~~Формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения
В последние 3-4 года вызывает повышенный интерес часто упоминаемое понятие дистанционного образования. В создании системы дистанционного обучения нуждается и наша школа. Этот запрос сформировался под влиянием следующих факторов.
Во-первых, дефицит времени учащихся приводит к тому, что ученику помимо учебных предметов приходится посещать ежедневные тренировки во внеурочное время.
Во-вторых, сезонные соревнования среди юношеских команд по футболу, особенно в период окончания учебной четверти.
Если ученик пропустил урок, то он вынужден либо обращаться за помощью к учителю, что осложняет деятельность последнего по причине его чрезмерной загруженности; либо обращаться за помощью к одноклассникам которые не имеют педагогической подготовки, позволяющей качественно объяснить учебное содержание; либо самостоятельно изучать некоторое учебное содержание, при этом никто и никогда не обучал его методам организации самостоятельной познавательной деятельности, не рассказывал какие средства следует использовать в процессе самообразования и как с ними работать. Перечисленные факторы с одной стороны являются объективными причинами снижения качества образовательных услуг а, с другой стороны - объективными условиями существования системы дистанционного обучения. Здесь и в дальнейшем под системой дистанционного образования понимается образованная система деятельности, в которой процесс обучения реализуется при условии пространственной удаленности ученика и педагога.
При создании такой образовательной системы можно сформировать две формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения. В первом случае учащиеся периодически снабжаются учебными пособиями и в автономном режиме занимаются самоподготовкой.
Во втором случае учащиеся получают доступ к учебным материалам, расположенные в компьютере. Обучение осуществляется также в автономном режиме. Периодически ученики обмениваются информацией с консультантом предметником. Так как большинство учащихся не имеют собственных компьютеров они могут работать в компьютерном классе.
Важнейшей стороной дистанционного обучения – является акцент на развитие сотрудничества самой главной составляющей учебно-воспитательного процесса - «Учитель-Ученик». Успешность дистанционного обучения во многом зависит от того, как сложится сотрудничество, где можно с уверенностью сказать, что это зависит от уровня реализации функции учителя и ученика.
Функции педагога-консультанта в процессе дистанционного обучения:
организация диагностики актуального уровня способностей ученика;организация рефлексии;
организация обучения учащихся познавательной деятельности с помощью предлагаемых мультимедийных и полиграфических средств обучения;организация контроля деятельностных и образовательных способностей по итогам обучения на вводном этапе;дифференциация учащихся по степени сформированности деятельностных способностей;разработка индивидуальной образовательной программы для каждого ученика;организация консалтинговой деятельности в течение учебного периода;организация промежуточного контроля уровня способностей учащихся;
оценка учебной деятельности учащихся по результатам текущего контроля;коррекция организации учебной деятельности учащихся;организация итогового контроля;рефлексия собственной педагогической деятельности./li>
Функции ученика в процессе дистанционного обучения.
выполнение заданий входного контроля;самоконтроль результатов входного контроля;
освоение основных этапов познавательной деятельности на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения;получение от учителя индивидуальной образовательной программы;подготовка к занятиям в компьютерном классе с помощью методических рекомендаций для ученика;работа по выполнению заданий, указанных в методических рекомендациях для ученика, в компьютерном классе;подготовка к консультации, то есть выполнение заданий, предписанных консультантом-предметником, и составление вопросов на понимание нового учебного содержания;
участие в коммуникации учитель – ученик, позволяющей уточнить понимание учеником основных теоретических положений курса и систематизировать знания по контролируемому разделу программы;выполнение заданий для промежуточного контроля;самоконтроль и самооценка результатов промежуточного контроля;организация собственной учебной деятельности направленной на устранение причин затруднений, выявленных педагогом в результате контроля;
выполнение заданий итогового контроля;рефлексия собственной деятельности на основе результатов итогового контроля.
В силу специфики организации учебного процесса в системе дистанционного образования можно выделить следующие этапы деятельности ученика:
самоопределение к обучению в рамках системы дистанционного образования;
определение актуального уровня собственных способностей к познавательной деятельности;
формирование способностей к познавательной деятельности в процессе обучения;
организация самостоятельной познавательной деятельности в условиях дистанционного обучения;
рефлексия собственной учебной деятельности.
Эффективность деятельности системы дистанционного образования определется следующим образом.
По результатам входного и повторного контроля проводится распределение учащихся по степени сформированности перечисленных деятельностных способностей. При этом выделяются три уровня их сформированности: низкий, средний, высокий.
По результатам текущего и итогового контроля определяется динамика изменения количественного показателя соответствующим деятельностным способности в каждом уровне.
Изменение количественного показателя по уровню, приходящийся на один час учебной нагрузки учащихся называется эффективностью учебной деятельности.
Думаю, дистанционное обучение - хороший способ работы с неуспевающими и одарёнными учащимися, всеми, кому требуется дополнительное внимание учителя. Это хороший способ сформировать оптимальную программу занятий с учётом индивидуальных особенностей ученика. Возможности дистанционного обучения очень широки: можно публиковать занимательные задачи по предмету, можно ликвидировать пробелы, возникшие из-за пропавших уроков, можно создавать индивидуальную программу для работы разных классов параллели, если у них разный уровень знаний. При этом режим работы (чаще или реже использовать такую форму работы с учащимися) учитель может выбрать для себя сам, в зависимости от своих возможностей.
В каждой школе есть долго болеющие дети и надомники, для которых такие занятия актуальны. Во многих школах накоплен электронный материал по прохождению тех или иных тем по разным предметам. Возможно, создание такой общей копилки может стать первым шагом к организации ДО.
Итак, с чего же можно начать? Подготовка материалов для урока в электронном виде - это первый шаг преподавателя на пути к дистанционному обучению.
Давайте представим, что у вас есть электронные варианты ваших разработок: контрольные работы, тесты варианты практических работ лекции тем, дополнительные материалы по предмету экзаменационные материалы и т.д.
А еще у вас есть возможность опубликовать (разместить) их в сетевой папке на школьном сервере, вывесить в Интернете или переслать детям по электронной почте. Вот вы и уже готовы применить элементы дистанционного обучения учебном процессе:
контрольные работы, тесты - порекомендовать ученику, пропустившему несколько тем или нерадивому ученику, который прослушал урок в режиме "в одно ухо влетело ..." изучить материалы урока, ответить на вопросы из рубрики "Проверь себя", выполнить практические работы и домашнее задание.
Варианты практических работ - эти материалы можно дать для опережающего обучения темы, чтобы затем на уроке можно было монолог учителя заменить на осмысленную (со стороны учеников) беседу-обсуждение данной темы и объяснить более подробно только то, что вызвало затруднение в уроке.
Лекции тем, дополнительные материалы по предмету - можно за неделю до контрольной работы дать возможность ознакомиться с одним из вариантов этой работы. Пусть дети подготовятся самостоятельно или воспользуются помощью родителей, друзей. Разве это плохо, если кто-то другой, кроме вас помог освоить этот материал ученику?!
Экзаменационные материалы и т.д. - начать подготовку к экзамену прямо с первого урока. В качестве домашнего задания, ученик может готовить электронный конспект билетов по курсу, выбирая из лекции ответы на вопросы экзамена и выполняя практические вопросы, разобранные в уроке.
В процессе такой работы дети приобретают вкус самостоятельного обучения и если у них есть мотивация (получить досрочно оценку по предмету, а высвободившееся время, например, посвятить проектной работе), то эффективность такого ДО возрастает многократно.
Внедрение элементов дистанционного обучения создает комфортную образовательную среду в школе без стрессов и насилия, в школе сотрудничества ученика с учителем, когда тезис "Я сам!" становится определяющим фактором развития и самоопределения личности ребенка.
Список литературы
Дьяченко В.К. сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение, 1972.
Сарсекеев Б.С. Тренинговые формы занятий в курсе истории Казахстана. - Акмола: ИПК РО, 1997.
Геокарис Клаудиа. Повышение участия учащихся: Разгаданная тайна. - лидерство в образовании. Январь 1997.
Гора П.В. Методические приемы и средства наглсдного обучения истории в средней школе. пособие для учителя. М.: Просвещение, 1971.
Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000
Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
Автор материала: Шестакова Ольга Васильевна