Пояснительная записка к программе по краеведению «Моя малая Родина»
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам, Калининградской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам школьного музея и исследовательских работ учащихся, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось народом, проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только Калининграда, но и Калининградской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал, но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике, представлять его на мероприятиях по краеведению, на мероприятиях школьного музея. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны.
В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Калининградской области, растительным и животным миром, водными ресурсами региона. Узнают так же о полезных ископаемых, экологическом здоровье края, о памятниках истории и культуры, а так же совершат заочные путешествия по основным городам Калининградской области.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Цели программы:
· Приобщать учащихся к истории Малой Родины.
· Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
· Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.
· Познакомить учащихся с историческим и культурным наследием Калининградской области
· сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Основные задачи: передать колорит исторической эпохи, раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.
Задачи программы
Изучение прошлого и настоящего своей Малой родины, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и области. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. Активизация поисковой деятельности учащихся. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения. Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.
Методические приемы:
Исследовательская деятельность. Поисковая деятельность. Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов). Индивидуальная работа с учащимися. Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).
Формы проведения занятий:
Экскурсия. Конференции. Занятия Работа с документами. Исследовательская деятельность Создание презентаций, выставок.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию в музее архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся раз в неделю по 1 часу.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в Областной краеведческий музей, Музей Янтаря, Королевские ворота, пешие экскурсии по городу и окрестностям; посещение архива города; сбор материалов; оформление материалов экспедиции; оказание помощи в создании и оформлении новых экспозиций школьного музея; участие в краеведческих конкурсах; приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “Моя Малая Родина”.
Проведение выставок, экскурсий, участие в районных и городских краеведческих конкурсах и мероприятиях.
Календарно-тематическое планирование по курсу краеведения «Моя малая Родина»
№ урока
Тема урока (дата)
Кол-во часов
Оборудование
Домашнее задание
Программное содержание
1
Где расположена наша область? Как найти ее на карте?
2
Карта запада России, карта калининградской области, дополнительная литература, доска.
Уметь найти и показать область на карте,
Познакомить учащихся с особенностями Калининградской области, научить находить ее на карте
2
Немного истории. От Кёнигсберга до Калининграда
2
Презентация мультимедиа, дополнительная литература.
Составить историческую справку – схему.
Предоставить учащимся краткую историческую справку края.
3
«Ворота Кёнигсберга».
2
Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.
Дать сравнительную назначения городских ворот в Кёнигсберге и современном Калининграде.
4
Балтийское море - наше сокровище.
2
Изображения балтийского моря, фотографии, карта-схема побережья, дополнительная литература, доска. Презентация мультимедиа.
Нарисовать море, написать о своем отношение к морю.
Познакомить учащихся с особенностями и значением Балтийского моря
5
Почвы области, какие они?
2
Презентация мультимедиа. Карта области, дополнительная литература.
Информация.
Дать представление о почвах области, рассказать, что на них растет.
6
Куршская коса (экскурсия)
2
Изображения балтийского моря, фотографии, карта-схема побережья, дополнительная литература.
Информация о животных и растениях косы (индивидуальные задания).
Совершить экскурсию на косу, познакомить с ее особенностями.
7
Флора и фауна Куршской косы.
2
Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.
Дать представление о животных и растениях косы.
8
Великие люди Кёнигсберга.
Гофман. Кант
2
Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.
Сказки Гофмана
Познакомить с биографиями Канта и Гофмана.
9.
Видео викторина. «Что мы узнали о нашем крае?»
2
Иллюстрации,
Презентация мультимедиа.
Проверить уровень усвоения знаний.
10
Животный мир.
2
Презентация мультимедиа. иллюстрации леса, фотографии животных, доклады.
Интересная информация
Дать представление о животных области.
11
Растительный мир области.
2
Карточки дополнительная литература, иллюстрации, Презентация мультимедиа
Интересная информация
Познакомить с растениями края.
12
Реки нашего края. Река
2
Презентация мультимедиа. Карта области, дополнительная литература.
Нанести на карту реки. Индивид. Зад.
Дать представление о реках региона и их значении, учить работать с картой.
13
Озера области. Озеро Виштынец
2
Презентация мультимедиа. Карта области, фотографии озер, иллюстрации Виштынецкого озера.
Индивидуальные задания
Познакомить учащихся с видами озер, с особенностями оз. Виштынец, учить работать с картой.
14
Практическое занятие. Работаем с картой.
2
Карты, дополнительная литература.
Продолжать учить работать с картой.
15
Что еще мы знаем? Урок – обобщение.
2
Презентация мультимедиа.Дополнительная литература, фотографии, иллюстрации.
Повторение
Закрепить изученный материал.
16
Урок – игра. «Брей – ринг».
2
Презентация мультимедиа. Раздаточный материал: карточки, кроссворд
Проверить уровень усвоения знаний.
Список используемых источников:
Амозова Е.Е. Перспективы развития Виштынецкого рекреационного района. – Калининград, 2001.
Баринова Г.М Эколого-географический предпосылки создания Виштынецко-Сувалской охраняемой территории. // Экологические проблемы Калининградской области и Юго-Восточной Балтики: Сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т.- Калининград, 1999. – С.25-30.
Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985.
Вуаулина В.Д. Наш край: Калининградская область.: Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.
Виштынецкое озеро: природа, история, экология.: научное издание/ В.В. Орленок; Калининградский государственный университет., - Калининград, Издательство КГУ, 2001.
Государственный Комитет по охране окружающей среды Калининградской области 1988-1998: Научное издание/ Госкомэкология РФ. – Ольштын: Варминска, 1998.
Заповедники и национальные парки России. – М.:ЛОГАТА, 1998.
История западной России: Рабочая тетрадь для школьников. 6-7 классы / Сост. Г,В, Кретинин, Под ред. Клемешева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Кретинин Г.В. История западной России : Учебник. 6-7 классы/ Под редакцией А,П, Клемешева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Куршская коса – Государственный природный национальный парк. / Дарьялов А.П., Справочное издание, Калининград: Калининградская правда, 1994.
Куршская коса: растения на песке / Алянскене С., Справочное издание. – Клайпеда: Спаудос практика, 2001.
Литвин В.М., Дедков В.П. Природные ресурсы Калининградской области. – Калининград: Янтарный сказ, 1999. Памятники природы и другие особо охраняемые территории Калининградской области.: очерки природы/ В.М. Литвин, Справочное издание. – Калининград: Калининградская правда, 2003.
Потемкина Т.А., Тамбовкина Т.Ю. Немецкий язык: от простого к сложному: учебное пособие кн. 1. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.
Схема охраны природы Калининградской области./ Цыбин Ю.А.- Калининград: Издательство TENAX MEDIA, 2004.
Хупфер П. Балтика – маленькое море, большие проблемы / Перевод с нем. – М,, Гидрометеоиздат, 1982.