настоящего», «Моя родимая сторонка».
- Учатся целенаправленно вести поиск необходимых экспонатов.
- Под руководством педагогов школы создают творческие работы на определенную тему.
- Изучают научную литературу о создании музеев в России.
- Учатся работать в школьной и сельской библиотеках по сбору информационного материала.
Сегодня наша страна нуждается в человеке, воспитанном в духе патриотизма и нравственности, на понятных и близких ему страницах живой истории. Будем надеяться, что работа нашего школьного музея заложила в наших ребят зернышко соучастия и сопричастности с великой историей Российского государства.