Материалы к педсовету: "Мотивация учебной деятельности"
Материалы к педсовету: "Мотивация учебной деятельности"
Материалы к педсовету
Мотивация учебной деятельности
Эффективность урока – была, есть и будет актуальной темой в педагогике. С целью повышения интереса к учебным дисциплинам, учитель в зависимости от содержания урока должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у обучающихся соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов:
1 этап. Возникновение мотивации – готовность к учебной деятельности, включенность в работу. На этом этапе учитель
фиксирует мотивы предыдущих достижений: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой…»;
может высказать мотивы относительной неудовлетворенности: «Не усвоили еще одну важную сторону этой темы…»,
может усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность: «Для вашей будущей жизни это просто необходимо, например, в таких-то ситуациях…».
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. На этом этапе используется чередование разных видов деятельности; материалы различной степени трудности, отметки, вызывающие положительные, а иногда и отрицательные эмоции – удовлетворенность или неудовлетворенность; целесообразно активизировать поисковую активность учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы к педсовету: "Мотивация учебной деятельности" »
Материалы к педсовету
Мотивация учебной деятельности
Эффективность урока – была, есть и будет актуальной темой в педагогике. С целью повышения интереса к учебным дисциплинам, учитель в зависимости от содержания урока должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у обучающихся соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов:
1 этап. Возникновение мотивации – готовность к учебной деятельности, включенность в работу. На этом этапе учитель
фиксирует мотивы предыдущих достижений: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой…»;
может высказать мотивы относительной неудовлетворенности: «Не усвоили еще одну важную сторону этой темы…»,
может усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность: «Для вашей будущей жизни это просто необходимо, например, в таких-то ситуациях…».
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. На этом этапе используется чередование разных видов деятельности; материалы различной степени трудности, отметки, вызывающие положительные, а иногда и отрицательные эмоции – удовлетворенность или неудовлетворенность; целесообразно активизировать поисковую активность учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершения. Важно, чтобы каждый обучающийся вышел из учебной деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Исследование мотивационной сферы обучающихся выявило следующие наиболее распространенные виды учебной мотивации:
хорошая оценка на уроке, признание учителем и одноклассниками учебных достижений обучающегося;
подготовка к зачету или контрольной работе;
проявление и развитие своих способностей, повышение самооценки.
стремление получить хороший аттестат, как залог успешного поступления в институт;
стремление заработать одобрение родителей, желание доставить им приятное.
Мотивация – процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для обучающегося определенный смысл. Учитель должен использовать все мотивы для того, чтобы обеспечить заинтересованность обучающихся в получении знаний, но его главная задача – сформировать познавательные мотивы, которые побуждают обучающегося проявлять интерес к процессу обучения и овладению знаниями.
Несформированность у обучающихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости. Мотивационная сфера обучения определяет и побуждает учебную активность. Следует учесть, что учебная деятельность является полимотивированной, лежащие в ее основе различные побуждения образуют сложную структуру. Так, например, у обучающегося может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он ориентируется не на результат деятельности, а только на оценку. У обучающихся помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие.
Мотив обучения должен стать внутренней причиной, которая заставляет ученика учиться. Учебный мотив можно сформировать, если показать обучающемуся практическую значимость знаний, интересно преподать учебный материал, создать проблемные ситуации, которые требуют неординарного решения, вызвать у обучающихся эффект удивления, использовать учебную дискуссию, познавательные игры.
Формирование положительной установки на урок - это результат эффективно продуманной постановки цели, задач и мотивации. Главное, чтобы обучающиеся поняли, зачем они изучают тот или иной материал, помочь им осмыслить и понять актуальные проблемы, обобщить и систематизировать материал, найти ему практическое применение.
Большое значение для формирования мотивации обучения имеет личность самого учителя. Уважение, внимание, забота и одобрение учителей повышают у обучающихся чувство собственного достоинства и приводят к формированию положительной самооценки. Положительные эмоции стимулируют действия позитивного характера. Позитивный интерес у обучающегося формируется только тогда, когда учебная деятельность успешна, а способности обучающегося оцениваются позитивно.
Желание учиться, мотивация учебных достижений связаны с положительным отношением к учителю. Наиболее важными качествами идеального учителя обучающиеся считают способность к пониманию, отзывчивость, доброту, заботливость, т.е. общечеловеческие качества, а уж потом – высокий профессионализм. К тому же, ребята предпочитают педагогов с чувством юмора, веселых и остроумных.
Положительный настрой учителя, заинтересованность в результате, уверенность в себе и в обучающихся – прямая дорога к успеху на уроке.
Алгоритм мотивационной установки
Зачем мне эта информация? Это первое, над чем нам нужно задуматься. Несмотря на свою, на первый взгляд, банальность, вопрос предельно важен. Он является основанием для дальнейшего "строительства" учебного процесса. Прежде чем подойти к изучению материала, выделите время, задумайтесь над вопросами, которые представлены ниже, загляните внутрь себя и постарайтесь дать себе честный ответ на каждый из них.
Что значит для меня эта информация?
Чего я хочу достигнуть?
Как оно (это знание) мне пригодится в достижении основной цели в жизни?
Управляйте! Как только вы определили, что эта информация вам необходима, начинайте ее изучать. Будьте реалистичны. Если вы начинаете обучение с "нуля", не стоит настраиваться на большой успех в короткие сроки. Помните, что большие цели не достигаются маленькими усилиями. Исследования показали, что большинство из тех, кто не достигал большого успеха в учебе, ставили перед собой великие цели, а те, кто был успешен, определяли цели, которые были чуть больше их возможностей. Иногда нам хочется все сразу, или ничего вообще. Второе достичь очень просто, первого же нам не видеть как … "свою макушку без зеркала". Здесь должен быть выработан некоторый баланс. Цели не должны быть маленькими, иначе мы не будем достаточно мотивированы. Они так же не должны быть слишком большими, чтобы мы знали, что мы МОЖЕМ их достигнуть, и, таким образом, опять же, были мотивированными.
Контроль! Для сохранения должного уровня мотивации вам необходимо держать процесс обучения "под контролем". Часть проблемы обычно решается преподавателем. Курс обучения разбивается на несколько этапов. Таким образом, наша большая задача делиться на ряд маленьких. Наше внимание должно быть направленно на выполнение вот этих "маленьких" задач в поставленные сроки.
Отдых. Немаловажную роль в мотивации обучения играет отдых. К сожалению, никто из людей не является неиссякаемым источником энергии. Хотя человеческий мозг способен работать без перерыва до самой смерти, нам необходимо давать ему перерывы. Перерыв на 3-5 минут через каждые 20-30 минут или смена деятельности на уроке помогут держать наш ум свежим и острым на протяжении 5-6 уроков. При этом нам не обязательно будет значительно отвлекаться от работы. Конечно, нельзя здесь определить какой-либо шаблон или формулу. Следует помнить, что для одних перерывы могут быть мгновения, а для других - минуты. Главное, найти «золотую серединку», которая устроит каждого ученика. Важно помнить, что основная цель отдыха - расслабиться. Как известно, для эффективной работы мозга требуется много насыщенной кислородом крови. Некоторые ученные говорят, что несколько простых физических упражнений повысит количество подачи кислорода в мозг на 20 процентов. Может быть, для некоторых будет достаточно просто отвести взгляд от текста, обратить внимание на окружающую обстановку, обратить внимание, что делается за окном на улице.
Знайте, как вы учитесь. Для того чтобы быть мотивированным, большинству из нас, хотя бы время от времени, нужно переживать успех. То есть видеть, что прилагаемые нами усилия идут на пользу и окупают себя с лихвой и т.д.
Понимание. Избегайте слепого заучивания. Понимайте и ищите смысл. Хотим мы того или нет, но наш мозг пытается понять новую информацию и установить смысловые связи с тем, что мы уже знаем. Иначе говоря, мозг идентифицирует, оценивает и "вписывает" новый материал, соответствующий раздел "базы данных" нашей памяти. Неосознанное повторение и зубрежка способны не только угасить в нас мотивацию, но и окончательно вселить отвращение к учебе. При рассмотрении материала постарайтесь найти смысл. Увидеть логическую последовательность и характерные для правила закономерности. Сосредотачивайтесь на главном, не обращайте большого внимания на второстепенные детали. Если вам сложно самим справиться с этой задачей самостоятельно, то используйте помощь других, в частности вашего преподавателя. Итак, понимайте материал. Даже если вы понимаете информацию не совсем, так как её нужно понимать, все же ищите смысл и давайте свое понимание любому материалу. Нет смысла в задании - нет смысла в его выполнении.
Оценка. Спросите себя, как на вас влияют оценки? Какие оценки действительно побуждают вас к учебе? Если вы любите получать только «5» - получайте их. Для некоторых только "2" может служить настоящим мотиватором. Только тогда некоторые из нас начинают браться за учебу. Итак, знайте свою оценку. Постарайтесь сами дать честную оценку своим знаниям. Именно эта оценка имеет настоящее значение. Оценки преподавателя (если таковые есть) условны. Вознаградите себя. Отметьте свои достижения. Купите себе мороженое! Это ещё раз подтвердит и закрепит внутри вас понимание, что вы можете, и главное разогреет желание учиться.
Эффективность учебной деятельности зависит от силы мотивации. Чем сильнее побуждение к действию, тем выше результат деятельности. Йеркс-Додсон