kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чувство нравственности многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Быть нравственным человеком – значит быть гражданином,  значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Задача нравственного воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы со школьниками. Любовь к родному краю, дому, семье, односельчанам  невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них нравственных  качеств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

Цель моей работы заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать кружок учащихся-единомышленников,  которые помогут развивать у детей интерес к жизни односельчан в разное историческое время, его культуре, к истории нашего села, к природе родного края.  Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях,  тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа, села, школы.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Девиз музея - "Без прошлого нет настоящего". Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей призван быть координатором патриотической, духовно-нравственной деятельности образовательного учреждения.

Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с администрацией села, сельской библиотекой, интернет-ресурсами и другими школьными музеями района.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы (фотографии, документы, альбомы и пр.) и материалы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, уроков мужества способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, находить взаимосвязь между прошлым и настоящим и т.п.

Профиль школьного музея.

Школьный музей «Исток» был создан в МБОУ «Верхнекалиновская СОШ» в 2009 году  как краеведческий музей. Так как в школе своего помещения не было, а экспонатов было собрано достаточно, то музейные экспозиции были оформлены в классном кабинете. В поселке до этого времени музея не было и школьный сразу получил популярность у сельчан. Материал для оформления музея был собран ещё с периода 80-х годов ХХ столетия, но ребята продолжали работу. В музее сконцентрировался материал по Великой Отечественной войне 1941-1945гг., были собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, оформлен стенд  Боевой славы «Я помню! Я горжусь!». Затем в 90-ые гг. появилось новое направление - История школы. Собирался материал о директорах, учителях со времён образования школы. А школа создана в 1937году. Сбор материала ведётся и по сей день. Не забываем мы собирать материал и по современной школе. Пока не было кабинета для музея, материалы лежали в коробках, шкафах, стенды размещались в коридоре школы. В 2008 году была выделена классная комната и школьный музей в 2010 году начал экскурсионную работу и пополнился посетителями.

Темы экскурсий  школьного музея «Исток»:

1) Участие   верхнекалиновцев  в  Великой Отечественной войне.

2) Мы памяти этой верны (история обелиска павшим воинам в селе).

3) Быт села Верхнекалиново в восстановительный послевоенный период (40-60-ее годы ХХ столетия).

4) История нашей школы.

5) «Трудом прославлен, в сердцах людей оставлен» (о тружениках-односельчанах  совхоза «Коммунар»).

6) «Перекати-поле поневоле». История репрессированной семьи.

7) Моя родимая сторонка (история образования села Верхнекалиново).

 

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  • Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея.
  • Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы.
  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
  • Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Основные виды деятельности школьного музея:

  1. Поисковая деятельность.
  2.  Исследовательская деятельность учащихся.

3. Экскурсионно – просветительская деятельность.

4. Оформительская деятельность.

5. Методическая работа.

Организация поисковой деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, села;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

- Проведение экскурсионной работы в музее.

Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах,  семинарах и т.п. на уровне города, района, области, федерации

Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. ;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой.

Методическая деятельность

- выступления на МО и  педагогических советах по краеведческой работе;

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся 5-10 классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляется руководителем музея, назначенный приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет. (2009-2014 гг.)

Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 5-10 классов, советники музея (учителя).

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они  в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.,    путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными. Во время экскурсионной работы учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициям школы,  учатся понимать, как история школы и села связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.

Оценка результатов.

  1. Учащиеся помогли в оформлении экспозиции из собранного материала (Быт села Верхнекалиново в восстановительный послевоенный период (40-60-ее годы ХХ столетия); «Трудом прославлен, в сердцах людей оставлен» (о тружениках-односельчанах  совхоза «Коммунар»);  «Перекати-поле поневоле» (история репрессированной семьи).
  2. Проводят обзорную экскурсию «Без прошлого нет настоящего», «Моя родимая сторонка».
  3. Учатся целенаправленно вести поиск необходимых экспонатов.
  4. Под руководством педагогов школы создают  творческие работы на определенную тему.
  5. Изучают  научную литературу о создании музеев в России.
  6. Учатся работать в школьной и сельской библиотеках по сбору информационного материала.

 Сегодня наша страна нуждается в человеке, воспитанном в духе патриотизма и нравственности, на понятных и близких ему страницах живой истории.  Будем надеяться, что работа нашего школьного музея заложила в наших ребят зернышко соучастия и сопричастности с великой историей Российского государства.

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" »

Музейная педагогика.  Педагогические возможности  школьного музея «Исток»  в патриотическом воспитании обучающихся МБОУ «Верхнекалиновская СОШ»  Камызякского района Астраханской области   Букенбаева Н.К., руководитель школьного музея «Исток»

Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея «Исток» в патриотическом воспитании обучающихся МБОУ «Верхнекалиновская СОШ» Камызякского района Астраханской области

Букенбаева Н.К.,

руководитель школьного музея «Исток»

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

А мериканский педагог Горас Манн писал, что если с детства в человеке не воспитывать потребность быть гражданином, то, став взрослым, этого качества у него не будет никогда.

А мериканский педагог Горас Манн писал, что если с детства в человеке не воспитывать потребность быть гражданином, то, став взрослым, этого качества у него не будет никогда.

Цель моей работы как руководителя музея заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать кружок учащихся-единомышленников, которые помогут развивать у других детей интерес к жизни односельчан в разное историческое время, его культуре, к истории нашего села.

Цель моей работы как руководителя музея заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать кружок учащихся-единомышленников, которые помогут развивать у других детей интерес к жизни односельчан в разное историческое время, его культуре, к истории нашего села.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности.

Без прошлого нет настоящего…

Без прошлого нет настоящего…

Работа в кружке «Исток» увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Работа в кружке «Исток» увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы и материалы, их копии. Участие детей в работе музея способствует заполнению их досуга.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы и материалы, их копии. Участие детей в работе музея способствует заполнению их досуга.

Темы экскурсий музея «Исток»:   1)Участие   верхнекалиновцев  в  Вели кой Отечественной войне 1941-1945гг. 2) «Мы этой памяти верны» (история обелиска павшим воинам в селе). 3) Быт села Верхнекалиново в восстановительный послевоенный период (40-60-ее годы ХХ столетия). 4) История нашей школы. 5) «Трудом прославлен, в сердцах людей оставлен» (о тружениках-односельчанах совхоза «Коммунар»). 6) «Перекати-поле поневоле». История репрессированной семьи (30-90-е гг. ХХ столетия)

Темы экскурсий музея «Исток»:

1)Участие   верхнекалиновцев  в  Вели

кой Отечественной войне 1941-1945гг.

2) «Мы этой памяти верны» (история обелиска павшим воинам в селе).

3) Быт села Верхнекалиново в восстановительный послевоенный период (40-60-ее годы ХХ столетия).

4) История нашей школы.

5) «Трудом прославлен, в сердцах людей оставлен» (о тружениках-односельчанах совхоза «Коммунар»).

6) «Перекати-поле поневоле». История репрессированной семьи (30-90-е гг. ХХ столетия)

Принципы работы школьного музея Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся. Партнёрство. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея. Строгий учет, хранение и экспонирование собранных материалов. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности и др.

Принципы работы школьного музея

  • Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся.
  • Партнёрство.
  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
  • Строгий учет, хранение и экспонирование собранных материалов.
  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности и др.

Основные виды деятельности музея: Поисковая Исследовательская Оформительская Экскурсионно-просветительская Методическая работа

Основные виды деятельности музея:

Поисковая

Исследовательская

Оформительская

Экскурсионно-просветительская

Методическая работа

Сегодня наша страна нуждается в гражданине, в человеке, воспитанном в духе патриотизма на понятных и близких ему страницах живой истории. Будем надеяться, что работа нашего школьного музея заложила в наших ребят зернышко сопричастности с великой историей Российского государства.

Сегодня наша страна нуждается в гражданине, в человеке, воспитанном в духе патриотизма на понятных и близких ему страницах живой истории. Будем надеяться, что работа нашего школьного музея заложила в наших ребят зернышко сопричастности с великой историей Российского государства.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток"

Автор: Букенбаева Нигара Курбановна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127757

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства