Тема педагогического совета: «Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью в условиях школы модульного обучения»
Дата проведения: 26.02.2015г
Цель педсовета: изменение уклада школы с пользой для здоровьяучастников образовательного процесса, совершенствование знаний, умений и навыков педагогов в области организации работы по укреплению здоровья школьников, совершенствованию их физического развития, оптимизации процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью.
Задачи:
- Познакомить учителей школы с сущностью и структурой культуры здоровья и возможностями её влияния на образовательный процесс.
- Изучить и проанализировать опыт работы школы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.
- Выявить и проанализировать показатели социально– психологического здоровья учащихся школы.
- Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию культуры здоровья в школе.
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Ход педсовета
1. Доклад «Интенсификция урока и здоровьесбережение».
2. Выступление педагогов «Работа учителя по формированию ценностного отношения к здоровью в условиях школы модульного обучения».
3. Проект решения педсовета.
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Очень рада приветствовать вас в полном составе на первом педагогическом совете в этом году. Сегодня мы с вами проведем педсовет в форме брифинга, на котором изложим позицию по одному из актуальных вопросов и проработаем по ней в вопросно-ответной форме.
Коллеги, предлагаю начать наше заседание с просмотра мультфильма из цикла «Смешарики» - «Ёжик и здоровье». Пожалуйста, внимательно прослушайте разговор героев, затем я приглашу вас к беседе.
- Определите тему нашего заседания. О чем мы с вами будем говорить?
(Тема: «Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью в условиях школы модульного обучения»)
- Что подразумевается под термином «Здоровье»?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Так что же такое «здоровье»? (Ответыпедагогов)
1. Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
4. Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
5. Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
6. Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
(Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
- Как Вы думаете, какая мораль спрятана за этим мультфильмом?
(Важно знать, что такое здоровье, учиться грамотно к нему относиться, прислушиваться к своему телу, к душевному состоянию, присматриваться к социальному окружению и не переусердствовать в одном направлении, так как это может принести урон общему состоянию организма.) слайд №3
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Успешная личность – это в первую очередь здоровый человек! Ни для кого не секрет, что большую часть времени ребенок проводит в стенах школы. Кто, как не педагог, закладывает азы здоровьесбережения в детях с самого детства? Поэтому он должен постоянно развивать и пополнять свои знания, умения и навыки в таких областях работы как оздоровление, профилактика и физическое воспитание. Уметь грамотно вести работу и не переусердствовать в активной деятельности. Поэтому целью нашей встречи будет следующее: совершенствование знаний, умений и навыков педагогов в области организации работы по укреплению здоровья школьников, совершенствованию их физического развития, оптимизации процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью.)
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением предметов и пр.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.
Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта;
организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
организация питания;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
А какие здоровьесберегающие технологии используете вы ?
Ответы педагогов.
- физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
- благоприятная эмоциональная обстановка в классе
- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это также способствует сбережению здоровья детей
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
Выступления педагогов
Таким образом, сегодня мы затронули часть социально – гигиенических факторов, оказывающих влияние на развитие и состояния здоровья учеников. Именно на нас, на педагогах лежит большая ответственность за сохранения здоровья детей. Потому что именно учитель, знающий физиологические особенности ребенка на каждом возрастном этапе, находящийся в контакте значительную часть рабочего дня может и должен использовать свои знания, различные приемы и методы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следовательно, лишь совместными усилиями педагогов, родителей, медиков, возможна минимизация воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей.
А сейчас я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха, три выдоха. А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выберите какое-нибудь растение, цветы которого вам нравятся. Внимательно рассмотрите его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны. Представьте, что вы один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг себя, постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы эта оболочка раскрылась, и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету. А теперь вы можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка. Рассмотрите цвет его лепестков. Посмотрите, как ярко они сияют. Мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Они говорят: ?Какой красивый цветок! Он так нравится мне!? Восхищайтесь этим цветком, повторяя про себя: ?Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой?. Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите в какую-нибудь часть своего тела. А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь в зал бодрыми и отдохнувшими.
Желаю вам крепкого здоровья и творческих успехов в работе!
Проект решения педсовета
- Создать условия по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.
- Усилить контроль за обеспечением выполнения законодательства по охране здоровья школьников.
- Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья.
- Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
- Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики.
- Организовать семинары для учителей по проблеме здоровье сбережения.
- Методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.
- Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива.
- Ежегодно предусматривать подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.