МОБУ СОШ № 38
Воспитание любви и уважения к своему Отечеству на занятиях кружка
«Уроки нравственности»
(Выступление учителя начальных классов Никоненко Л.Г. на городском семинаре «Пятые городские Рождественские чтения»)
г.Таганрог 2015 г.
Воспитание любви и уважения к своему Отечеству на занятиях
кружка «Уроки нравственности»
Никоненко Л.Г., учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 38, г. Таганрог
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Необходимо остановить эти негативные тенденции. В ФГОС заложена Концепция духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России, определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Еще Аристотель отметил, что «коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». Эта истина много раз подтверждалась за прошедшие века. Растущий человек в общении с людьми получает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учится понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - ему нужны слушатели или зрители; сочинил стихи – кому-то посвятил.
Средством реализации стратегии ФГОС по духовно-нравственному воспитанию младших школьников являются образовательные программы внеурочной деятельности.
Уже четвертый год в своем классе я реализую программу «Уроки нравственности», составленную на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности». Занятия проводятся один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
«Уроки нравственности» часто проводятся в форме игры. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Нравственность – категория неизменяемая, не смотря на изменения, которые происходят в развитии человечества. Поэтому многие темы уроков нравственности тесно связаны с темами уроков основы православной культуры. Недавно мои четвероклассники на уроках нравственности познакомились с произведением древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха». На этом уроке дети выяснили зачем нам людям 21 века знать это произведение, ведь прошло много веков с того времени, когда на Руси правил князь Владимир Мономах. Но оказалось все то, чему учил князь своих детей, своих современников - актуально и в наше время. Дети узнали какое огромное значение придавал Владимир Мономах единству русских земель, он призывал своих детей к деятельной жизни, в которой главное было – благо Родины. После этого урока мои ученики подготовили проекты о защитниках нашей Родины в разные эпохи и еще раз убедились в том, любовь к Родине уходит в далекое прошлое. Родина является огромным вдохновением для истинных патриотов своего отечества.
Сегодня вашему вниманию ребята представляют свои презентации стихов о нашей Родине, об истинных ее патриотах.
- Николаенко Лиза (читает стихи), Бельмас Захар (презентация)
Тевтонский орден с русским войском
На Чудском озере сошлись.
"Свинья" воткнулась в нас так бойко,
Мы с флангов бросились как рысь!
И враг бежал на лед непрочный,
Потом барахтался в воде.
Весна была нам в помощь точно
И с неба ангел вниз глядел.
-Да, сеча славная случилась,
-Вперед, ребята! - крикнул князь.
-Они с мечом на Русь - Отчизну,
-Так вот наш меч, как смерти пляс!
-Немецких рыцарей разбили,
-Победа полная, друзья!
И слава будто бы на крыльях
По свету понеслась звеня.
Тевтонский орден с русским войском
На Чудском озере сошлись:
Князь Невский подвигом геройским
Народу дал свободу, жизнь!
Жанна Баринова
- Валевач Олег (читает стихи), Фролов Сергей (презентация)
Русские земли ордынцы топтали,
Жгли урожай, убивали людей.
Русские люди в боях погибали,
Слышен повсюду был плач матерей.
Княже великий и славный Димитрий
К Сергию-старцу в обитель спешит.
Благословенье дал старец на битву,
Князю с Ордою сражаться велит.
"Витязей русских веди за собою,
Против безбожных веди не страшась.
Богу угодно - так сладим с Ордою.
В помощь же дам двух монахов, мой князь".
Княже великий и славный Димитрий
Русское войско на битву ведет.
Княже пред боем промолвил молитву,
Бога просил он за русский народ.
"Боже великий, всю землю создавший,
Будь мне помощником против врага.
Бесов с Руси ты не раз изгонявший,
Путь мне укажет твоя пусть рука!"
Так началось то сраженье людское.
Многие пали, но Бог нам помог.
Погань ордынцев изгнали в том бое
Княже Димитрий да отче наш, Бог.
- Гдалевич Настя (читает стихи), Глухой Демьян (презентация)
Бородино…Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.
И пусть давно растаял в поднебесье
Той битвы дым, той битвы пушек гром –
Мы до сих пор о ней слагаем песни
О наших предках память бережём.
Бородино…Родной земли частица
Село, каких немало под Москвой,
Но как же сердце начинает биться
При виде церкви с маковкой златой.
Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта,
Что были клятве до конца верны, –
Защитники России, патриоты,
Отечества любимые сыны.
И вновь трубы победный клич несётся,
В парадном строе движутся полки;
Над Полем Славы флаг российский вьётся,
Блестят на солнце грозные штыки.
(В. Степанов)
4. Положенцева Аня (читает стихи), Жукова Катя (презентация)
Римма Казакова:
На фотографии в газете
нечетко изображены
бойцы, еще почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем -
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.
- Гдалевич Настя (читает стихи), Бакшевников Кирилл (презентация)
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
Г.Ладонщиков